Научная статья на тему 'Понятие и виды административно-правовых средств противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет'

Понятие и виды административно-правовых средств противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деструктивный контент / противоправный контент / правовые средства / административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет / информационная безопасность / destructive content / illegal content / legal means / administrative and legal means of countering the spread of destructive content on the Internet / information security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шуликов Кирилл Андреевич

Введение: актуальность статьи обоснована ростом возможностей оказания массового негативного информационно-психологического воздействия на пользователей сети Интернет, что отрицательно влияет на состояние различных сфер безопасности государства. Цель — сформулировать понятие «административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет» через призму понятия «административно-правовое противодействие», которое является ключевым для определения содержания и характеристики исследуемых административно-правовых средств. Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез), а также системный, структурно-функциональный и формально-юридический методы. Результаты: осуществлена разработка понятия «административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет», приведена классификация указанных средств в зависимости от их функционального назначения. Выводы: под административно-правовыми средствами противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет понимается предусмотренная административным, административно-процессуальным и информационным правом совокупность методов, приемов и специальных юридических гарантий, обеспечивающих минимизацию вреда от негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет; законность поведения участников общественных отношений, складывающихся в виртуальном пространстве; условия для достижения общественно-полезных целей и задач государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Types of Administrative and Legal Means of Counteraction to the Spread of Destructive Content on the Internet

Background: the relevance of the article is justified by the growing possibilities of mass negative informational and psychological impact on Internet users, which adversely affects the state of various spheres of state security. Objective — formulation of the concept of “administrative-legal means of countering the spread of destructive content on the Internet” through the prism of the concept of “administrative-legal counteraction”, which is the key to determining the content and characterization of the studied administrative-legal means. Methodology: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis), as well as systemic, structural-functional and formal-legal methods. Results: the concept of “administrative and legal means of counteracting the spread of destructive content on the Internet” has been developed as well as the classification of these means depending on their functional purpose. Conclusions: administrative and legal means of counteracting the spread of destructive content on the Internet is understood as a set of methods, techniques and special legal guarantees provided for by administrative, administrative-procedural and information law, ensuring minimization of harm from negative information and psychological impact on the individual psyche and public consciousness of Internet users; legality of the behavior of participants of public relations formed in virtual space conditions for the achievement of socially beneficial goals and objectives of public administration.

Текст научной работы на тему «Понятие и виды административно-правовых средств противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-3-147-154 УДК 342.9

K.A. Шуликов ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ДЕСТРУКТИВНОГО КОНТЕНТА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Введение: актуальность статьи обоснована ростом возможностей оказания массового негативного информационно-психологического воздействия на пользователей сети Интернет, что отрицательно влияет на состояние различных сфер безопасности государства. Цель — сформулировать понятие «административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет» через призму понятия «административно-правовое противодействие», которое является ключевым для определения содержания и характеристики исследуемых административно-правовых средств. Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез), а также системный, структурно-функциональный и формально-юридический методы. Результаты: осуществлена разработка понятия «административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет», приведена классификация указанных средств в зависимости от их функционального назначения. Выводы: под административно-правовыми средствами противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет понимается предусмотренная административным, административно-процессуальным и информационным правом совокупность методов, приемов и специальных юридических гарантий, обеспечивающих минимизацию вреда от негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет; законность поведения участников общественных отношений, складывающихся в виртуальном пространстве; условия для достижения общественно-полезных целей и задач государственного управления.

Ключевые слова: деструктивный контент, противоправный контент, правовые средства, административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет, информационная безопасность.

K.A. Shulikov

THE CONCEPT AND TYPES OF ADMINISTRATIVE

AND LEGAL MEANS OF COUNTERACTION TO THE SPREAD

OF DESTRUCTIVE CONTENT ON THE INTERNET

Background: the relevance of the article is justified by the growing possibilities of mass negative informational and psychological impact on Internet users, which adversely affects the state of various spheres of state security. Objective — formulation of the concept of "administrative-legal means of countering the spread of destructive content

© Шуликов Кирилл Андреевич, 2023

Адъюнкт (Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации); e-mail: k.a.shulikov@yandex.ru

© Shulikov Kirill Andreevich, 2023

Adjunct (St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation) 14/

on the Internet" through the prism of the concept of "administrative-legal counteraction", which is the key to determining the content and characterization of the studied administrative-legal means. Methodology: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis), as well as systemic, structural-functional and formal-legal methods. Results: the concept of "administrative and legal means of counteracting the spread of destructive content on the Internet" has been developed as well as the classification of these means depending on their functional purpose. Conclusions: administrative and legal means of counteracting the spread of destructive content on the Internet is understood as a set of methods, techniques and special legal guarantees provided for by administrative, administrative-procedural and information law, ensuring minimization of harm from negative information and psychological impact on the individual psyche and public consciousness of Internet users; legality of the behavior of participants of public relations formed in virtual space conditions for the achievement of socially beneficial goals and objectives of public administration.

Keywords: destructive content, illegal content, legal means, administrative and legal means of countering the spread of destructive content on the Internet, information security.

По состоянию на 2022 г. общемировое количество интернет-пользователей превысило 5 млрд человек, что пропорционально 64 % населения планеты. Среднесуточное время, проводимое человеком в сети Интернет, колеблется от 6 до 8 часов1. Приведенные факты указывают на масштабный характер проникновения интернет-технологий в жизнь современного человека. В настоящее время информация часто используется в качестве инструмента негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание населения. Результатом деструктивного информационного воздействия являются вовлечение молодежи в противоправную деятельность, организация незаконных протестных акций, дискредитация и дестабилизация деятельности органов публичной власти и т.д. Именно поэтому противодействие распространению деструктивного контента в сети Интернет выступает одной из приоритетных задач Российского государства.

Значение разработки и эффективного применения административно-правовых средств противодействия распространению деструктивного контента заключается в организации деятельности органов публичной власти, направленной как на профилактику и предупреждение негативного информационно-психологического воздействия, так и на установление системы мер государственного принуждения, применяемых в отношении лиц, распространяющих противоправный контент.

Для формулирования понятия «административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет» необходимо раскрыть содержание терминов «административно-правовые средства», «деструктивный контент», «распространение деструктивного контента», «противодействие распространению деструктивного контента».

Дискуссия по поводу содержания терминов «правовые средства» и «административно-правовые средства», находящихся в диалектической взаимосвязи и соотносящихся как часть и целое, в юридической науке остается открытой,

1 См.: Digital 2023 Global overview report. URL: https://www.web-canape.ru/busmess/statisti-ka-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 20.03.2023).

так как отсутствует единыи подход, устанавливающий исчерпывающий перечень правовых явлений, охватываемых данными понятиями. Так, специалисты общей теории права полагают, что понятие «правовые средства» содержит «почти все явления правовой действительности, обладающие регулятивным или правоохранительным значением, любые механизмы, меры, методы, способы и режимы юридического воздействия» [1, с. 26-27]. А.В. Мильков также указывает на широкое семантическое значение данного термина, содержанием которого выступают «самые разноплановые субстанции: нормы и принципы права, юридические факты, правоспособность, дееспособность, субъективные права и юридические обязанности, дозволения, запреты, позитивные обязыва-ния, льготы, меры поощрения и меры наказания, правоприменительные акты, сделки, договоры и т.д.» [2, с. 113-114].

Ученые-административисты к числу «административно-правовых средств» относят «специальные юридические гарантии» [3, с. 65], «формы и методы реализации специально уполномоченными органами своих компетенций» [4, с. 178], «административно-правовые нормы и акты их применения» [5, с. 12], «инструменты правового и организационного характера» [6, с. 241], «совокупность приемов и способов, при помощи которых субъекты публичного управления ... осуществляют защиту нарушенных прав и законных интересов граждан» [7, с. 152].

В связи с большим количеством правовых явлений, входящих в содержание понятия «административно-правовые средства», С.А. Высоцкий и Э.Х. Мамедов в своих исследованиях пришли к выводу о том, что «когда речь идет о правовых средствах обеспечения законности властной деятельности, в том числе отрасле- ш вых (административно-правовых), то ... термин правовые средства, используется и в данном случае как универсальное, обобщающее понятие высокого уровня п наряду с понятиями "гарантии", "способы", "методы", "механизм" обеспечения о законности» [8, с. 59; 9, с. 66]. о

Полагаем, следует согласиться с позицией данных авторов, поскольку адми- о

п

нистративно-правовые средства противодействия также представляют собой | своего рода «инструменты», «методы», «способы», цель применения которых в

е

есть «преодоление социально-негативных видов деятельности и явлений» [10, о с. 93] и «обеспечение безопасности личности, общества и государства» [11, с. 109]. ю

TD

Объект противодействия исследуемых административно-правовых средств — |

деструктивный контент, под которым автор настоящей статьи понимает вредную к

информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного а

распространения и представляющую собой средство противодействия реализа- |

ции общественно-полезных целей и задач государственного управления, опре- !

деленных в документах стратегического планирования и иных нормативных g

правовых актах. i

5

Распространение деструктивного контента есть не что иное, как действия ) физических лиц — пользователей сети Интернет по созданию, размещению, 3 передаче и получению деструктивного контента иными пользователями социальных сетей, аудиовизуальных сервисов и т.д.

Предваряя раскрытие понятия «противодействие распространению деструктивного контента», считаем целесообразным раскрыть признаки «противодействия» как общеправовой категории. А.А. Березин [12, с. 137], Т.В. Корнаухова [4, с. 178], С.В. Никитин [13, с. 74], Р.Б. Головкин и А.М. Краснов [10, с. 93] 149

под противодействием понимают деятельность специально уполномоченных субъектов, органов, должностных лиц по реализации используемых ими административно-правовых средств в целях: 1) предупреждения и профилактики негативных социальных явлений, выявления и устранения причин и условий, способствующих их возникновению; 2) выявления и пресечения фактов противоправного поведения (в контексте данных негативных социальных явлений); 3) привлечения к юридической ответственности лиц, их совершивших. Современное российское законодательство предусматривает идентичные направления государственно-властного противодействия1.

В соответствии с этим административно-правовое противодействие распространению деструктивного контента содержит деятельность уполномоченных на то субъектов:

1) по профилактике и предупреждению негативного информационно-психологического воздействия деструктивного контента на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет;

2) выявлению и пресечению фактов распространения противоправного контента;

3) привлечению к административной и иным видам юридической ответственности лиц, распространяющих противоправный контент.

Реализация указанных направлений административно-правового противодействия сопровождается применением соответствующих административно-правовых средств. Рассмотрение правовых средств «под углом их функций» иллюстрируют роль и ценность права как инструмента, обеспечивающего стабильность и надежность функционирования общественных отношений [14, с. 350]. На основании сказанного административно-правовые средства в зависимости от их функционального предназначения подразделяются на указанные нами ранее направления противодействия, целью которых выступает обеспечение минимизации вреда от негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет; законности поведения участников общественных отношений, складывающихся в виртуальном пространстве; условий для достижения общественно полезных целей и задач государственного управления.

Учитывая изложенное, под административно-правовым противодействием распространению деструктивного контента в сети Интернет следует понимать использование уполномоченными на то субъектами административно-правовых средств профилактики и предупреждения негативного информационно-психологического воздействия деструктивного контента на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет; выявления и пресечения фактов распространения противоправного контента, а также привлечения лиц, его распространяющих, к административной и иным видам юридической ответственности.

1 См. п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (в ред. от 6 февраля 2023 г.) (Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102126657&ysclid=lewthbqhr3928317171 (дата обращения: 20.02.2023)); п. 4 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2О0б г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в ред. от 26 мая 2021 г.) (Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102170326&b 150 acklink=1&&nd=102105192&ysclid=lewtitudr2351916757 (дата обращения: 20.02.2023)).

Рассмотрим содержание каждой группы исследуемых административно-правовых средств. К деятельности по реализации административно-правовых средств предупреждения и профилактики негативного информационно-психологического воздействия относятся:

пропаганда и распространение конструктивного контента в сети Интернет (в настоящее время происходит создание в государственных органах подразделений, ответственных за пропаганду конструктивного контента в сетевом пространстве1; организация органами государственного управления в сфере цифрового развития, культуры, работы с молодежью грантовых конкурсов для финансирования деятельности по разработке профилактического контен-та2; учреждение общероссийских общественно-государственных организаций3 и движений4, ответственных за распространение конструктивного и профилактического контента);

маркировка контента, способного причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, распространяемого лицами, находящимися под иностранным влиянием и т.д.;

создание электронных программ автоматизированного поиска, идентификации и удаления противоправного контента.

Создание и распространение конструктивного профилактического контента выступает в качестве одной из управленческих реакций государства на деструктивный контент и представляет собой своего рода контрмеру, контрпропаганду, направленную как на нейтрализацию его негативного влияния, так и на побуждение субъектов к совершению общественно поощряемых форм поведения. В.Э. Разуваев и А.А. Смирнов в своих работах обосновывают необходимость создания «системы распространения позитивной информации» [15, с. 21], конструктивной «контрпропаганды» [16, с. 291] как элементов информационного противостояния.

Реализация административно-правовых средств выявления и пресечения распространения противоправного контента осуществляется путем применения соответствующих административных процедур, направленных на блокирование и удаление противоправного контента. Видами соответствующей процедурной деятельности являются:

1) мониторинг сетевого пространства администрациями социальных сетей на предмет поиска и удаления противоправного контента;

2) контрольно-надзорная деятельность должностных лиц органов прокуратуры и федеральных органов исполнительной власти РФ, уполномоченных на осуществление процедурной деятельности, направленной на ограничение права на информацию, свободы мысли и слова;

1 См.: Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. URL: 1 http://www.deti.gov.ru/articles/news/kruglyj-stol-po-razvitiyu-detskogo-pozitivnogo-kontenta ) (дата обращения: 10.03.2023). 2

2 См.: Стогова Е, Галижова Н. Власти выделят дополнительно 7 млрд на «духовно-нравствен- 33 ный» контент // Официальный сайт АО «РБК». URL: https://www.rbc.ru/technology_and_me dia/17/08/2021/611a4df99a7947cec8087ef9?ysclid=l7tk2pe2ne544872527 (дата обращения: 10.03.2023).

3 См.: Российское общество «Знание». Официальный сайт. URL: https://znanierussia.ru/ about/documents (дата обращения: 20.03.2023).

4 См. подп. 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» (Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202207140025?index=1&rangeSize=1 (дата обращения: 20.09.2022)). 151

3) подача административно-искового заявления указанных органов в суд или в отдельных случаях направление требований в федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для блокирования контента, содержащего признаки запрещенной к распространению информации.

Административно-правовые средства, используемые для привлечения лиц, распространяющих противоправный контент, к административной ответственности регламентирует Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливая материально-правовое и процессуальное основания наступления административной ответственности.

Завершая общую характеристику административно-правовых средств противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет, сформулируем ряд обобщающих выводов:

1) под административно-правовыми средствами противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет мы предлагаем понимать предусмотренную административным, административно-процессуальным и информационным правом совокупность методов, приемов и специальных юридических гарантий, обеспечивающих минимизацию вреда от негативного информационно-психологического воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет; законность поведения участников общественных отношений, складывающихся в виртуальном пространстве; условия для достижения общественно-полезных целей и задач государственного управления;

2) административно-правовые средства противодействия распространению деструктивного контента в зависимости от их функционального назначения могут быть подразделены:

на административно-правовые средства профилактики и предупреждения негативного информационно-психологического воздействия деструктивного контента на индивидуальную психику и общественное сознание пользователей сети Интернет,

административно-правовые средства выявления и пресечения противоправного контента,

административно-правовые средства привлечения лиц, распространяющих противоправный контент, к административной и иным видам юридической ответственности.

Библиографический список

1. Волкова М.В. Правовые средства обеспечения прав и свобод человека: теоретико-правовой анализ: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2010. 205 с.

2. Мильков A.B. К определению понятия «правовые средства» // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 113-115.

3. Мамедов Э.Х. О понятии «административно-правовые средства обеспечения законности применения полицией мер административного принуждения» // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 4(62). С. 61-65.

4. Корнаухова Т.В. К понятию об административно-правовых средствах противодействия терроризму // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 5(94). С. 175-179.

5. Артемьева Е.А. Административно-правовые средства противодействия нарушениям антимонопольного законодательства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. 34 с.

6. Высоцкий С.А. Административно-правовые средства предупреждения нарушений и обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности сотрудников ГИБДД // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 4. С. 239-241.

7. Пикина Е.А., Беженцев А.А. Понятие и сущность административно-правовых средств управленческой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения // Закон и право. 2018. № 10. С. 150-155.

8. Высоцкий С.А. Административно-правовые средства обеспечения законности контрольно-надзорной деятельности ГИБДД: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2019. 220 с.

9. Мамедов Э.Х. Обеспечение законности применения полицией мер административного принуждения: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2020. 205 с.

10. Головкин Р.Б., Краснов А.М. Понятие правового противодействия // Вестник Владимирского юридического института. 2011. № 1(18). С. 85-94.

11. Тимко С.А., Матюшенко С.В. Цель противодействия преступности // Научный вестник Омской академии МВД России. 2022. № 2(85). С. 106-109.

12. Березин АА. Понятие и сущность административно-правового противодействия нарушениям общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий // Правовая политика и правовая жизнь. 2015. № 1. С. 135-140.

13. Никитин С.В. Понятие и классификация административно-правовых средств противодействия коррупции в системе правоотношений службы в полиции // Алтайский юридический вестник. № 1(17). С. 71-75.

14. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. 712 с.

15. Разуваев Э.В. Правовые средства противостояния информационным войнам: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 21.

16. Смирнов А.А. Формирование системы правового обеспечения информационно-психологической безопасности в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 291.

References

1. Volkova M.V. Legal Means of Ensuring Human Rights and Freedoms: Theoretical and Legal Analysis: dis. ... cand. of law. Krasnodar, 2010. 205 p.

2. Milkov A.V. To the Definition of the Concept of "Legal Means" // Business in law. 2009. No. 1. Р. 113-115.

3. Mammadov E.H. On the Concept of «Administrative and Legal Means of Ensuring the Legality of the Use of Administrative Coercion Measures by the Police» // Bulletin of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (62). P. 61-65.

4. Kornaukhova T.V. On the Concept of Administrative and Legal Means of Countering Terrorism // Bulletin of the SSLA. 2013. No. 5(94). Р. 175-179.

5. Artemyeva E.A. Administrative and Legal Means of Countering Violations of Anti-monopoly Legislation / Extended abstract diss. ... cand. of law. Moscow, 2012. 34 p.

6. Vysotsky S.A. Administrative and Legal Means of Preventing Violations and Ensuring the legality of Control and Supervisory Activities of Traffic police Officers // Gaps in Russian legislation. 2011. No. 4. Р. 239-241.

7. Pikina E.A., Bezhentsev A.A. The Concept and Essence of Administrative and Legal Means of Management Activities to Ensure Road Safety // Legality and Law. 2018. No. 10. Р. 150-155.

8. Vysotsky S.A. Administrative and Legal Means of Ensuring the Legality of Control and Supervisory Activities of the Traffic Police: diss. ... cand. of law. St. Petersburg, 2019. 220 p.

9. Mammadov E.H. Ensuring the Legality of the Use of Administrative Coercion Measures by the Police: diss. ... cand. of la. St. Petersburg, 2020. 205 p.

10. Golovkin R.B., Krasnov A.M. The Concept of Legal Counteraction // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2011. No. 1(18). P. 85-94.

11. Timko S.A., Matyushenko S.V. The Purpose of Countering Crime // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2(85). P. 106-109.

12. Berezin A.A. The Concept and Essence of Administrative and Legal Counteraction to Violations of Public Order and Public Safety During Public Events // Legal policy and legal life. 2015. No. 1. P. 135-140.

13. Nikitin S.V. The concept and classification of administrative and legal means of countering corruption in the system of legal relations of the police service // Altai Legal Bulletin. № 1 (17). P. 71-75.

14. Alekseev S.S. Law: ABC — theory — philosophy: the experience of complex research. Moscow: Statute, 1999. 712 p.

15. Razuvaev E.V. Legal means of countering information wars / Abstract. dis. ... cand. jurid. sciences'. Moscow, 2007. P. 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Smirnov A.A. Formation of the system of legal support of information and psychological security in the Russian Federation: Dis. ...Dr. jurid. sciences'. Moscow, 2022. P. 291.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.