The concept and essence of corporate governance Sigafarova E. Понятие и сущность корпоративного управления Сигафарова Э. Ф.
Сигафарова Эльза Фильзатовна /Sigafarova El'za - магистр, Институт дистанционного образования по направлению «юриспруденция/гражданское право, семейное право, международное частное право», Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Аннотация: в статье анализируются положения, которые могут служить основой для дальнейших исследований проблем правового регулирования отношений в сфере корпоративного управления, а также отношений, связанных с корпоративным управлением в АО с государственным участием.
Abstract: the article analyzes the position of which can serve as a basis for further research problems of legal regulation of relations in the sphere of corporate governance, as well as the relationship of corporate governance in joint-stock company with state participation.
Ключевые слова: акционерное общество, корпоративное управление, анализ, юридические науки, гражданское право.
Keywords: joint-stock company, corporate governance, analysis, jurisprudence, civil law.
Современный этап развития общества характеризуется разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, происходит усиление роли государства и его участия во всех сферах жизни и деятельности общества - в политике, экономике, в социальной сфере. С другой стороны, государство ставит задачу не только оптимизировать состав и структуру федерального имущества на макро и микроуровне и ограничить «разрастание» государственного сектора экономики, но и найти оптимальные формы его участия в экономике, в том числе путем повышения эффективности управления федеральным имуществом, включая развитие конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности акционерных обществ, ( далее - АО) с государственным участием, что возможно при формировании и внедрении адекватного, качественного корпоративного управления. Вместе с тем, на сегодняшний день отсутствует четкая концепция формирования российской модели корпоративного управления и концепция правового обеспечения корпоративного управления в АО с государственным участием - в частности, чем и обусловливается актуальность темы представленного исследования.
Государство сохраняет свое участие в АО с целью обеспечения, прежде всего, своих стратегических интересов и, выступая как регулятор корпоративных отношений, выполняет публично-правовые функции, что ставит его в неравное положение по отношению к другим акционерам [1, 109]. Вместе с тем, государство, руководствуясь общественными интересами, должно действовать, учитывая законные права и интересы других участников корпоративных отношений. Поэтому корпоративное управление в АО с государственным участием следует выстраивать исходя из принципа максимальной публичности и информационной прозрачности деятельности АО с государственным участием, обеспечения права акционеров (прежде всего, миноритарных) на доступ к информации, учета их мнения и защиты их прав [2,190].
Актуальность темы представленного исследования обусловливается тем, что в обозримом будущем государство сохранит свое участие в АО либо в качестве единственного акционера, либо, имея определенные пакеты акций наряду с частными акционерами. Государство может выстраивать отношения с другими
акционерами, только следуя лучшим стандартам корпоративного управления с точки зрения прозрачности и информационной открытости, а также равного отношения ко всем акционерам, иными словами, только при качественном и адекватном корпоративном управлении [3,78].
Предметом исследования явились нормы акционерного и приватизационного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере корпоративного управления в АО с государственным участием. Кроме того, предметом исследования явились официальные материалы Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в том числе Методические рекомендации, издаваемые Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) в сфере корпоративного управления, а также материалы судебно-арбитражной практики по делам с участием Росимущества и его территориальных управлений, Постановления Пленума ВАС РФ, Постановления и Определения Конституционного Суда РФ. При подготовке данной работы были исследованы и получили оценку имеющиеся в экономической и юридической науках взгляды и позиции в отношении рассматриваемых проблем.
Методологической основой диссертационного исследования являются концептуальные положения теории корпоративного управления, диалектический подход к изучению особенностей формирования и функционирования АО с государственным участием в современной российской экономике. В рамках изучения объекта исследования автором диссертации использовались методы эмпирического анализа и синтеза, сравнений и классификаций, сравнительно -исторический метод, статистический метод, а также метод анализа правового регулирования деятельности АО с государственным участием.
Информационную базу исследования составили разработки рейтинговых агентств, информационные ресурсы сети Интернет, в частности, Межведомственный портал по управлению государственным имуществом, соответствующие методические материалы и публикации в специализированной периодической печати, материалы научно-практических конференций и семинаров по вопросам корпоративного управления, опыт работы, полученный, на государственном предприятии структуры ПАО «Газпром».
Тенденция развития корпоративного законодательства во всем мире направлена, в первую очередь, на повышение качества корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление является ключевым фактором, обеспечивающим финансовую прозрачность корпораций и подотчетность руководителей. Повышенное внимание к регулированию этой сферы корпоративных отношений во многом обусловлено рядом крупных корпоративных скандалов, имевших место в конце 90-х годов прошлого века и начале этого века (Maxwell Group, Mirror Group, Enron и ряд других корпораций в США, Vivendy Universal во Франции, Parmalat в Италии и пр.). При невыполнении правил добросовестного корпоративного управления корпорации грозят не штрафы, а потеря репутации на рынке капиталов и недоверие контрагентов. Это приводит к снижению интереса инвесторов и падению фондовых котировок, ограничивает возможности для дальнейших операций и капиталовложений со стороны внешних инвесторов. Поэтому в целях сохранения инвестиционной привлекательности западные корпорации придают большое значение соблюдению норм и правил корпоративного управления.
Термин «корпоративное управление», который на английском языке звучит как «corporate governance», исторически возник в начале 80-х годов прошлого века сначала в США, затем получил распространение в Европе [4]. В России данный термин становится популярным с конца 90-х годов прошлого века. Однако само понятие «корпоративное управление» трактуется по-разному. По данным опроса,
проведенного Ассоциацией по защите прав акционеров и инвесторов, на вопрос «Что такое корпоративное управление?» 42% ответили, что это процесс управления корпорацией, 36% взаимоотношение между Советом директоров, правлением и акционерами, 22% не знают, что такое корпоративное управление.
1. На основании анализа многочисленных подходов к определению понятия корпоративного управления, можно заключить, что корпоративное управление -это, прежде всего, деятельность органов АО по управлению, направленная на достижение целей АО. Вместе с тем корпоративное управление не сводится только к управлению, а рассматривается как система взаимоотношений и взаимодействий между органами корпорации, акционерами (инвесторами), а также другими заинтересованными лицами (кредиторами, партнерами, клиентами, персоналом, региональными властями и т.д.), возникающая в связи с обеспечением эффективности деятельности корпорации, защиты прав и законных интересов акционеров (инвесторов), а также других заинтересованных лиц, и направленная на установление баланса интересов акционеров (как миноритарных, так и крупных, а также лиц, фактически контролирующих общество), органов АО и иных заинтересованных лиц [5].
2. Российская модель корпоративного управления, регламентированная ныне действующим российским акционерным законом, представляет собой смешение англо-американской (аутсайдерской) и германской (инсайдерской) моделей управления и не в полной мере способствует установлению баланса различных интересов: крупных и мелких акционеров, менеджеров, а также иных заинтересованных лиц (наемных работников, контрагентов, населения и пр.).
Развитие российской модели корпоративного управления заключается в формировании вариативной модели управления, основанной на законодательно закрепленной возможности выбора различных моделей корпоративного управления.
3. Основой для законодательного обеспечения российской модели корпоративного управления являются принципы корпоративного управления (равного отношения ко всем акционерам, подотчетности органов корпорации, информационной открытости и прозрачности, ответственности перед заинтересованными лицами). Законодательное обеспечение российской модели управления должно осуществляться при балансе императивного и диспозитивного регулирования, при необходимой унификации и дифференциации.
Литература
1. Ломакин Д. В. Корпоративные правоотношения: общая теория и практика ее применения в хозяйственных обществах: монография / Д.В. Ломакин. - М.: Статут, 2008. С. 511.
2. Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства /Д.В. Ломакин. - М.: Статут, 2005. С. 221.
3. Лякин А. Н. Российская приватизация и формирование национальной модели корпоративного управления/ А.Н. Лякин. - СПб.: Поиск, 2003. С. 320.
4. Элитарный клуб корпоративного поведения. [Электронный ресурс]: Корпоративное управление и поведение. Режим доступа: http://elitclub.ru/text/19.xhtml (дата обращения: 08.07.2010).
5. Отчет по результатам исследования. [Электронный ресурс.]: «Роль независимых членов совета директоров в управлении российскими предприятиями». Режим доступа: http://www.ricd.ru (дата обращения: 21.01.2015).