Научная статья на тему 'Анализ эмиссионной политики российских корпораций при IPO'

Анализ эмиссионной политики российских корпораций при IPO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА / IPO / ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ / ЭМИТЕНТ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравец Анастасия Петровна

В данной статье рассмотрена эмиссионная политика российских корпораций и выход их на IPO, даны определения различных авторов на данную тему и на основе анализа доказано, что чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ эмиссионной политики российских корпораций при IPO»

корпоративной социальной ответственности. Благотворительные организации сами часто устраивают концерты. В данном случае, чаще всего артисты не берут за выступления гонорар, так как их талант и является пожертвование. А все собранные средства с билетов направляются на целевое назначение.

К 2018 году, в Кыргызской Республике активно проводятся благотворительные марафоны, ярмарки, Гала концерты, балы маскарады, туры по гольфу и многое другое. При грамотном проведении мероприятия, и участием множества спонсоров, а также при хорошем социально значимом проекте, на которое собираются средства, мероприятия могут быть достаточно успешными.

Помимо сбора средств, благотворительные мероприятия, также, являются хорошей площадкой для широкой рекламы собственной организации и повышение доверия со стороны населения, что имеет прямую зависимость с желанием жертвовать у потенциальных доноров.

Также, следует отметить, что инновационные технологии в Кыргызстане только начинают развиваться, поэтому некоторые инструменты недоступны. Сравнивая развитые страны, то с какой легкостью граждане могут совершить буквально все, используя только свой мобильный телефон, к сожалению, кыргызстанцам это дается сложнее. Несмотря на то, что почти все население имеет мобильную связь, интернет относительно низкой скорости и не везде доступен. Информационная безопасность, также, пока не достигла того уровня, когда пользователь может быть уверен в безопасности 100%. Банковская система, также, обновлена и усовершенствованна только 2-3 банками Кыргызской Республики.

Немаловажную роль играет и количество профессионалов в деятельности фандрайзинг. Чтобы стать фандрайзером, необходимы личностные качества, и пока уровень фандрайзинга в Кыргызской Республике не достиг того, чтобы устанавливать это понятие как самостоятельную дисциплину.

Более того, низкий уровень достатка, как правило, в большинстве случаев, не мотивирует людей стараться помочь ближнему пожертвованиями или делами, а наоборот, вызывает чувство несправедливости, так как человек сам находится не в лучшем положении.

Стоит отметить и то, что с процессом глобализации, у стран есть возможность перенять опыты друг друга и имплементировать, и интегрировать некоторые методы в свою культуру. Так и с фандрайзингом. Пришедши к нам с США, фандрайзинг уже входит в деятельность некоммерческих организаций Кыргызской Республики. Однако, учитывая все особенности возможностей и менталитета кыргызстанцев, следует использовать немного иные методы и формы привлечения средств.

Список литературы

1. Демографический ежегодник Кыргызской Республики: 2012-2016. Б: Нацстатком Кырг. Респ., 2017. 322 с.

2. "World Giving Index 2010" (PDF). [Электронный ресурс]. Charities Aid Foundation. September 2010. Режим доступа: https://www.cafonline.org/docs/default-source/about-us-publications/cafworldgivingindex2017_lozengemap_2167p_040917.pdf/ (дата обращения: 15.04.2018).

АНАЛИЗ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ ПРИ IPO Кравец А.П.

Кравец Анастасия Петровна - магистрант, кафедра финансового менеджмента, финансовый факультет, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассмотрена эмиссионная политика российских корпораций и выход их на IPO, даны определения различных авторов на данную тему и на основе анализа доказано, что чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания.

Ключевые слова: эмиссионная политика, IPO, первичное размещение акций, эмитент, фондовый рынок.

Сегодня позиции российских компаний-эмитентов на мировых рынках являются неустойчивыми, а результативность их эмиссионной политики - достаточно низкой. Этим

45

определяется необходимость изучения вопроса эмиссионной политики современных российских корпораций. Фрагментарным и ситуативным также является развитие сегмента первичных размещений акций отечественных предприятий (IPO - от англ. «Initial Public Offering» - первичное публичное предложение акций) [5, с.1-3].

В Федеральном законе РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015) указывается: «Эмиссионные ценные бумаги - ценные бумаги, удостоверяющие одинаковые права их владельцев в пределах одного выпуска относительно лица, которое принимает на себя соответствующие обязательства (эмитент)» [1].

В российском издании «Большой экономический словарь» подается следующая характеристика: «эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет определенную совокупность имущественных и неимущественных прав; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки реализации прав внутри одного выпуска вне зависимости от срока приобретения ценной бумаги» [2, с. 844].

Хабибуллина А.Г. отмечает: «эмиссионная политика предприятия - это часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, которая заключается в обеспечении привлечения необходимого объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке акций» [5, с. 1-3].

Из похожих позиций рассматривают сущность эмиссионной политики Моисеенко О.Н. и Раицкая Ю.С., отмечая, что «эмиссионная политика является особым инструментом управления капиталом, которая подчиняется целям и задачам финансового менеджмента, как составляющей корпоративного и стратегического управления» [3, с. 169-171].

Для развития рынка и соответственно качественного улучшения эмиссионной политики отечественных компаний, необходимы совместно принятые усилия всех участников рынка -государства как регулятора в лице отдельных органов, в частности Банка России, бирж, как организаторов торговли, которые совершенствуя инфраструктуру биржи, оказывают благоприятное влияние на развитие финансового рынка, самих участников рынка. В целом, можно сказать, что сегодня ряд шагов, способствующих развитию финансового рынка страны, уже сделан, что позволяет говорить о высоком потенциале рынка.

Так, введена система мегарегулирования рынка, для чего на базе центрального банка страны создан мегарегулятор - Банк России, внедряются международные стандарты отчетности, банки и иные крупные финансовые институты выходят на международный рынок, перенимая опыт.

В подтверждение тезиса о том, что одним из определяющих факторов активизации эмиссионной стратегии отечественных предприятий на внешних рынках, в первую очередь, является качественный уровень развития организованного рынка, а не его большая емкость показателя количества листинговых компаний. Можно отметить, что именно требования к процедуре листинга характеризует отбор ценных бумаг по их инвестиционным качествам, кроме того, это дает возможность говорить о попытке публичных корпораций максимально использовать свой публичный статус. В то же время, в процессе отбора ценных бумаг важным аспектом является и процедура делистинга, с помощью которой организаторы торговли ограждают себя от резкого изменения инвестиционных качеств ценной бумаги.

Обычно выход предприятия на фондовый рынок начинается с выпуска векселей, затем выпускаются облигации (выход на долговой рынок) и только потом уже выпускаются акции (выход на долевой рынок). Таким образом, от начала разработки стратегии до момента проведения IPO проходит не менее 1-3 лет. И чем лучше подготовлена эмиссия, тем на больший успех при проведении IPO может рассчитывать компания. Далее отмечено, что сложность разработки эмиссионной политики в российских компаниях связана с определенным рядом причин, а именно:

- на политику формирования капитала предприятия влияет целый ряд внутренних и внешних переменных (например, специфика отрасли, текущее финансовое положение компании, макроэкономическая, политическая ситуация и многие другие факторы);

- процесс обоснования необходимости эмиссии и подготовки нового выпуска ценных бумаг весьма продолжителен; после принятия решения о проведении эмиссии компании может потребоваться 3-6 месяцев на ее подготовку и проведение, и за это время конъюнктура фондового рынка может кардинально измениться;

- потребности компании в дополнительном финансировании могут противоречить условиям рынка

- на российском рынке складываются условия, когда объем заимствования не может быть меньше 300 - 400 млн. рублей, что может превышать инвестиционные потребности среднего бизнеса. Таким образом, компания должна думать, как «переварить заем».

- цели эмиссионных операций должны способствовать решению задач по формированию капитала предприятия и управлению его структурой. Российские компании не всегда связывают проведение эмиссионной политики с задачами управления финансами;

- эмиссии ценных бумаг должны быть адресными, т. е. сориентированными на определенного инвестора;

- необходим тщательный выбор времени появления ценных бумаг на основе оценки и качественного анализа экономической и политической ситуации в стране;

- эмитент должен полностью использовать весь свой наработанный опыт, продемонстрировать все достоинства своей инвестиционной программы; четко обозначить свою стратегию и производственные цели, и задачи;

- эмитент должен провести комплексный анализ рисков эмиссионных операций и осуществлять их постоянный мониторинг и контроль;

- эмитент должен стремиться наделить выпуск своих ценных бумаг тем количеством прав, гарантий и льгот, которые будут восприняты инвестиционным сообществом, как соответствующие компании с данным уровнем кредитного рейтинга.

Таким образом, острый дефицит ресурсов в связи с необходимостью поддержки конкурентного технологического уровня в корпоративном секторе России и невозможность его обеспечения за счет размещения финансовых инструментов на отечественном фондовом рынке обусловливают перенос эмиссионной стратегии отечественных акционерных обществ с внутреннего на международный фондовый рынок. Вместе с тем, доступ к источникам финансирования не является определяющим фактором для выхода отечественных эмитентов. Можно сделать вывод, что более важными аспектами, определяющими эмиссионную стратегию отечественных корпораций на фондовом рынке, и которые требуют анализа, являются:

1) во-первых, возможности использования современных управленческих технологий, построенных на рыночной оценке корпорации;

2) во-вторых, ужесточение нормативных требований к деятельности публичных компаний;

3) в-третьих, способность более развитых рынков обеспечить эффективный рост компаний в случае эффективных действий менеджмента;

4) в-четвертых, возможность превентивной защиты публичных компаний, ценные бумаги которых, размещены на международных рынках, от рисков, присущих экономике России (вроде рейдерства, коррупции и т.п.).

Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 22.04.1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 6.04.2015 г.) // СЗ РФ от 22.04.1996 г. № 17. Ст. 1918.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е переработанное и дополненное/ А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2005. С. 844.

3. Моисеенко О.Н., Раицкая Ю.С. Проблемы IPO на рынке ценных бумаг в России // Проблемы экономики и менеджмента, 2015. №12 (52). С. 169-172.

4. Тимерьянова Ф.Р. Ключевые проблемы развития рынка ценных бумаг в РФ // NovaInfo.Ru, 2016. № 44. С. 1-3.

5. Хабибуллина А.Г. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России // NovaInfo.Ru, 2016. № 53. С. 1-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.