Понятие и сущность образовательной услуги
как правовой категории
В статье представлены аспекты гражданско-правового регулирования образовательных услуг, изучены теоретические подходы к определению образовательных услуг, дана классификация образовательных услуг.
Ключевые слова: образовательная услуга, образовательные отношения, качество образования.
E.N. Grivennaja, Master of Philology, Assistant Professor, Deputy Head of Methodology Department Governance Teaching Work of the Krasnodar University of the Ministry of the Interiorl of Russia; e-mail: [email protected].
The concept and essence of educational service as a legal category
Aspects of civil-legal regulation of educational services are explored in the article, theoretical approaches to the definition of educational services are studied, the clas-sification of educational services is given.
Key words: educational service, educational relations, the quality of education.
Гривенная Елена Николаевна
кандидат филологических наук, доцент, заместитель начальника методического отдела управления учебно-методической работы Краснодарского университета МВД России _(e-mail: [email protected])
Предоставление образовательных услуг является ведущим направлением деятельности высшего учебного заведения. Несмотря на большое число работ, посвященных данному вопросу, не выработано общепринятых точек зрения о сущности указанной категории. Сложившаяся ситуация во многом обусловлена теоретической неразработанностью общей экономической категории «услуга». Отмечается также отсутствие теоретически обоснованного понятия услуга как правовой категории и ее разновидности - образовательной услуги. Так, услуги относительно недавно были признаны объектом гражданских прав путем включения в ст. 128 Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем, как видно из названий и содержания статей гл. 39 ГК РФ, включенные в нее нормы носят преимущественно общий и притом императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не ограниченного спектра услуг [1]. Как справедливо считает Л.В. Санникова, «в качестве первоочередной задачи цивилистов видится формирование единого понятия услуг, охватывающего все или большинство видов данного явления. В основу такого понятия должна быть положена экономическая сущность услуг. В имущественном обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности. Но характер этой деятельности, как правило, не уточняется» [2, с. 94-95].
Чрезвычайно дискуссионным является вопрос о включении в сферу граж-данско-
правового регулирования образовательных услуг. В литературе встречаются различные мнения по данному вопросу: одни авторы (М.Н. Маленина, А.А. Мохов) обосновывают гражданско-правовую природу данных отношений, другие (В.М. Сырых) - социально-правовую, третьи (А.В. Белозеров, В.В. Кванина, В.Н. Соловьев) - определяют правовую природу исследуемых отношений в зависимости от их возмездности или безвозмездности. Следует отметить, что законодательство в сфере образования является комплексным, что соответствует комплексному характеру предмета правового регулирования. Важно определить правовую природу отношений, складывающихся между образовательным учреждением и обучающимся, по оказанию образовательных услуг [2, с. 65-66].
Предпосылкой для внедрения категории «услуга» в сферу регулирования образовательных отношений явились следующие обстоятельства: комплексная природа образовательных отношений, требующая не только административно-правовых методов воздействия, но и использования методов регулирования иных отраслей права; признание комплексной природы образовательных отношений и выявление особенностей ее регулирования в юридической доктрине; усиление частноправовых начал в регулировании образовательных отношений; восприятие правотворческой практикой и юридической доктриной категории «публичные услуги».
В Словаре русского языка под услугой понимаются действия, приносящие пользу дру-
301
гому, оказывающие ему помощь [3, с. 826]. Отметим, что изначально в смысл данного понятия не вкладывался возмездный характер таких действий. Их главная цель - удовлетворение какой-либо потребности, причем сиюминутность достижения желаемого результата не ставится во главу угла; упор сделан на ценность и содержание самих действий. В советский период в науке были сформированы две основные позиции по вопросу о сущности услуг: одни ученые рассматривали услуги как саму деятельность, специфическую форму труда, а другие под ними понимали результат труда, полезный эффект деятельности.
Такая неоднозначность в терминологическом толковании услуг сохранилась. Так, К. Гренроос определяет услуги как процесс, включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, схемами предприятия-поставщика услуг. В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую овеществленного результата [4, с. 31]. Ряд ученых рассматривает услугу как результат деятельности. Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как совокупности деятельности и результата. В соответствии с таким подходом результат не имеет материального воплощения и вместе с действиями, предшествующими ему, составляет единое целое. Поэтому при оказании услуги продается не сам результат, а действия, к нему приведшие [5, с. 344].
Категория «услуга» в значении объекта гражданско-правового регулирования применяется также в отношении отдельных видов деятельности. Последние с точки зрения экономического содержания представляют собой отдельные секторы рынка услуг: медицинские услуги, образовательные услуги и др. Их правовая регламентация осуществляется преимущественно комплексными правовыми актами, что позволяет урегулировать различные аспекты данных общественных отношений. При этом опосредующие их договорные обязательства в цивилистической литературе относят, как правило, к обязательствам по оказанию услуг исходя из экономической сущности регулируемых отношений [5, с. 73].
Услуги как объект гражданско-правового регулирования представляют собой определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в оказании услуг. Услуги как объект гражданских прав выступают в гражданско-правовом обязательстве в качестве объекта, что и определяет его правовую природу как обязательства по оказанию услуг [2, с. 73-74].
В процессе оказания образовательных услуг осуществляется воздействие непосредственно на человека. В п. 2 ст. 779 ГК РФ в перечне услуг называются услуги по обучению. Однако в законодательстве об образовании и в правовой литературе используется преимущественно термин «образовательные услуги».
Сущность образовательных услуг в цивили-стической литературе раскрывается по-разному. По мнению С.В. Курова, под образовательной услугой понимается «организованная, целенаправленная, устойчивая деятельность (действия), осуществляемая одним или несколькими субъектами (преподавателем, педагогом или коллективом педагогов) посредством коммуникативных средств (личного, непосредственного взаимодействия с другим субъектом - обучающимся) по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека, гражданина путем организации и управления его учебной деятельности (действий)» [2, с. 110]. А.В. Белозеров определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, т.е. действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений» [6, с. 50].
Существуют разные подходы к определению образовательной услуги, перечислим основные:
результат образовательного производства (У.Г. Зиннуров, Е.Н. Жильцов, А.П. Панкрухин);
особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности, удовлетворяющей общественные потребности (Л.Я. Баранова, А.И. Левин);
система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства (В.П. Щетинин);
демонстрация в течение определенного времени способностей преподавателя (А. За-песоцкий);
полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании и как материально-вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно (учебники, обучающие программы, пособия) (Е.В. Бурденко);
совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя (Т.В. Данилова);
302
объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе (У.Г. Зиннуров);
работа отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях - профессиональной, квалификационной) структуры личности обучаемого (В.М. Кожухар);
экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в области образования (В.П. Колесов);
процесс формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е. инвестирование в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага (А.В. Морозов);
комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии (А.П. Пан-крухин);
система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства (В.П. Щетинин).
Вместе с тем, понятийный аппарат феномена образовательных услуг еще недостаточно конкретизирован и не всегда последователен, что предполагает рассмотрение такого вида услуг в формате общественного блага.
Выделяют следующие черты образовательных услуг: несохраняемость (процесс производства и потребления этих услуг происходит одновременно); изменчивость качества (качество образовательных услуг зависит от объективных и субъективных факторов); отсутствие гарантий (с приобретением образовательной услуги потребитель не получает гарантии: можно вернуть товар, но не знания); неосязаемость (невозможно увидеть, убедиться в качестве и целесообразности приобретения до момента потребления); целостность (для потребителя образовательная услуга будет иметь потребительную стоимость только тогда, когда он получит ее в полном объеме); длительность потребления и последующего использования (процесс потребления эффекта образовательной услуги растянут во времени на несколько лет, а периодом использования полученной услуги может быть вся дальнейшая жизнь потребителя); сложность (образовательная услуга технически и методически настолько сложна, что требует от производителя обязательного соответствия уровня квалификации степени сложности оказываемых услуг); многократность использования (образовательная услуга может сколь угодно раз тиражироваться производителем); взаимосвя-
занность с потребителем (от потребителя требуется активное личное участие и определенный набор навыков, умений, усилий для потребления этой услуги); неотделимость от источника; невозможность полной стандартизации; невозможность оценки ожидаемого личного эффекта от обра-зовательной услуги потребителем в силу сложности прогнозирования состояния рынка труда на момент завершения обучения; эффект запаздывания и кумулятивный эффект на индивидуальную и общественную полезность образовательной услуги; невозможность осознания общественной полезности образовательной услуги отдельными производителями и потребителями; невозможность гарантии достижения высокого результата образовательной услуги, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и они самого обучающегося, от способностей, внимательности, старания и трудолюбия.
Наряду с данными признаками для образовательной услуги характерны следующие особенности:
1. Целью оказания образовательной услуги является не просто передача знаний, умений, навыков, а еще и усвоение этих знаний и умений со стороны обучающихся, так как в противном случае договор не сможет быть исполнен образовательной организацией. Ни для одного другого договора не характерно, чтобы в обязанности исполнителя (в лице профессорско-преподавательского состава) вменялось осуществление систематического контроля (зачет, экзамен, аттестация) за исполнением встречной обязанности другой стороной -обучающимся.
2. Образовательная услуга имеет публичную направленность.
3. В силу субъективных и объективных причин доказать факт оказания некачественной образовательной услуги (в форме проведения лекции, семинарских занятий, консультаций) даже по истечении непродолжительного периода времени практически невозможно.
Представляется необходимым сформулировать определенную классификацию образовательных услуг, которая сложилась и существует в настоящее время.
Образовательные услуги в литературе классифицируются по различным основаниям:
по виду услуги: лекционное занятие; семинарское занятие; практическое занятие; производственная практика; консультация; экзамен; зачет;
по технологии обучения: традиционная образовательная услуга; услуга, оказываемая посредством дистанционных технологий;
по длительности оказания: краткосрочные образовательные услуги (от одного дня до месяца); среднесрочные образовательные услуги (от месяца до года); долгосрочные об-
303
разовательные услуги с различными уровнями (высшее профессиональное образование, докторантура и т.д.);
по результатам достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней: с получением документа, подтверждающего достижение образовательного уровня; без получения документа, подтверждающего достижение образовательного уровня;
по способу возмещения средств за обучение: образовательные услуги, оказываемые бесплатно (за счет средств бюджета); платные образовательные услуги; образовательные услуги с частичным возмещением затрат;
по сферам оказания образовательных услуг: дополнительные детские образовательные услуги (спортивные, художественные, научно-технические); дополнительные школьные (дошкольные) образовательные услуги (языковые, культурологические, информационно-компьютерные); услуги по аттестации учащихся, находящихся на домашнем обучении у преподавателей и частных лиц, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью; дополнительные образовательные услуги взрослых - освоение дополнительной профессии; подготовительные образовательные услуги; услуги по повышению квалификации;
по времени оказания образовательных услуг: от нескольких дней (курсы) до нескольких лет (факультеты очного, заочного обучения);
по специализации: детское творчество и развитие; углубленная предметная подготовка, профессиональная подготовка и переподготовка кадров;
по возрасту: дошкольное образование, школьное образование, профессиональное образование взрослых;
информационные образовательные услуги: использование телекоммуникационных систем; платные образовательные сайты; система тестирования.
Результатом образовательной услуги является нематериальное благо в виде совокупности знаний, умений, навыков, соответствующих определенному образовательному цензу, удостоверенному соответствующим документом об образовании и предоставляющему право получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности.
Образовательная услуга как вид деятельности характеризуется такими признаками, как: неисчерпаемость знаний, умений, навыков, которая предполагает неограниченное количество передач обучающимся; адресность, т.е. направленность на обучаемых с учетом имеющегося у них образовательного ценза, которая может быть коллективной или индивидуальной; необходимость активной интеллектуальной деятельности самого обучающегося; воз-
можность использования в образовательном процессе материально-технических средств -компьютеров, станков и иной техники.
Образовательная услуга - это экономически и социально значимая категория, представляющая собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо (исполнитель, поставщик, продавец услуги) передает другому лицу (заказчику, покупателю, потребителю услуги) комплекс информации и знаний, нацеленный на развитие личности, духовный и интеллектуальный рост, овладение профессиональными умениями и навыками, приобщение к опыту человечества, воплощенному в определенных научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях [7, с. 167]. Характеристики, или свойства, образовательных услуг, которые имманентно присущи всем услугам в целом, осложняют позиционирование данных услуг на рынке и возможность оценки потребителем качества услуг, предлагаемых на рынок. В то же время, используя определенные инструменты менеджмента и маркетинга, могут преодолеть поставщики услуг недостатки, связанные с такими имманентными свойствами услуг, как неосязаемость, несохраняемость, неоднородность качества,. С позиций поставщиков обеспечение качества оказываемых услуг выражается в следующем: в правильной оценке потребностей потенциальных учеников, студентов и других потребителей; в выборе целевого сегмента рынка образовательных услуг; в формировании компонентов услуги, способных обеспечить соответствующее ее качество; в доведении информации о качестве услуг до потенциальных потребителей; в постоянном мониторинге как быстро меняющихся потребностей на рынке образовательных услуг, так и качества предлагаемых данным поставщиком услуг [7, с. 169].
Как отмечает Л.В. Санникова, сложность разработки понятия «услуга» заключается в отсутствии единого понимания экономической сущности данного явления. В экономической науке услуги понимаются и как вид деятельности, и как вид экономического блага. Исходя из этого, можно предположить, что каждое из этих значений опосредуется адекватной правовой формой. Следовательно, вряд ли возможно выработать некое единое понятие, охватывающее оба этих значения услуг. Именно этим могут объясняться неудачи цивилистов в формировании понятия услуга как гражданско-правовой категории. Поэтому целесообразно разграничить правовые понятия услуг исходя из их экономического содержания. Услуги как вид деятельности представляют собой группу общественных отношений, складывающихся в процессе удовлетворения потребностей участ-
304
ников имущественного оборота. Общественные отношения определенного вида в теории права, в том числе и гражданского, рассматриваются в качестве объекта правового регулирования. Соответственно, услуги как вид деятельности являются объектом правового регулирования. Услуги как экономическое благо признаются объектом гражданских прав и в этом качестве закреплены в ст. 128 ГК РФ «Виды объектов гражданских прав» [2, с. 59].
1. Комментарий к Гоажданскому кодексу РФ: в 2 т. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабал-кина. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ. М., 2011.
2. Санникова Л. В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006.
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 4-е изд., испр. и доп. М., 1961.
4. Кванина В. В. Договор на оказание возмездных услуг. Челябинск, 2002.
5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный) / отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1998.
6. Куров С. В. Образовательные услуги: Гражданско-правовой аспект. М., 1999.
7. Галайда О. В. Экономические аспекты зарубежного опыта предоставления образовательных услуг и возможности его использования в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008.
В заключение подчеркнем, что предметом воздействия при оказании образовательных услуг следует признать не только знания, умения и навыки, но и духовное состояние личности. Сущность образовательной услуги можно раскрыть как деятельность по обучению и воспитанию, состоящую в передаче знаний, умений и навыков, направленную на развитие духовного состояния личности обучаемого.
1. Comments to the Civil Code of the Russian Federation: in 2 vol. / ed. by T.E. Abova, A.Yu. Kabalkin. Vol. 1. Parts the first, second of the Civil Code of the Russian Federation. M., 2011.
2. Sannikova L.V. Services in the Russian civil law. M, 2006.
3. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. 4th ed., rev. and add. M., 1961.
4. Kvanina V.V. The contract for the provision of paid services. Chelyabinsk, 2002.
5. Comments to the Civil Code of the Russian Federation, of the second part (itemized) / resp. ed. O.N. Sadikov. M, 1998.
6. Kurov S.V. Educational services: Civil-legal aspect. M., 1999.
7. Galaida O. V. Economic aspects of international experience of provision of educational services and the possibility of its use in the Russian Federation: diss. ... Master of Economics. M., 2008.
305