ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И ЕЕ ВАЖНОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Огеренко Е.О.
Огеренко Евгений Олегович — магистрант, направление: системный менеджмент, кафедра экономики и менеджмента, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Понятие инвестиции пришло к нам от латинского слова investire - облачать. В рамках командно-административной экономики, где главным является принцип централизованного распределения ресурсов, экономика отождествлялась с капитальными вложениями, т.е. затратами на воспроизводство основных фондов, их модернизацией.
Под инвестициями понимали «длинные деньги» как вложение капитала в различные секторы экономики. Хотя рыночные реформы и проходили в начале 90-х годов, юридически понятия термин инвестиции ввели с принятием нового Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1] (далее — Закон об инвестициях). В данном федеральном законе инвестиции определяются как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Понятие инвестиций мы раскрыли, а что же представляет собой инвестиционная стратегия предприятия? Для начала обратимся к подходу, что такое вообще стратегия.
Стратегией называют совокупность способов и методов по достижению цели, которая сформулирована в условиях ограниченности в ресурсах и возможностях. Распространённая ситуация, когда на этапе запуска проекта его основатели сталкиваются с проблемой доступности ресурсов, а именно - нехватка денег, нехватка физического капитала (зданий, машин, оборудования) для нормального функционирования, связей. Эти ограничения приводят к созданию последовательного плана действий, по получению результата исходя из имеющихся ресурсов и возможностей.
Таким образом, инвестиционная стратегия — это система долгосрочных инвестиционных целей организации, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также набор конкретных способов, путей их достижения наиболее эффективных методом, с учетом ограниченных ресурсов.
Инвестиционная стратегия это комплекс мер по разработке, выбору и внедрению наиболее подходящих, экономически обоснованных и эффективных путей по решению задач, поставленных руководством компании [3].
Причиной, побуждающей предприятие, заниматься инвестиционной деятельностью можно считать - необходимость расширения производства с целью увеличения прибыли, когда собственные оборотные средства не позволяют быстрыми темпами нарастить необходимой объем продаж или производства. Покрытие потребности в средствах обеспечивает разработка инвестиционной стратегии на предприятии. Задачи стратегии, которые она решает:
• обеспечение запланированных темпов роста объёмов продаж/производства
• поддержание ликвидности компании
• минимизация рисков, создание устойчивой аналитической базы
• маркетинговые исследования/изучение конъюнктуры рынка
• разработка бюджета фирмы
• формирование необходимого объема инвестиционных ресурсов
• создание оптимальной структуры инвестиций
• формирование портфеля инвестиций и управления им
• оценка используемых инструментов инвестирования, выбор наиболее эффективных, отказ от убыточных активов и проектов
• софинансирование бизнеса за счет дополнительного источника доходов
Инвестиционная стратегия является эффективным инструментом перспективного управления
инвестиционной деятельностью предприятия, представляет собой концепцию ее развития и в качестве генерального плана осуществления инвестиционной деятельности предприятия определяет:
• приоритеты направлений инвестиционной деятельности;
• формы инвестиционной деятельности;
• характер формирования инвестиционных ресурсов предприятия;
• последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей предприятия;
• границы возможной инвестиционной активности предприятия по направлениям и формам его инвестиционной деятельности;
• систему формализованных критериев, по которым предприятие моделирует, реализует и оценивает свою инвестиционную деятельность.
Важен сам процесс разработки инвестиционной стратегии, он включает в себя следующие этапы:
• постановку целей инвестиционной стратегии;
• оптимизацию структуры формируемых инвестиционных ресурсов и их распределения;
• выработку инвестиционной стратегии по наиболее важным аспектам инвестиционной деятельности;
• поддержание взаимоотношений с внешней инвестиционной средой.
Потребность в создании инвестиционной стратегии обуславливается быстрыми переменами на рынка. Увеличение конкуренции, цифровизация, все это загоняет предприятия в новые жесткие рамки, где порою от нескольких недополученных тысяч рублей зависит, останется предприятие на рынке или нет.
Так же необходимо своевременно вносить корректировку, в инвестиционную программу с учетом быстро меняющегося настроения на рынках. Особенно тщательно стоить уделить внимание прогнозу и анализу. Это актуальный вопрос для тех, у кого бизнес связан, так или иначе, с курсом валют. Абсолютное большинство в 2014 году не могло представлять, что 1 американский доллар уже будет стоить не 35 рублей, а 65-80. Закладывая цифры без учета валютных рисков, компании создают под бюджеты, в которые заложены затраты с учетом подготовленного прогноза. Без учета валютного риска, инвестиционные программы приводят либо к срыву, либо к сильному удорожанию проекта, что выльется в дополнительные непредвиденные расходы. Так по итогам 2014 года компании входящие в индекс ММВБ 10 [2] увеличили свои расходы на 8-30% год к году, в основном из-за валютного риска. Банки - за счет увеличения отчислений под резервы, производственные и добывающие компании - за счет пересмотра инвестиционных программ и их удорожания.
Эффективно управлять инвестициями возможно только при наличии инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, для этого в каждой достаточно крупной компании необходимо задуматься о создании целого отдела аналитиков, которые будут подготавливать качественные прогнозы, позволив тем самым сэкономить деньги и вовремя пересмотреть инвестиционную стратегию, или обратиться к профессионалам в этой области кто себя рекомендовал уже, а не писать стандартные фразы в годовых отчетах, в параграфе риски. Иначе инвестиционные решения отдельных подразделений предприятия могут противоречить друг другу, что будет снижать эффективность инвестиционной деятельности.
Инвестиционная стратегия, как часть общей стратегии развития фирмы направлена на дополнительные вложения в период спада, чтобы преодолеть его, и создание подушки безопасности на долгие годы [4]. Если предприятие будет жить только текущими периодами, и не будет смотреть выше года вперед, не готовить ликвидные активы на будущие периоды, то возможно, в следующие кризис, компания может и не переживет. Долгосрочные инвестиции не только важны с точки зрения получения прибыли, важно и также их сохранность и ликвидность. Чтобы в момент когда понадобиться кэш, активы можно было быстро перевести (продать) и получить требуемую ликвидность.
Необходимо учитывать, что реализация инвестиционной стратегии возможна на российских предприятиях только после этапа финансового мониторинга, когда компания сама сможет провести свою оценку, адекватно определить стоимость активов и долгов предприятия и исходя уже из имеющихся результатов, создавать инвестиционную стратегию.
Разработка инвестиционных стратегий может происходить не только на уровне отдельных коммерческих предприятий, она также разрабатывается в следующих организациях:
• Государственные инвестиции. В основном они идут через бюджет или специально созданные программы, под конкретный проект или событие. Например - Олимпиада в Сочи. Когда была разработана целая программа по подготовке и проведению олимпиады, ключевое стало государственные инвестиции, которые были выданы через субсидии или без % кредиты, тем, кто выиграл государственные подряды. Как правило, со стороны государственных служащих нет четких требований по доходности и отдачи, тот же Федеральный фонд социальной и экономической
поддержки отечественной кинематографии, где примерно половина субсидий выдается на без % основе, а часть субсидий заложены как безвозвратные. Здесь больше стоят задачи социального или культурного плана, политически, в меньшей степени оценивают доходность от вложенных средств. Данную группу можно охарактеризовать как высокие риски/ низкая доходность
• Компании, обладающие большим объёмом свободной временной ликвидностью - банки, страховые компании, лизинговые организации. Данную группу стоит выделить отдельно, так как они управляют кровью экономики - деньгами. Свободные деньги должны работать, приносить доход, и здесь уже подключаются банки или их отдельные инвестиционные подразделения, со своими предложениями денег. Для данной группы важен уже % какой они получат в итоге, но также им важен и риск, потому что компании прекрасно понимают, что они управляют не своими деньгами, а деньгами своих клиентов, которые у них во временно пользовании. Если сравнить их роль, то именно банки стали главным двигателем быстрого роста Соединённых Штатов Америки в конце 19 века - начале 20, инвестируя свободные денежные средства в новые предприятия, дали толчок к экономическому росту страны. Для данной группы уже соответствует средние риски/средняя доходность. Отдельно в группе стоит выделить подгруппу - инвестиционные банки и инвестиционные фонды, для них главным источником дохода являются инвестиции, и их стратегия уже будет отличаться от банков в классическом понимании, для данной подгруппы будет соответствовать высокие риски/ высокая доходность. Их жизненное кредо - показать наилучший результат на рынке, а это возможно только, когда ты принимаешь решения отличные от всех.
• Отдельное предприятие. Здесь все зависит от того, какие цели ставит перед собой руководство компании. Но если мы берем в целом их как группу, то они характеризуются - как низкие риски/ низкая доходность. Компании в целом не любят рисковать, а из инвестиций выбирают стандартные низко рискованные продукты - депозиты или облигации. Часть могут быть размещена в акциях или в доли в другом предприятии, но в целом данная группа не ставит основным видом заработка инвестиции, а только дополнительный, как возможность разместить выгодно свободные деньги.
Изменение факторов внутренней среды предприятия может быть связано с кардинальными изменениями целей его операционной деятельности или с предстоящими изменениями в стадии жизненного цикла. Открывающиеся новые коммерческие возможности меняют цели операционной деятельности предприятия. В этом случае разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает прогнозируемый характер возрастания инвестиционной активности предприятия и диверсификации его инвестиционной деятельности.
Процесс разработки инвестиционной стратегии требует выделения объектов стратегического управления предприятия. К таким объектам относится инвестиционная деятельность:
• предприятия в целом;
• стратегической зоны хозяйствования;
• стратегического центра.
В современных условиях хозяйствования инвестиционная стратегия становится одним из определяющих факторов успешного и эффективного развития предприятия. Разработанная инвестиционная стратегия [5]:
• обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и инвестиционных целей предстоящего экономического и социального развития предприятия;
• позволяет реально оценить инвестиционные возможности предприятия;
• позволяет максимально использовать инвестиционный потенциал и активно маневрировать инвестиционными ресурсами;
• обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей;
• позволяет прогнозировать возможные варианты развития внешней инвестиционной среды и уменьшить влияние негативных факторов на деятельность предприятия;
• обеспечивает четкую взаимосвязь стратегического, тактического (текущего) и оперативного управления инвестиционной деятельностью предприятия;
• отражает преимущества предприятия в конкурентном окружении;
• определяет соответствующую политику инвестиционной деятельности в рамках реализации наиболее важных стратегических инвестиционных решений.
Внутри инвестиционной стратегии формируется значение основных критериев выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования. Разработанная инвестиционная стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления предприятием и его организационной культуры.
Список литературы
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // «Собрание законодательства РФ», 01.03.1999. № 9. Ст. 1096.
2. Официальный сайт Московской биржи//Индекс ММВБ 10 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moex.com/ru/index/MICEX10INDEX/ (дата обращения: 15.05.2018).
3. Разработка инвестиционной стратегии предприятия // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/M8VCsJcsb5I/all.html/ (дата обращения: 15.05.2018).
4. Тактические приемы в управлении инвестиционным проектом ООО «Санта» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/fmance/3c0a65625b2bc68b4d43a88521216c37_0.html/ (дата обращения: 15.05.2018).
5. Инвестиционные решения в антикризисном управлении // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.doklad.ru/view/Fl9wMJz_ISg.html/ (дата обращения: 15.05.2018).
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФАНДРАЙЗИНГА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Айткеева А.Б.
Айткеева Айша Бекболотовна — магистрант, направление: международный менеджмент, кафедра экономики, Российский университет дружбы народов, г. Москва
Кыргызстан - это высокогорная страна, расположенная в Центральной Азии. В прошлом входящая в СССР, в настоящее время, Кыргызская Республика вкладывает все усилия для развития благосостояния населения. По данным национального статистического комитета, на сегодняшний день, в Кыргызской Республике проживает 6 256 700 человек [1, с. 320].
Существует Всемирный индекс благотворительности, который показывает, насколько прогрессируют страны в отношении населения к благотворительной помощи. Есть несколько категорий, по которым суммируется этот показатель: волонтерства, пожертвований, и помощи незнакомцу. Что интересно, к 2017 году, Кыргызстан занял 85-е место, но в 2015 году Кыргызстан лидировал и занимал 18-е место. Были проведены исследования о том, как за 2 года произошли такие сильные изменения. Оказалось, что в 2015 году был религиозный бум, и опросник проводился именно в это время, священного праздника Рамазан. Именно во время священного месяца отмечены самые активные периоды совершения пожертвований и помощи незнакомцам [2, с. 1]. Несмотря на то, что Кыргызстан является суверенным государством, во время мусульманского священного месяца наблюдается самый больший сдвиг в совершении пожертвований. Таким образом, рейтинг поставил Кыргызскую Республику на 18е место. Эти замечания были приняты агентством, и в последующем, страна заняла 85-е место [2, с. 3].
Основными формами и методами фандрайзинга были приняты: почтовая рассылка, электронная рассылка, краудфандинг, сбор средств через веб сайт, благотворительные мероприятия, sms пожертвования, индивидуальные пожертвования, корпоративные пожертвования, ящики для пожертвований, телемаркетинг, социальное предпринимательство, а также, привлечение средств через гранты и спонсоринг.
Рассматривая все перечисленные методы и формы фандрайзинга в рамках использования на территории Кыргызской Республики возникают некоторые сложности, а также, необходимы даже изменения некоторых методов. Например, тогда как почтовая рассылка является одним из успешных и важных методов фандрайзинга в США и Южной Корее, в Кыргызстане она будет не популярна, так как почтовые услуги уже редко используются, у некоторых почтовые ящики не активны, а другие просто не читают обращения через почтовые рассылки.
Важно заметить, что из-за небольшого финансирования данного сектора, почта уже не доставляется до двери, а почтовые ящики в районах столицы Бишкек, либо испорчены и не подлежат дальнейшему использованию, либо просто не размещены по причине ненадобности. Иногда, некоторые компании прибегают к раздаче материалов по квартирам, то есть оставляют брошюры в заброшенных почтовых ящиках или же оставляют около квартир в этажных домах. Но