ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2018. № 4
н. М. кириллова, аспирантка кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ*
негативный контент в информационно-телекоммуникационной СЕТИ интернет: проблемы определения и классификации
Статья посвящена проблемам ответственности за размещение негативной и противоправной информации в информационно-коммуникационной сети Интернет. Автором затрагиваются вопросы правового определения информационного содержания сайта в сети Интернет, а также перечня незаконной информации. В статье на примере зарубежного опыта обосновывается необходимость использования понятия «контент» по отношению к информации, размещаемой в пространстве сети Интернет (сайте, блоге, форуме, социальных сетях и др.). На основе проведенного анализа зарубежного и отечественного законодательства в сфере компьютерной информации и существующих классификаций основных видов «контента», автор предлагает классификацию «кон-тентов», а также приводит перечень информации, которую можно отнести к «незаконному контенту».
Ключевые слова: контент, незаконный контент, вредный контент, данные контента, информация, компьютерная информация, Интернет, социальные сети, порнография, детская порнография, терроризм, экстремизм, зарубежное законодательство.
The article is devoted to problems of responsibility for placing negative and illegal information on the Internet. The author raises issues of legal definition of the information content of the site on the Internet, as well as the list of illegal information. On the example of foreign experience the author justifies the need of using the notion "content" in relation to information placed on the Internet (site, blog, forum, social networks, etc.). Based on the analysis of foreign and domestic legislation in the field of computer information and existing classifications of the main types of «content», the author suggests classification of "contents", and also offers lists of information that can be referred as "illegalcontent".
Keywords: content, illegal content, harmful content, content data, information, computer information, Internet, social networks, pornography, child pornography, terrorism, extremism, foreign legislation.
Современный период развития общества характеризуется чрезвычайно широким использованием информационно-телекоммуни-
кационной сети Интернет, в связи с чем одной из наиболее важных и актуальных задач, стоящих перед государством, является обеспечение контроля за информацией, размещаемой в данной сети. Зачастую содержание информации, публикуемой в социальных сетях, на форумах и в чатах, носит четко выраженный негативный, или противоправный, характер, а в ряде случаев оказывается просто опасным для пользователей и требует применения уже мер уголовной ответственности.
В России борьба с размещением в сети Интернет незаконного контента осуществляется на законодательном уровне, а также посредством деятельности специально созданных отделов правоохранительных органов, различных общественных организаций и самих Интернет-платформ.
В последние годы был разработан ряд законов, предусматривающих определенные механизмы реагирования, блокирования и удаления в сети информации, способной нанести существенный вред посетителям сайтов. Так, в соответствии с Федеральным законом от 28 июля 2012 г. № ФЗ-1391 был создан «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов», позволяющий идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Кроме того, в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) были включены новые составы преступлений, влекущие ответственность за размещение в глобальной сети информации определенного рода. В качестве примера можно привести криминализацию публичных призывов к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, в том числе в сети Интернет (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ), а также недавние изменения УК РФ, связанные с включением квалифицированных составов преступлений, связанных с доведением до самоубийства, склонением к самоубийству и содействием самоубийству другого лица (п. «д» ч. 3 ст. 110.1, ч. 2 ст. 110.2 УК РФ).
Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет выделить два проблемных момента: 1) отсутствие общепринятого понятия, обозначающего информационное содержание сайта в сети Интернет, и 2) несогласованность в определении перечня информации, которую можно определить как незаконную.
В нормативных правовых актах, регулирующих использование сети Интернет, наиболее часто встречается термин «информация».
1 Федеральный закон от 28.07.2012 г. № 139-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 31. Ст. 4328.
Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 2006 г.,2 «информация» — это «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» (ст. 2). Это определение очень широкое. Все данные, представленные на сайте, блоге, форуме, информационной платформе, независимо от ее вида (текстовая, графическая, мультимедийная и т. п.) представляют собой компьютерную информацию.
УК РФ определяет содержание термина «компьютерная информация» как «сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи» (примечание к ст. 272 УК РФ). Уголовно-правовое определение компьютерной информации раскрывает структуру и способ передачи данных, но не отражает их содержание и направленность.
В Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»3 используется термин «информационная продукция», под которой понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В последнее время в некоторых российских подзаконных актах, а также докладах экспертов по отношению к информации, размещаемой в глобальной сети Интернет, стали использовать термин «контент». Так, в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2016 г. № 562 говорится «о мониторинге интернет-пространства на предмет выявления контентов, дублирующих противоправную информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях и т. д.»4.
В Распоряжении Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471-р5 об утверждении Концепции информационной безопасности детей говорится о медиарынке как о «производителе и распространителе кон-
2 Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 23.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31. Ст. 3448.
3 Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (послед. ред.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
4 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 сентября 2016 г. № 562: Доступ из СПС «Гарант».
5 Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471-р // Собрание законодательства РФ. 2015. № 49. Ст. 7055.
тента» и об ограничении доступа к ресурсам, «содержащим противоправный контент».
Российские поисковые системы, в частности Yandex и Rambler, предусматривают возможность осуществления «обратной связи» с интернет-пользователями, в том числе по вопросам, связанным с реагированием на размещаемый в сети незаконный контент. Так, портал Rambler.ru на своем сайте размещает подробный регламент с пояснениями о том, как правильно реагировать на незаконный контент, по какому адресу отправлять сообщение с жалобами, и определяет процедуры, действия и сроки реагирования на каждую из них. В контексте обсуждаемой проблемы интересно, что в Регламенте речь не идет о запрещенной компьютерной информации, не указывается, что следует понимать под «контентом» и информацию какого рода стоит относить к «незаконному контенту».
Термин «контент» является англоязычным заимствованием, поэтому для уяснения содержания этого понятия необходимо обратиться к зарубежным источникам.
В иностранной научной литературе и на сайтах зарубежных общественных организаций чаще всего можно встретить именно термин «контент». Разработаны специальные правовые документы, содержащие инструкции по регулированию «контента», размещаемого на сайте, форуме или в блоге. Однако следует отметить, что в зарубежном законодательстве для обозначения размещаемой в сети Интернет информации используют и такие понятия, как «материалы» (materials), «компьютерные данные» (computer data), «медиа» (media) и др.
Определение «компьютерных данных» представлено в Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 г.6 В соответствии с текстом Конвенции это «любое представление фактов, сведений или понятий в форме, пригодной для обработки с помощью компьютерных систем, в том числе программы, предназначенные для выполнения компьютерной системой определенных действий». Данное определение по содержанию сходно с определением «компьютерной информации», указанным в примечании к ст. 272 УК РФ.
В Дополнительном протоколе7 к Конвенции о киберпреступно-сти, криминализирующей деяния, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, уже говорится о «материалах расистского и ксенофобского содержания», под которыми обозначают «расистские и ксено-
6 Convention on Cybercrime [Электронный ресурс]: URL: https://www.coe.int/ru/ web/conventions/full-list/Vconventions/treaty/185 (15.05.2018).
7 Additional Protocol to the Convention on Cybercrime, concerning the criminalisation of acts of a racist and xenophobic nature committed through computer systems [Электронный ресурс]: URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list/-/conventions/treaty/189 (15.05.2018).
фобские материалы». Последние в свою очередь означают «письменные материалы, любое изображение или любое другое представление идей или теорий, которые пропагандируют, способствуют или подстрекают к ненависти, дискриминации или насилию против любой личности или группы лиц, если в качестве предлога к этому используются факторы, основанные на расе, цвете кожи, национальном или этническом происхождении, а также религии». Таким образом, особое внимание уделяется самому содержанию данных материалов, а также цели их создания.
В Конвенции о киберпреступности в качестве отдельной группы выделены «преступления, связанные с «контентом» (содержанием)». Данная группа представлена деяниями, связанными с распространением детской порнографии (ст. 9).
Так что же такое «контент»? В Конвенции о киберпреступности содержание данного термина не раскрывается. В Пояснительном докладе к Конвенции также не представлено определение понятия «контент», но указано, что компьютерное сообщение составляют три типа данных: данные трафика, данные абонента и данные контента8. Относительно данных контента в Пояснительном докладе к Конвенции (п. 136) сказано, что они указывают на «коммуникационное содержание сообщения», а именно на «значение или цель связи, сообщения или передаваемой информации»9. Следовательно, данные контента представляют собой самостоятельную категорию, определяющую качественное содержание размещаемой информации.
Международный союз электросвязи (ITU) в «Инструментарии по разработке законодательства по борьбе с киберпреступлениями» обозначил «данные контента» (Content Data) как «любые данные в цифровой, оптической или другой форме, включая метаданные, которые передают сущность, содержание, информацию, смысл, цель, намерение или значение как в единичной, так и в комбинированной форме, в необработанной либо обработанной форме. Данные контента включают в себя любые данные, которые передают смысл или содержание сообщения, а также данные, обрабатываемые, хранящиеся или передаваемые компьютерными программами»10. Указанная
8 «Данные трафика» определены в Докладе как «данные, указывающие на происхождение (источник) сообщения, адресат, маршрут сообщения, время, дату, размер и длительность». «Данные абонента» позволяют идентифицировать пользователя, путем определения почтового или географического адреса, телефона или месторасположения сайта, на котором установлено средство связи.
9 Explanatory Report to the Convention on Cybercrime [Электронный ресурс]: URL: https://rm.coe.int/16800cce5b (15.05.2018).
10 ITU Toolkit for cybercrime legislation [Электронный ресурс]: URL: http://www. cyberdialogue.ca/wp-content/uploads/2011/03/ITU-Toolkit-for-Cybercrime-Legislation. pdf (15.05.2018).
организация не является законодательным органом, поэтому все предложенные ими разработки носят рекомендательный характер.
Другая проблема, которая была обозначена в начале статьи, связана с выделением видов размещаемой в сети негативной информации.
Рассматривая существующие классификации контентов, представляется необходимым обратиться сначала к зарубежному законодательству. В 1996 г. Европейская комиссия11 представила Доклад12, в котором указала борьбу с распространением незаконной информации в сети Интернет в качестве одной из приоритетных задач, стоящих перед ЕС. В докладе были выделены два основных вида контента: «незаконный» (illegal) и «вредный» (harmful). При этом под «незаконным» контентом Комиссия предложила считать информацию, размещаемую в сети с нарушением принятых правовых норм, правил и предписаний. Иными словами, это информация, которая в той или иной мере нарушает гражданское, уголовное, административное и иное законодательство государства. В качестве примеров можно назвать нарушения авторских прав и оскорбления в сети Интернет. Отдельно в рамках данного вида выделен «преступный» (criminal) контент, представляющий собой информацию, размещение которой запрещено уголовным законодательством. Примерами такого рода контента могут служить детская порнография, экстремистские материалы, сообщения с призывами к терроризму.
В целом перечень информации и материалов, образующих незаконный контент, до сих пор окончательно не определен, хотя данный вопрос еще в 2012 г. поднимался главой независимого подразделения Совета Европы по защите данных Питером Ганстинксом.
По отношению к незаконному контенту Европейской комиссией применяется принцип: «Все, что наказуемо офлайн, должно быть наказуемо онлайн». В марте 2018 г. Комиссия опубликовала дополнительные рекомендации для стран—членов ЕС по удалению противоправного контента, в которых отнесла к «незаконному контенту» террористический контент, материалы, изображающие насилие над детьми, оскорбления по мотивам ненависти, коммерческие схемы, а также случаи нарушения авторских прав13.
11 Европейская комиссия — орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов и внесение их для рассмотрения в Евро-парламент.
12 Communication to the European Parliament, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of Regions, Illegal and harmful content on the Internet. Brussels, 16 October 1996, COM(96) 487 [online]: URL: http://aei.pitt.edu/5895/1/5895.pdf(20.05.2018).
13 Commission Recommendation (EU) 2018/334 of 1 March 2018 on measures to effectively tackle illegal content online: URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/ commission-recommendation-measures-effectively-tackle-illegal-content-online (19.05.2018).
Интересно, что Конвенция о киберпреступности не относит нарушение авторских прав к преступлениям, связанным с контентом, а выделяет в самостоятельную категорию. Кроме того, возникает вопрос, почему данная группа компьютерных преступлений включает лишь один состав, исключая при этом другие преступные деяния, связанные с контентом, например распространение наркотических средств и психотропных веществ через сайты сети Интернет или деяния, представленные в качестве отдельных статей в Дополнительном протоколе?
Кроме того, в сети Интернет могут размещаться материалы, не противоречащие закону, но определенным образом «задевающие» и оскорбляющие чувства и духовные ценности отдельных людей. Подобные материалы, согласно решению Европейской комиссии, представляют собой «вредный» контент. Степень «вреда» той или иной информации определяется внутренним национальным законодательством государства. Обычно на размещение и просмотр подобного рода контента накладываются определенные ограничения, чаще всего возрастные.
Так, если детская порнография образует преступный контент, то сцены эротического содержания с участием совершеннолетних, на которые установлены возрастные ограничения, закону не противоречат, и их случайный просмотр несовершеннолетними, хотя и может оказать отрицательное влияние на их развитие, будет рассматриваться лишь как ознакомление с «вредным» контентом.
Содержание понятия «вредный» контент во многом зависит от существующих нравственных, культурных и этнических особенностей общества, а также особенностей менталитета. Это следует учитывать в случае возникновения спорных ситуаций между странами относительно оценки содержания «контента». Это особенно важно в случаях, когда возникает опасность ущемления права на свободу слова и выражения. Так, в известном деле «Yahoo! Inc против Франции» французский Верховный суд запретил доступ своим гражданам к сайту компании "Yahoo! Inc" из-за изображений предметов с нацистской символикой, размещаемых на этом сайте в целях продажи. Нацистская символика запрещена во Франции в соответствии со ст. R. 645— 1 УК Франции, согласно которой преступным деянием, наказуемым штрафом, предусмотренным за нарушение 5-го класса, признается ношение или выставление на всеобщее обозрение униформы, знака отличия или эмблемы, сходных с униформами, знаками отличия или эмблемами, которые носились или демонстрировались либо членами организации, объявленной преступной в соответствии со ст. 9 Устава Международного военного трибунала, являющегося приложением к соглашению, заключенному в Лондоне 8 августа 1945 г., либо лицом,
признанным виновным французским или международным судом в совершении одного или нескольких преступлений против человечности, за исключением случаев создания фильма, спектакля или экспозиции, включающих реконструкцию исторических событий14.
Таким образом, размещаемые на указанном сайте материалы с точки зрения французского законодательства представляли собой «преступный» контент, в то время как в США, где располагался главный сервер компании, распространение такой информации разрешено, не противоречит закону и поддерживается поправкой к Конституции США о свободе слова. Очевидно, что предметы с символикой фашизма и нацизма могут оказать отрицательное влияние на развитие подростков и даже побудить их к совершению преступления. Однако, если применять классификацию, предложенную Европейской комиссией, подобную информацию можно отнести скорее к «вредной», чем к «незаконной».
Отдельные государства при разработке собственного законодательства выделили свои виды контента. Министерство торговли и промышленности Великобритании (DTI) в 1999 г. предложил выделить три вида контента: «незаконный» (illegal), «неправомерный» (unlawful) и «оскорбительный» (offensive). Незаконный контент — контент, размещение которого запрещено уголовным законодательством. К неправомерному был отнесен контент, нарушающий индивидуальные права граждан, но не преследуемый уголовным законом. Оскорбительный — это вредный, неуместный для определенной аудитории, ее ценностей и идей контент, размещение которого в сети Интернет не нарушает закон15.
В Германии также выделяется три категории контента: 1) контент, запрещенный в соответствии с законодательством Германии (например, отрицание Холокоста), 2) контент, запрещенный в соответствии с европейским законодательством, и 3) вредный контент16.
Помимо этого, на сайтах и в некоторых источниках используются такие понятия, как «деструктивный» (destructive), «расстраивающий» (upsetting) и «неуместный» (inappropriate)17, которые близки по значению к «вредному» контенту.
Отдельно следует сказать о классификации видов контента по характеру размещаемой информации. Так, в различных источниках
14 URL: https://www.legifrance.gouv.fr
15 Price M. E., Stefaan G. Verhulst Self-Regulation and the Internet. The Hague, 2004. P. 41.
16 Price M. E. Media and Sovereignty: The Global Information Revolution and Its Challenge to State Power. Cambr., 2002. P. 123.
17 Protecting children against harmful content / Rep. prep. for the Council of Europe's Group of Specialists on Human Rights in the Information Society by A. Millwood Hargrave. 2013. P. 10.
и документах выделяется контент, содержащий сцены жестокого обращения с детьми (child abuse content), клевету (defamatory content), нарушение авторских прав (copyright infringement content), террористический контент (terroristic content) и др18.
В российском законодательстве, в отличие от европейского, не существует официального деления контента или иной размещаемой в сети Интернет информации на категории. Упомянутый выше Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяет информацию, запрещенную для распространения среди детей, и информацию, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий (ст. 5). Например, к первому виду относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; содержащая информацию порнографического характера и др.
Ко второму виду относятся изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; информация, вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной и др. Перечисленные виды информации первой группы с учетом общепризнанных в этой сфере классификаций образуют «незаконный» контент, информация второй группы — «вредный» Кроме того, КоАП РФ предусматривает административную ответственность за размещение в сети Интернет информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних. Такая информация также может быть отнесена к «вредному» контенту.
Вся, запрещенная уголовным законом информация, размещаемая в сети Интернет, представляет собой «преступный» контент.
Как уже было отмечено, регулирование размещаемой в Интернете информации происходит и на уровне самих сайтов и поисковых
18 Edwards L. Pornography, censorship and the Internet // Law and the Internet. Oxford, 2009. P. 623-624.
систем. Некоторые крупные Интернет-сообщества разрабатывают собственную информационную политику, определяют виды контента и основные требования к размещаемой информации, нарушение которых может послужить основанием для блокирования сайта или целого канала. Например, сайт YouTube в своем «Пользовательском соглашении» выделяет опасный контент19, наготу и материалы сексуального характера, натуралистический контент20, а также дискриминационные высказывания.
Политика таких Интернет-сообществ, ее принципы и требования к информации могут со временем меняться. Так, из-за информационной политики YouTube по ужесточению правил, относящихся к видео с участием детей, было удалено около 200 каналов, в том числе российский канал "Vlad crazy show", который был обвинен в «нарушении принципов сообщества»21. Данный канал специализировался на так называемом «детском контенте». В адрес канала часто выдвигались обвинения в эксплуатации детей, навязывании им любви к модным брендам и фастфуду. Кроме того, в загруженных видео родители часто пугали своих детей или ставили их в неловкие ситуации. Помимо этого канала блокировке подвергся канал "Toy Freaks", занимающий 68 место в мире по количеству подписчиков. Эти действия руководства YouTube непосредственно связаны с увеличением каналов, демонстрирующих «семейные развлечения», сопровождающиеся подчас жестоким, унизительным и оскорбительным поведением родителей по отношению к своим детям.
Крупные поисковые системы, например Яндекс, Google, осуществляя взаимодействие с пользовательским контентом22, выделяют «незаконный» контент, к которому относят случаи нарушения авторских прав, размещение материалов порнографического содержания и т. д.
Контент, в отношении которого еще не определена правовая природа, является «спорным». Обычно «спорность» возникает при необходимости выяснить, нарушены ли права законного пользователя на результаты его интеллектуальной деятельности в сети Интернет или нет.
19 К «опасному контенту» относят видео, призывающие к незаконным действиям или такие действия, как опасные игры, изготовление взрывчатых веществ и оружия, наркотиков и других предметов и веществ, которые могут вызвать серьезный ущерб для здоровья.
20 «Натуралистический контент» представляет собой изображение реальных, постановочных или имитированных сцен насилия и жестокости.
21 Official blog of YouTube [Электронный ресурс]: URL: https://youtube.googleblog. com/2017/11/5-ways-were-toughening-our-approach-to.html (22.05.2018).
22 Контент, создаваемый пользователем сети Интернет: сайты, группы в социальных сетях, блоги, подкасты и т. п.
В качестве отдельного вида «контента» в некоторых источниках используется термин «нежелательный контент», представляющий собой материалы (изображения, видео- и аудиоматериалы, тексты), не только содержащие насилие, порнографию, пропаганду наркотических средств, азартных игр, но и различные компьютерные вирусы, шпионские программы, задача которых получить доступ к компьютерной информации владельца23.
На основе вышесказанного можно сделать следующие выводы.
Несмотря на наличие русскоязычного сегмента сети Интерет — Рунета, в глобальной сети преобладают англоязычные сайты сообщества и иные платформы, устанавливающие свои правила, политику и имеющие устойчивую терминологию. По отношению к содержимому сайта практически везде используется термин «контент». Как видно на примерах некоторых сайтов и поисковых систем, русскоязычные версии Google, YouTube, а также их аналог — Yandex, принимают данную политику и терминологию. В связи с этим для придания единообразия терминологии на зарубежном и российском уровнях для обозначения информации, размещаемой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, наиболее правильным будет использование термина «контент».
Контент представляет собой все информационное содержание сайта или его страницы в сети Интернет. Контент характеризует тематику сайта, а также цель размещаемой информации. Он ориентирован на группу пользователей и играет важную роль в функционировании сайта, влияя на посещаемость, ранжирование в поисковых системах и вовлеченность аудитории.
По степени общественной опасности предлагается выделять «незаконный», «преступный» и «вредный» контент. «Незаконный» представляет собой информацию, размещение которой в сети Интернет противоречит нормам права; «преступный» — информацию, размещение которой образует состав преступления и влечет уголовную ответственность и «вредный» контент, представляющий собой материалы ограниченного доступа, не являющиеся прямым нарушением норм права, но определенным образом оскорбляющие чувства, ценности и взгляды отдельных людей и способный причинить моральный или иной вред пользователям.
Анализ действующего законодательства показывает отсутствие закрытого перечня информации, которую можно отнести к «незаконному контенту». На сегодняшний день в этот перечень можно включить: размещаемые в Интернет-пространстве (сайтах, блогах, форумах, социальных сетях) материалы, формирующие спрос на нар-
23 URL: https://www.anti-malware.ru/threats/unwanted-content
котики, поощряющие их употребление, схемы и адреса их приобретения; порнографические материалы (в том числе детская порнография); материалы, пропагандирующие подростковый суицид («группы смерти»); информацию о технологиях изготовления наркотиков, оружия, взрывчатых веществ; объявления и репосты, содержащие призывы к совершению актов терроризма и экстремизма.
Список литературы
1. Edwards L. Pornography, censorship and the internet // Law and the Internet. Oxford, 2009.
2. Price M. E. Media and Sovereignty: The Global Information Revolution and Its Challenge to State Power. Cambr., 2002.
3. Price M. E., Stefaan G. Verhulst Self-Regulation and the Internet. The Hague,
2004.