Научная статья на тему 'Понятие и значение правовых ценностей в культурном измерении'

Понятие и значение правовых ценностей в культурном измерении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
395
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / LEGAL CULTURE / LEGAL VALUES / LEGAL STATE / HUMAN RIGHTS / CULTURAL-PHILOSOPHICAL ASPECT / CIVILIZATION / SPIRITUAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Мария Станиславовна, Матанцев Дмитрий Александрович

Данная статья посвящена исследованию правовых ценностей как культурного феномена. Авторы отмечают, что правовые ценности могут рассматриваться не только в узкоправовом аспекте с позиции их регулятивного значения, но и с философской точки зрения, как элемент культуры общества, в котором отражаются исторические особенности цивилизации, и как фактор становления и самовыражения личности. Отмечаются важность правовых ценностей для становления правового государства и гражданского общества, значимость взаимодействия права и иных элементов культуры для раскрытия истинной социальной ценности права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND MEANING OF LEGAL VALUES IN CULTURAL MEASUREMENT

This article is devoted to the study of legal values as a cultural phenomenon. The authors note that legal values can be viewed not only in the narrow legal aspect from the position of their regulatory meaning, but also from the philosophical point of view, as an element of culture of the society, in which historical features of civilization are reflected, and as a factor in formation and self-expression of the individual. The paper highlights importance of legal values for formation of the legal state and civil society, significance of interaction of law and other elements of culture for disclosure of the true social value of law.

Текст научной работы на тему «Понятие и значение правовых ценностей в культурном измерении»

Майорова Мария Станиславовна, Матанцев Дмитрий Александрович

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Данная статья посвящена исследованию правовых ценностей как культурного феномена. Авторы отмечают, что правовые ценности могут рассматриваться не только в узкоправовом аспекте с позиции их регулятивного значения, но и с философской точки зрения, как элемент культуры общества, в котором отражаются исторические особенности цивилизации, и как фактор становления и самовыражения личности. Отмечаются важность правовых ценностей для становления правового государства и гражданского общества, значимость взаимодействия права и иных элементов культуры для раскрытия истинной социальной ценности права. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/8/31 .html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 115-117. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

«Эмпирическая реальность есть для нас культура потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями <...> Культура охватывает те - и только те - компоненты действительности, которые в силу упомянутого отнесения к ценности становятся значимыми для нас» [2].

Роль и значение культуры в различных философских направлениях зависит от взглядов на человека, природу и науку представителей каждого отдельно взятого направления. Представление о культуре видоизменяется с развитием наук, в первую очередь философии, меняется ракурс воззрения. Но ввиду значимости такого явления, как «культура», представители каждого философского направления предлагают свое понятие и значение культуры.

Список источников

1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 2 / сост., общ. ред. и вступ. статья А. Л. Субботина. 582 с.

2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания [Электронный ресурс]. URL: http://business.polbu.ru/veber_objectivity/ch02_viii.html (дата обращения: 12.05.2017).

3. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/filf/ rpha/lib/kant-idea.htm (дата обращения: 14.05.2017).

4. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 2. 636 с.

5. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории / пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. М.: Мысль, 1993. Т. 1. Гештальт и действительность. 663 с.

UNDERSTANDING CULTURE IN VARIOUS PHILOSOPHICAL MOVEMENTS

Lyashenko Olesya Viktorovna, Ph. D. in Philosophy North Caucasian Federal University in Stavropol olesyalyashenko@list. ru

In the article understanding of culture in various philosophical movements is considered, and the wide range of opinions on essence of the notion "culture" is presented. Particular attention is given to representatives of idealism, agnosticism, humanism, and romanticism. The author substantiates a thesis that the role and significance of culture in different philosophical movements depend on views on the human being, nature and science of representatives of each individual movement.

Key words and phrases: culture; civilization; romanticism; idealism; nature; philosophy; philosophical movement.

УДК 1; 130.2 Философские науки

Данная статья посвящена исследованию правовых ценностей как культурного феномена. Авторы отмечают, что правовые ценности могут рассматриваться не только в узкоправовом аспекте с позиции их регулятивного значения, но и с философской точки зрения, как элемент культуры общества, в котором отражаются исторические особенности цивилизации, и как фактор становления и самовыражения личности. Отмечаются важность правовых ценностей для становления правового государства и гражданского общества, значимость взаимодействия права и иных элементов культуры для раскрытия истинной социальной ценности права.

Ключевые слова и фразы: правовая культура; правовые ценности; правовое государство; права человека; культурфилософский аспект; цивилизация; духовные ценности.

Майорова Мария Станиславовна Матанцев Дмитрий Александрович, к.ю.н.

Российский государственный социальный университет, г. Москва MajorovaMS@rgsu.net, mariabiddl@gmail.com; MatantcevDA@rgsu.net

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Понятие правовых ценностей неоднократно привлекало к себе внимание представителей различных отраслей знания (юридической науки, философии, социологии, культурологии и др.). До сегодняшнего дня определение понятия и сущности правовых ценностей вызывает оживленные дискуссии. В настоящей работе предпринята попытка раскрыть сущность правовых ценностей не только с правовой точки зрения, но и в культур-философском аспекте, показать значение правовых ценностей как элементов культуры общества и индивида. Исходным понятием для изучения правовых ценностей является понятие «правовая культура». В самом общем виде под правовой культурой можно понимать совокупность ценностей, норм, процессов, форм и юридических институтов, всех достижений общества в сфере права, накопленных в процессе его

116

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

исторического развития. Это определение соответствует пониманию правовой культуры в объективном смысле. В субъективном смысле правовая культура выступает в качестве выработанных личностью ценностей, принципов, установок, выполняющих функцию правовой идентификации и ориентации человека в социуме.

В социокультурном пространстве правовая культура и составляющие ее правовые ценности занимают особое место, не совпадая полностью ни с одним типом культуры, а формируя своеобразное сочетание материальных и духовных начал [2, с. 69-70].

В последнее время очевидным становится тот факт, что успешное решение социальных, политических, экономических задач, стоящих перед государством и обществом, невозможно обеспечить без качественного роста правовой культуры общества в целом и отдельной личности, воспитания уважительного отношения к праву и закону, формирования у граждан установок на соблюдение законодательства, активное поведение по претворению правовых предписаний в жизнь. В связи с этим, правовые ценности могут рассматриваться в качестве одной из наиболее значимых предпосылок создания правового государства, осуществления реформаторской деятельности государства. Необходимо осознавать, что институт прав и свобод человека и гражданина не может в полной мере быть реализован в России до тех пор, пока правовая культура россиян не поднимется до необходимого уровня, когда идея приоритета прав и свобод человека станет не только конституционно закрепленным принципом, но экзистенциональным выбором общества, национальной идеей и нравственным ориентиром каждого индивида [4, с. 141].

Состояние правовой культуры общества, качество восприятия членами общества правовых ценностей являются важнейшим показателем уровня зрелости правовой системы страны. Словно в зеркале, в культуре права отражается уровень прогрессивного развития социума [Там же, с. 143].

Правовые ценности проявляются в различных сферах и аспектах правовой жизни социума: в процессе правотворчества, в законодательных и иных актах, являющихся итогом правотворчества; в сфере реализации права и правоприменительной деятельности; в области правоотношений, при осуществлении субъективных прав и обязанностей; в различных политических и правовых институтах, учреждениях государства и гражданского общества; наконец, в области правовой психологии и идеологии.

Отметим, что правовая культура в качестве особого состояния определяет степень человеческих достижений, воплощенных в ее результатах. Как уже отмечалось, без качественно высокого уровня правовой культуры невозможно говорить о становлении правового государства и гражданского общества.

Важными направлениями формирования гражданского общества являются:

• утверждение в социальном сознании отношения к правой культуре как к особой социальной ценности, вбирающей в себя социальную справедливость и гуманизм;

• совершенствование правотворческой деятельности на основе социального компромисса;

• развитие механизмов «обратной связи» государства с обществом посредством проведения референдумов, социологических опросов и пр. [6, с. 41].

С целью развития правовой культуры, как отдельного гражданина, так и всего социума, требуется осуществление комплекса политических, экономических, административных, организационных, образовательных, воспитательных и процессуальных мер.

В науке право рассматривается не только как самостоятельное социальное явление, но также как важный компонент общей культуры общества (цивилизации). При этом некоторые исследователи определяют место правовых ценностей в структуре цивилизаций, представляя цивилизацию как срезанную пирамиду, имеющую пять «этажей»:

1) человек (семья);

2) технологический способ производства;

3) экологический способ производства;

4) социально-политический строй;

5) общественное сознание (духовный мир) [3, с. 95].

Правовым ценностям отводится место на четвертом «этаже» между другими элементами социально-политического строя. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощенно изображает роль правовых ценностей и их значение в системе ценностей человечества, сводя их фактически к праву позитивному.

Заслуживает одобрения позиция С. С. Алексеева, который обращает внимание на то, что необходимость обеспечения существования и функционирования общества как сложной динамической системы является лишь одним из направлений нормативного регулирования, которое осуществляется правом. Здесь проявляются специальные, регулятивные свойства правовых ценностей. Если их оценивать в более широком, общекультурном аспекте, то следует признать, что они стоят в ряду иных основных ценностей и принципов цивилизации, должны реализовать историческое предназначение общества, служить фактором социализации отдельного индивида, формирования его как личности. Сказанное позволяет сделать вывод, что правовые ценности можно рассматривать как в узкоправовом аспекте, в котором раскрывается их регулятивное значение, так и в более широком, культурфилософском аспекте, в котором правовые ценности предстают как культурный феномен, отражая специфику соответствующей цивилизации, с одной стороны, и являясь фактором самовыражения личности, ее творческой активности, аккумуляции, самовозрастания, с другой [1, с. 221].

Таким образом, с цивилизационной точки зрения правые ценности не только, и даже не столько имеют политико-правовую институциональную природу, сколько являются составляющей духовного мира человека, его мировоззрения, выступая элементом общественного сознания.

Здесь можно упомянуть позицию Б. Б. Павлова о сущности правовых ценностей, который, характеризуя культуру Древнего Рима, обращал внимание на то, что право и правовые ценности сначала были неразрывно связаны с религией и лишь впоследствии начали отделяться, пока не превратились в один из факторов политико-философских спекуляций. Вследствие этого, правовые ценности были для римлян структурообразующим элементом как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочил космос; право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отражением космоса [7, с. 109].

Данная точка зрения представляет интерес для описания роли правовых ценностей в целом, не только в контексте римского государства и общества. Правовые ценности возникают в неразрывной связи (или, точнее сказать, «во взаимном переплетении») с религией; затем они приобретают все большую социально-политическую значимость, а поэтому требуют философско-правового осмысления и обоснования; и, наконец, становятся элементом общественного и индивидуального сознания, утверждаясь уже не просто как научная категория или понятие, а как концепт.

Взаимосвязь правовых ценностей с иными духовными и нравственными ценностями дает возможность их перевода в плоскость исследования культуры. Рассмотрение правовых ценностей с определенными культурными корреляциями позволяет представить их как органическую часть культуры, что служит той же цели - общественному благу и благу человека, а также духовному развитию, когда культура выступает системной основой права [5, с. 19-20].

Если право рассматривать в узконормативном, позитивистском ключе, лишь как формально закрепленное волеизъявление государства, это может привести к выхолащиванию того специфического, национального в правовой культуре, без чего происходит недооценка и утрата правом своих ценностей и культурных корней, что, в свою очередь, влечет за собой формально-управленческий и законодательный фетишизм совместно с увеличением механистичности правовой системы, бюрократизацию правоприменительной деятельности, усиление правового нигилизма, отрешение правопорядка от самого духа культуры.

Правовые ценности выступают в качестве своеобразной лакмусовой бумаги, отражающей степень взаимопроникновения права и культуры. Учет культурных аспектов при выработке юридических норм, конструкций, понятий должен способствовать «одухотворению» процесса правового регулирования, который должен строиться не только на формально-юридических принципах, но и вбирать в себя основные нравственные и духовные ценности [8, с. 79]. Только в этом случае право может быть не только внешним, навязанным «извне» регулятором человеческого поведения, а являться эффективным ориентирующим фактором человеческой активности.

Список источников

1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: НОРМА, 1999. 330 с.

2. Аринин А. Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 69-70.

3. Грудцына Л. Ю. Развитие личной свободы индивида как основа формирования гражданского общества // Право и жизнь. 2011. № 151 (1). С. 87-96.

4. Грудцына Л. Ю. Средний класс как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. № 3 (7). С. 139-146.

5. Грудцына Л. Ю., Петров С. М. Гражданское общество как социальная система: теоретико-правовые аспекты взаимодействия с государством // Образование и право. 2013. № 1 (41) - 2 (42). С. 19-26.

6. Общая теория права: курс лекций / под ред. Н. К. Баранникова. Нижний Новгород, 2013. 387 с.

7. Павлов Б. Б. Концепт права в русской культуре: дисс. ... к. филос. н. Великий Новгород, 2006. 234 с.

8. Социология права: учебное пособие / под ред. О. М. Сыромятых. М.: Наука, 2011. 290 с.

CONCEPT AND MEANING OF LEGAL VALUES IN CULTURAL MEASUREMENT

Maiorova Mariya Stanislavovna Matantsev Dmitrii Aleksandrovich, Ph. D. in Law

Russian State Social University in Moscow MajorovaMS@rgsu.net, mariabiddl@gmail.com; MatantcevDA@rgsu.net

This article is devoted to the study of legal values as a cultural phenomenon. The authors note that legal values can be viewed not only in the narrow legal aspect from the position of their regulatory meaning, but also from the philosophical point of view, as an element of culture of the society, in which historical features of civilization are reflected, and as a factor in formation and self-expression of the individual. The paper highlights importance of legal values for formation of the legal state and civil society, significance of interaction of law and other elements of culture for disclosure of the true social value of law.

Key words and phrases: legal culture; legal values; legal state; human rights; cultural-philosophical aspect; civilization; spiritual values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.