и нравственности — важный аспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России. Только на основе реализации такой концепции возможно обеспечение социальных, экономических и культурных прав индивидов, заинтересованное участие граждан в проводимых в стране реформах.
При этом социально-правовое государство в современных условиях с необходимостью предполагает наличие, с одной стороны, сильного государства, способного нести ответственность за развитие человеческих ресурсов, а с другой — наличие развитых институтов гражданского общества, способных поставить государство под свой контроль.
Изложенное позволяет говорить о том, что модернизация в нашей стране получит свой исторический шанс не только в результате создания новой современной экономики, но и в результате модернизации социально-правовой государственности.
1 Подробнее об этом см.: Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. 1997. № 3. С. 27-28.
2 См.: Гегель Г.В.Ф. Философия права / пер. с нем. М., 1990. С. 228 и сл.
3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 312-313, 400; Т. 27. С. 402.
4 Arato Andrew. Civil society, History and Socialism. Reply to John Keane // Prakxis International, 1989; см. также: Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание // Полис. 1995. № 3.
5 См.: Янссон Т. Треугольная драма: взаимоотношения между государством, местным самоуправлением и добровольными организациями // Гражданское общество на Европейском Севере. СПб., 1996. С. 6.
6 См.: Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6. С. 150.
7 См.: Солоневич И.Л. Диктатура импотентов (социализм, его пророчества и их реализация). Новосибирск, 1994. С. 35.
8 Грамши А. Избр. соч. М., 1957. Т. 3. С. 200.
И.С. Пальгова
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В статье предпринята попытка определить сущность и уровни региональной политики, выявить степень влияния федерального центра на решение региональных проблем.
Ключевые слова: региональная политика, геополитика, экономика, уровни региональной политики.
I.S. Palgova
CONCEPT AND ESSENCE OF THE REGIONAL POLICY
An attempt to define essence and levels of a regional policy is undertaken in the article. Also the author try to reveal degree of influence of the federal centre on the decision of regional problems.
Keywords: regional policy, geopolitics, economy, levels of regional policy.
Понятие «региональная политика» в российском научном сообществе является многовекторным, в то время как в странах Европейского союза это деятельность, прежде всего, экономического характера.
© Пальгова Ирина Сергеевна, 2013
Соискатель кафедры истории и социологии политики (Саратовская государственная юридическая академия). 203
Российские исследователи, отмечает И.М. Бусыгина, вкладывают в это понятие следующее содержание: «политика в отношении регионов» или «региональное измерение политического процесса»1. Сама же она считает, что главное отличие региональной политики от экономической состоит в том, что, «во-первых, ее содержанием может являться борьба внутрирегиональных политических факторов относительно стратегии развития региона. Во-вторых, региональная политика может принимать форму общерегионального политического движения, направленного вовне, на некое внешнее для региона сообщество — другой регион, национальное правительство, внешнюю экономическую силу. В данном случае под региональной политикой фактически понимаются проявления политического регионализма, политика «снизу», из региона»2.
В.Г. Игнатов и В.И. Бутов отмечают, что «под региональной политикой Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизмов их реализации».3 Такое понятие фактически без изменений было взято из Указа Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации»4. Авторы не без основания подчеркивают, что в официальных документах и научных публикациях «все сильнее звучат призывы к совершенствованию региональной политики, хотя фактически такая политика в нашей стране только формируется»5. Кроме того, имеются и более жесткие суждения, подчеркивающие кризисные явления в региональной политике, особенно в Южном регионе»6.
Принципиальную значимость представляет выделение в региональной поли-а тике двух уровней: экзогенного, базирующегося на правовой базе центральной ? власти с учетом интересов регионов, и эндогенного, представляющего собой а. политику внутреннего значения, правовую основу которой составляют собственные законодательные акты, регулирующие деятельность местных органов
1 государственной власти. Вместе они представляют диалектическое единство и | сочетаются как стратегия и тактика политико-правового регулирования.
го
| В.А. Дергачев и Л.Б. Вардомский под региональной политикой понимают
| государственную политику в отношении крупных территориальных общин, учи-
| тывающую их геополитические, социокультурные и экономические особенности.
2 Под региональной политикой также понимается государственная политика, на° правленная на сглаживание социально-экономических диспропорций развития « регионов7. Как следует из текста, они не выделяют внутреннюю региональную | политику в качестве самостоятельной категории. В этой связи авторы указы-е вают на перераспределительную и стимулирующую региональную политику. 1 Такой подход представляется узким, поскольку не отражает многовекторности
0
° региональной политики.
(Го
¿3 Учитывая многовекторный характер региональной политики, можно дать
1 следующее определение этой категории политической регионалистики: регио-| нальная политика — это политика государства и регионов, обеспечивающая
в рамках Конституции и законодательных актов экономическое, социальное, духовное развитие населения регионов. При таком определении региональной политики можно выделить ее уровни: федеральный, уровень субъекта федерации и местного самоуправления.
В структуре региональной политики центральное место занимает экономиче-204 ская политика, поскольку именно от ее эффективности зависит использование
природных ресурсов, финансов, развитие рыночных отношений и перспективных производств. Экономическая политика позволяет обеспечить ресурс, необходимый для решения задач повышения жизненного уровня населения региона, его социального и духовного развития.
Ярким примером в этом плане служит экономическая политика Татарстана. Ставка на развитие нефтехимии и машиностроения, жилищное строительство резко повысила жизненный уровень населения. Автомобильная промышленность республики добилась опережающих темпов роста — 2,6 %. Доля автопрома Татарстана составляет более 30 % от общего объема продукции машиностроения РФ. По жилищному строительству республика занимает 4-е место в Российской Федерации, а в расчете на душу населения — 1-е место8.
Социальная региональная политика должна строиться на основе интересов различных слоев, играющих ключевую роль в регионе. «Многие неудачи, постигшие правовую политику современной России, — отмечают Н.Н. Вопленко и В.А. Рудковский, — были обусловлены как раз тем, что ее формирование начиналось не с анализа реальной ситуации, а с выдвижения разнообразных правовых идей, порой весьма далеких от насущных потребностей переживаемого обществом и государством периода»9. Сказанное вполне можно соотнести с социальной региональной политикой. В содержание социальной региональной политики, независимо от ее уровня, входят следующие категории: решения органов государственного управления и субъектов федерации, направленные на повышение уровня жизни населения, мероприятия по социальной защите и поддержке различных социальных групп, обеспечение людей товарами, жильем, рабочими местами. ш
Стержневой проблемой социальной политики в последние годы становится н осуществление стратегий в области образования, здравоохранения, жилищно- С
а
коммунального хозяйства. т
о
В духовной сфере региональная политика должна строиться на основе принад- к
о
лежности к России в русле федеральной политики и многообразия культурных о' ценностей каждого отдельного региона. При этом федеральная политика высту- уа пает в качестве вектора интеграции и единства регионов, а политика субъектов о
Федерации отражает их своеобразие. Так, в современной России 21 субъект нн
о
Федерации — это республики. По административно-территориальному прин- Ю ципу в стране созданы 57 субъектов, в т. ч. 46 областей, 9 краев и 2 города | федерального подчинения. Такое многообразие специфики духовной жизни с
к
усложняется не только территориальным своеобразием, но и преобладанием а той или иной религии, сочетанием государственно-правовых актов и обычаев. Л
е
В этой связи представляется, что за государственной региональной политикой и должно сохраняться ведущее начало и право селекции тех обычаев и нравов, • которые в условиях трансформации общества и религиозного возрождения все 29 чаще возникают в качестве политических символов в конфликтных регионах10. 2? Плюрализм обычаев и нравов, учитывая этническое многообразие страны, яв- 3 ляется важной ценностью, но они должны развиваться в русле парадигмы национального единства. И в этом плане объединяющим началом служат уровни региональной политики.
Федеральная региональная политика в современных условиях обретает новое сущностное начало. В ходе децентрализации 90-х гг. федеральная политика стремительно утрачивала свою значимость. Вопросы внутрирегионального 205
управления были переданы субъектам Федерации. Наибольшей самостоятельности удалось добиться национальным республикам. В 1991-1993 гг. во многих из них прошли выборы президентов, а принятые собственные конституции стали правовой основой существования национальных регионов. Конституция 1993 г. закрепила за субъектами Федерации право формировать собственную законодательную базу, а также устанавливать систему региональной власти.
С принятием Основных положений региональной политики в Российской Федерации была заложена основа федеральной политики в отношении регионов. Ее целями стали обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в Российской Федерации, создание единого экономического пространства; выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; обеспечение максимальных стандартов социальной защиты граждан; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; максимальное использование природно-климатических особенностей регионов; становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. В названном документе приоритетными направлениями в развитии федеративных отношений были признаны сохранение и укрепление единства и правового пространства Российского государства. Несмотря на данный документ и конституционные положения, многие усматривают становление в России асимметричной федерации. Как подчеркнул Л. Смирнягин, в Интернете каждая четвертая статья по проблеме асимметрии посвящена России11. Он убедительно доказал, что Россия выстраивает федерализм на принципе строгой симметрии прав субъектов Федерации. С таким подходом следует согласиться, тем более, что с избранием а В.В. Путина в марте 2000 г. Президентом начался поиск механизмов, с помощью ? которых можно было бы сделать региональную ситуацию управляемой из цен-£ тра. В этой связи начала выстраиваться т. н. «вертикаль власти». Выборы глав регионов отменялись, утверждался новый порядок выборов в федеральные и I региональные представительные органы власти. Были упорядочены отношения | центра и регионов, они были введены в правовое русло, что создало возможность
го
| контроля федеральной власти над регионами.
| Существует мнение, что «такая политика позволила воссоздать единое право-
| вое и экономическое пространство, дисциплинировала региональных лидеров и в целом изменила всю конфигурацию институтов власти»12. Позволим себе не
° согласиться с таким утверждением. На наш взгляд, центр находился в поиске
ж новых механизмов обеспечения региональной стабильности. Далеко небесспор-
| ными были вопросы отмены выборов глав субъектов Федерации. В 2004 г. по-
е зитивное влияние новой политики признавали лишь около 40 % представителей
1 региональных элит13. Практика показала, что отмена выборов губернаторов
0
° недостаточно оправдала себя. В большинстве случаев прежние губернаторы и
(Го
¿5 модели их власти сохранились. Как известно, такая политика продержалась
1 недолго, и волевым решением Президента РФ В.В. Путина выборы губернаторов | были восстановлены.
Таким образом, перед развитием региональной политики субъектов Федерации открываются новые возможности, состоящие в легитимации губернаторской власти, сосредоточению их внимания на реальных проблемах региона, поиске путей модернизации. Для многих регионов, особенно приграничных, новый политический статус губернаторов будет способствовать не только поиску внутрен-206 них ресурсов, но и внешних. Использование зарубежных инвестиций в рамках
международных связей позволит расширить возможности экономического и социального развития регионов. Однако такая сфера деятельности потребует совершенствования правовых инструментов регулирования этим противоречивым процессом как со стороны центра, так и регионов.
Наиболее уязвимым уровнем региональной политики является местное самоуправление. Основная задача органов местного самоуправления состоит в решении вопросов обслуживания населения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2012 г.)14 открыл возможности выбора различных моделей управления в муниципальных образованиях, однако складывающаяся практика свидетельствует о доминировании исполнительной власти над законодательной15.
Таким образом, основные звенья федеральной региональной политики и политики субъектов Федерации, местного самоуправления получили законодательное оформление. Однако на практике исполнение законов и предписаний тормозится по целому ряду причин. Среди них — изменчивость, прежде всего, федеральной политики, традиционная ориентация политиков регионального уровня на указания сверху, слабость демократических институтов на местах, отсутствие должной ответственности руководителей на местах. Не случайно в своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2012 г. В.В. Путин подчеркнул, что «без качественного современного госуправления, без высокой персональной ответственности тех, кто этим занимается, мы не решим задач, стоящих перед обществом и страной»16. В этой связи в 2013 г. активировалась политика в регионах, проведена серия мероприятий по выявлению недостатков в сфере управления.
1 Бусыгина И.М. Политическая регионалистика. М., 2006. С. 14.
2 Там же. С. 15.
3 Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение. М.; Ростов н/Д, 2004. С. 279.
4 См.: Российская газета. 1996. 11 июня.
5 Игнатов В.Г., Бутов В.И. Указ. соч. С. 279.
6 См.: Николаев В. Аналитики о региональной политике // Российские вести. 2005. 26 дек.
7 См.: Дергачев В.А., Вардомский Л.Б. Регионоведение. М., 2004. С. 444-445.
8 См.: Республика Татарстан: Политика, экономика, технологии (Интервью Российской газеты с М. Шаймиевым) // Российская газета. 2008. 27 авг.
9 Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Проблемы институализации правовой политики современного Российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. Саратов; М., 2009. № 2. С. 21.
10 См.: Хидирнабиев Р.Я. Обычай как компонент правообразования // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 2. С. 212-213.
11 См.: Смирнягин Л. Актуальна ли проблема асимметрии в современной России? // Федерализм и этническое разнообразие в России. М., 2010. С. 44.
12 Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005. С. 237.
13 См.: Чурикова А.Е. Региональные элиты в современной России: концептуальные дискуссии и политическая практика // Россия и современный мир. 2009. № 62. С. 163.
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7614.
15 См.: Скороходова О. Региональный город в системе политических отношений России // Регионали-стика и этнополитология. М., 2008. С. 83.
16 См.: Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. // Официальный сайт Президента России. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 15.01.2013).
ЛИНГВИСТИКА
С.П. Хижняк
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ДЕФИНИТИВНАЯ ОСНОВА СИСТЕМНОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
В статье рассматриваются проблемы системности юридической терминологии, эксплицируемой значением юридического термина, на примере терминов, представленных переосмысленными словами общелитературного языка.
Ключевые слова: знание, юридический термин, терминологическое значение, понятие, концепт, терминологическое поле.
S.P. Khizhnyak
TERMINOLOGICAL MEANING, CONCEPTUAL CONTENT AND DEFINITION BASIS OF THE SYSTEMATIC CHARACTER OF LEGAL TERMINOLOGY
The article deals with the problem of the systematic character of legal terminology explicated by meanings of legal terms with the example of the units represented by legalized common words.
Keywords: knowledge, legal term, terminological meaning, notion, concept, terminological field.
Современные работы, рассматривающие проблемы семантики терминов в лингвистической науке, учитывают когнитивную парадигму языкознания1. Исследователи разнообразных разрядов терминологической лексики согласны с тем, что специфику термина каждой конкретной отрасли знания необходимо искать преимущественно в сфере семантики и системной организации2. Семантика юридического термина имеет собственную специфику, которая в большой степени предопределяется тем, что юридическая терминология тесно связана с общелитературной лексикой. На основе переосмысления общелитературных слов часто формируются юридические термины.
В плане понимания специфики юридического термина важным является следующее утверждение С.С. Алексеева: «Специально-юридическую терминологию нельзя ограничить набором особо сложных юридических выражений и слов. По сути дела, в законах и иных нормативных документах выражения и слова, которые, казалось бы, относятся к обычным, общеупотребляемым, в действительности имеют свое специфическое правовое содержание, причем в ряде случаев отличающееся от общеупотребляемого; характерный пример — слово
© Хижняк Сергей Петрович, 2013
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: khizhnyak@sgap.ru