Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ АРИСТОТЕЛЯ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ АРИСТОТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1645
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ / СУЩНОСТЬ / УЧЕНИЕ О ПОНЯТИЯХ / ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзиова Э.Н.

В статье рассматривается аристотелевское учение о категориях; раскрыты 10 категорий Стагирита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ АРИСТОТЕЛЯ»

- все это составляет основные задачи развития исследовательской деятельности старшеклассника [3,с.5].

В современном образовательном процессе учебно-исследовательская деятельность учащихся - это одно из актуальных направлений его развития и совершенствования. Мотивировать данный вид деятельности, придать ему глубоко осознаваемую учащимися личностно значимую ценность - важная профессионально-педагогическая задача.

Использованные источники:

1. Гуляева Л.А. Научно-исследовательская работа как высшая форма самостоятельной работы студентов //Качество и полезность в экономической теории и практике. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 21 ноября 2014 года.-Новосибирск, 2014. С.58-61.

2. Ковтун О. И. Использование видеокейсов для преподавания экономических дисциплин //Мировая наука и образование в условиях современного общества Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 октября 2014 г.: в 4 частях. ООО "АР-Консалт". Москва, 2014. С. 135-138.

3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся (сборник статей). - М.: МГДД(Ю)Т, 2003.

4. Голиков Р.О., Михайлова Т.Л. Исследование мотивации магистрантов к научной деятельности // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http: // www.scienceforum.ru/2014/559/6467".

5.Гуляева Л.А. Научно-практическая деятельность учащихся как форма элективных занятий по экономике // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум» http://www.iupr.ru. chrome-extension://oemmndcWdboiebfnladdacbdfmadadm/http://iupr.m/domams_data/file s/zurnal_12_2014/Gulyaeva%20L.A.%20(Sovremennye%20nauki%20i%20obraz ovanie)-1OPLATA.pdf

Дзиова Э.Н. преподаватель

кафедра общих гуманитарных и социальных наук Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Северо-Осетинский государственный педагогический институт "

Российская Федерация, г. Владикавказ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КАТЕГОРИЙ АРИСТОТЕЛЯ Краткая аннотация: В статье рассматривается аристотелевское учение о категориях; раскрыты 10 категорий Стагирита.

Ключевые понятия: категория, сущность, учение о понятиях, логика.

Аристотель выдающийся мыслитель древности, "отец логики". Аристотель создал учение о формах постигающего истину мышления, то есть логику.

Естественным введением в свод философских трактатов Аристотеля является сборник "Органон". С небольшого трактата «Категории» начинается корпус логических сочинений Аристотеля, составленный Андроником Родосским.

Трактат «Категории», по-видимому, относится к ликейскому периоду (на это предположение наводит приводимый Аристотелем пример категории места: «в Ликее»). Сложилось же учение о категориях значительно раньше. Об этом свидетельствует не дошедший до нас целиком диалог Аристотеля «Эвдем».

Трактат «Категории» считается рядом исследователей подложным. Таково мнение Шпенгеля, Прантля и Иегера. Это мнение нельзя считать вполне доказанным. Другая, преобладающая, точка зрения сводится к тому, что основное ядро трактата подлинно, но последние главы, говорящие о послекатегорических опрделениях, - подложны. Таков взгляд Целлера и Брандиса.

Первая часть «Категорий», учение об основных понятиях, содержит в себе воззрение на связи форм бытия и мышления, и в конечном счете, представляет собой в некотором роде пограничную область между логикой и метафизикой. Эта позиция является также причиной того, что многие вопросы, затронутые в учении о категориях, вновь поднимаются в «Метафизике», при этом разбор в произведении нередко приводит к новым формулировкам, к освещению проблем с новых сторон [1].

По Аристотелю, категории являются, с одной стороны, высшими родами значений слов, или родами сказывания о действительности, а с другой - высшими родами определенностей бытия [4].

Категории имеют логическое и онтологическое значение как самые общие определенности бытия.

О категориях как родах значений слов говорится в 4 главе «Категорий», где различаются 10 таких родов: «Из слов, высказываемых без какой-либо связи, каждое <слово> обозначает или сущность (греч. оита), или количество (греч. лаоу), или качество (греч. логоу), или отношение (греч. лро<^ и), или место (греч. лои), или время (греч. лохе), или положение (греч. ^ешиаг), или обладание (греч. ехегу), или действие (греч. логегу), или страдание, претерпевание (греч. лаахегу)» [1].

В основе учения о категориях лежат, по-видимому, исследования понятий, выступающих попеременно то в языковом, то в предметно-онтологическом разрезе. Впрочем, ни по вопросу о числе основных категорий, ни по вопросу об их последовательности или порядке в системе Аристотель за все свое долгое время разработки своей философии не пришел к твердо установившимся выводам.

Аристотель не всегда выделял десять упомянутых категории и часто, объединяя некоторые из них, сводил число категорий то к восьми, то к шести, то к четырем, а то и к трем [11].

Вопрос о том, что такое категории довольно сложен. Аристотель говоря о категориях как о значениях, нигде точно не определяет что же лежит в их основе: значения слов или значения самого бытия, в каком отношении находятся эти два основных аспекта их понимания. В «Категориях» под ними подразумевается нечто, «высказанное без всякой связи», соответственно этому не выражающее, как связанное суждение, истину или ложь. Многоплановость понимания категорий у Аристотеля доказывает не неопределенность этого понятий, а то, что в них выражен переход от учения о бытии к логике.

Прежде всего категории - это различия сущего как такового.

Само по себе сущее не существует и не образует отдельного от вещей рода. Актуально существуют единичные вещи.

К сущему как таковому присоединяются его внутренние различия, затем различия этих различий и т.д., пока не образуется неделимый на противоположности ближайший вид - «вторичная сущность». «Различия» и «подведение под деление» [1] сущего суть категории. К ним сводятся все остальные различия и противоположности вещей. Все противоположности и различия содержат в себе нечто аналогичное, однако соответственное категориям их надо модифицировать и все они «должны быть иными в каждой категории» [1].

Категория «сущности» первая открывает собой всю таблицу категорий, и это понятно, ведь сущность Аристотеля - то, что под условием чего единственно возможно все, что относится ко всем остальным категориям. Если категории - наиболее общие роды или типы «сказывания» о каждой единичной вещи, то условием возможности всех таких сказываний должно быть отдельное бытие самой этой вещи, ее субстанциональное существование. При первом своем появлении категория «сущность» еще не наполнена всем своим понятийным содержанием. В своем первоначальном смысле сущность есть предмет, способный иметь самостоятельное бытие, не нуждающееся для своего существования в существовании другого, всегда частное, единичное. Сущность не может иметь ничего вне себя, что было бы ей противоположно [3].

Первичная сущность - это «сложная сущность, составленная из формы и материи». Она есть первое и по понятию, и по познанию, и по времени. По понятию, поскольку в понятие чего бы то ни было составной частью входит знание сущности.

Вторичные сущности - это абстрактные определенности вещей, ближайшие к ним роды и виды. Вид при этом в большей мере является сущностью, чем род, так как он ближе к первичной сущности.

Первые сущности, то есть единичные вещи, могут быть лишь подлежащими, о которых что-то сказывается, но сами они не могут сказываться ни о чем, не могут быть сказуемыми.

За «сущностью» следуют категории «количества», «качества» и «отношения». В системе аристотелевских категорий они образуют «подсистему» с ясно определяемым логическим порядком. Так, «количество» предшествует «качеству», так как представляет необходимое условие качества: в предмете и качество его формы, и качество цвета, и другие качественные определенности предполагают некоторую количественную характеристику, относящуюся к протяженности. В свою очередь, категории «количества» и «качества» предшествуют категории «отношения»: всякое отношение предполагает, по Аристотелю, определенные количества одних предметов, сравниваемые с количеством других.

Итак, «количеством я называю то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, являются чем-то одним и данным по природе как нечто» [2].

Количество предшествует качеству только по времени, субстанциональной же основой служит единство качественно определенных вещей, родов или их частей.

Следующая категория, это категория «качества». Качество само служит для характеристики свойств того или иного объекта, оно не может быть определено общим образом. При разработке теории «качеств» Аристотель руководствовался различиями между возможностью и действительностью. Условием всякой деятельности и всего действительного считается возможность этой деятельности, или способность к ней. Если способность применяется в определенном направлении, то она переходит в свойство.

Свойствами, Аристотель называет, качества продолжительные и устойчивые, пребывающие в объекте долгое время и изменяющиеся с трудом. Особый частный случай свойства - состояние. Состояние - это легко поддающееся движению и быстро изменяющиеся качества.

Величины, как некоторые единства количества и качества, являются, по мнению Аристотеля, отношениями, ибо величины - это некоторые качества, измеряемые с помощью качества. Следовательно, в них всегда имеется отнесенность к чему-то другому, которое является для них мерой, основанием их определенности.

Колеблющееся положение в системе категорий принадлежит категориям «места» и «времени» по отношению к так называемым «глагольным» категориям: «положению», «обладанию», «действию» и «страданию».

В полном соответствии в представлениями формальной логики наших дней Аристотель понимал высказывание («высказывающую речь) как то, что

может быть истинным или ложным, и при этом быть утверждением или отрицанием. Утверждая или отрицая нечто, «высказывающая речь» говорит о некотором объекте, «сущем» или «сущности». Для обозначения подлежащего, т.е. объекта высказывания, Аристотель употребляет тот же термин u^osi^svov, что и для обозначения «субстрата» изменения; с логической точки зрения подлежащее есть та же материя или возможность мысли, которая превращается в действительность мысли, когда происходит высказывание о ней (греч. axsyopia). Сказуемое (греч. axsyopoi^svov) бывает, по Аристотелю, десяти видов - это десять рассмотренных категорий, о которых уже шла речь. Совпадение категорий Аристотеля с основными категориями грамматики древнегреческого языка (Бенвенист) понятно: по существу категории, или виды сказывания о субстрате мысли 9подлежащем), есть виды вопросов, различимых на лингвистических основаниях («что ест А», «каково А», «сколько А», «где А» и т.п.), или виды всех ответов, возможных в языке.

Из всех видов вопросов и ответов, т.е. из всех видов сказывания (категорий), Аристотель выбирает в качестве предмета исследования один: сказывание о сущности, имеющее вид «А есть Б» или «Б присуще А». Его не покидала уверенность, что всякое доказывающее знание можно свести к этому виду. Иными словами, доказательство для Аристотеля было одновременно объяснением сущности.

Использованные источники:

1. Аристотель. Категории // Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1978.

2. Аристотель. Метафизика // Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1978.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

4. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М., 2002.

5. Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М., 1984.

6. Джоходзе Д.В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.

7. Луканин Р.К. Органон Аристотеля. М., 1984.

8. Орлов Р.М. Развитие логических воззрении Аристотеля // Философские науки, Вып. 3, 1964.

9. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974.

10. Шандор П.О. О логике Аристотеля. Будапешт, 1961.

11. Prantl C. Geschichte der Logic im Abenlade. Leipzig, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.