ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 81
Синельникова А.П.
студентка 1 курса магистратуры Педагогического института Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Россия)
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТЕРЕОТИПА
Аннотация: в данной статье рассматривается понятие стереотипа в межкультурной коммуникации. Предпринимается попытка установить источники формирования стереотипов. Особое внимание уделяется основными свойствам стереотипов.
Ключевые слова: стереотип, социальный стереотип, межэтнический стереотип, межкультурная коммуникация, культура.
Встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиции своей культуры. Чаще всего непонимание чужого языка, жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей [3].
Слово «стереотип» происходит из терминологии техники книгопечатания, которая ранее основывалась на том, что с помощью составленных на печатной пластине (стереотипе) в определенной последовательности букв и строчек можно было сделать множество одинаковых оттисков одного и того же текста [4].
Социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог Уолтер Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы - это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права [2].
Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры. Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека. Немецкая точность, английская вежливость, французская галантность, итальянская темпераментность, финская медлительность, русский «авось» - все это стереотипные представления о нациях, распространяющиеся на всех ее представителей.
Формирование стереотипов связано с историей межнационального и межкультурного взаимодействия разных народов. Стереотипы существовали во всех исторических эпохах. Их содержание менялось в зависимости от экономических, политических и социально-культурных условий [4].
Основная причина возникновения этнических стереотипов - это человеческая склонность делить людей на «своих» и «чужих», в этом проявляется коллективно-бессознательный уровень [1]. Стереотипы также могут возникать через ограниченные личные контакты. Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации (пресса, радио,
телевидение, Интернет). Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стоить отметить, что устойчивость стереотипов все-таки относительна: при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Еще одно свойство стереотипов - согласованность, или консенсус. Так, стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах общества. Также стоит отметить еще одним сущностным свойством стереотипа считается их неточность. Дело в том, что с течением времени стереотипы получали менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений». Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.
Таким образом, стереотипы являются важной составляющей межкультурной коммуникации. Изучение стереотипов, связанных с тем или иным народом, а также анализ способов формирования межэтнических стереотипов и их основных свойств помогает избежать недопонимания и выстроить благоприятный диалог культур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Екатеринбург, 2015.
2. Липпман Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М., 2004.
3. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.
4. Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15107.htm.
Sinelnikova A.P.
1st year student of Master's degree of Pedagogical Institute Irkutsk State University (Irkutsk, Russia)
CONCEPT & ESSENCE OF STEREOTYPE
Abstract: this article discusses the concept of a stereotype in intercultural communication. An attempt is being made to establish the sources of the formation of stereotypes. Special attention is paid to the basic properties of stereotypes.
Keywords: stereotype, social stereotype, ethnic stereotype, intercultural communication,
culture.