Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин А.В.

Представлен анализ сущности экономических понятий «образовательная услуга», «экспорт», «эффективность» на основе исследований отечественных и зарубежных экономистов, а также норм права. Рассматриваются как общие, так и специфические особенности образовательных услуг. Дается авторское определение «экспорта образовательных услуг». Рассматривается специфика вычисления эффективности экспортной деятельности учреждений образования, а также представлена формула для ее расчета с указанием основных элементов. Вводится авторский «коэффициент предельного набора» для повышения точности расчётов. Предложена система учета затрат на обучение для вычисления эффективности экспорта образовательных услуг. Полученные данные могут быть использованы руководителями учреждений высшего образования при организации международного сотрудничества и совершенствовании системы экспорта образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND ESSENCE OF EDUCATIONAL SERVICES' EXPORT EFFICIENCY

The article analyzes the essence of the economic concepts “educational service”, “export”, “efficiency” that are based on studies of domestic and foreign economists, as well as the rules of law. Both general and specific features of educational services are considered. The author's definition of “export of educational services” is given. The specifics of calculating the effectiveness of the export activities of educational institutions is discussed in the article, and also a formula for calculating is presented with an indication of the main elements. Also Introduced the author's “coefficient of limiting set” to improve the accuracy of calculations. A training cost accounting system is proposed for calculating the efficiency of the export of educational services. The data obtained can be used by heads of higher education institutions in organizing international cooperation and improving the system of export of educational services.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

УДК 338.462

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПОРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А.В. КАЛИНИН (Республиканский институт высшей школы, Минск)

Представлен анализ сущности экономических понятий «образовательная услуга», «экспорт», «эффективность» на основе исследований отечественных и зарубежных экономистов, а также норм права. Рассматриваются как общие, так и специфические особенности образовательных услуг. Дается авторское определение «экспорта образовательных услуг». Рассматривается специфика вычисления эффективности экспортной деятельности учреждений образования, а также представлена формула для ее расчета с указанием основных элементов. Вводится авторский «коэффициент предельного набора» для повышения точности расчётов. Предложена система учета затрат на обучение для вычисления эффективности экспорта образовательных услуг. Полученные данные могут быть использованы руководителями учреждений высшего образования при организации международного сотрудничества и совершенствовании системы экспорта образовательных услуг.

Ключевые слова: образовательная услуга, экспорт образовательных услуг, эффективность экспорта.

Введение. Экспорт образовательных услуг в целом и его эффективность в частности являются малоизученными областями экономической теории. Существующие научные труды на данные темы часто представляют собой лишь перенос принципов и методических подходов из области маркетинга товаров и услуг на высшее образование без учета его специфики. Значительная часть исследований не подкреплена методикой, что затрудняет их практическое применение. Они дают понимание проблемы в общем виде, но, как правило, не содержат практических рекомендаций для учреждений высшего образования для организации эффективной системы экспорта своих образовательных услуг. Некоторые исследования носят прикладной характер, но в них зачастую рассматриваются лишь частные, узкие аспекты данной проблемы. В этой связи сегодня востребованы исследования, которые содержат разработки, интегрирующие теоретическую и методологическую составляющие, которые позволят учреждениям высшего образования на ее основе разработать собственные стратегии по организации эффективной экспортной деятельности с учетом своей специфики.

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, данных 24 августа 2017 года на Республиканском педагогическом совете, Министерству образования поручено «начиная с 2018 года обеспечить рост экспорта образовательных услуг». Такая задача подразумевает повышение эффективности экспортной деятельности учебных заведений. Она предполагает принятие качественных решений по обеспечению функционирования системы экспорта, а для этого необходима разработка соответствующих концепций, подходов и методик определения данной экономической категории, ее комплексного понимания. Проведение исследований эффективности экспорта образовательных услуг позволит усовершенствовать маркетинговые стратегии учреждений образования по продвижению своих образовательных услуг на мировой рынок.

Определение понятия и сущности эффективности экспорта образовательных услуг невозможно без определения основных дефиниций: образовательная услуга, экспорт и эффективность.

Основная часть. Всемирная торговая организация включила образовательные услуги в перечень услуг, которые регулируются Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) [1]. Данное Соглашение регулирует международную торговлю. Следовательно, с точки зрения международного права, образовательная услуга является объектом международной торговли, а значит и экспорта.

В научной литературе даются различные определения понятию «образовательная услуга». В частности, Е.В. Бурденко под образовательной услугой понимал «Полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании, и как материально-вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно (учебники, обучающие программы, пособия и т.п.)» [2]. По мнению Т.В. Даниловой, образовательная услуга - это «совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя» [3]. Образовательная услуга, по определению М.А. Лукашенко, есть «совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, сопровождающих такую деятельность» [4]. Согласно определению А.О. Ченцова: «образовательные услуги создаются в процессе научно-педагогического труда,

являющегося, в свою очередь, разновидностью научного труда. Результат научно-педагогического труда может быть назван образовательным продуктом. Образовательный продукт - это часть интеллектуального продукта, адаптированная к соответствующему сегменту образовательных услуг» [5]. Под образовательной услугой А.М. Стрижов понимал «целенаправленную деятельность, характеризуемую взаимодействием участников образовательного процесса и направленную на удовлетворение образовательных потребностей личности» [6]. С точки зрения Р. Джапаровой, образовательная услуга - это «деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым» [7]. Образовательная услуга, по Е.Д. Липкиной, - это «совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков» [8]. Определение С.А. Зайчиковой характеризует образовательную услугу как «систему знаний, умений, навыков, которые используются в целях удовлетворения потребности индивида, общества и государства и направлены на приращение капитала» [9]. Согласно Н.Н. Терещенко, это «целый комплекс действий: воспитательного и обучающего характера, направленный на удовлетворение потребности индивида, в результате осуществления которого происходит совершенствование имеющихся и приобретенных навыков» [10]. По В.Н. Зотову, образовательная услуга - это «объем учебной и научной информации, передаваемый гражданину в виде суммы знаний общественного и специального характера, а также практических навыков, передаваемых гражданину по определенной программе» [11]. Определение образовательной услуги И.Б. Романова: «Трудовая деятельность экономической единицы, направленная на удовлетворение потребности некоторого субъекта в образовании (т. е. в приобретении систематизированных знаний, умений и навыков), осуществляемая с предварительного согласия данного субъекта» [12]. С точки зрения В.П. Щетинина, образовательная услуга характеризуется как «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [13]. По определению, данному У.Г. Зиннуровым, образовательная услуга - это «Объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе» [14]. Под образовательной услугой В.М. Кожухар понимал «работу отдельного педагога или педагогического коллектива, направленную на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях - профессиональной, квалификационной и т.д.) структуры личности обучаемого» [15]. Соответственно определению образовательной услуги А.В. Морозова, это «Процесс формирования разнообразных способностей человека к труду, т. е. инвестирование в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага» [16]. Согласно А.П. Панкрухиной, образовательная услуга - это «Комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии» [17].

Таким образом, в научной литературе существует множество достаточно отличающихся между собой определений. Анализируя полученную информацию, можно сделать вывод, что определение образовательной услуги дается через следующие основные подходы:

- образовательная услуга как результат научно-педагогического труда;

- образовательная услуга как взаимодействие между производителем и потребителем;

- образовательная услуга как процесс передачи определенной информации для усвоения с целью получения определенного результата;

- образовательная услуга как комплекс знаний, направленных на развитие индивида, гражданина;

- образовательная услуга как деятельность образовательного учреждения направленного на развитие интеллектуальных способностей человека, формирование профессиональных качеств.

Для определения сущности категории «образовательная услуга» целесообразно учитывать терминологию, закрепленную в законодательстве Республики Беларусь. В статье 30 Налогового кодекса Республики Беларусь дается следующее определение термина «услуга»: «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности» [18]. То есть услуга рассматривается как деятельность с некоторыми особенностями своих результатов.

Кодекс об образовании Республики Беларусь не дает определение термину «образовательная услуга», но дает определение «образовательной деятельности». Поскольку, как уже было определено выше, белорусское законодательство отождествляет понятия «услуга» и «деятельность», то данное определение допустимо принимать к сведению для определения категории «образовательная услуга». Так, в соответствии с Кодексом, образовательная деятельность - это «деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено

право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) [19]. Исходя из данного определения круг физических и юридических лиц, которые потенциально могут заниматься образовательной деятельностью, достаточно широк и не ограничивается только учреждениями образования. В этой связи автором предлагается использовать термин «исполнитель» для обозначения любого юридического или физического лица, занимающегося образовательной деятельностью.

Таким образом, в рамках экономической теории, на основе изучения литературы и, принимая во внимание анализ существующих определений понятия «образовательная услуга», автором сформулировано следующее определение дефиниции «образовательная услуга»: образовательная услуга - это деятельность исполнителей, направленная на удовлетворение спроса потребителей на образование.

Обучение иностранных граждан представляет собой «товар», который направлен на удовлетворение потребности иностранного гражданина в освоении новых знаний, умений и навыков. Этот товар отличается своей спецификой. Среди общих особенностей образовательных услуг, которые также присущи и другим видам услуг отмечаются следующие:

1) неосязаемость. Образовательную услугу невозможно увидеть, попробовать, почувствовать, услышать. Потенциальный потребитель не в состоянии оценить образовательную услугу до ее оказания, а иногда и даже после того, как такая услуга будет ему оказана;

2) несохраняемость. Образовательные услуги невозможно сохранить или отложить их продажу. Следовательно, учреждения высшего образования очень чувствительны к колебаниям спроса и предложения. Также образовательные услуги быстро устаревают.

Образовательные услуги также характеризуются особенностями, присущими только данному виду услуг:

1) неделимость производства и потребления. Технология оказания образовательных услуг требует активного участия в образовательном процессе самого потребителя, в том числе его присутствие в месте оказания образовательных услуг;

2) большая длительность оказания услуг. Большая часть образовательных программ реализуются несколько лет;

3) изменчивость качества. Качество оказания образовательных услуг в наибольшей степени зависит от профессионализма преподавателей и в наименьшей (по сравнению с другими видами услуг) от средств производства. Даже у одного исполнителя образовательных услуг их качество может существенно отличаться от смены преподавателей;

4) отсроченность результата. Эффективность образовательных услуг часто не проявляется непосредственно и наглядно по завершении их оказания, а опосредована и отдалена от результатов некоторыми факторами, например, зависимостью от условий будущей работы и жизни выпускника;

5) конкурсный характер предоставления. Желания и готовности абитуриента оплатить образовательные услуги еще недостаточно для того, чтобы стать ее потребителем.

Словарь современных экономических терминов дает следующее определение экспорту - это «производимые в стране и продаваемые нерезидентам товары и услуги. К «видимому» экспорту относятся поставки товаров за рубеж. «Невидимым» экспортом называют реализуемые нерезидентам услуги... » [20, с. 711]. Таким образом, продажа произведенных в государстве товаров и услуг нерезидентам является определяющим фактором экспорта.

Белорусское законодательство дает определение экспорту услуг в целом. Так, в пункте 10.2 Главы 3 Постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь «Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) "Отчет об экспорте и импорте услуг" дается следующее определение термину "экспорт услуг" - это "предоставление резидентами Республики Беларусь различных видов услуг нерезидентам» [21]. В том же Постановлении детализируется понятие «нерезиденты Республики Беларусь»: «иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство в Республике Беларусь.».

Исследователи экспорта образовательных услуг дают различные определения этому термину. В частности, Т.М. Рогова [22, с. 23] разделяет позицию С.Д. Резника, который определяет экспорт образовательных услуг как «Оказание образовательных услуг гражданам других стран как на территории самой страны, так и через филиалы или посредством реализации образовательных программ за рубежом».

Определение А.В. Косевича звучит следующим образом: «Совокупность организационных мероприятий, методических и дидактических приемов, применяемых субъектами национальной системы образования по созданию, продвижению позиционированию и реализации на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособных образовательных услуг потребителям-нерезидентам» [23, с. 47].

По мнению М.С. Максаковского, экспорт образовательных услуг - это «Оказание услуг в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышение их квалификации, включаю-

щее в себя совокупность мероприятий, охватывающих все уровни и программы обучения в национальных системах образования» [24, с. 21].

Экспорт образовательных услуг В. Д. Чухломин определяет как «Обучение иностранных студентов в своей стране и через создание представительств и филиалов в иностранных государствах» [25].

Несмотря на различия формулировок определений, их всех объединяет то, что при экспорте потребителем образовательных услуг во всех случаях являются иностранные граждане.

Вместе с тем понятие «экспорт образовательных услуг» законодательно не закреплено. Кодекс Республики Беларусь об образовании в статьях 118-120 регламентирует «международное сотрудничество в сфере образования», «внешнеторговую деятельность в сфере образования» и «получение образования в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства...» [26]. Однако ни в одной из этих статей не дается определение «экспорта образовательных услуг» и не используется этот термин.

Впервые в нормативно-правовых актах Республики Беларусь определение термину «экспорт образовательных услуг» было дано в «Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007-2010 годах». В документе использовалось следующее определение: «экспорт образовательных услуг - предоставление резидентами Республики Беларусь образовательных услуг нерезидентам на территории Республики Беларусь и за ее пределами (в том числе в виде дистанционной формы обучения) в соответствии с законодательством Республики Беларусь или международными договорами Республики Беларусь» [27].

Но деятельность любого исполнителя по экспорту образовательных услуг выходит далеко за рамки педагогической деятельности по обучению иностранных граждан. Она предполагает проведение комплекса разноплановых, взаимосвязанных и взаимозависимых организационных, экономических, юридических и педагогических мероприятий. Поэтому автором предлагается рассматривать экспорт образовательных услуг с учетом его специфики как деятельность, комплекс взаимосвязанных действий и мероприятий, систему.

Принимая во внимание все вышеназванные определения, а также выявленные особенности, автор дает следующее определение экспорту образовательных услуг - это многосторонняя деятельность исполнителей-резидентов Республики Беларусь, направленная на возмездное удовлетворение спроса потребителей-нерезидентов на образование, включающая в себя проведение комплекса организационных, экономических, юридических и педагогических мероприятий.

В экономической теории понятие «эффективность» трактуется неоднозначно. Для классической школы эффективность организации понимается как достижение цели с минимальными затратами. При этом часто отождествляется с производительностью (Ф. Тейлор, М. Вебер, А. Файоль, Л. Гьюлик, Л. Урвик и др.).

С шестидесятых годов ХХ века эффективность понимается как эксплуатация ресурсов с минимальными затратами. Такая трактовка обусловлена трансформацией понимания как многоцелевой системы.

В рамках неоинституционального подхода (Мейер, Б. Роуан, Скотт, ДиМаджио) в противовес рациональной деятельности организации, фиксирующейся в эффективности организации, ставятся требования институционального окружения [28]. В данном случае организации трактуются как относящиеся либо к типу организаций, выживание которых зависит от эффективности и где результат деятельности легко подсчитать; либо к типу, где выходной продукт трудно определить, а следовательно и определить эффективность. К данной категории относятся организации образования, здравоохранения и др.

Довольно интересный подход к оценке эффективности организации дает теория случайных трансформаций (Марч и Олсен). В данном подходе эффективность функционирования организации рассматривается как суммарный вектор действий всех членов организации, выполняющих свою работу [29].

В экономической теории под эффективностью в общем виде понимается «соотношение результатов и затрат ...», она «отличается многообразием форм выражений» [30, с. 27]. Общую формулу экономической эффективности можно выразить следующей формулой: эффективность = результат / затраты. Следовательно, максимальная эффективность достигается при получении максимального результата с минимальными затратами.

Согласно П. Самуэльсону и У. Нордхаусу [31, с. 55], экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов, постоянно соотнося выгоды (блага) и затраты, при этом необходимо вести себя рационально. Производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности, максимизируя при этом свои выгоды и минимизируя затраты.

Рассмотрим некоторые из существующих определений эффективности экспортной деятельности предприятия. Согласно терминологии «Современного экономического словаря» эффективность экспорта - «это выгодность экспорта, измеряемая отношением стоимости во внешнеторговых ценах товара, вывезенного из страны, к его стоимости во внутренних ценах» [32]. Представляется, что такое определение неактуально при рассмотрении экспорта образовательных услуг, так как не позволяет объективно

оценить все аспекты ведения экспортной деятельности учебным заведением и не подходит для разработки экспортной стратегии учебного заведения.

Под эффективностью экспорта Е. Злотникова понимает «величину прироста сальдо торгового баланса при увеличении экспорта продукции отрасли на единицу» [33]. Такое определение эффективности экспорта имеет смысл только в том случае, если предприятие занимается как экспортной, так и импортной деятельностью, что не характерно для учебных заведений Республики Беларусь.

В отношении разработки методологии оценки эффективности экономического роста следует отметить исследование В.А. Кустикова [34]. Экономический и социальный аспекты эффективности, а также ее критерии и показатели достаточно подробно рассмотрены М.И. Ноздриным-Плотницким [35]. Много внимания исследованиям оценки эффективности различных стратегий устойчивого развития на макроуровне уделили отечественные исследователи О. А. Высоцкий и И.В. Щитникова [36; 37].

Среди исследователей общей эффективности деятельности учебных заведений как субъектов хозяйствования стоит отметить Е.В. Пушкарева, Л.В. Гридину и Е.Н. Олешкевич [38; 39]. Эффективность деятельности учебных заведений через призму удовлетворения спроса потребителя (заказчика) образовательных услуг рассмотрена в исследовании Е.П. Поповой «Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг» [40].

Однако вопросы эффективности экспортной деятельности учебных заведений как в отечественной, так и зарубежной научной литературе рассматриваются достаточно редко. Подобными исследованиями активно занимаются некоторые российские исследователи Г. А. Краснова и Т.Л. Клячко. В своей работе «Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России» они рассматривают эффективность экспорта образовательных услуг на макроуровне, в масштабе всего государства с точки зрения вклада иностранных студентов в экономику России [41].

Эффективность экспорта образовательных услуг на микроуровне в масштабе отдельного учебного заведения исследовалась Б.В. Казариным, Е.Е. Кобелевой, Л.Н. Ваулиной. Много внимания оценке эффективности экспортной деятельности учебного заведения уделено А. А. Алексанковым в диссертационном исследовании «Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг», где предложена методология «оценки экономической эффективности образовательных услуг для потребителя, построенной на основе концептуальных положений теории человеческого капитала» [42, с. 137].

Анализ вышеуказанной литературы показал, что проблема определения содержания категории «эффективность» применительно к экспорту образования изучена недостаточно. Существующие исследования оценки эффективности экспорта образовательных услуг носят фрагментарный характер и не позволяют сформировать целостную модель построения эффективной стратегии учреждения высшего образования по продвижению своего образования на мировой рынок, а также системы оценки.

Во многих других исследованиях эффективность экспорта зачастую рассматривается в контексте получения оплаты предприятием за свой товар в валюте на иностранных ранках.

В результате изучения научной литературы установлено, что теоретическими особенностями эффективности экспорта образовательных услуг являются следующие:

1) эффективность экспорта образовательных услуг можно рассматривать на трех уровнях: глобальном, макроуровне (в масштабе экономики Республики Беларусь) и микроуровне (деятельность отдельного учебного заведения), при этом понимание сущности эффективности будет разным;

2) оценка эффективности экспорта образовательных услуг значительно зависит от экспертных оценок, что обусловливает большое влияние субъективного фактора;

3) принимая во внимание то обстоятельство, что экспорт образовательных услуг, как правило, не предполагает никакого «вывоза» услуг за пределы Республики Беларусь и оплата производится в национальной валюте, автор делает вывод о том, что категорию эффективности экспорта образовательных услуг целесообразно рассматривать через призму эффективности производства услуг в целом.

Поскольку рассматривается экономическая эффективность экспорта образовательных услуг, то как результат, так и затраты целесообразно измерять в денежном выражении. Таким образом, эффективность экспорта образовательных услуг - это соотношение объема финансовых доходов учебного заведения от обучения иностранных граждан к финансовым расходам на их обучение.

Эффективность экспортной деятельности учебного заведения должна измеряться за определенный промежуток времени, так как управленческие решения могут давать свой положительный или отрицательный эффект в зависимости от времени. Например, снижение требований к абитуриентам из числа иностранных граждан может привести к увеличению численности обучающихся иностранцев на начальном этапе, а следовательно и доходов учебного заведения, но впоследствии может привести к так называемой «девальвации диплома» и снижению репутации этого учебного заведения, что негативно скажется на экспорте образовательных услуг. Или, например, учебное заведение может существенно увеличить расходные

статьи на создание англоязычных программ обучения и обновление учебно-материальной базы, тем самым снизить эффективность своей экспортной деятельности на какое-то время, но впоследствии такие меры могут привести к росту доходов от обучения иностранных студентов и увеличению эффективности.

Таким образом, эффективность экспорта образовательных услуг УВО должна рассматриваться как соотношение доходов УВО по обучению иностранных граждан и расходов на эту деятельность во временной динамике. Оценку эффективности целесообразно проводить как показатель суммы оценки критериев деятельности УВО, обеспечивающих получение наибольшего дохода, с одной стороны, и снижающих затраты - с другой.

Исходя из сущности и циклов функционирования учебного процесса, автором предлагаются следующие отрезки времени (/) для измерения данного показателя: краткосрочная перспектива - до 1 года (4); среднесрочная перспектива составляет 4-5 лет (1с ); долгосрочная перспектива - более 5-ти лет (/д ).

Результатом экспортной деятельности учебного заведения является тот доход, который оно получило от обучения иностранных граждан, который, в свою очередь, состоит из количества проданных услуг по определенной цене. Таким образом, результат = У п + У2п2 + ... + У„-п„, где У - это цена услуги,

п - количество проданных услуг. Или ^п Ук, т.е. сумма стоимости всех проданных услуг учебным заведением нерезидентам за определенный период времени.

Показатель «п» напрямую зависит от количества иностранных граждан, которые обучаются в учреждении образования, но нетождествен этому количеству, так как на протяжении периода обучения иностранные студенты, помимо обучения по основной специальности, могут потреблять несколько образовательных услуг учреждения образования. Например, участие в конференциях, платных семинарах, обучение на различных курсах и т. п.

Таким образом, увеличение количества иностранных студентов, продажа им наибольшего количества образовательных услуг по максимальной цене повышает эффективность экспортной деятельности учреждения образования и, следовательно, является направлением ее совершенствования и развития.

В общем процессе определения эффективности экспорта образовательных услуг принципиальное значение имеет определение затрат учреждения образования на обеспечение экспорта. В экономической теории под затратами понимается «совокупность расходов объединения, предприятий, организаций, выраженных в денежной форме, на производство продукции, оказание услуг, выполнение работ» [43, с. 169]. Исходя из этого базового определения, в контексте экспорта образовательных услуг под затратами следует понимать объем финансовых средств, затраченных учреждением образования на реализацию образовательных услуг для иностранных граждан за определенное время.

В отношении учета затрат на обучение, в том числе иностранных граждан, белорусское законодательство устанавливает следующие нормы для учреждений образования. В соответствии с пунктом 16 Инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования «для расчета стоимости обучения на платной основе одного обучающегося используется метод распределения затрат, установленный в учетной политике учреждения образования», а в соответствии с пунктом 18 той же Инструкции «стоимость обучения иностранных граждан определяется исходя из конъюнктуры рынка, если иное не установлено законодательством и международными договорами Республики Беларусь ...». То есть учреждения образования в праве самостоятельно определять, как стоимость образовательных услуг для иностранных граждан, так и использовать собственную систему учета и распределения затрат на их обучение [44].

Определение объема затрат на экспорт образовательных услуг является сложным процессом. Сложность его заключается в классификации затрат учебного заведения на обучение резидентов и нерезидентов, так как зачастую они потребляют образовательные услуги вместе, вместе пользуются учебно-материальной базой, литературой и т. д. В то же время среди расходов учебного заведения есть и такие, которые очевидно направлены на экспорт образовательных услуг: оплата участия в выставочных мероприятиях за рубежом; оплата услуг рекрутинговых компаний; реклама в СМИ иностранных государств; издание рекламной продукции на иностранных языках и т.п. Подобная классификация может быть проведена только способом экспертных оценок, что допускает субъективный фактор в принятии решений. Таким образом, особенностью оценки эффективности экспорта образовательных услуг является ее значительная зависимость от экспертных оценок, что допускает субъективный фактор.

Всю совокупность затрат учебного заведения на обучение иностранных граждан автор предлагает разделить на две категории: первую и вторую. В первую категорию входят все те затраты, которые невозможно классифицировать как направленные только на экспорт образовательных услуг. Например, расходы учебного заведения на коммунальные услуги. Ко второй категории следует отнести все те рас-

ходы, которые однозначно направлены на экспорт образовательных услуг. Например, затраты на обучение иностранных граждан на подготовительном отделении.

Следовательно, сумма затрат учреждения образования на экспорт образовательных услуг должна состоять из суммы затрат первой категории из расчета на количество обучающихся нерезидентов (З1) и всей совокупности затрат второй категории (З2). Затраты первой категории можно рассчитать по фор-З

муле З1 = — • п., где З - совокупность общих затрат учебного заведения на оказание образовательных

По

услуг, п0 - общее количество обучающихся в учебном заведении: п. - количество обучающихся-нерезидентов. Значение затрат второй категории рассчитывается как сумма всех затрат учебного заведения на экспортную деятельность: З2 = ¥1+ У2 + ,.Уп, или У" Ук.

Так, базовая формула для вычисления эффективности экспорта образовательных услуг принимает следующее значение:

Уп У

Э =, ¿^к=\ к

' 'Зо

п п I+У IV

Если коэффициент Э > 1, то эффективность экспорта образовательных услуг учреждения образования положительная, если Э < 1, то отрицательная.

Каждое учебное заведение имеет свои ограничения по максимально допустимому количеству обучающихся, которое установлено законодательно: требования к аудиторному фонду и профессорско-преподавательскому составу из расчета на количество обучающихся, требования к общежитиям, к количеству обучающихся в группе и т. д. Этот предел по количеству обучающихся в учебном заведении может быть и уменьшен по разным причинам, например, ввиду проводимой политики органов государственного управления, стратегией учреждения образования и т.п. Тем не менее любое учреждение образования может определить для себя то количество иностранных студентов, которое оно готово принять на обучение на определенный срок, принимая во внимание все обстоятельства и существующие технические, педагогические, финансовые, юридические и иные условия. По факту количество принятых на обучение иностранных граждан может соответствовать этому значению, или быть меньше.

Допустим в университетах А, Б и В обучаются по 200 иностранных обучающихся. Доходы и расходы университетов от экспорта образовательных услуг за год из расчета на одного иностранного обучающегося одинаковы: 2000 и 1500 долларов США соответственно. Но в университете А оптимальное количество иностранных студентов - 300 человек, в университете Б - 200, в университете В также 200, но абитуриентов, желающих поступить и соответствующих требованиям университета - 250. Университет В вынужден провести конкурс среди иностранных абитуриентов и «отсеять» 50 абитуриентов, которые, так же как и поступившие, соответствовали требованиям к поступлению, но не прошли по конкурсу.

Опираясь на базовую формулу расчёта эффективности, у всех трех университетов коэффициент эффективности будет одинаковым и составит 1,3. Но в данном случае этот показатель не отражает очевидной разницы эффективности экспортной деятельности учебных заведений. Вероятно, университет В проводит обучение по более востребованным специальностям на мировом рынке образования, а также более результативную рекламную кампанию, сформировал более привлекательный имидж, обеспечил высокое качество обучения и т. д.

Для повышения точности расчета и устранения этой ошибки автором предлагается введение «коэффициента предельного набора» (К); К - это соотношение количества желающих получить образование

п

в учебном заведении (пп): К =— и оптимального количества иностранных обучающихся в данном

пр

учебном заведении. При расчете коэффициента пп учитывается количество фактически поступивших на обучение иностранных граждан за определенный период и количество тех, которые подходили под критерии отбора учреждения образования, но не прошедшие по конкурсу. В нашем примере коэффициент К для университета А будет равен 0,7; для университета Б он составит 1, а для университета В будет равен 1,25.

Поскольку коэффициент К отражает соотношение реальных результатов экспортной деятельности учебного заведения к потенциальным, то фактический результат должен умножаться на К. В результате коэффициент эффективности университета А составит 0,93, университета Б - 1,3, а университета В - 1,67. И хотя в денежном выражении объем доходов университета А от экспорта образовательных услуг превышает

расходы, его эффективность экспорта будет отрицательной, так как учреждение высшего образования работает «не на полную мощность» и не набирает оптимальное количество иностранных граждан на обучение.

Формула эффективности экспортной деятельности после введения коэффициента К имеет следующий вид:

(I п=л )•

Э =

1 • п I +1

Таким образом, в заключение проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

- образовательная услуга - это деятельность исполнителей, направленная на удовлетворение спроса потребителей на образование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экспорт образовательных услуг - это многосторонняя деятельность исполнителей-резидентов Республики Беларусь, направленная на возмездное удовлетворение спроса потребителей-нерезидентов на образование, включающая в себя проведение комплекса организационных, экономических, юридических и педагогических мероприятий.

- формула эффективности экспорта образовательных услуг является базовой экономической категорией для определения наиболее подходящей стратегии развития системы обучения иностранных студентов в учреждении образования, так как учитывает все основные ее элементы во взаимосвязи между собой и взаимозависимости, а также основой для разработки критериев оценки эффективности экспорта образовательных услуг;

- практическая (экономическая, социальная) ценность полученных результатов исследования позволит учреждениям образования выявить свои сильные и слабые стороны в системе экспорта своих образовательных услуг, а также «уязвимые места»;

- вычисление коэффициента эффективности экспорта образовательных услуг позволит глубже понять сущность основных факторов, влияющих на результативность экспорта, а также потенциальные резервы для наращивания объемов экспорта.

Заключение

Образовательная услуга - это деятельность исполнителей, направленная на удовлетворение спроса потребителей на образование.

Экспорт образовательных услуг - это многосторонняя деятельность исполнителей-резидентов Республики Беларусь, направленная на возмездное удовлетворение спроса потребителей-нерезидентов на образование, включающая в себя проведение комплекса организационных, экономических, юридических и педагогических мероприятий.

Формула эффективности экспорта образовательных услуг является базовой экономической категорией для определения наиболее подходящей стратегии развития системы обучения иностранных студентов в учреждении образования, так как учитывает все основные ее элементы во взаимосвязи между собой и взаимозависимости. Она также является основой для разработки критериев оценки эффективности экспорта образовательных услуг.

Практическая (экономическая, социальная) ценность полученных результатов исследования позволит учреждениям образования выявить свои сильные и слабые стороны в системе экспорта своих образовательных услуг, а также «уязвимые места».

Вычисление коэффициента эффективности экспорта образовательных услуг позволит глубже понять сущность основных факторов, влияющих на результативность экспорта, а также потенциальные резервы для наращивания объемов экспорта.

Пп

пр

ЛИТЕРАТУРА

1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) [Электронный ресурс] / Соглашение. - Режим доступа: http://www.rgwto.com/wto.asp?id=3668&doc_id=2111. - Дата доступа: 11.07.2018.

2. Бурденко, Е.В. Права работника / Е.В. Бурденко. - М. : ИИЦ МГУДТ, 2006. - 257 с.

3. Данилова, Т.В. Методика оценки конкурентоспособности вузов / Т.В. Данилова // Качество и конкурентоспособность в XXI веке : материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. - Чебоксары : Чувашский гос. ун-т, 2006. - С. 55-61.

4. Лукашенко, М.А. Маркетинг и РЯ в учебном заведении / М.А. Лукашенко // Высшее образование в России. - 2002. - № 4. - С. 32-40.

5. Ченцов, А. О бизнесе образовательных услуг / А. Ченцов // Высшее образование в России. - 1999. -№ 2. - С. 120-123.

6. Стрижов, А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений / А.М. Стрижов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 3. - С. 47-50.

7. Джапарова, Р. Маркетинг услуг профессионального образования / Р. Джапарова // Маркетинг. -2005. - № 4. - С. 55-65.

8. Липкина, Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг / Е.Д. Липкина. - Омск : ОмГПУ, 2006. - 136 с.

9. Зайчикова, С.А. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования / С. А. Зайчикова, И.Н. Маяцкая. - М. : РГСУ, 2006. - 115 с.

10. Терещенко, Н.Н. Исследование рынка образовательных услуг высшей школы / Н.Н. Терещенко. -Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 2005. - 267 с.

11. Зотов, В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В.Н. Зотов. - М. : РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997. - 21 с.

12. Романова, И.Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И.Б. Романова. -Ульяновск : Средневолж. науч. центр, 2005. - 140 с.

13. Щетинин, В.П. Экономика образования / В.П. Щетинин, Н.А. Хроменков, Б.Г. Рябушкин. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998. - 306 с.

14. Зиннуров, У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решений / У.Г. Зиннуров. - Уфа : УГАТУ, 1993. - 226 с.

15. Кожухар, В.М. К определению содержания образовательной услуги / В.М. Кожухар // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 3. - С. 31-41.

16. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие для вузов / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академ. проект ; Королев : Традиция/Королев, 2004. - 559 с.

17. Панкрухин, А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. - 1997. - № 7-8. - С. 79-85.

18. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть) : Закон Респ. Беларусь, 19 дек. 2002 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 2/920.

19. Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 2/1795.

20. Словарь современных экономических и правовых терминов ; авт.-сост. В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск : Амалфея, 2002. - 816 с.

21. Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) : отчет об экспорте и импорте услуг : постановление Национального статистического комитета Респ. Беларусь, 15 июня 2015 г. № 40 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2015. - № 7/3128.

22. Рогова, Т.М. Экспорт образовательных услуг российских вузов: барьеры и перспективы : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / Т.М. Рогова. - Ростов н/Д, 2013.

23. Косевич, А.В. Экспорт образовательных услуг сферы высшего образования: мировой опыт и российская практика : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.14 / А.В. Косевич. - М., 2006.

24. Максаковская, Н.С. Структура и содержание процесса экспорта образовательных услуг в вузах физической культуры и спорта (на примере Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Н.С. Максаковская. -М., 2013.

25. Чухломин, В.Д. О стратегии выхода учреждения образования на внешний рынок / В.Д. Чухломин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4(42). - С. 32.

26. Кодекс Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 2/1795.

27. Об утверждении Концепции развития экспорта образовательных услуг в рамках сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами в 2007-2010 годах : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 окт. 2007 г. № 1320 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2007. -№ 5/25955.

28. Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Соврем. гуманитар. исслед. - 2011. - № 6. - С. 220-227.

29. March, J.G. Ambiguity and Choice in Organizations / J.G. March, J.P. Olsen. - Bergen, Norway, 1976.

30. Курс экономической теории : учеб. пособие / А.В. Сидорович [и др.] ; под общ. ред. А.В. Сидорович. -2-е изд. - М. : Дело и Сервис, 2001.

31. Самуэльсон, П. Экономика / П. Самуэльсон, У. Нордхаус. - М. : Вильямс, 2014. - С. 55.

32. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А. Райзберг // КонсультантПлюс. - М., 2007. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 67315/ a4ac408fb9d6def070ad3a76312ca092863048e5/. - Дата доступа: 27.03.2018.

33. Злотникова, Е. Влияние валютного курса на эффективность экспорта отдельных отраслей экономики / Е. Злотникова // Банковский вестник. - 2008. - № 1. - С. 53.

34. Кустиков, В.А. Факторы и эффективность экономического роста белорусской экономики: методы оценки и тенденции изменения / В. А. Кустиков // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. - 2014. - № 6. - С. 55-67.

35. Ноздрин-Плотницкий, М.И. Факторы производства, их характеристика и взаимосвязь. Эффективность производства / М.И. Ноздрин-Плотницкий // Экономическая теория : краткий курс / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под общ. ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск, 2017. - С. 34-40.

36. Высоцкий, О.А. Оценка эффективности функционирования стратегии устойчивого развития / О. А. Высоцкий // Прозрачное управление в системе обеспечения устойчивого развития предприятия / О. А. Высоцкий. - Минск, 2014. - С. 29-30.

37. Щитникова, И.В. Методологические принципы единства формирования показателей эффективности на различных иерархических уровнях управления экономикой / И.В. Щитникова // Науч. тр. Белорус. государственного экономического университета ; редкол.: В.Н. Шимов (пред.) [и др.]. - Минск, 2010. - Вып. 3. - С. 453-458.

38. Гридина, Л.В. Показатели для оценки эффективности управления качеством образовательных услуг вуза / Л.В. Гридина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - № 6. - С. 90-94.

39. Олешкевич, Е.Н. Методологические подходы к определению эффективности рынка образовательных услуг и методика его диагностирования в Республике Беларусь / Е.Н. Олешкевич // Вестн. экон. интеграции. - 2011. - № 1. - С. 48-56.

40. Попова, Е.П. Проблема эффективности университетов и заказчики образовательных услуг / Е.П. Попова // Современные гуманитарные исследования. - 2011. - № 6. - С. 220-227.

41. Клячко, Т. Л. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России / Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова // Экономика науки. - 2015. - Т. 1, № 2. - С. 102-108.

42. Алексанков, А.М. Методика разработки инновационной программы вуза по экспорту образовательных услуг : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / А.М. Алексанков. - СПб., 2003.

43. Словарь современных экономических и правовых терминов / авт.-сост. : В.Н. Шимов [и др.] ; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск : Амалфея, 2002.

44. Об утверждении инструкции о порядке определения стоимости обучения при реализации образовательных программ высшего и среднего специального образования на платной основе в государственных учреждениях образования : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 29 июля 2011 г. № 210 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2012. - № 8/25073.

Поступила 13.08.2018

CONCEPT AND ESSENCE OF EDUCATIONAL SERVICES' EXPORT EFFICIENCY

A. KALININ

The article analyzes the essence of the economic concepts "educational service ", "export", "efficiency " that are based on studies of domestic and foreign economists, as well as the rules of law. Both general and specific features of educational services are considered. The author's definition of "export of educational services" is given. The specifics of calculating the effectiveness of the export activities of educational institutions is discussed in the article, and also a formula for calculating is presented with an indication of the main elements. Also Introduced the author's "coefficient of limiting set" to improve the accuracy of calculations. A training cost accounting system is proposed for calculating the efficiency of the export of educational services. The data obtained can be used by heads of higher education institutions in organizing international cooperation and improving the system of export of educational services.

Keywords: educational service, export of educational services, export efficiency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.