Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 3 (16). С. 253-257. © Е.В. Скиллер-Котунова, 2008
УДК 331.16
К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД
Е.В. СКИЛЛЕР-КОТУНОВА
Рассматривается такой способ защиты трудовых прав и свобод, как государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Анализируются работы государственной инспекции труда в Омской области, а также некоторые предложения по совершенствованию рассматриваемого в ней способа защиты.
Проведенная судебная реформа, в том числе отнесение к компетенции мировых судей дел, возникающих из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, не достигла высоких результатов в этом направлении. Как показывает практика, существующая в России система рассмотрения и разрешения трудовых споров, в том числе судебная, пока мало эффективна. «Судебная статистика свидетельствует о том, что в настоящее время в Российской Федерации растет количество трудовых споров. В 2004 г. районные суды приняли к производству 2 млн 30 тыс. дел. Дела, возникающие из трудовых правоотношений, составили 6,1 %, в том числе о восстановлении на работе 1,7 % (34,0 тыс. дел). Помимо того, в 2004 г. возрос объём работы мировых судей по рассмотрению гражданских дел. Ими было рассмотрено 3 млн 809 тыс. дел, из которых трудовые споры (кроме дел о восстановлении на работе) составили 516 тыс., или 13,7 %. Прирост к 2003 г. составил 3,2 %» [1]. К примеру, в Омской области за 2005 г. мировыми судьями были рассмотрены 5 298 дел об оплате труда, 121 - о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 692 - иные, возникающие из трудовых правоотношений. В 2007 г. за 6 месяцев мировым судьям поступило 3 665 дел об оплате труда, 33 - о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 228 - других, возникающих из трудовых правоотношений [2].
Немало способствует всему этому и то, что ускоренный процесс правотворчества очень часто проходит в нестабильной обстановке непрекращающихся экономических кризисов, в период предвыборных гонок и социальной напряженности. Так, в Федеральном законе от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ [3] уточнены многие понятия, в том числе индивидуального трудового спора (ст. 381); определены основания увольнения; изменена процедура применения дисциплинарного взыскания (ст. 193), а также порядок создания комиссии по трудовым спорам (ст. 384) и процесс рассмотрения трудовых споров в КТС (ст. 387-389). Многие статьи изложены в новой редакции, в том числе и ст. 394 ТК РФ, регулирующая вопросы вынесения решений по трудовым спорам об увольнении и
о переводе на другую работу. Вместе с тем до сих пор нельзя считать, что с помощью ТК РФ можно разрешить все возникающие на практике коллизии при разрешении трудовых споров.
Обратим внимание на один из закреплённых в ТК РФ способов защиты трудовых прав и свобод, а именно на государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый Государственной инспекцией труда.
Не дублируя основные задачи, полномочия и права Федеральной инспекции труда, которые содержатся в ст. 355-357 ТК РФ, представляется интересным рассмотреть из-
нутри работу, осуществляемую государственными инспекторами труда.
Работодателями допускаются нарушения норм практически всех основных разделов трудового законодательства: от нарушений при заключении и расторжении трудовых договоров, задержки выплаты заработной платы либо выплаты её не в полном размере до наложения на работников незаконных дисциплинарных взысканий, непредос-тавления установленных гарантий и компенсаций, несоблюдения безопасных условий труда работников и т. д.
Среди нарушений трудового законодательства, выявляемых государственными инспекторами труда, наиболее высоким остается процент правонарушений по вопросам оплаты и нормирования труда (7,4 % от общего числа нарушений), трудового договора (6,5 %), обучения и инструктирования работников по охране труда (12,9 %), аттестации рабочих мест по условиям труда (5,5 %), обеспечения средствами индивидуальной защиты (4,9 %) [4]. Состояние законности в сфере соблюдения законодательства, регулирующего выплату заработной платы, признано в Омской области требующим постоянного прокурорского надзора [5].
Несмотря на имеющиеся в организациях нарушения трудового законодательства, в последнее время происходит некоторое снижение количества обращений граждан в Гос-трудинспекцию. За 9 месяцев 2006 г. на личный прием обратилось 3 024 человека, а за аналогичный период 2007 г. - 2 869. В целях собственной экономической выгоды граждане сами порой сознательно идут на нарушения трудового законодательства (к примеру, подписывают соглашения о 12-часовом и более рабочем дне и т. п.). При этом возросло количество письменных обращений в Гос-трудинспекцию работодателей за разъяснениями и консультациями по вопросам применения норм трудового законодательства: за 9 месяцев 2006 г. - 106, а за аналогичный период 2007 г. - 178. Анализируя причины обращения работодателей, можно сделать вывод о том, что вносимые в ТК РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, изменения изложены недоступно для большинства не имеющих юридического образования граждан. Об
этом свидетельствуют также постоянно проводимые семинарские занятия с руководителями фирм, отделов кадров различных организаций и часто задаваемые ими на них вопросы. Разнообразное понимание и применение норм трудового законодательства ведет не только к возрастанию числа обращений работодателей в соответствующие органы, но также и способствует увеличению числа нарушений с их стороны. Из года в год (анализ был проведен за 2005-2007 гг.) основными из них являются:
- незаключение с работниками трудовых договоров в письменной форме;
- отсутствие в содержании договоров отдельных обязательных условий, требуемых законодательством;
- не всегда в трудовых договорах определяется размер и условия оплаты труда и т. д.
К примеру, в ООО «Шипуновское» в нарушение ст. 57 и ст. 67 ТК РФ не были оформлены в письменной форме трудовые договоры с работниками. Работодателю выдано предписание и наложен штраф в размере 1000 руб. В Омском филиале водных путей и судоходства ФГУ «ОбьИртышвод-пруд» выявлены нарушения ст. 722 ТК РФ. Перевод работников на другую работу осуществлялся без их письменного согласия.
Часто в трудовых договорах отсутствуют такие условия, как режим труда и отдыха, не указывается размер заработной платы, не приводятся сведения об условиях обязательного социального страхования. Как правило, работодателям выдаются обязательные для исполнения предписания. Нередко работодатели привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере от 500, 1000 рублей и выше. Насколько эффективны эти методы, которыми могут наказать нарушителей трудового законодательства государственные инспектора труда, можно судить, опять же обращаясь к статистике. Так, в 2006 г. по вопросам трудового договора было выявлено 1 581 нарушение, а в 2007 г. -
1 099. Небольшое, но снижение количества нарушений всё же наметилось.
По вопросам соблюдения правовых норм, регулирующих режим рабочего времени и времени отдыха, за три квартала 2007 г. было выявлено 307 нарушений. В частности,
в ходе проверки установлено, что часто продолжительность рабочего времени превышает установленную законодательством норму (свыше 40 часов в неделю). В нарушение ст. 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха менее 42 часов.
В ООО «Омсктеплокомплект» график отпусков на 2007 г. был утверждён с нарушением ст. 123 ТК РФ. В ООО «Сибирская оконная компания» выявлено, что в нарушение ст. 123 ТК РФ на 2007 г. не определена очерёдность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В МУЗ «Детская городская поликлиника № 6» в правилах внутреннего трудового распорядка не установлен режим труда и отдыха для работников учреждения в нарушение ст. 57 и 189 ТК РФ.
По вопросам соблюдения правовых норм, регулирующих труд женщин, выявлено 91 нарушение. Среди них нарушение ч. 2 ст. 22 ТК РФ, ч. 1 ст. 256 ТК РФ, ч. 1 ст. 17.2. ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (не было выплачено ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет), переноска баков с пищей, превышающих допустимые нормы нагрузки для женщин в нарушение ст. 224 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 06.02.93 г. № 105. Кроме того, прачечные, где работают женщины, не были обеспечены специальными тележками для перевозки белья в нарушение «Межотраслевых правил по ОТ при химической чистке, стирке». В нарушение ст. 213 ТК РФ и санитарных правил не было организовано проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников (женщин), занятых работой с ПЭВМ.
По вопросам дисциплины труда в 2007 г. было выявлено 234 нарушения. В нарушение ст. 193 ТК РФ к работнику Б. было применено дисциплинарное взыскание в период нахождения её в отпуске. В нарушение
ч. 3 ст. 189 ТК РФ локальным нормативным актом на предприятии не определён трудовой распорядок: отсутствуют Правила внутреннего трудового распорядка.
Значительное количество нарушений выявляется в ходе проверок по вопросам охраны труда: не проводятся вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте продав-
цам, чем нарушаются требования ст. 212 ТК РФ, журналы регистрации проведения инструктажей неустановленной формы, не организовано присвоение 1-й гр. по электробезопасности работникам не электротехнического персонала (п. 1.4.4 ПТЭЭП), рабочие обеспечиваются спецодеждой не по нормам, выдача смывающих средств организована нерегулярно.
При использовании иностранной рабочей силы вводный инструктаж по охране труда с рабочими, к примеру с гражданами КНР, часто проводится на русском языке. К примеру, подписи (иероглифы) в журнале имеются, но работники не владеют русским языком, не умеют читать и писать, а все документы на русском. Подобные инструктажи не могут быть законными, а жалоб от данных работников, как правило, не поступает. Представляется необходимым консультирование на местах подобных работников во время проверки. Для этого, полагаю, следует предусмотреть государственным инспекторам труда возможность пользоваться услугами переводчика. К примеру, приглашать переводчика в качестве независимого специалиста на платной основе на время проверок соответствующих организаций. Кроме того, следует в ТК РФ предусмотреть соответствующий порядок рассмотрения подобных обращений.
Между тем к небольшому недостатку в работе инспекции можно отнести отсутствие данных по проверкам в органах исполнительной власти, а также местного самоуправления. Ведь взаимодействие с указанными органами не лишает права инспекций на их проверку.
Учитывая более оперативное разрешение многих спорных ситуаций по сравнению с судебным разбирательством, среди предусмотренных ст. 352 ТК РФ способов защиты трудовых прав и свобод государственный надзор и контроль, судя по числу обращений граждан (принято на личном приёме 2 869 человек за первые три квартала 2007 г.) [6], занимает одно из ведущих положений в настоящее время. Государственными инспекциями труда проводится огромная работа, эффективность которой также связана с совершенством трудового, административного и иного законодательства. Так, отсутствие
возможности участвовать в судебных заседаниях на определённой стадии рассмотрения дела в судебных инстанциях, права обжалования судебного решения, в том числе по переданным (к примеру, в прокуратуру) материалам, снижает уровень эффективности такого способа защиты трудовых прав и свобод, как государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Отсутствие возможности провести в течение одного года несколько проверок в одной организации, в случае выявления в ней нарушений трудового законодательства ранее, лишает инспектора начать процедуру подготовки материалов для применения к должностному лицу наказания в виде дисквалификации. Кроме того, немаловажно и организационно-техническое обеспечение инспекций, к примеру штатная численность территориального органа в Омской области, полагаю, слишком мала для того, чтобы охватить всех работодателей, зарегистрированных на территории субъекта РФ. Так, в Омской области государственных инспекторов труда (по правовым вопросам), включая руководство, всего 15 человек, а государственных инспекторов труда (по охране труда), включая руководство, - 26 при общей штатной численности работников - 48. Учитывая объём возложенных на инспекцию задач и полномочий, представляется необходимым рассмотреть вопрос об увеличении количества штатных единиц, непосредственно связанных с осуществлением инспектирования работодателей и консультированием как работодателей, так и работников.
К вопросу об эффективности рассматриваемого в настоящей статье способа защиты хотелось бы отметить то, что по всем выявленным фактам нарушений своевременно были приняты необходимые меры. Это привело к их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц. Так, за три квартала 2007 г. выдано предписаний об устранении нарушений - 2 493 (с начала года), количество нарушений, устраненных в установленные сроки, - 13 245. Из общего количества рассмотренных жалоб и других обращений граждан признаны обоснованными 51 %. Отменено по требованию госинспекто-ров труда незаконных приказов об увольнении работников (случаев) - 16, незаконных
дисциплинарных взысканий работников (случаев) - 17. Количество трудовых договоров, оформленных с работниками по требованию госинспекторов труда (ед.), - 113. Количество лиц, отстраненных от работы по требованию государственных инспекторов труда в связи с непрохождением в установленном порядке обучения, инструктажа, стажировки на рабочих местах и проверки знаний требований охраны труда, - 781. Наложено административных штрафов на должностных, юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, всего 899. Направлено по результатам проверок в органы прокуратуры материалов для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушениях трудового законодательства, всего 187. Направлено в суды протоколов для привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях (пп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), всего 20.
Несмотря на достаточно эффективную (пусть и не по всем направлениям) работу государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, представляется необходимым создание соответствующих оперативных подразделений, групп быстрого реагирования (либо в соответствующих органах, либо самостоятельных) для предостережения, профилактики и отслеживания нарушений в сфере трудового законодательства работодателями (независимо от форм собственности, а также от вида нарушения). Деятельность данных подразделений должна быть подчинена главнейшей задаче - применить меры наказания в том временном промежутке, когда есть возможность не только исправить ситуацию, но и осуществить соответствующие денежные выплаты (как правило, граждане жалуются в соответствующие органы уже слишком поздно, когда ни денег, ни работодателя уже нет, а все нарушения трудового законодательства рассматриваются работодателями как незначительные).
Наряду с вышеизложенным, хотелось бы затронуть вопрос о малой степени ориентированности Трудового кодекса РФ на работодателей и их проблемы. Нарушения говорят сами за себя. Трудовое законодатель-
ство переполнено процедурными нормами, неукоснительное соблюдение которых требует колоссальных временных затрат, что не всегда реально выполнимо в настоящее время, учитывая то, что не все организации и тем более индивидуальные предприниматели технически оснащены и юридически грамотны. Большинство индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица не имеют кадровых служб. Часто на практике всеми кадровыми и финансовыми делами занимается один бухгалтер. А всё потому, что иметь полностью укомплектованный штат специалистами различного профиля далеко не все могут себе позволить, учитывая процедуру отчетности в соответствующие фонды (социальный, пенсионный), оформление трудовых отношений (включая заключение, изменение трудового договора, переводы, приказы, их письменное ведение и хранение документов), а также связанное с ними налоговое бремя.
Таким образом, на данном этапе развития трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений в целях совершенствования и повышения эффективности способов защиты трудовых прав необходимо
проведение комплексного упрощения указанных и иных процедур, а быть может, и исключение ряда процедурных норм из ТК РФ, наряду с повышением административных штрафов и иной ответственности как работодателя, так и работника.
1. Мануковская А.Н. Процессуальные нормы и правоотношения в трудовом праве: дис. ... канд. юрид. наук. - Воронеж: РГБ, 2006. -С. 3.
2. По материалам отчётов для аппарата мировых судей.
3. Федеральный закон № 90-ФЗ от 30.06.2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // Российская газета. - 2006. - 7 июля.
4. Отчёт о работе государственной инспекции труда в Омской области за 2006 г., 3 квартал 2007 г.
5. Информационный бюллетень № 4 (40) за 4 квартал 2004 г.
6. Отчёт о работе государственной инспекции труда в Омской области за 3 квартал 2007 г.