ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА
В.Н. Баринов, д-р, экон. наук, профессор Е.В. Будасова, магистрант Е.В. Васильчикова, ассистент
Воронежский государственный технический университет (Россия, г. Воронеж)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10816
Аннотация. В ходе проведенного исследования, детально проанализирован такой инфраструктурный инструмент, как государственно-частное партнерство. Были рассмотрены теоретические аспекты понятия государственно-частного партнерства: модели, механизмы, формы взаимодействия государства и частного сектора. В статье описана сущность понятия государственно-частного партнерства, проведен анализ возможных участников в проектах ГЧП со стороны частного и публичного партнера.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП-проекты, государство, регион, инвесторы.
На сегодняшний день, как в зарубежной, так и в отечественной хозяйственной практике понятие государственно-частное партнерство (ГЧП) завоевывает все большую распространенность и огласку. Данный инструмент выступает в качестве одной из форм эффективного взаимодействия публичного партнера и частных инвесторов с целью решения различных инфраструктурных и социальных проблем [1]. ГЧП представляет собой процесс формирования и привлечения в экономику как экономических, финансовых, так и интеллектуальных ресурсов. Такое явление как ГЧП рассматривается в качестве фактора, имеющего большой потенциал развития на территории РФ и способного благоприятно повлиять на становление современной, инновационной, а самое важное социально-ориентированной экономики [2].
Сегодня перед государством стоит множество злободневных инфраструктурных задач, остро стоящих вопросов, требующих скорейшего разрешения. Данная ситуация характерна и в социальной сфере, управляя которой государство выстраивает социальную политику.
Актуальность данной работы связана с детальным исследованием такого инфраструктурного инструмента, как государственно-частное партнерство, посредством которого возможна реализация проектов, в частности в социальной сфере с целью развития социальной инфраструктуры, а в
перспективе и воздействия на качество жизни населения РФ.
В целом, анализируя опыт мировой практики по реализации проектов в форме ГЧП, следует отметить, что выделяют три формы взаимодействия:
1) Традиционную - заключается в совместном использовании различных ресурсов, в том числе финансовых на основе принципов партнерства;
2) Инвестиционную - заключается в совместном инвестировании публичной и частной сторон в проекты развития инфраструктуры;
3) Научно-образовательную - заключается в сотрудничестве в рамках реализации международных инновационных проектов [2].
Основополагающими принципами являются долгосрочность заключаемых контрактов и наличие конкурентной среды. Но следует добавить, которая составляет единую совокупность понятия ГЧП - ориентация на общественно значимые цели [3].
Для установления совокупного представления о понятии государственно-частное партнерство необходимо произвести последовательный анализ составляющих данного понятия, проанализировать классификацию участников. На рисунке 1 представлена классификация потенциальных участников проектов ГЧП со стороны публичного партера.
Государственный партнер
Российская Федерация (Правительство РФ, уполномоченный орган исполн нтельнон Совокупность субъектов Федерации Субъект Федерации (Исполнительный орган субъекта РФ. уполномоченны н орган ИВ субъекта РФ) Муниципалитет (Глава МО, Исполнительны й орган МО)
Рис 1. Классификация публичного партнера в проектах ГЧП
Классификация субъектов частного партнера представлена на рисунке 2.
Частный партнер
Могут быть все ОПФ юридических лиц, кроме: 1) государственных и муниципальных унитарных предприятий/учреждений; 2) публично-правовых компаний; 3) хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, находящихся под контролем РФ, субъекта РФ или МО; 4) дочерних хозяйственных обществ, контролируемых РФ; 5) некоммерческих организаций, созданных РФ, субъектами РФ, МО в форме
Рис. 2 Возможные участники в проектах ГЧП со стороны частного партнера
Логически правильным продолжением анализа понятия ГЧП является анализ данного вида взаимодействия - партнерства. Следует отметить, что существуют и другие виды взаимодействия государства и бизнеса, например, альянс - союз, объединение на основе формальных/неформальных договорных обязательств и др [4]. Соответственно, возникает логичный вопрос, почему данный вид взаимодействия именуется партнерством и является ли он таковым в РФ?
С точки зрения этимологии, партнерство - это особая система взаимоотношений между партнерами. Можно трактовать партнерство как:
1) Юридическую форму организации совместной деятельности;
2) Совместную деятельность, основанную на равных правах и обязанностях, направленную на достижение общей цели;
3) Форму организации компании, которая создается на основе договора между партнерами, в котором оговариваются их права, обязанности, ответственность сторон и т.д.
Исходя из принципов ГЧП, МЧП, следует отметить, что подтверждается тенденция равенства, характерная для этимологии понятия партнерства. Тем не менее, один из пунктов, а именно - справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами, имеет непрозрачный смысл, противоречит равенству, так как не дается полноценного определения понятия «справедливость» и отсутствуют его критерии.
В Российской действительности ис- данный Закон вступил в силу только с 1 пользование данного термина связано, января 2016 года, а переход к рынку в РФ прежде всего, с заимствованием его из стал происходить только около четверти английского аналога «Public-private века назад. По мнению авторов, полноцен-partnership». Даже в Федеральном законе ное партнерство государства и бизнеса в отсутствует исчерпывающее представле- исчерпывающем смысле понятия партнер-ние о данном виде взаимодействия, име- ства возможно лишь в странах с «истин-ются неясные трактовки понятий. Это ным» экономическим либерализмом. вполне закономерно с учетом того, что
Библиографический список
1. Трухина, Н.И. Государственно-частное партнерство как эффективный механизм привлечения инвестиций и внедрения инноваций в сфере ЖКХ / Н.И. Трухина, Е.М. Сергеева // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11. - С. 17-23.
2. Трухина, Н.И. Управление градостроительными отношениями в муниципальных образованиях: проблемные вопросы и способы совершенствования / А.М. Кулешов, В.Н. Баринов, Н.И. Трухина, Г.Б. Вязов. - Воронеж, - 2018. - С. 182.
3. Попова, О.А. Инструменты и механизмы эффективного взаимодействия контрагентов в проектах государственно-частного партнерства / Попова О.А., Васильчикова Е.В., Баринов В.Н. // Студент и наука. - 2018. - № 3 (6). - С. 50-57.
4. Попова, О.А. Реализация проектов в сфере государственно-частного партнерства в индустриальной среде / Попова О.А., Васильчикова Е.В., Баринов В.Н. // Студент и наука. - 2018. - № 3 (6). - С. 42-47.
CONCEPT AND ESSENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
V.N. Barinov, doctor of economics sciences, professor E.V. Budasova, graduate student E.V. Vasilchikova, postgraduate Voronezh state technical university (Russia, Voronezh)
Abstract. In the course of the study, analyzing in detail such an infrastructure tool as public-private partnership. The theoretical aspects of the concept of public-private partnership were considered: models, mechanisms, forms of interaction between the state and the private sector. The article describes the essence of the concept of public-private partnership, the analysis of possible participants in PPP projects by private and public partners.
Keyword: public-private partnership, PPP projects, state, region, investors.