176
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2023, № 2, с. 176-182
УДК 342.9
DOI 10.52452/19931778_2023_2_176
ДЕСТРУКТИВНЫЙ КОНТЕНТ: ПОНЯТИЕ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ВИДЫ
© 2023 г. К.А. Шуликов
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел России, Санкт-Петербург
k.a.shulikov@yandex.ru
Поступила в редакцию 30.01.2023
Представлено содержательное определение деструктивного контента как разновидности вредной информации, локализуемой в сети Интернет. Актуальность настоящего исследования обосновывается ростом негативного информационно-психологического воздействия на пользователей социальных сетей, что отрицательно влияет на состояние различных сфер безопасности нашего государства. Результаты исследования нашли свое отражение в авторской классификации контента, в соответствии с его влиянием на реализацию общественно полезных целей и задач государственного управления; административно -правовой характеристике деструктивного контента, его токсичной и противоправной разновидности; расширении теоретических представлений о видах и содержании вредной информации, а также в определении практико-ориентированных критериев отнесения информации к деструктивному контенту.
Ключевые слова: вредная информация, деструктивный контент, противоправный контент, токсичный контент, информационная безопасность, интернет-медиа, средства противодействия государственному управлению, управленческие свойства информации.
Важность выработки эффективного механизма противодействия распространению деструктивного контента в сети Интернет признается как на национальном [1], так и на международном [2] уровнях. Значимость регулирования процессов, происходящих в интернет-среде, обусловлена ростом информационно-психологического воздействия на потребителей информации, распространяемой в социальных сетях, видеохостингах и т.д. По оценкам различных исследовательских групп, количество российских интернет-пользователей, вовлеченных в каналы распространения деструктивной информации, составляет 5-10 миллионов [3, 4]. Данные показатели пропорциональны 3-7% от общего числа пользователей Рунета (общее число пользователей сети Интернет составляет 130 миллионов [5]).
Для разработки мер государственно-властного противодействия указанным процессам в ряде федеральных документов стратегического планирования [6, 7] в качестве основных угроз был обозначен слабо контролируемый характер интернет-среды. Отсутствие действенного регулирования распространяемой информации приводит:
- к распространению недостоверной социально значимой информации в целях обострения социальной напряженности, манипулирования и управления общественными процессами (формирование антипрививочной кампании против COVID-19; дезинформация о действиях российских военнослужащих, принимающих
участие в специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины; антимобилизационная кампания 2022 г. и т.д.);
- к вовлечению граждан в экстремистские, террористические, насильственные, иные радикальные и противоправные группы («Колум-байн», «АУЕ», «МКУ», и т.д.), размывающие традиционные российские духовно-нравственные ценности (насаждение культа насилия, абсолютизация свободы личности, дискуссии о статусе наркотических средств, значимости института брака и т.д.);
- к осуществлению информационно-психологического воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, подрыва легитимности действий институтов власти (распространение карикатур, видеозаписей, иных объектов интеллектуальной собственности в целях оскорбления или проявления неуважения к определенной социальной группе, действиям органов государственной власти) и т.д.
С учетом сказанного деструктивный контент становится универсальным средством по созданию угроз общественной, государственной, информационной, культурной безопасности России. Следует согласиться с позицией И.Л. Бачи-ло о том, что информация выполняет роль «лимфы», соединяя собой все элементы единого организма, архитектуры безопасности [8, с. 6]. Исходя из этого, достижение комплексного уров-
ня безопасности невозможно без эффективного управления сетевым пространством.
Информация способна оказывать организующее, управленческое воздействие на ее потребителей. Как верно отмечает Н.Т. Джаффарова, «создание информации сопровождается появлением материальных следов и идеальных, образующихся в сознании отдельного человека» [9, с. 65]. Данный тезис предопределяет наличие у информации свойств влияния на сознание ее читателей. В.Э. Разуваев указывает на изначальную нейтральность информации, которая изменяется в процессе ее обработки (интерпретации, объяснения каких-либо фактов действительности): «информация, по сути, «никакая» ... до тех пор, пока определенный субъект не решит ею воспользоваться в определенных вредных целях или неумело использует ее в процессе управления. Именно после этого информация приобретает негативные или позитивные свойства воздействия» [10, с. 13].
Учеными, исследовавшими информацию в контексте административно- и информационно-правовой защиты субъектов информационных отношений от ее негативного воздействия и сформулировавшими понятие «вредной информации», являются В.Н. Лопатин, В.С. Маурин, К.Д. Рыдченко.
В.Н. Лопатин утверждает, что вредная информация - это «информация, не являющаяся конфиденциальной, но обуславливающая необходимость охраны и защиты прав и законных интересов личности, общества и государства в силу возможного вреда, который нанесет этим субъектам ее распространение (применение)» [11, с. 401].
В.С. Маурин указывает, что вредная информация это - «информация, посягающая на жизненно важные интересы личности, общества и государства, характер и степень общественной опасности от воздействия которой обуславливает необходимость принятия государством мер, обеспечивающих надлежащую правовую защиту от ущерба, наносимого этим субъектам в результате ее распространения» [12, с. 3].
К.Д. Рыдченко определяет сущность и основные признаки «вредоносной информации» в следующей редакции: «сведения, содержащие качества недостоверности, непристойности или деструктивности, негативное воздействие которых на индивидуальную психику и общественное сознание обуславливает необходимость ограничения или запрета их оборота в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [13, с. 53].
Приведенные дефиниции свидетельствуют о том, что авторы едины в определении природы вредной информации. Каждый из них связывает вредоносность информации с наличием в ней возможного вреда (В.Н. Лопатин), общественной опасности (В.С. Маурин), негативного воздействия ввиду наличия в распространяемых сведениях качеств недостоверности, непристойности или деструктивности (К.Д. Рыдчен-ко). Данный факт, по единодушному мнению исследователей, является основанием применения правовых средств для охраны и защиты объектов посягательства вредной информации. В.Н. Лопатин основными объектами посягательства считает «права и законные интересы личности, общества и государства». В.С. Мау-рин определяет их через «жизненно важные интересы». К.Д. Рыдченко связывает их с «защитой основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Наиболее предметным, по нашему мнению, является понятие, сформулированное К.Д. Рыд-ченко. Так, автор указывает на способ применения «вредной информации», осуществляющийся путем «негативного воздействия на индивидуальную психику и общественное сознание». Кроме того, К.Д. Рыдченко указал и конкретные меры государственно-властного противодействия распространению вредной информации: запрет и ограничение ее оборота.
Заслуживает внимания и признак «неконфиденциальности» вредной информации, выделенный В.Н. Лопатиным, поскольку основным фактором, определяющим воздействие вредной информации, является ее открытое распространение, отмеченное названными нами учеными. Именно открытый для неопределенного круга лиц характер распространения вредной информации порождает опасность нарушения стабильного функционирования общественных отношений. Вместе с тем распространение изначально конфиденциальной информации в равной степени является вредной информацией, так как разглашение тайны, охраняемой законом, нивелирует ее частный характер и придает ей свойства публичности, что в конечном счете подразумевает под собой «неконфиденциальность» распространенных сведений.
Проведенный анализ мнений ученых позволяет сделать вывод о том, что «вредная информация»:
1) представляет собой один из видов информации, оказывающей негативное информационное воздействие на ее потребителей;
2) обладает управленческими свойствами, поскольку распространяемые сведения оказы-
вают информационно-психологическое воздействие на индивидуальное и общественное сознание;
3) посягает на различные объекты (права и законные, жизненно важные интересы личности, общества, государства и т.д.) и обусловливает необходимость их правовой охраны;
4) вызывает необходимость деятельности государственных органов по нейтрализации вредной информации в целях защиты возможных объектов посягательства.
Признавая значительный научный вклад указанных авторов в теоретическую разработку и изучение феномена «вредной информации», мы бы хотели обратить внимание на ее «токсичную» (ядовитую, отравляющую сознание ее потребителей) разновидность, которая хотя и не является противоправной, но также наносит ущерб эффективной реализации управленческих решений органов власти, целей и задач государственного управления. Тем самым являясь средством противодействия государственному управлению.
Сетевое пространство стало средой массового распространения вредной информации. Развитие интернет-технологий повлекло за собой формирование конкретизированного понятия «информации», распространяемой в сети Интернет, - «контента». «Контент» в переводе с английского языка (content) означает содержание. В современных нормах русского языка, экономической, справочно-технической литературе он определяется так:
- «информационно-значимое наполнение Интернета - тексты, графика, мультимедиа...» [14, с. 76];
- «информационное наполнение сервера (например, тексты, графика, мультимедиа), представленное в виде страниц средствами гипертекстовой разметки» [15];
- «информация и иное содержимое, доводимое до пользователя через его органы чувств с помощью пользовательского приложения» [16].
Вместе с тем термин «контент» стал использоваться как в нормативных правовых актах (слово «контент» упоминается в тексте более 280 актов управления [17]), так и в наименовании структурных подразделений органов власти. Так, в Общественном совете при Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций планируется к созданию Комиссия по защите детей от деструктивного и опасного контента [18], в аппарате Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка организована работа Экспертного совета по пропаганде позитивного контента [19] и т.д.
Создание подразделений, ответственных за разработку конструктивного (позитивного) контента, отражает осознание органами публичной власти значимости государственного управления в сфере информации. Информационные материалы, циркулирующие в интернет-среде, обладают различной степенью ценности, качества передаваемой информации. Ценность информации, по мнению В.Н. Гончарова, заключается в ее полезности и значимости для управления. Полезна та информация, которая способствует достижению цели, поставленной в процессе управления [20, с. 200].
Таким образом, применяя ценностный подход к информации, автор данной статьи предлагает следующую классификацию контента в соответствии со степенью его влияния на реализацию общественно полезных целей и задач государственного управления.
Конструктивный контент - информация, размещенная в сети Интернет, направленная на содействие в реализации общественно полезных целей и задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативных правовых актах.
Нейтральный контент - информация, размещенная в сети Интернет, не оказывающая влияния на реализацию общественно полезных целей и задач государственного управления.
Деструктивный контент - вредная информация, размещенная в сети Интернет, обладающая свойствами вирусного распространения и представляющая собой средство противодействия реализации общественно полезных целей и задач государственного управления, определенных в документах стратегического планирования и иных нормативных правовых актах.
Свойства вирусного распространения информации обусловлены наличием следующих факторов: возможностью каждого пользователя создавать какие-либо информационные материалы, доступные для потребления неопределенным кругом лиц; применением PR-технологий, влиянием экономических инструментов социальных сетей, механизмов приоритизации (системы рекомендаций, трендов, интересных событий и т.д.), быстрой информационной реакцией пользователей на социально значимые события, слабой модерацией и верификацией размещаемой информации, ее трансграничным характером. Данные факты, несомненно, масштабируют возможности оказания информационно-психологического воздействия на потребителей информации. Следствием чего является рост управленческих свойств деструктивного контента, приобретенных за счет технологий соци-
альных сетей и иных площадок распространения информации в сетевом пространстве.
По содержанию деструктивный контент подразделяется на следующие виды: пропагандирующий насилие, сексуальные девиации, вовлекающий в противоправную деятельность и социально неприемлемые формы поведения, разглашающий конфиденциальные сведения, создающий угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности, дискредитирующий деятельность органов государственного управления.
По периодичности распространения деструктивный контент может быть событийным (транслируемый в преддверии социально значимых событий, праздников и т.д.) или фоновым (распространяемый в повседневной деятельности вне зависимости от праздничных дат, социально значимых событий и т.д.).
По формату деструктивный контент может быть воспроизведен в текстовой форме, видео- и аудиопродукции (фильмы, видеоклипы, музыкальные произведения), изображениях, а также в компьютерных играх.
В соответствии с причиняемым вредом или потенциальной опасностью его причинения деструктивный контент подразделяется на следующие виды:
- противоправный контент - информация, размещенная в сети Интернет, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, а также за распространение которой предусмотрены меры уголовной или административной ответственности;
- токсичный контент - информация, размещенная в сети Интернет, не содержащая признаков состава административного правонарушения (преступления), но вместе с тем оказывающая противодействие реализации целей и задач государственного управления путем оказания негативного информационно-психологического воздействия на сознание ее потребителей, побуждающего действовать вразрез с общественно одобряемыми моделями поведения.
По субъектам противодействия распространению деструктивного контента он подразделяется:
- на федеральные органы исполнительной власти, в задачу которых входит осуществление мониторинга и блокирования доступа к противоправному контенту (МВД России, ФНС России, Росалкогольрегулирование, Роскомнадзор, Росмолодежь, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения);
- на иные федеральные органы исполнительной власти, в задачу которых входит трансляция общественно полезных целей и задач
государственного управления в информационном пространстве - противодействие распространению токсичного контента;
- на иные заинтересованные лица (физические и юридические), способствующие нейтрализации противоправного контента путем подачи жалоб на каналы его распространения и (или) популяризирующие общественно полезные цели и задачи государственного управления среди пользователей сети Интернет.
Нормативные правовые акты, устанавливающие содержание противоправного контента, исходя из функциональной роли подразделяются на регулятивные (устанавливающие содержание информации, запрещенной к распространению, - Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 № 498-ФЗ, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-Ф3 и т.д.) и охранительные (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации).
По сферам противодействия реализации целей и задач государственного управления токсичный контент подразделяется на административно-политический, социально--культурный, экономический.
Одной из тенденций токсичного контента является его радикализация, которой способствует активное общение участников виртуальных сообществ, находящих в процессе коммуникации взаимное одобрение и подтверждение собственных идей и мировоззренческих позиций [21, с. 528]. YouTube- и телеграм-каналы, Instagram-аккаунты, распространяющие недостоверную информацию о деятельности органов государства, ходе российской специальной военной операции на Украине, содержат десятки, в некоторых случаях сотни тысяч подписчиков, ярко поддерживающих мировоззренческие позиции друг друга, выражающие дискриминацию граждан Российской Федерации по признаку гражданства и национальной принадлежности. В связи с чем токсичный контент может быть рассмотрен в качестве предиката противоправного поведения пользователей, как в сетевом пространстве, так и в реальном мире. Поскольку асоциальный контент имеет прямое влияние на формирование правовой и общечеловеческой культуры пользователей [22, с. 10-12].
Таким образом, подводя итог настоящей статье, можем сформулировать ряд выводов.
1. В соответствии со степенью влияния на реализацию общественно полезных целей и задач государственного управления контент может быть подразделен на конструктивный, нейтральный и деструктивный.
2. Под деструктивным контентом автор настоящей статьи понимает вредную информацию, размещенную в сети Интернет, обладающую свойствами вирусного распространения и представляющую собой средство противодействия реализации общественно полезных целей и задач государственного управления, определенных в федеральных документах стратегического планирования и иных нормативных правовых актах.
3. Предложенная классификация деструктивного контента в соответствии с критерием причиняемого вреда или потенциальной опасности его причинения на противоправный и токсичный предопределяет способ, средства и субъектов противодействия каждому из них.
Противодействие распространению противоправного контента осуществляется путем блокировки доступа пользователей сети к информационным материалам, содержащим запрещенную к распространению информацию или признаки составов административных правонарушений (преступлений). Субъектами противодействия являются федеральные органы исполнительной власти, в задачу которых входит мониторинг и блокирование противоправного контента (МВД России, ФНС России, Рос-алкогольрегулирование, Роскомнадзор, Росмо-лодежь, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения). Средствами противодействия являются правовые нормы информационного, административного и уголовного законодательства Российской Федерации.
Противодействие распространению токсичного контента осуществляется путем распространения и пропаганды конструктивного контента. Субъектами противодействия являются федеральные органы исполнительной власти, в задачу которых входит трансляция целей и задач государственного управления в информационном пространстве. Средствами противодействия являются управленческие решения, обеспечивающие создание, распространение и конкурентоспособность конструктивного контента в информационной среде.
Список литературы
1. Владимир Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации // Президент
России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/65090 (дата обращения: 10.09.2022).
2. Более 70 процентов детей пользуются интернетом - в ООН представили новый доклад об опасностях виртуального пространства / Организация Объединенный Наций. URL: https://news.un.org/ru/story/ 2019/10/1364182 (дата обращения: 17.10.2022).
3. Методическое пособие по выявлению признаков риска поведения в социальных сетях. С. 3 // Ежедневное онлайн-издание D-russia.ru. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/03/tsifrovaya-gigiena. pdf?ysclid=l9x614evs5666833911 (дата обращения: 31.10.2022).
4. Более 10 млн детей в России подписаны на деструктивные группы и сообщества в интернете // Информационное агентство «ТАСС». URL: https:// tass.ru/obschestvo/15758099?ysclid=l9cqfs79t53291204 56 (дата обращения: 17.10.2022).
5. Капранов О. Чернышенко: 90% населения России являются пользователями интернета // Российская газета. 28.09.2022. URL: https://rg.ru/2022/09/28/cherny shenko-90-naseleniia-rossii-iavliaiutsia-polzovateliami-interneta.html (дата обращения: 31.10.2022).
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120210703 0001?ysclid=l9crg1qo3822726330 (дата обращения: 17.10.2022).
7. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu ment/View/0001201612060002?ysclid=l9crfrffl3600646 324] (дата обращения: 17.10.2022).
8. Бачило И.Л. Понятийный аппарат информационного права и система обеспечения информационной безопасности // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 3 (55). С. 5-16.
9. Джаффарова Н.Т. Административная ответственность за правонарушения в области оборота информации: Дис. ... канд. юр. наук. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2021. 161 с.
10. Разуваев В.Э. Правовые средства противостояния информационным войнам: Автореф. дис. ... канд. юр. наук. М.: Институт государства и права РАН, 2007. 24 с.
11. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 527 с.
12. Маурин В.С. Правовой анализ вредной информации в условиях информационного общества: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации, 2004. 24 с.
13. Рыдченко К.Д. Административно-правовое обеспечение информационно-психологической безопасности органами внутренних дел Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. 308 с.
14. Кузьмина Н.Н., Попов Н.А. Под «соусом» текста: информация или контент? // Креативная экономика. 2009. № 11. С. 75-78.
15. Пункт 3.1.12. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200061331 (дата обращения: 18.05.2022).
16. Пункт 3.1.31 ГОСТ Р 52872-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/1200167693 (дата обращения: 18.05.2022).
17. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/7search res=&bpas=cd00000&intelsearch=%EA%EE%ED%F2 %E5%ED%F2&sort=-1 (дата обращения: 27.10.2022).
18. Роскомнадзор создаст комиссию по защите детей от деструктивного контента // Российская газета.
23.07.2021. URL: https://rg.ru/2021/07/23/roskomnadzor -sozdast-komissiiu-po-zashchite-detej-ot-destruktivnogo-kontenta.html? (дата обращения: 17.05.2022).
19. Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. URL: http://www.deti.gov.ru/articles/news/kruglyj-stol-po-raz vitiyu-detskogo-pozitivnogo-kontenta] (дата обращения: 10.08.2022).
20. Гончаров В.Н. Общественная информация: к проблеме концепций в современной науке // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 200-203.
21. Каплунов А.И. О правомерности применения мер административного пресечения в отношении участников публичного мероприятия, нарушающих установленный порядок его проведения // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения): Международная научно-практическая конференция, Санкт-Петербург, 26 марта 2021 года / Под общ. ред. А.И. Каплунова. СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. С. 527-533.
22. Курносенко А.А. Интернет в процессе формирования правовой культуры молодежи в условиях трансформирующегося российского общества: Дис. ... канд. соц. наук. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016. 172 с.
DESTRUCTIVE CONTENT: CONCEPT, ADMINISTRATIVE AND LEGAL CHARACTERISTICS, TYPES
K.A. Shulikov
The article presents a meaningful definition of destructive content as a kind of harmful information localized on the Internet. The relevance of this study is justified by the growth of negative information and psychological impact on users of social networks, which negatively affects the state of various spheres of security of our state. The results of the study are reflected in the author's classification of content, in accordance with its impact on the implementation of socially useful goals and objectives of public administration; administrative and legal characteristics of destructive content, its toxic and illegal varieties; expansion of theoretical ideas about the types and content of harmful information, as well as in determining practice-oriented criteria for attributing information to destructive content.
Keywords: harmful information, destructive content, illegal content, toxic content, information security, Internet media, means of countering public administration, managerial properties of information.
References
1. Vladimir Putin took part in the annual expanded meeting of the Board of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65090 (Date of access: 10.09.2022).
2. More than 70 percent of children use the Internet -a new report on the dangers of virtual space was presented at the UN / United Nations Organization. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/10/1364182 (Date of access: 17.10.2022).
3. Methodological guide for identifying risk factors of behavior in social networks. P. 3 // Daily online edition D-russia.ru. URL: https://d-russia.ru/wp-content/up loads/2019/03/tsifrovaya-gigiena.pdf?ysclid=l9x614evs 5666833911 (Date of access: 31.10.2022).
4. More than 10 million children in Russia have subscribed to constructive groups and communities on the Internet // TASS News Agency. URL: https://tass.ru/ob
schestvo/15758099?ysclid=l9cqfs79t5329120456 (Date of access: 17.10.2022).
5. Kapranov O. Chernyshenko: 90% of the Russian population are Internet users // Russian Gazeta. 28.09.2022. URL: https://rg.ru/2022/09/28/chernyshen ko-90-naseleniia-rossii-iavliaiutsia-polzovateliami-inter neta.html (Date of access: 31.10.2022).
6. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the Strategy of National Security of the Russian Federation» // Official Internet portal of Legal Information. URL: http://publication. pravo. gov.ru/Document/View/0001202107030001?yscli d=l9crg 1qo3822726330 (Date of access: 17.10.2022).
7. Decree of the President of the Russian Federation № 646 dated 05.12.2016 «On approval of the Doctrine of Information Security of the Russian Federation» // Official Internet portal of Legal Information. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 1612060002?ysclid=l9crfrffl3600646324] (Date of access: 17.10.2022).
182
K.A. ^ynuKoe
8. Bachilo I.L. Conceptual apparatus of information law and information security system // Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (55). P. 5-16.
9. Jaffarova N.T. Administrative responsibility for offenses in the field of information turnover: Dissertation of the Candidate of Legal Sciences. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, 2021. 161 p.
10. Razuvaev V.E. Legal means of countering information wars: Abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2007. 24 p.
11. Bachilo I.L., Lopatin V.N., Fedotov M.A. Information law: Textbook / Edited by B.N. Topornin. St. Petersburg: Legal Center Press, 2001. 527 p.
12. Maurin V.S. Legal analysis of harmful information in the conditions of the information society: Abstract of the dissertation of the Candidate of Legal Sciences. M.: Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2004. 24 p.
13. Rydchenko K.D. Administrative and legal provision of information and psychological security by the internal affairs bodies of the Russian Federation: Dissertation of the Candidate of Legal Sciences. Voronezh: Voronezh State University, 2011. 308 p.
14. Kuzmina N.N., Popov N.A. Under the «sauce» of the text: information or content? // Creative Economy. 2009. № 11. P. 75-78.
15. Item 3.1.12 National Standard of the Russian Federation. Internet resources. Accessibility requirements for the visually impaired // Electronic fund of regulatory, technical and regulatory information of the Consortium «Codex». URL: https://docs.cntd.ru/document/ 1200061331 (Date of access: 18.05.2022).
16. Paragraph 3.1.31 of GOST R 52872-2019. National Standard of the Russian Federation. Internet resources and other information presented in electronic and digital form. Applications for stationary and mobile de-
vices, other user interfaces. Accessibility requirements for people with disabilities and other persons with disabilities // Electronic fund of regulatory, technical and regulatory information of the Consortium «Codex». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200167693 (Date of access: 18.05.2022).
17. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?searchres=&bpas= cd00000&intelsearch=%EA%EE%ED%F2%E5%ED%F 2&sort=-1 (Date of access: 27.10.2022).
18. Roskomnadzor will create a commission to protect children from destructive content // Rossiyskaya Gazeta. 23.07.2021. URL: https://rg.ru/2021/07/23/ros komnadzor-sozdast-komissiiu-po-zashchite-detej-ot-dest ruktivnogo-kontenta.html? (Date of access: 17.05.2022).
19. Official website of the Commissioner for Children's Rights in the Russian Federation. URL: http://www.deti.gov.ru/articles/news/kruglyj-stol-po-raz vitiyu-detskogo-pozitivnogo-kontenta] (Date of access: 10.08.2022).
20. Goncharov V.N. Public information: on the problem of concepts in modern science // Fundamental research. 2014. № 1. P. 200-203.
21. Kaplunov A.I. On the legality of the application of administrative preventive measures against participants of a public event that violate the established procedure for its conduct // Actual problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin readings): International Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, March 26, 2021 / Under the general editorship of A.I. Kaplunov. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2021. P. 527-533.
22. Kurnosenko A.A. Internet in the process of formation of legal culture of youth in the conditions of transforming Russian society: Dissertation of the Candidate of Sociological Sciences. Krasnodar: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. 172 p.