Научная статья на тему 'Понятие и виды государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства'

Понятие и виды государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовое право / контроль / надзор. / labor law / control / supervision.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хавронин Кирилл Александрович, Почекаева Ольга Вадимовна

В системе законодательства России главная роль в соблюдении трудовых прав и свобод принадлежит государству. В теории права идет дискуссия о том, насколько определения контроля, надзора и регулирования трудовых прав являются синонимами и в чем их различия. В статье проанализированы существующие подходы к определению этих понятий, рассмотрены системы контроля и надзора в России, изучена система трудового права, роль федеральной инспекции труда в сфере защиты прав трудящихся, предложены варианты совершенствования защиты трудовых прав работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and types of state control and supervision of compliance with labor legislation

In the system of Russian legislation, the main role in the observance of labor rights and freedoms belongs to the state. In the theory of law, there is a discussion about how the definitions of control, supervision and regulation of labor rights are synonymous and what are their differences. The article analyzes the existing approaches to the definition of these concepts, examines the control and supervision systems in Russia, examines the system of labor law, the role of the Federal labor Inspectorate in the field of workers' rights protection, suggests options for improving the protection of workers' labor rights.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства»

Понятие и виды государственного контроля и надзора за соблюдением трудового

законодательства

The concept and types of state control and supervision of compliance with labor legislation

Хавронин Кирилл Александрович,

Студент,

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

Россия, Нижний Новгород, xavronin2000@gmail. com

Khavronin Kirill Alexandrovich,

Student,

National Research University "Higher School of Economics",

Russia, Nizhny Novgorod, xavronin2000@gmail.com

Почекаева Ольга Вадимовна,

к.э.н., доцент,

Дзержинский филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации»,

Россия, г. Дзержинск olga156@bk.ru

Pochekaeva Olga Vadimovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Dzerzhinsky branch

Russia, Dzerzhinsk olga156@bk.ru

Аннотация.

В системе законодательства России главная роль в соблюдении трудовых прав и свобод принадлежит государству. В теории права идет дискуссия о том, насколько определения контроля, надзора и регулирования трудовых прав являются синонимами и в чем их различия. В статье проанализированы существующие подходы к определению этих понятий, рассмотрены системы контроля и надзора в России, изучена система трудового права, роль федеральной инспекции труда в сфере защиты прав трудящихся, предложены варианты совершенствования защиты трудовых прав работников.

Annotation.

In the system of Russian legislation, the main role in the observance of labor rights and freedoms belongs to the state. In the theory of law, there is a discussion about how the definitions of control, supervision and regulation of labor rights are synonymous and what are their differences. The article analyzes the existing approaches to the definition of these concepts, examines the control and supervision systems in Russia, examines the system of labor law, the role of the Federal labor Inspectorate in the field of workers' rights protection, suggests options for improving the protection of workers' labor rights.

Ключевые слова: трудовое право, контроль, надзор.

Key words: labor law, control, supervision.

При изучении законодательства о трудовых отношениях важно понимать, что определения «надзор» и «контроль» не всегда совпадают. Надзор осуществляют только органы государственной власти в отношении публичных отношений. Это необходимо учитывать, чтобы правильно понимать различные аспекты регулирования в сфере труда [1, с.115].

Ключевым моментом при рассмотрении понятий «надзор» и «контроль» является то, что контроль является составной частью публичных и частноправовых отношений. В публичном праве контроль признается органами государственной власти, а в частноправовых отношениях - социальными партнерами и профсоюзами. Необходимо заметить, что понятия «надзор» и «контроль» часто отождествляются законодательством. Важно

учитывать, что отличительной чертой надзора является его публичный характер, который подразумевает государственную проверку тех или иных деятельностей, а также обнаружение и недопущение нарушений. Контроль же может осуществляться как внутри самой организации, так и со стороны внешних участников правоотношений, таких как профсоюзы и социальные партнеры. В современном законодательстве эти два понятия часто употребляют взаимозаменяемо, однако их понимание и различие помогают более корректно регулировать трудовые взаимоотношения [2, с.14].

Государственный контроль и надзор - два понятия, которые часто путают между собой. Однако, между ними есть определенное различие. При государственном надзоре осуществляется контроль только за соблюдением законов и нормативных актов без оценки целесообразности принятых мер.

Государственный контроль и надзор имеют существенные отличия, основанные на разных объемах полномочий. В рамках контроля государственные органы получают право вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объекта и применять дисциплинарные меры в отношении сотрудников. В то же время, органы государственного надзора ограничены только функцией наблюдения, проверки соблюдения нормативных актов, общеобязательных правил и привлечения виновных лиц к административной ответственности. Таким образом, выявление и пресечение правонарушений является преимущественной задачей учреждений государственного надзора [6, с.63].

Различия между государственным надзором и контролем обусловлены разными задачами, которые они выполняют, в зависимости от объекта их наблюдения. Основным применением контрольных полномочий выступает оперативный контроль за организациями, учреждениями, компаниями, должностными лицами и общественными объединениями, не распространяющийся на отдельных граждан. Таким образом, обе функции необходимы для обеспечения законности в обществе и должны соблюдать соответствующие нормы и правила [7, с.794].

Государственный надзор и контроль имеют схожие цели, но различаются по характеру объектов наблюдения. Государственный надзор направлен на обеспечение законности в сфере государственного управления, а также контроль и регулирование деятельности государственных органов. Контроль осуществляется преимущественно в сфере экономической деятельности и направлен на выявление и пресечение нарушений законодательства.

Оперативный контроль в составе контрольных полномочий включает в себя процесс наблюдения за деятельностью предприятий, учреждений и организаций с целью выявления недостатков и неправомерных действий. Государственный надзор включает в себя односторонний контроль за деятельностью государственных органов и заключается в осуществлении превентивных мер по обеспечению законности деятельности учреждений и организаций.

Таким образом, государственный надзор и контроль являются важнейшими инструментами государства, которые направлены на укрепление правовой культуры общества, защиту прав и интересов граждан и обеспечение законности в различных сферах жизни.

Одним из ключевых различий между государственным надзором и контролем является то, кто осуществляет эти функции. Государственный надзор включает большое количество государственных органов, которые составляют законченную систему для осуществления данной деятельности. Разнообразие органов государственного контроля такого уровня не имеет, и функции контроля обычно выполняются небольшим числом органов. Важно, чтобы обе эти функции осуществлялись соответствующими специалистами и организациями, чтобы обеспечить эффективное соблюдение законов и нормативных актов.

Одним из основных методов надзора является непосредственное наблюдение за субъектами и проверка заявлений и жалоб. Контроль обычно требует использования более широкого арсенала методов, включая проверку, инспектирование, ревизию и обзор, для достижения более точных результатов в различных ситуациях. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки и выбирается в зависимости от конкретных задач и условий [8].

Условно контроль соблюдения трудового законодательства подразделяется на надзор федерального уровня, надзор государственного уровня и надзор со стороны прокурора [9, с.46].

Система контроля является важным элементом стабильности и производительности трудовых отношений в организации. Представляется наиболее эффективным разделение контрольных полномочий между профсоюзными организациями и социально-партнерскими соглашениями в соответствии с законодательством. В соответствии с этим разделением профсоюзные организации контролируют коллективные договора и трудовые условия работников, в то время как социально-партнерские соглашения предоставляют дополнительные полномочия для контроля за соблюдением трудовых норм и правил. Это позволяет эффективнее регулировать трудовые отношения и обеспечивать соблюдение трудового законодательства и нормативно-правовых актов. Такое разделение обеспечивает более широкий контроль за выполнением трудовых обязательств, улучшает качество контроля и прозрачность процедур, а также позволяет работникам защитить свои права и интересы от возможных нарушений.

Государственный надзор в России является важным элементом государственной инспекции труда, которая гарантирует соблюдение трудового законодательства всеми работодателями в России. Государственный надзор стремится обеспечить безопасность труда и защитить законные интересы работников. В настоящее время государственный надзор в Российской Федерации включает ключевые нормы трудового права, и регулирует их [3, с.5]. Государственные органы, осуществляющие надзор, тесно связаны с административной юрисдикцией и применяют административные превентивные, превентивные и процессуальные меры, а также административные взыскания. Надзорные органы, по сути, выполняют функции административной юрисдикции. Однако государственные органы, осуществляющие контроль, как правило, не обладают таким объемом административно-принудительных полномочий. Они контролируют исполнение законодательства, но не имеют законных полномочий налагать административные взыскания в качестве надзорных органов [9, с. 22].

Система трудового права в России постоянно меняется и развивается, так же, как и трудовые отношения в целом. Институты, входящие в состав системы, подвержены значительным эволюционным процессам. Но, несмотря на все изменения, система трудового права объединяется в единый комплекс взаимосвязанных элементов, направленных на регулирование трудовых отношений. Эта система включает в себя правовые нормы и институты, которые направлены на защиту прав работников и работодателей, предотвращение конфликтов, установление порядка взаимодействия между ними и другие важные аспекты. Кроме того, система трудового права является одной из важнейших частей правового поля Российской Федерации, и ее развитие непосредственно связано с общей политической и экономической ситуацией в стране.

В систему трудового права также входят различные органы и учреждения, ответственные за реализацию и контроль за соблюдением прав и обязанностей работников и работодателей, в том числе профсоюзы, трудовые инспекции, арбитражные суды и другие. В современных условиях система трудового права активно адаптируется к быстро меняющейся экономической и социальной ситуации и стремится обеспечить равные права и возможности для всех участников трудовых отношений.

Успех системы трудового права в России зависит от ее эффективного функционирования во всех сферах трудовых отношений, включая трудовые договоры, заработную плату, охрану труда, социальное обеспечение и

защиту прав работников. Важной задачей является совершенствование порядка рассмотрения трудовых споров и конфликтов, а также усиление ответственности за нарушения трудового законодательства. Это поможет создать более справедливую и стабильную систему трудовых отношений и будет способствовать развитию экономики страны в целом.

Структура права в сфере защиты труда содержит в себя отраслевые нормы, составляющие единое целое. Для упрощения контроля за трудовыми отношениями в систему включены самостоятельные структурные подразделения, в том числе учреждения и подведомственные учреждения. Эти учреждения, в свою очередь, имеют вторичные структуры с ярко выраженной спецификой, такой как единство правовых норм и закрепление их в нормативных правовых актах [4, с.14].

Завьялов М. Ф. отмечает, что система трудового права регулирует однородные общественные отношения, связанные с трудом. Отдельные государственные органы осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Институт государственного контроля и надзора появился в рамках этой системы и подчеркивает значение правовых норм, закрепленных в законодательных актах трудового права. Автор считает, что закрепление таких норм в действующем трудовом законодательстве является важным направлением [5].

Федеральная инспекция труда осуществляет контроль за соблюдением условий труда, соблюдением прав работников и работодателей, соблюдением трудового законодательства, обеспечивает соблюдение государственных стандартов в области охраны труда. Она регулярно проводит проверки организаций и предприятий, оценивает ситуацию на рынке труда и принимает необходимые меры по защите прав работников и обеспечению безопасности труда.

Государственный контроль за безопасным ведением работ в различных сферах осуществляют специальные федеральные органы. Они осуществляют надзорную деятельность, контролируют соблюдение правил охраны труда, а также требований экологического и атомного надзора. Власти гарантируют безопасность рабочих, населения и окружающей среды, а также бережное отношение к природным ресурсам.

Государственный контроль за обеспечением безопасности в различных сферах является одной из важнейших функций государства. Эта функция выражается в закреплении требований безопасности на рабочем месте в законодательстве, контроле за соблюдением этих требований, а также антикризисном управлении.

Федеральные органы, осуществляющие контроль за общественной безопасностью в различных сферах, вправе без предупреждения проводить проверки, налагать административные штрафы, привлекать к ответственности и принимать меры по устранению выявленных нарушений. Также проводят работу по подготовке и разработке новых нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности при выполнении различных видов работ.

Органы государственного контроля безопасности играют важную роль в жизни общества, обеспечивая безопасность работников и просто граждан. Это позволяет создать доверие к работодателям и государственным органам и повысить ценность жизни в целом.

Осуществляют проверки соблюдения правил охраны труда, требований экологической безопасности и надзор за соблюдением требований законодательства в других сферах деятельности. Такие органы контролируют деятельность федеральных и региональных учреждений, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Их действия направлены на защиту интересов общества и государства и обеспечение безопасности граждан.

Ведомственный контроль в свою очередь является важным элементом системы защиты прав работников и обеспечения справедливых условий труда. Он направлен на обеспечение безопасности и эффективности работников, а также на предотвращение нарушений со стороны работодателей.

В отличие от специализированных служб отдельные структуры для осуществления ведомственного контроля в сфере труда не создаются. Он является частью управленческой деятельности органов исполнительной власти разного уровня и осуществляется только после подачи работником жалобы на действия руководства в порядке подчиненности вышестоящему органу. При обнаружении нарушений трудового законодательства или условий трудового договора вышестоящий орган обязывает руководство устранить их, тем самым защищая трудовые права и свободы работников. Такой контроль направлен на создание справедливых условий труда и соблюдение трудовых прав работников [1, с.111].

Понятие государственного контроля и надзора в сфере защиты труда охватывает деятельность специальных органов, направленную на защиту трудовых прав работников и исполнение работодателями трудового законодательства. Государственное регулирование в этой сфере имеет большое значение для поддержания справедливых условий труда и защиты интересов работников.

Инспекции должны входить в компетенцию государства. Функции государственного контроля и надзора в сфере труда осуществляются через специальную государственную инспекцию труда - единую централизованную систему контроля за соблюдением трудового права и иных нормативных правовых актов, обеспечивающую соблюдение трудового законодательства в стране. Россия обеспечивает гарантии государственной защиты прав и свобод граждан в соответствии с международными стандартами. Согласно Конституции Российской Федерации, граждане имеют право на защиту своих прав и свобод в судебном или ином установленном законом порядке.

Основной целью работы федеральной инспекции труда является защита трудовых прав работников. Для достижения этой цели государственными инспекторами труда проводится регулярный контроль, а также профилактическая работа, направленная на недопущение нарушений в будущем. Кроме того, инспекторы труда консультируют работодателей и работников, помогая им разобраться в правовых аспектах трудовых отношений. Для этого инспекторы труда проводят проверки соблюдения работодателями требований по оформлению документов, связанных с трудоустройством иностранных граждан, а также выявляют случаи незаконной работы на территории Российской Федерации. В своей работе федеральная инспекция труда также уделяет особое внимание молодым работникам, защищая их права и поддерживая их в процессе подбора и трудоустройства. В целом работа инспекторов труда играет важную роль в создании справедливых условий труда и укреплении социальной справедливости в обществе.

В соответствии с положением о контроле в сфере труда осуществляются плановые и внеплановые «проверки, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях и подготовка материалов о привлечении виновных к ответственности в соответствии с нормативными правовыми актами». Такой механизм позволяет эффективно бороться с трудовыми правонарушениями и защищать трудовые права работников. Государственные инспекторы труда, выполняя свои обязанности, не только выявляют и пресекают нарушения, но и повышают культуру трудовых отношений и гарантируют исполнение трудового законодательства.

Федеральная инспекция труда выполняет множество важных задач, направлена на защиту прав и интересов работников, а также обеспечение соблюдения трудового законодательства. Среди них проверка соблюдения условий труда, контроль за выплатой заработной платы и социальных выплат, борьба с дискриминацией и нарушениями прав женщин на рабочем месте, а также защита детей и подростков от занятий

вредными и опасными профессиями. Работа Федеральной инспекции труда оказывает непосредственное влияние на улучшение условий труда и повышение социальной защищенности работников в России [6, с.16].

Федеральная инспекция труда является одним из ключевых органов государственной власти, в задачи которого входит обеспечение соблюдения трудового законодательства, защита прав и интересов работников. Она выполняет множество функций, в число которых входит:

- выполняет контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных актов является одной из ключевых функций, выполняемых государственным органом. Путем проведения проверок, выдачи обязательных предписаний, составление протоколов о нарушениях и иные меры надзора орган обеспечивает соблюдение трудовых прав и законных интересов работников предприятий и организаций;

- организация предпринимает все необходимые шаги для обеспечения надлежащего применения всех положений трудового законодательства и других подзаконных актов, поддерживающих трудовое законодательство. Для этого на предприятии в установленном порядке привлекаются квалифицированные специалисты и организации;

- активно взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, для обеспечения получения необходимой информации для эффективного выполнения задач. Это дает компании полный доступ к информации, что позволяет ей принимать обоснованные решения и предпринимать действия для улучшения результатов бизнеса;

- регулирует и ведет контроль по отслеживанию нарушений трудовых прав, осуществляет процедуру защиты нарушенных прав и их восстановление;

- орган направлен на сотрудничество и конструктивный диалог между работодателем и работниками, а передаваемая им информация направлена на соблюдение прав и обязанностей обеих сторон трудовых отношений. Обеспечивая достойную заработную плату и комфортные условия труда, этот орган проявляет заботу о работниках и благополучии компаний.

Федеральная инспекция труда тесно сотрудничает с другими ведомствами, включая органы социального обеспечения, судебные органы, правоохранительные органы, профсоюзы и работодателей. Это позволяет эффективно реагировать на нарушения трудового законодательства и принимать меры по их предотвращению. Важной задачей Федеральной инспекции труда является также содействие созданию благоприятных условий для экономического и социального развития страны, путем обеспечения соблюдения трудовых прав работников.

В целях безопасности и правопорядка неповиновение приказам и акты насилия в отношении государственных служащих (в том числе членов их семей) или угроза в адрес служащего несут ответственность в соответствии с законом. Это важные правила, гарантирующие защиту прав государственных инспекторов труда и членов их семей, а также обеспечение безопасности их профессиональных обязанностей. Правонарушения в этой сфере могут иметь серьезные правовые последствия, поэтому их соблюдение значительно повышает эффективность и качество работы государственных инспекторов.

Если к государственному инспектору труда было применено насилие (или угроза его применения), то такое деяние может быть признано преступлением в соответствии с установленными статьями Уголовного кодекса РФ. Это чрезвычайно серьезное правонарушение, которое имеет серьезные правовые последствия для правонарушителя. Это осознание важности соблюдения закона также помогает обеспечить безопасность государственных инспекторов труда при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

Государственная инспекция труда своей деятельностью позволяет выявлять нарушения. Это позволяет выявить проблемы в законодательстве, обуславливающие необходимость ужесточения ответственности работодателей и повышения правосознания в трудовых отношениях. Также важно принять меры социально-

экономической политики государства, чтобы соответствующий комплекс гарантий мог обеспечить надлежащую реализацию трудовых прав работников и работодателей. Это также способствует улучшению социально-экономического положения работников, а также повышению качества продукции. Высокий уровень защиты трудовых прав, обеспечиваемый Государственной инспекцией труда, важен не только для работников, но и для бизнеса в целом, так как способствует стабильности и устойчивости экономической системы в целом.

Одной из первоочередных мер в сфере защиты прав трудящихся видится ужесточение ответственности работодателей за уклонение от исполнения трудового договора или ненадлежащее его исполнение. Данное нарушение является одним из наиболее распространенных на практике и зачастую носит скрытый характер, что затрудняет защиту трудовых прав и свобод граждан путем обращения в Государственную инспекцию труда. Поэтому ужесточение ответственности работодателей за нарушение правил составления трудовых договоров может способствовать снижению риска нарушения трудовых прав и более надежной защите трудовых интересов работников.

В целях более эффективной защиты трудовых прав работников необходимо также ужесточить ответственность за нарушения правил выплаты заработной платы и социальных выплат, а также за нарушение прав на охрану труда и условия труда. Кроме того, важно совершенствовать процедуры возбуждения и разрешения трудовых споров, в том числе за счет упрощения и ускорения процедур, повышения квалификации арбитров и судей.

Также необходимо обеспечить большую доступность граждан к профсоюзам и другим организациям, защищающим трудовые права, а также провести просветительскую работу по трудовому законодательству, чтобы работники были более осведомлены о своих правах и обязанностях. Эти меры могут способствовать снижению количества нарушений трудового законодательства, улучшению условий труда и повышению уровня защиты трудовых прав и интересов работников.

Кроме того, важно усилить юридическую поддержку работников, столкнувшихся с нарушениями трудового законодательства. С этой целью могут быть созданы бесплатные юридические консультации или центры юридической помощи для оказания помощи работникам в защите их трудовых прав.

Также необходимо совершенствовать систему государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Сделать это можно путем укрепления материально-технической базы инспекций труда, повышения квалификации инспекторов, а также усиления административной ответственности за нарушения трудового законодательства.

Наконец, важно наладить конструктивный диалог между работодателями и работниками, чтобы они могли достичь взаимопонимания для снижения конфликтов, создания более благоприятных условий труда и достижения взаимной выгоды в ходе работы. Только в единстве можно обеспечить защиту прав и интересов работников, а также улучшить условия их труда.

Важно отметить, что такое ужесточение ответственности также должно сопровождаться усилением контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, что позволит своевременно выявлять нарушения законодательства об исполнении трудовых договоров и применять необходимые санкции. Кроме того, для решения этой проблемы также могут быть приняты меры по повышению информированности обязанных лиц о правилах составления трудовых договоров и необходимости их соблюдения. Только тесное сотрудничество всех участников трудовых отношений может обеспечить создание стабильной и благоприятной рабочей среды, в которой будут уважаться и защищаться права и свободы работников.

Кроме того, для более эффективного контроля за исполнением трудовых договоров необходимо совершенствовать систему учета и контроля трудовых отношений на предприятиях и организациях. Этого можно

добиться путем применения современных информационных технологий, автоматизации учета трудовых договоров и заработной платы, а также совершенствования системы отчетности.

Еще одной важной мерой является проведение регулярных проверок работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства. Такие проверки, проводимые компетентными и независимыми органами, позволяют значительно снизить количество нарушений прав работников и повысить дисциплинарную ответственность работодателей.

Повышение осведомленности также является важным инструментом в борьбе с нарушениями трудовых прав. Должна быть проведена широкая кампания по пропаганде норм, закрепленных в трудовом законодательстве, по повышению осведомленности работников об их правах и обязанностях.

Таким образом, решение проблемы уклонения от исполнения трудового договора или его ненадлежащего исполнения требует комплексного и многоаспектного подхода.

Список используемой литературы:

1. Арсентьева, Н. А. О государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства / Н. А. Арсентьева, Т. О. Третьякова // Правовое государство: теория и практика. - 2022. - № 4(70). - С. 35-40. - DOI 10.33184/pravgos-2022.4.5.

2. Контарев A.B. Государственная инспекция труда как субъект государственного контроля (на примере Вологодской области) / A.B. Контарев, О.В. Дербина // lus Publicum et Privatum. - 2020. - № 4 (9). - С. 14-17.

3. Попова О. А. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля Российской Федерации: диссертация... кандидата юридических наук: 12.00.05 / Попова Ольга Ивановна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 2009.- 189 с.

4. Медведева, Е. Н. Место и роль государственных инспекций труда в системе государственного надзора и контроля в Российской Федерации / Е. Н. Медведева // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 261-263. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74482/ (дата обращения: 07.11.2023).

5. Завьялов, М.Ф. О некоторых аспектах повышения эффективности государственного надзора за соблюдением трудового законодательства / М.Ф. Завьялов // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. 2012. - № 1. - С. 86-86.

6. Кавалай Т.В. Федеральная инспекция труда как орган государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права / Т.В. Квалай // Вестник магистратуры. - 2020. - №1-5 (100). - С.9-12

7. Фомин, В. И. Деятельность государственных инспекций труда по вопросам соблюдения законодательства об оплате труда / В. И. Фомин // Эволюция российского права: Материалы XIX Международной научной конференции молодых ученых и студентов, Екатеринбург, 29-30 апреля 2021 года / Уральский государственный юридический университет. - Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет», 2021. - С. 794-800.

8. Кущинская, А. А. Практические аспекты прокурорского надзора за деятельностью таможенных органов / А. А. Кущинская, С. Н. Бабурин // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 3(67). - С. 90-94.

9. Рыженков, А. Я. Трудовое право: Учебное пособие / А. Я. Рыженков, В. М. Мелихов, С. А. Шаронов. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2018. -206 с. - (Университеты России). - ISBN 978-5-534-02717-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.