Список литературы:
1. Бородич, С.А. Эконометрика: Учеб. пособие / С.А.Бородич. - 2 - е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2004. - 416 с.
2. Валентинов, В.А. Эконометрика: Учебник / В.А.Валентинов. - 2 - е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009. - 448 с.
3. Гладилин, А.В. Эконометрика : учебное пособие / А.В. Гладилин, А.Н. Герасимов, Е.И. Громов. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2008. - 232 с.
4. Ленькова, Р.К. Эконометрика и экономико-математические методы и модели в АПК: Учеб. пособие / РК.Ленькова, С.П.Старовыборная. - Горки: БГСХА, 2012. - 240 с.
5. Ш а ф р а н с к а я, И. В. Методика экономических исследований. Практикум / И. В. Шафранская., Д.В. Редько - Горки: БГСХА, 2013. - 100 с.
6. Ш а ф р а н с к а я, И. В. Системный анализ и моделирование программы развития аграрных организаций: монография / И. В. Шафранская, О. М. Недюхина, И. Н. Шафранский. - Горки: БГСХА, 2016. - 290 с.
7. Эконометрика : Учебник /Под ред. И.И.Елисеевой. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 576 с.
8. Эконометрика: учеб. / под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Проспект, 2010. - 288 с.
УДК 339.137.2 UDC 339.137.2
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ CONCEPT AND ESSENCE OF
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ COMPETITIVENESS OF THE GOODS
ТОВАРА
И.Н. Шафранский, магистр, аспирант Shafranski I.N., master, post-graduate УО «Белорусская государственная student
сельскохозяйственная академия» Belarus State Agricultural Academy
[email protected] В статье рассмотрены уровни конку- In article competitiveness levels are рентоспособности: характеристика considered: production characteristic, продукции, реализация продукции, production realization, satisfaction of удовлетворение потребностей. Пер- requirements. The first level includes вый уровень включает в себя такие such groups, as property of the goods группы, как свойство товара и ком- and a complex of properties. The second плекс свойств. Второй объединяет та- level unites such groups, as sale of goods кие группы, как реализация товара и and ability of production to meet the способность продукции отвечать тре- requirements of the market. The level of бованиям рынка. Уровень удовлетво- satisfaction of requirements includes such рения потребностей включает в себя groups, as satisfaction of requirements of такие группы, как удовлетворение по- consumers, satisfaction of requirements требностей потребителей, удовлетво- of consumers and manufacturers. The рение потребностей потребителей и basic treatments of «competitiveness» производителей. Систематизированы concept, properties of competitiveness основные трактовки понятия «конку- are systematized that has allowed to рентоспособность», свойства конку- specify the concept of «competitiveness рентоспособности, что позволило уточ- of production». нить понятие «конкурентоспособность продукции».
Ключевые слова: конкурентоспособ- Key words: competitiveness of the ность товара, понятие и свойства goods, concept and properties of конкурентоспособности competitiveness
В современном мире конкурентоспособность продукции является одним из важнейших понятий, определяющих успешность организаций, регионов, областей и стран. Трактовки конкурентоспособности продукции, исходя из выделенных нами групп и уровней, приведены в таблице.
Таблица - Анализ определений категории «конкурентоспособности продукции»
Группа Определение Источник Недостатки
Характеристика продукции
Свойство товара Конкурентоспособность - характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение Зайцев В.А.[4] Не отражены свойства динамичности, относительности
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента [6] Не раскрыта индивидуальность конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара - оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю Фасхиев Х. А. [18] Односторонность трактовки
Комплекс свойств Конкурентоспособность товара - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Багиев Г.Л., Тара-севич В.М. [1] Не отражены свойства динамичности, относительности
Конкурентоспособность - комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т. е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров - аналогов Дорофеев В.Д. [3] Не отражено свойство динамичности
Реализация продукции
Реализация товара Конкурентоспособность товара - это возможность сбыта его на данном рынке, определяемая путем сравнения конкурентов между собой Малыш М. Н. [13] Не отражено свойство динамичности
Конкурентоспособность - это свойство продукции, выражающее ее способность быть реализованной потребителям на конкретном рынке в определенный период Захарченко В.И. [5] Не раскрыты свойства конкурентоспособности
Конкурентоспособность - это свойство продукции, выражающее возможность успешной её продажи на данном рынке в определённый период времени Губская М. В. [2] Не отражено свойство сопоставимости
Способность про-д у к ц и и отвечать требова- Конкурентоспособность продукции -это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом Чайникова Л.Н. [20] Упрощенное понимание
ниям рынка Конкурентоспособность товаров - способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке [10] Не отражено свойство динамичности. Не раскрыто свойство относительности
Конкурентоспособность продукции -способность продукции отвечать требованиям рынка в рассматриваемом периоде /или в определенный период времени [7, 9] Не рассматриваются свойства сопоставимо-сти,относительности.
Конкурентоспособность товара - это его возможность не только отвечать требованиям рынка в настоящий момент времени, но и быть более привлекательным для потребителей, нежели аналогичные подобного типа и применения на протяжении всего существования [16] Упрощенное понимание
Удовлетворение потребностей
Удовлетворен и е потребностей потребителей Конкурентоспособность - это превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром Маслов Т.Д. и др. [15, с. 285] Не рассматриваются потенциальные потребности, не раскрыты свойства динамичности, индивидуальности
Конкурентоспособность товара - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама) [8] Не рассматриваются потенциальные потребности, не раскрыто свойство сопоставимости, динамичности
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [19] Не рассматривается динамичность конкурентоспособности
Конкурентоспособность - характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на её удовлетворение Зайцев В.А. [14] Не рассматриваются потенциальные потребности, не раскрыты свойства относительности, динамичности
Удовлет-в о р е н и е потребностей потребителей и производите-лей Конкурентоспособность товара - это комплексное понятие, включающее наличие таких качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечили бы удовлетворение интересов двух субъектов рынка - потребителя (товар высокого качества по приемлемой цене) и производителя (эффективная производственно-сбытовая деятельность) Кремень Е. [11, с. 24] Не рассматриваются потенциальные и реальные потребности, не раскрыты свойства относительности, сопоставимости, динамичности
Конкурентоспособность продукции - способность товаров, работ, услуг удовлетворять покупательскую способность населения и обеспечивать коммерческий успех субъектам хозяйствования в нужное время, в нужном месте и в сложившейся экономической ситуации Ленская Т. [12, с 27] Не рассматриваются потенциальные и реальные потребности, не раскрыто свойство сопоставимости
Конкурентоспособность продукции -это свойство продукции, выражающее степень ее превосходства над аналогами по потребительским и (или) стоимостным характеристикам и удовлетворяющее реальные и потенциальные интересы всех субъектов определенного рынка в данный период времени Тригуб Н.А. [17] Не раскрыта индивидуальность конкурентоспособности
Примечание - Составлено автором на основе собственных исследований.
Таким образом, под конкурентоспособностью продукции мы понимаем сложное многоаспектное понятие, отражающее соперничество с товарами - конкурентами за достижение наилучших результатов в сочетании свойств товаров, реализации продукции и удовлетворении конкретных реальных или потенциальных потребностей всех субъектов рыночных отношений на определенном рынке в определенный момент времени.
Список литературы:
1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для студентов вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - 3-е изд., перераб. И доп. - СПб: Питер, 2010. - 576 с.
2. Губская, М. В. Качество как фактор конкурентоспособности продукции / М.В. Губская, Ф.И. Евдокимов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipages.ru/?ref_item_id=1981. - Дата доступа: 18.03.2016.
3. Дорофеев, В. Д. Маркетинг в управлении организации: Монография / В.Д. Дорофеев, А.Б. Зубков. - Пенза, 2001.
- 108 с. - Режим доступа: http://finance-credit.news/osnovyi-marketinga/konkurentosposobnost 10390.html. - Дата доступа: 22.04.2016.
4. Зайцев, В.А. Маркетинг: учебн. пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения / Под ред. В. А. Зайцева. - М.: ГИНФО, 2001.- 183 с.
5. Захарченко, В.И. /В. И. Захарченко // Маркетинг в России и за рубежом №5 - 1999 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-5/09.shtml. - Дата доступа: 28.04.2016.
6. Ильина, В.Н. Конкуренция: учебники по экономике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. be5.biz/ekonomika/k005/04.htm. - Дата доступа: 27.04.2016.
7. Конкурентоспособность: Электронный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ymniki. ru/konkurentosposobnost.html. - Дата доступа: 16.04.2016.
8. Конкурентоспособность: понятие, факторы // Товароведение и экспертиза товаров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Konkurentosposobnost:_ponyatie.html. - Дата доступа: 23.01.2016.
9. Конкурентоспособность продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mybiblioteka.ru/3-25925. html. - Дата доступа: 21.04.2016.
10. Конкурентоспособность товара: Словарь экономических терминов, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economylit.online/obschie-rabotyi_719/konkurentosposobnost-tovarov-30255.html. - Дата доступа: 22.03.2016.
11. Кремень, Е. Научный взгляд на сущность конкурентоспособности / Е. Кремень // Агроэкономика. - 2005.
- № 11. - С. 24-25.
12. Ленская, Т. Сущность и определяющие факторы конкурентоспособности АПК / Т. Ленская // Аграрная экономика. - 2006. - № 5. - С. 24-30.
13. Малыш, М.Н. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / М. Н. Малыш. - 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy-nj.com/selskogo-hozyaystva-ekonomika/284-konkurentosposobnost-tovara-48393.html. - Дата доступа: 18.01.2016.
14. Маркетинг: учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения / под ред. В.А. Зайцева - М.: ГИНФО,2001. - 183 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finance-credit.news/osnovyi-marketinga/ konkurentosposobnost7872.html. - Дата доступа: 16.01.2016.
15. Маслова, Т.Д. Маркетинг : учебник для ВУЗов. 3-е изд., доп. и перераб. / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик - СПб.: Питер, 2009. - 380 с.
16. Оцениваем конкурентоспособность товара. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://memosales.ru/ konkurenciya/chto-zhe-vsyo-taki-my-prodaem. - Дата доступа: 21.04.2016.
17. Тригуб, Н.А. Конкурентоспособность продукции как экономическая категория / Н.А. Тригуб // Вестн. Белорус. гос. с.-х. акад. - 2011. -№11. - С. 11-15.
18. Фасхиев, Х. А. Управление конкурентоспособностью товара на этапе разработки / Х.А. Фасхиев // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 8. - С. 79-86.
19. Фатхутдинов, Р А. Управление конкурентоспособностью: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. / Р А. Фатхут-динов. - М.: ЭКСМОС, 2007. - 286 с.
20. Чайникова, Л.Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л.Н. Чайникова, В.Н. Чайников. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 192 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnik.biz/ book/б8б-konkurentosposobnost-predpriyatiya/5-12-konkurentosposobnost-obektov-rynochnyx-otnoshenij.html. - Дата доступа: 22.01.2016.
УДК 631.354.2 КОЭФФИЦИЕНТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ Шепелев С.Д., д.т.н., доцент декан инженерно-технологического факультета Южно-Уральского ГАУ Шепелев В.Д., к.т.н., доцент ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет»
Черкасов Ю.Б. ст. преподаватель Ко-станайского инженерно-экономического университета им.М. Дулатова
UDC 631.354.2
DIFFERENTIATION COEFFICIENT AS A COMPLEX INDICATOR OF TECHNICAL EQUIPMENT OF GRAIN-HARVESTING PROCESSES
Shepelev S., Shepelev V., South Ural State University. Cherkasov Yu.,
Kostanai Engineering and Economics University named M. Dulatov
В работе рассматривается влияние природных и производственных факторов на техническую оснащённость зерноуборочных процессов. Предлагается использовать количественное
The paper considers an impact of natural and industrial factors on the technical equipment of grain-harvesting processes. It is proposed to use the quantitative expression of the required level of
выражение требуемого уровня техни- technical equipment of the combine
ческой оснащённости уборочного процесса, отражающего взаимосвязь площади уборки, технической готовности техники, её производительности, уровня использования, урожайности и засоренности хлебной массы в виде комплексного показателя - коэффициента дифференциации сезонной нагрузки зерноуборочного комбайна. Проведен анализ полученного выражения, выявлено его максимальное значение. Определены пределы коэффициента дифференциации сезонной нагрузки для фермерских и крупных сельскохо
harvesting process, which reflects the interrelation of harvesting area, technical readiness of equipment, its productivity, the level of use, yield and contamination of grain mass in the form of a complex indicator, which is a differentiation coefficient of seasonal load of a combine harvester. The analysis of the obtained expression is carried out, and its maximum value is revealed. The paper also defines the scopes of differentiation coefficient of the seasonal load for large farms and agricultural units at the existing resource potential.