Научная статья на тему 'Понятие и сущность антиобщественного образа жизни'

Понятие и сущность антиобщественного образа жизни Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2575
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / АСОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / ANTISOCIALWAY OF LIFE / MALADJUSTMENT OF A PERSON / ANTISOCIAL TYPE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Игнатенко Виктор Иванович

в статье рассматриваются понятие и сущность антиобщественного образа жизни, его особенности, причины, классификация, параметры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT ANDESSENCE OF AN ANTISOCIALWAY OF LIFE

The article deals with the concept and essence of an antisocial way of life, its features, the reason, classification, parametres

Текст научной работы на тему «Понятие и сущность антиобщественного образа жизни»

W 343 97 V.l. IGNATENKO

EEK 67.513

H26 THE CONCEPT AND ESSENCE OF AN ANTISOCIAL WAY OF LIFE

Аннотация: в статье рассматриваются понятие и сущность антиобщественногообраза жизни, его особенности, причины, классификация, параметры.

Ключевые слова: антиобщественный образ жизни, дезадаптация личности, асоциальный тип личности.

ВИКТОР

ИВАНОВИЧ

ИГНАТЕНКО*

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АНТИОБЩЕСТВЕННОГО ОБРАЗАЖИЗНИ

Annotation: The article deals with the concept and essence of an antisocial way of life, its features, the reason, classification, parametres.

Keywords: antisocial way of life, maladjustment of a person, antisocial type of the person.

Подход к изучению и познанию преступности через категрию «образ жизни» в зарубежной криминологии разрабатывался в течение трех десятилетий. В настоящее время исследования этого направления продолжаются двумя группами ученых. М.Дж. Хинделанг, М.Р. Готтфредсони Дж. Гарофало обозначают его образом жизни, Л. Коен и М. Фелсон повседневной деятельностью, хотя, по сути, это одно и то же, поэтому данный подход обозначается двойным понятием: образ жизни и повседневная деятельность1.

Еще недавно отечественные исследователи противопоставляли социалистический и капиталистический образ жизни, укзывая на то, что социалистический образ жизни намного лучше, чем капиталистический, в котором господствует безудержная погоня за прибылью, ожесточенная конкурентная борьба, эгоизм и крайний индивидуализм, голый расчет, преклонение перед деньгами и вещами, олицетворяющими богатство. Утверждалось, что человеку социалистического общества ничего этого не надо, ему чужды вещизм и погоня за прибылью, нет конкуренции, есть лишь повседневный труд на благо общества и Отечества, причем труд коллективный, который выступает как нравственная основа этого образа жизни. Объяснялось, что погоня за материальными символами благополучия ведет к духовному обеднению.

В то же время подчеркивалось, что ведется активная борьба с проявлением чуждой идеологии и морали. Однако хищения, тунеядство, взяточничество, хулиганство и другие негативные черты рассматривались лишь как социальные болячки и объявлялись антипода-

* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@vandex.ru.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ми социалистического образа жизни, лежащими за его пределами. Ведущими чертами социалистического образа жизни считались коллективизм, патриотизм, оптимизм, труд на благо общества. Вся идеологическая машина была направлена на выработку морали в интересах общественного в ущерб личному, что подавляло инициативу и творчество человека. Все это способствовало бесхозяйственности, процветанию хищений, хозяйственных преступлений и т. д. Многие демагогические постулаты были оторваны от реальной жизни, не способствовали борьбе с преступностью, хотя формы и способы жизнедеятельности людей определяются прежде всего материальными условиями, особенно это важно в отношении несовершеннолетних. Именно соответствующие материальные условия дают возможность на довольно высоком уровне осуществлять социализацию подрастающего поколения, позволяют повысить «стартовые» возможности при получении образования, профессии для вхождения в мир взрослых. Образ мыслей, усвоенных в процессе социализации, выступает как условие формирования образа жизни. «С одной стороны, - указывает Ю.А. Савин, - образ мыслей сам существенно зависит от образа жизни, с другой - оказывает существенное влияние на его развитие»2. Будучи внешним условием образа жизни, он вместе с тем частично входит в его состав, поэтому может давать направленность образу жизни личности и определять ее ценностные ориентации.

Следует обратить внимание еще на одну особенность образа жизни. Рассматривая его на различных уровнях, необходимо учитывать, что при переходе от образа жизни личности к образу жизни социальной группы и от нее к образу жизни всего общества наблюдаются определенные метаморфозы: то, что на предшествующем уровне было условием жизни, на каждом новом уровне оказывается формой жизнедеятельности3. Следовательно, более высокие уровни образа жизни выступают как средство организации уровней более низкого порядка, чем обеспечивается их вхождение в систему образа жизни общества. Этим явлением объясняется и то обстоятельство, что снижение жизненного уровня общества неизменно продуцирует соответствующееснижение уровня жизни отдельных групп и индивидов, что, естественно, может провоцировать у определенной части населения преступные проявления.

Как видим, образ жизни - это сложная и противоречивая категория, которая определяется

общественным строем, развитием производительных сил и производственных отношений, степенью культуры и цивилизации.

Общее понятие образа жизни и его особенности достаточно полно представлены учены-ми-социологами. Криминологи за основу исследования взяли определение образа жизни, принятое в социологии, рассматривающей образ жизни как «реально практикуемые нормы поведения людей, способ их повседневной деятельности в сферах труда, быта, досуга, в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей»4.

Следует отметить несколько подходов к сущности и содержанию этого понятия. Л.С. Тупчиенко указывает на то, что «сущность образа жизни выступает на поверхности, проявляется в делах, поступках, поведении людей, иначе, в способе деятельности, совокупности различных форм и сторон их реальной жизнедеятельности»5. И. Бестужев-Лада отмечает; что в литературе насчитывается свыше двадцати определений понятия «образ жизни», которые можно свести к четырем основным группам: 1) система общественных отношений;

2) совокупность форм поведения; 3) способ удовлетворения потребностей; 4) совокупность видов деятельности людей6. Такое распределение по группам пригодно для характеристики образа жизни группы лиц, а также отдельных индивидуумов.

От образа жизни следует отличать уровень жизни. А.С. Ревайкин пишет: уровень жизни -это «сложная комплексная социально-экономическая категория, которая выражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей»7. Таким образом, если взять соотношение образа жизни и уровня жизни, то можно прийти к выводу: если образ жизни определяется условиями жизнедеятельности, то уровень жизни - условиями удовлетворения потребностей, причем чем выше уровень развития потребностей, тем выше уровень жизни, тем более благоприятен образ жизни. Следует также обратить внимание на такое важное обстоятельство, как культура образа жизни, которая проявляется в поведении и общении с окружающими, стиле одежды, соблюдении традиций, нормах человеческогообщежития, в делах и поступках. Кроме того, в образе жизни реализуется и статус личности: молодой человек может быть учащимся, рабочим, спортсменом, лидером группы и т. д.

Наряду с благополучным существует неблагополучный образ жизни со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Правильно замечено, что «наличие отрицательных явлений обязывает рассматривать образ жизни не только с позиций должного, но и с позиций сущего». Известно, что пьянство, проституция, наркомания, безнадзорность, преступления - лишь внешнее выражение поведения человека, а внутренняя сущность - его образ жизни, который подчиняет себе все помыслы и интересы, чтобы удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках, сексе, в свободе выбора друзей, в уходе от родительской опеки и т. п. В.Н. Кудрявцев подчеркивает, что под образом жизни следует понимать «способ деятельности субъекта в определенных объективных условиях»8.

Однако определенный способ деятельности, по всей вероятности, характерен лишь для сформировавшегося образа жизни. Если образ жизни еще находится в стадии становления, то и сам способ деятельности будет носить неопределенный, расплывчатый характер. На наш взгляд, не может быть однородного, одинаково опасного антиобщественного образа жизни. Например, Ю.М. Антонян определяет антиобщественный образ жизни как типичные для преступников и дезадаптированных личностей формы жизнедеятельности, выражающиеся в отрицательном отношении к труду и другим гражданским обязанностям, совершении правонарушений, ограничении или прекращении полезного общения9. Думается, что типичные формы жизнедеятельности также отличаются друг от друга. По всей вероятности, они различаются между собой как особенностями направленных на них воздействий, так и общественно опасными проявлениями. С этих позиций, как нам представляется, довольно удачное определение дает А.В. Борбат. По мнению исследователя, «антиобщественный образ жизни несовершеннолетних представляет собой систему присущих им форм жизнедеятельности, наполненную аморальным и противоправным содержанием, детерминированную социальными, социальнопсихологическими и психологическими факторами»10. Действительно, в состав антиобщественного образа жизни входят и аморальные проявления. Длительные занятия такими неблаговидными делами вырабатывают соответствующий стереотип поведения, определяющий направленность образа жизни. Выявлено, что неблагоприятные жизненные ситуации, которые характеризуются длительностью воздействия, нередко переходятв элемент образа жизни. При

этом проявляется следующая закономерность: чем длительнее неблагоприятные условия, затрудняющие ведение общепринятого образа жизни, тем чаще он превращается в антиобщественный.

Существует множество терминов и определений, характеризующих отклонения от общепринятого образа жизни. Однако следуетпрежде всего охарактеризовать общепринятый образ жизни. В первую очередь он соответствует определенным социальным нормам (общим правилам), под которыми понимаются устойчивые формы социальных действий людей, осуществляемых для достижения стоящих перед ними целей. Они не только предписывают определенный способ поведения, одобренный как обществом в целом, так и его различными подсистемами, но и вызывают в сознании индивида решающие мотивы в пользу такого поведения. Итак, общепринятый образ жизни - это одобряемые обществом способы поведения, включая нравственные и законопослушные формы их проявления.

Вместе с тем существуют отклонения от общепринятого образа жизни. Они имеют большие колебания - от аморальных до преступных. В криминологии принято употреблять следующие термины и определения образа жизни, отличающие его от общепринятого. Если образ жизни рассматривать как реально практикуемые нормы поведения людей, то в литературе используются такие термины, как «просо-циальный», «асоциальный». Некоторые исследователи сомневаются в использовании термина «преступный образ жизни» в отношении несовершеннолетних, считая, что он характерен лишь для взрослых преступников. Однако его применение помогает глубоко исследовать преступность несовершеннолетних, особенно рецидивистов. Е.Г. Горбатовская анализируя проблемы, связанные с рецидивной преступностью, использует такие понятия, как «антиобщественной образ жизни», «преступный образ жизни»11.

Антиобщественный образ жизни можно классифицировать и по степени деформации:

а) малодеформированный; б) деформированный; в) значительно деформированный.

Касаясь вопроса деформации, Г.А. Аванесов указывает на то, что «социальная деформация формируется тогда, когда в общественном развитии перевешивают негативные отношения, в том числе криминального свойства»12. Следовательно, деформация начинается с негативных отношений, включающих в себя нравственные нормы, которые затем переходят в

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

нормы криминального свойства. В дальнейшем деформация «сопровождается возрастающей динамикой нарушения норм уголовного права, изменяется образ жизни людей, когда указанные нормы просто игнорируются членами общества, оно уже бессильно остановить надвигающиеся все новые и новые криминальные угрозы»13.

Таким образом, в основе классификации различных типов образа жизни лежат основные человеческие ценности, но при классификации антиобщественного образа жизни следует учитывать степень социальной опасности образа жизни в связи с отчуждением от тех или иных ценностей и нарушением норм, регулирующих общественные отношения, а также в связи с определенной степенью изоляции и соответствующей утратой тех или иных жизненных благ.

Кроме того, антиобщественный образ жизни личности имеет три уровня (общий, особенный, индивидуальный) и, во-первых, характеризуется соотношением общественно полезных видов деятельности с антиобщественными: чем более в нем будут преобладать антиобщественные виды деятельности, тем сильнее он будет деформирован; во-вторых, зависит от способа приобретения материальных благ и направленности основных затрат денежных средств.

Необходимо также отметить, что особое место в образе жизни занимает характер проведения свободного времени, структура и направленность основных досуговых занятий, выбор друзей и ценностные ориентации группы неформального общения.

Антиобщественный образ жизни включает в себя и некоторые образования психологического характера. Так, на первых этапах деформации аморальный образ жизни нередко связан с моралепатией, под которой понимаются различные виды моральной дезадаптации личности, нередко приводящие к нарушениям социальных норм и отклонениям в поведении, особенно у молодежи. Ю.М. Антонян подчеркивает, что «моралепатия не включает в себя отклонения и поступки, подлежащие юридическим санкциям, а, следовательно, охватывает лишь непротивоправное, хотя и безнравственное поведение. Для криминологии она представляет значительный интерес, поскольку такое поведение может в дальнейшем перейти в противоправное»14. Таким образом, моралепатия -один из показателей начальной стадии отклонений в образе жизни личности, сигнализирующий о его неблагополучии. В характеристике

антиобщественного образа жизни, на наш взгляд, следует исходить из общепринятых понятий, содержание которых определяется тремя основными элементами:

1) уровнем жизни, то есть величиной дохода, наличием и комфортабельностью жилья, других материальных ценностей (машина, видеотехника, дача, сад и т. д.). Иными словами, уровень жизни свидетельствует о возможности удовлетворения потребностей;

2) качеством жизни, то есть насколько качественно и полно удовлетворяются материальные и нравственные потребности;

3) стилем жизни, в котором проявляются устоявшиеся привычки, умения и навыки, то есть стереотипы привычного поведения в со-ответствующихжизненных ситуациях, в различных сферах образа жизни.

С социологической стороны антиобщественный образ жизни можно, по всей вероятности, характеризовать, используя пять основных параметров: 1) величину (объем); 2) структуру;

3) направленность; 4) степень влияния на окружающих; 5) содержание.

Интерпретация этих параметров свидетельствует о том, что антиобщественный образ жизни можно различать:

а) по величине: малый, средний и длительный период ведения соответствующего типа антиобщественного образа жизни;

б) структуре: отклонения от общепринятого образа жизни, носящие характер проступков, правонарушений или преступлений;

в) направленности негативного влияния: наиболее деформированные сферы образа жизни;

г) степени негативного влияния на окружающих: незначительная, средняя и значительная;

д) содержанию: аморальный, асоциальный, криминальный и преступный.

Используя в криминологической характеристике различных типов антиобщественного образа жизни пять указанных параметров, мы получим следующую типологию:

1) аморальный тип образа жизни: а) величина - малый период ведения такого образа жизни; б) в структуре преобладают проступки;

в) наиболее деформирована сфера досуга;

г) влияние на окружающих осуществляется в незначительной степени;

2) асоциальный тип образа жизни: а) величина - малый либо средний период ведения такого образа жизни; б) в структуре преобладают правонарушения; в) по направленности деформации - к наиболее деформированной досуговой прибавляется учебно-трудовая сфе-

ра; г) по степени негативного влияния на окружающих - незначительная и средняя;

3) криминальный тип образа жизни: а) величина - средний либо длительный период ведения такого образа жизни; б) в структуре преобладают правонарушения; в) по направленности деформации - к наиболее деформированной досуговой прибавляется учебно-трудовая сфера;

г) по степени негативного влияния на окружающих - незначительная и средняя;

4) преступный тип образа жизни: а) величина - длительный период ведения; б) в структуре преобладают преступления; в) по направленности деформации - значительно деформированы все сферы образа жизни; г) по степени негативного влияния на окружающих - значительная.

Однако перечисленные типы, отличаясь между собой степенью деформации различных сфер жизнедеятельности, образуют одно целостное понятие - «антиобщественный образ жизни».

Антиобщественный образ жизни следуетрас-сматривать как типичные, обусловленные негативными факторами среды, возрастными и психологическими особенностями личности способы и формы жизнедеятельности, которые формируют их антиобщественные ценностные ориентации, что проявляется в отклоняющемся от социальных и правовых норм поведении. Например, об антиобщественном образе жизни подростка можно говорить не тогда, когда он начинает совершать правонарушения, а когда свое свободное время проводит в группах отрицательной направленности, в которых нередко имеются как судимые, так и отбывшие наказания лица. Он дерзко ведет себя не только с учителями в школе, но и с родителями, которые хотят остановить его «падение», наталкиваясь на стену отчуждения. Такой подросток старается втянуть в орбиту своего образа жизни других несовершенно летних, что нередко ему удается.

Превращение аморального типа образа жизни в асоциальный и даже криминальный у подростков может произойти стремительно. Все зависит от направленности преступных действий

группы, а также от ее лидера. Даже если подросток не входит в состав группы, ряд криминальных эпизодов способен значительно повлиять на ценностные ориентации подростка и превратить преступную деятельность в источник приобретения материальных благ. Длительное кризисное состояние общестсва неизбежно порождает у подростков привыкание к противоправному поведению, совершению преступлений, вырабатывает у них криминальные навыки и связи, круговую поруку пренебрежение к честному труду и т. п. Это делает реальной опасность того, что для больших когорт молодого населения страны совершение преступлений станет нормой и образом жизни и будет сопровождать их жизненный путь, а значит, и жизнь общества на протяжении десятилетий.

В жизни подростка 5-10 лет - большой срок, за который происходит формирование личности, возникают и укореняются социальные связи, профессиональные навыки, поэтому нахождение подростка в течение данного периода в криминальной среде фактически предопределяет его жизненный путь. Обществу столкнувшемуся со столь масштабным и грозным явлением, понадобятся чрезвычайные и долговременные усилия для нейтрализации и позитивной трансформации такой крупномасштабной криминальной активности. Совершенно справедливо пишет С.Я. Лебедев «Следует констатировать, что фактически ни правоохранительная теория, ни аналогичная практика не учитывают сегодня реальной степени криминологической безопасности российского общества для организации адекватной и, возможно, дифференцированной (с учетом социальной стратификации россиян) его защиты от преступности»15. В создавшемся угрожающем положении требуется адекватный ответ со стороны государства и общества, придется прилагать усилия и средства, не считаясь с затратами, для того чтобы сохранилось общество и государство. Иначе новое поколение граждан России окажется значительно хуже нынешнего.

1 См.: Криминология / под ред. Дж. Шелли. 3-е. изд. СПб., 2003. С. 259.

2 СавинЮ.А. Социалистическийобраз жизни и нравственное развитие личности. М., 1987. С. 12.

3 См.: Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения М., 1978. С. 46.

4 Там же.

5 ТупчиенкоЛ.С. Социалистический образ жизни как объектуправления. М., 1983. С. 33.

6 См.: Бестужев-Лада И. Прогнозирование образа жизни советского общества: методолог проблемы // Образ жизни в социалистическихстранах. М., 1985. С. 18.

7 Ревайкин А.С. Уровень жизни населения (методология и проблемы регионального исследования). М., 1989. С. 11.

8 КудрявцевВ.Н. Закон Поступок Ответственность. М., 1987. С. 201.

9 См.: АнтонянЮ.М. Психологическоеотчуждениеличности и преступное поведение Ереван, 1987. С. 100.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

10 Борбат А.В. Антиобщественныйобраз жизни несовершеннолетнихкак объект комплексногокримино-логическогоисследования М., 1985. С. 14.

11 Горбатовская Е.Г. Учет личностных особенностей среды и ранее судимых лиц в предупреждении насильственных преступлений, совершаемых в сфере производстваи быта. М., 1991. С. 109-111.

12АванесовГ.А. Наукакриминология накопленныйопыт, современные проблемы, перспективыразвития // Криминол журн. 2004. № 1 (6). С. 7.

13 Там же.

14 Антонян Ю.М. Указ; соч. С. 27.

15 Лебедев С.Я. Криминологическая безопасность в зеркале общественного мнения // Россия: перспективы развития: науч. тр. Ин-та междунар. права и экономикиим. А. С. Грибоедова М., 2007. С. 139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.