Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТЕРЕОТИПА'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТЕРЕОТИПА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
771
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИП / СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синельникова А.П.

В данной статье рассматривается понятие стереотипа в межкультурной коммуникации. Предпринимается попытка установить источники формирования стереотипов. Особое внимание уделяется основными свойствам стереотипов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT & ESSENCE OF STEREOTYPE

This article discusses the concept of a stereotype in intercultural communication. An attempt is being made to establish the sources of the formation of stereotypes. Special attention is paid to the basic properties of stereotypes.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТЕРЕОТИПА»

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (HUMANITARIAN SCIENCES) УДК 81

Синельникова А.П.

студентка 1 курса магистратуры Педагогического института Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Россия)

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТЕРЕОТИПА

Аннотация: в данной статье рассматривается понятие стереотипа в межкультурной коммуникации. Предпринимается попытка установить источники формирования стереотипов. Особое внимание уделяется основными свойствам стереотипов.

Ключевые слова: стереотип, социальный стереотип, межэтнический стереотип, межкультурная коммуникация, культура.

Встречаясь с представителями других народов и культур, человек обычно проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиции своей культуры. Чаще всего непонимание чужого языка, жестов, мимики и других элементов поведения ведет к искаженному истолкованию смысла их действий, что порождает такие негативные чувства, как настороженность, презрение, враждебность. Реальным выходом из негативных ситуаций являются стереотипы, которые становятся своего рода подсказками, помогающими сформировать суждения, предположения и оценки других людей [3].

Слово «стереотип» происходит из терминологии техники книгопечатания, которая ранее основывалась на том, что с помощью составленных на печатной пластине (стереотипе) в определенной последовательности букв и строчек можно было сделать множество одинаковых оттисков одного и того же текста [4].

Социальные стереотипы - упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп. Впервые термин «социальный стереотип» использовал американский журналист и политолог Уолтер Липпман в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Согласно Липпману, стереотипы - это упорядоченные, детерминированные культурой «картинки мира» в голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права [2].

Своим появлением стереотипы обязаны межкультурным или межэтническим контактам, когда выявляются наиболее типичные черты, характерные для того или иного народа или культуры. Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы, представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах, характерных для какого-либо народа или его культуры. Основой этнического стереотипа обычно является какая-либо заметная черта внешности (цвет кожи, разрез глаз, форма губ, тип волос, рост и т.д.). Основой стереотипа может также служить и какая-либо черта в характере и поведении человека. Немецкая точность, английская вежливость, французская галантность, итальянская темпераментность, финская медлительность, русский «авось» - все это стереотипные представления о нациях, распространяющиеся на всех ее представителей.

Формирование стереотипов связано с историей межнационального и межкультурного взаимодействия разных народов. Стереотипы существовали во всех исторических эпохах. Их содержание менялось в зависимости от экономических, политических и социально-культурных условий [4].

Основная причина возникновения этнических стереотипов - это человеческая склонность делить людей на «своих» и «чужих», в этом проявляется коллективно-бессознательный уровень [1]. Стереотипы также могут возникать через ограниченные личные контакты. Особое место в образовании стереотипов занимают средства массовой информации (пресса, радио,

телевидение, Интернет). Возможности формирования стереотипов средствами массовой информации не ограничены как по своему масштабу, так и по своей силе.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стоить отметить, что устойчивость стереотипов все-таки относительна: при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Еще одно свойство стереотипов - согласованность, или консенсус. Так, стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах общества. Также стоит отметить еще одним сущностным свойством стереотипа считается их неточность. Дело в том, что с течением времени стереотипы получали менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений». Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе.

Таким образом, стереотипы являются важной составляющей межкультурной коммуникации. Изучение стереотипов, связанных с тем или иным народом, а также анализ способов формирования межэтнических стереотипов и их основных свойств помогает избежать недопонимания и выстроить благоприятный диалог культур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гузикова М. О., Фофанова П. Ю. Основы теории межкультурной коммуникации. Екатеринбург, 2015.

2. Липпман Уолтер. Общественное мнение/Пер. с англ. Т. В. Барчуновой. М., 2004.

3. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация. М., 2004.

4. Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15107.htm.

Sinelnikova A.P.

1st year student of Master's degree of Pedagogical Institute Irkutsk State University (Irkutsk, Russia)

CONCEPT & ESSENCE OF STEREOTYPE

Abstract: this article discusses the concept of a stereotype in intercultural communication. An attempt is being made to establish the sources of the formation of stereotypes. Special attention is paid to the basic properties of stereotypes.

Keywords: stereotype, social stereotype, ethnic stereotype, intercultural communication,

culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.