Научная статья на тему 'Понятие индивидуальности в античной философии'

Понятие индивидуальности в античной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1354
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФИЯ / ИНДИВИД / ОБЩЕСТВО / АНТИЧНОСТЬ / МАТЕРИАЛИЗМ / ИДЕАЛИЗМ / HUMAN BEING / PHILOSOPHY / INDIVIDUAL / SOCIETY / ANTIQUITY / MATERIALISM / IDEALISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серова Наталья Степановна

Тема человеческой индивидуальности всегда была актуальна в европейской философии. Античные натурфилософы, изучая природу и Космос, пришли к выводу о необходимости определения места и роли человека во Вселенной. По их мнению, человек, конечно, подчиняется единым законам Космоса, но в то же время он обладает уникальными и неповторимыми качествами, которые выделяют его из остального мира. Если натурфилософия представляла человеческую индивидуальность в контексте природных свойств индивида, то классическая Античность на первое место ставит проблемы моральных оснований его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF INDIVIDUALITY IN ANCIENT PHILOSOPHY

The theme of human individuality was always relevant in European philosophy. Ancient natural philosophers, studying nature and the cosmos, came to the conclusion about the need to determine the place and role of a human being in the universe. In their opinion, a human being, of course, is subjected to the same laws of the cosmos, but at the same time, he/she has unique qualities that distinguish him/her from the rest of the world. If natural philosophy represented the human individuality in the context of the natural properties of the individual, then classical antiquity stated the problems of the moral bases of his/her life in the first place.

Текст научной работы на тему «Понятие индивидуальности в античной философии»

Серова Наталья Степановна

ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Тема человеческой индивидуальности всегда была актуальна в европейской философии. Античные натурфилософы, изучая природу и Космос, пришли к выводу о необходимости определения места и роли человека во Вселенной. По их мнению, человек, конечно, подчиняется единым законам Космоса, но в то же время он обладает уникальными и неповторимыми качествами, которые выделяют его из остального мира. Если натурфилософия представляла человеческую индивидуальность в контексте природных свойств индивида, то классическая Античность на первое место ставит проблемы моральных оснований его жизни. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/10-1/40.1~^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 160-161. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

160

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

УДК 140.8

Философские науки

Тема человеческой индивидуальности всегда была актуальна в европейской философии. Античные натурфилософы, изучая природу и Космос, пришли к выводу о необходимости определения места и роли человека во Вселенной. По их мнению, человек, конечно, подчиняется единым законам Космоса, но в то же время он обладает уникальными и неповторимыми качествами, которые выделяют его из остального мира. Если натурфилософия представляла человеческую индивидуальность в контексте природных свойств индивида, то классическая Античность на первое место ставит проблемы моральных оснований его жизни.

Ключевые слова и фразы: человек; философия; индивид; общество; Античность; материализм; идеализм.

Серова Наталья Степановна, к. филос. н.

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул nsg03@mail.ru

ПОНЯТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Понятие индивида предполагает наличие границ, определяющих личное пространство человека, возможность рассматривать себя в качестве целостности. Стремление быть индивидом заложено в самой культуре человечества, но реализуется только в определенную историческую эпоху. В период господства родовых отношений индивид всегда подчинен общим целям, его статус определяется только через выполнение тех или иных социальных функций. Известно, что в мифах границы между различными мирами весьма условны, при желании их можно перейти. Существует одна Вселенная, внутри которой разворачиваются события, а Боги, герои и люди тесно взаимосвязаны. В социальном отношении в архаическую эпоху наблюдается нечто подобное: имеется единое социальное пространство, которое еще не разделено на отдельные фрагменты, пока отсутствуют границы личной неотчуждаемой свободы и воли человека. «Необходимо сказать, - пишет А. Ф. Лосев, - что мифологическое понимание времени и пространства всецело определяется только особенностями той социально-экономической формации, которая обычно называется общинно-родовой или первобытнообщинной формацией. Личный субъект в ней еще не отделяет себя от своей общины, которая для него и ближе всего, и понятнее всего. Это неразличение общинно-родового индивидуума и самой родовой общины ведет к общинно-родовому пониманию и всего космоса. Пространственно-временная область выступает здесь поэтому как тождество общей идеи пространства и времени с единичным живым существом» [3, с. 24].

Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает свою уникальность, неповторимость и планирует свое будущее так, чтобы как можно более полно раскрыть свои возможности. Это требует понимания своего потенциала, активного отношения к жизни, а также наличия в обществе возможностей для реализации планов. Факты человеческой жизни всегда осмысливаются человеком в разных контекстах, но вполне материальные обстоятельства человеческой жизни могут иметь для человека различный смысл. Существует, по меньшей мере, два материальных факта, которые связаны с идеей индивидуальности, -это то, что люди физически отделены друг от друга, и то, что они отличаются друг от друга. Смысл этих обстоятельств для людей может быть разным, и в каждую историческую эпоху по-особому определяется набор возможных для человека пониманий данных обстоятельств. Поэтому важно, что и как обсуждается в связи с индивидуальным существованием человека в ту или иную историческую эпоху, как представлена связь человека с другими людьми и общественными институтами в наследии философской мысли. Этим объясняется наше обращение к истории развития идеи индивидуализации.

Теоретическое осмысление идеи индивидуализации начинается еще у древних греков, прежде всего у атомистов Левкиппа и Демокрита, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Слово «индивидуальность» восходит к латинскому слову "individuum" (отдельный, особь), которое соотнесено с греческим понятием "átomos" (неделимый, целостный), таким образом, введенное данными мыслителями понятие «атом» явилось отправным пунктом формирования понятия индивидуальности. Развивая идею индивидуализации, атомисты выдвинули новый взгляд на соотношение единого и многого, общего и единичного, создав тем самым новую картину мира. Отдельные неделимые атомы, по их мнению, образуют все качественное многообразие мира и являются пределом делимости материи, что позволяет последней сохранять свою устойчивость и качественную определенность. На основе данных представлений атомисты обосновали мысль о прерывно-дискретной природе бытия, о бесконечном многообразии форм материи, но атомы в их учении были лишены внутренней активности, что ограничивало методологические возможности принципа индивидуализации. Эпикур и Лукреций наделили атомы внутренней способностью отклоняться от прямолинейного движения, что существенно дополнило понимание индивидуализации и связало ее сущность с автономизацией индивидов. Но в целом атомисты сводили индивидуальное к абстрактно-единичному, к замкнутому в себе атому, а принцип индивидуализации в их учении указывал лишь на дифференциацию общего и отдельного, упуская из виду их диалектику. Это подтверждается толкованием атомистами индивидуализации человека, которая заключается в абстрагировании его от всего внешнего, в достижении им безмятежного существования. Тем самым индивидуальное бытие приобретает пассивный характер, а индивидуальная свобода означает свободу от окружающего мира, а не свободу действия в этом мире.

ISSN 1997-292X

№ 10 (84) 2017, часть 1

161

Особую роль в осмыслении темы индивидуальности в античной философии сыграл Сократ, который своим примером показал важность индивидуальных качеств человека для судьбы всего народа. «В самом деле, - пишет А. Боннар, - без активного личного воздействия Сократа и его учения на улицах Афин в течение полувека, а главное, без того влияния, которое оказала смерть Сократа в 399 году, ничего из того, что за ними последовало, нельзя объяснить» [1, с. 299]. Великий философ оставил после себя учеников, которые во многом реализовали его планы относительно воспитания индивидуальных качеств человека.

Платон, ученик Сократа, стремился раскрыть взаимосвязь единого и многого, но у него вещи приобретают свое бытие не в силу их единичности, а посредством общего, которое предшествует их единичному эмпирическому существованию, откуда следует, что индивидуальность - это реальность общего, форма его конкретного бытия. Единое у Платона - это особый «мир идей», идеальных сущностей, которые лишены телесности и для своего реального существования нуждаются в индивидуализации, посредством которой и происходит процесс превращения единого во многое, в мир конкретных вещей. Если атомисты преувеличивали значение единичного в принципе индивидуализации, то Платон, напротив, абсолютизировал роль общего, что, возможно, ограничивало методологическую ценность его подхода к пониманию природы индивидуального бытия человека. Все, что создано и подвержено изменению, согласно Платону, вырождается и погибает, но «любому роду обыкновенных деградирующих сущностей соответствует совершенная сущность, не знающая упадка. Эта вера в совершенные и неизменные сущности, которую обычно называют теорией форм или идей, стала центральной темой его философии» [4, с. 53]. Государство по отношению к индивиду - это идея, которая способна направлять его эволюцию в нужное для общества русло. Но государство само подвержено изменению и упадку, следовательно, нужно постоянно обращаться к неизменным идеям, одной из которых и является идея государства. Платон, осознавая трагичность для отдельно взятого индивида состояния политической нестабильности, предлагает свое философское решение проблемы. Идеализм Платона связан с реальными социально-политическими задачами общества, требующими своего разрешения.

Ученик Платона - Аристотель утверждал, что принцип индивидуализации коренится не в идеях, а в самой материи, которая является аморфной и пассивной и может обрести свою конкретную реальность только в индивидуальных вещах. По мнению Стагирита, именно материя, обладая лишь возможностью бытия, для своего превращения в действительность нуждается в форме как активном начале, что и обусловливает необходимость индивидуализации. Поэтому каждое индивидуальное бытие у Аристотеля представляет единство формы и материи. Тем самым Аристотель акцентирует внимание на внешней, количественной стороне индивидуализации, сводя индивидуальное к части общего. Требующим внимания является тезис Аристотеля о разделении труда в обществе: свободный индивид может увлекаться лишь искусством, охотой, но не заниматься определенным ремеслом профессионально. Забота о деньгах и ремесле - это удел рабов и варваров. Настоящий гражданин проявляет свои индивидуальные качества в свободном стиле, в творчестве, в том числе в искусстве управления государством. Заметим, что современный образ успешного человека связан именно с его профессиональной деятельностью; «если в философском смысле формой существования материи является движение, то формой существования человека, видимо, следует признать его профессиональную деятельность» [2, с. 5].

Проблема индивидуализации решалась в античной философии главным образом применительно к предметному миру, государству, к Космосу, поэтому человеческий индивид представлял интерес не сам по себе, а как составная часть целого. Проблема человеческой индивидуальности была актуальной и в позднеантичной философии, в эпоху эллинизма, когда разрушались старые общественные отношения, а индивид обособился от полиса и стал осознавать свое существование как автономное по отношению к окружающему миру. Стоики, эпикурейцы, скептики стали связывать индивидуальность с идеей самоценности индивида. Понимание индивидуальности здесь наполняется внутренним смыслом, в отличие от прежнего ее абстрактного толкования. Суть индивидуального усматривается в особой форме бытия человека, в его внутренней духовной потенции.

Список источников

1. Боннар А. Греческая цивилизация: в 3-х т. М.: Искусство, 1991. Т. 2. 334 с.

2. Кениспаев Ж. К. О профессиональном самосознании человека // Вестник Алтайской академии экономики и права.

2007. № 11. С. 5-7.

3. Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 155 с.

4. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. Т. 1. 448 с.

THE NOTION OF INDIVIDUALITY IN ANCIENT PHILOSOPHY

Serova Natal'ya Stepanovna, Ph. D. in Philosophy Altai State Pedagogical University, Barnaul nsg03@mail.ru

The theme of human individuality was always relevant in European philosophy. Ancient natural philosophers, studying nature and the cosmos, came to the conclusion about the need to determine the place and role of a human being in the universe. In their opinion, a human being, of course, is subjected to the same laws of the cosmos, but at the same time, he/she has unique qualities that distinguish him/her from the rest of the world. If natural philosophy represented the human individuality in the context of the natural properties of the individual, then classical antiquity stated the problems of the moral bases of his/her life in the first place.

Key words and phrases: human being; philosophy; individual; society; antiquity; materialism; idealism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.