Научная статья на тему 'Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних как категория криминологии'

Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних как категория криминологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЦИДИВА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ANTISOCIAL WAY OF LIFE / CRIMINALITY OF MINORS / PREVENTION OF RECIDIVISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатенко Виктор Иванович

в статье рассматривается антиобщественный образ жизни как причина преступности несовершеннолетних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игнатенко Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTISOCIALWAYOF LIFE OFMINORS ASA CRIMINOLOGICAL CATEGORY

The article deals with the antisocialway of life as the reason of criminality of minors.

Текст научной работы на тему «Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних как категория криминологии»

Криминология и профилактика преступлений

УДК 343.85 V.I. IGNATENKO

ББК 67.518.8

И26 ANTISOCIAL WAY OF LIFE OF MINORS AS A CRIMINOLOGICAL CATEGORY

Аннотация: в статье рассматривается антиобщественный образ жизни как причина преступности несовершеннолетних

Ключевые слова: антиобщественный образ жизни, преступность несовершеннолетних предупреждение рецидива преступлений.

ВИКТОР

ИВАНОВИЧ

ИГНАТЕНКО*

АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК КАТЕГОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

Annotation: The article deals with the antisocial way of life as the reason of criminality of minors.

Keywords: antisocial way of life, criminality of minors, prevention of recidivism.

Каждый исторический период имеет свои наиболее актуальные проблемы борьбы с антисоциальными явлениями. В современных условиях преступные проявления надо связывать прежде всего со снижением уровня жизни подавляющей части населения, антиобщественным образом жизни различных групп населения, в том числе несовершеннолетних.

Антиобщественный образ жизни следует классифицировать:

а) по видам: бродяжничество, тунеядство, проституция и т. д.;

б) степени его общественной опасности для окружающих, когда он под влиянием различных негативных явлений деформируется и превращается в антиобщественный.

В философской и социологической литературе 15-20 лет назад анализировались различные типы образа жизни, показывался идеальный из них - социалистический, однако противоречия и упущения в его формировании почти не изучались. Аспекты деформированного образа жизни на протяжении многих лет не получали необходимогоосвещения, замалчивались и не подвергались изучению.

Анализируя причины негативных явлений при социализме, Ю.М. Антонян пишет: «Проблема причин преступности - самая острая, дискуссионная, самая болезненная в криминологии, в недавнем советском прошлом она была предельно идеологизирована, более того, табулизирова-на, поскольку никто не смел высказывать о ней свое мнение»1. Юридическая наука также уделяла мало внимания проблемам образа жизни, не увязывала их с социальными отклонениями. Однако понятие «антиобщественный образ жиз-

* Доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@yandex.ru.

ни» все же находило отражение в официальных источниках, правительственных постановлениях, законах и инструкциях, а также в криминологических исследованиях.

На Международном конгрессе криминологов социалистических стран нами был представлен доклад по проблемам антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, который привлек внимание ученых к этой проблеме, доказав на основе научного исследования перспективность данного профилактического направления в работе с подростками-правонару-шителями2.

Еще Аристотель отмечал: «Люди ведут такой образ жизни, какой их заставляет вести нужда»3 . Именно поэтому проблема антиобщественного образа жизни должна быть подвергнута тщательному исследованию, особенно с позиции криминологической науки. В.Г. Афанасьев подчеркивает: «В свое время не проявили мы должных усилий, принципиальности, если хотите, смелости в исследовании самых актуальных и острых проблем общества. И сейчас они, вовремя не решенные, дают о себе знать с небывалой остротой»4. Различные формы отклонений от социалистического образа жизни объявлялись его антиподами, лежащими за его пределами.

Реальность доказала, что существует образ жизни, далекий от идеала, но требующий к себе пристального внимания. Объектом исследования такой образ жизни стал сравнительно недавно, хотя на важность его изучения указывали многие криминологи. В.Н. Кудрявцев пишет: «Может быть и не существует единого объяснения для всех форм взаимосвязи негативных социальных процессов и индивидуального преступного поведения. Однако можно указать хотя бы ту сферу, в которой пересекаются все многообразные взаимодействия личности и общества. Сфера эта - образ жизни класса, социальной группы и отдельного человека»5. Т.А. Боголюбова подчеркивает, что эвристичная ценность категории «образ жизни» пока «еще не до конца исследована, но уже сейчас можно сказать, что введение ее в научный аппарат криминологии позволило сделать шаг вперед в познании механизма преступного поведения»6.

Почему криминологи обратились к сложному социологическомупонятию «образ жизни»? Следует согласиться с мнением Е.Г. Бааля в том, что для проникновения в сферу бытия общества, групп людей и личностей обычно пользуются такими понятиями социологии, как

«общественные отношения», «деятельность», «общение», «структура» и «содержание личности», причем общим интегративным понятием для них служит категория «образ жизни»7.

Необходимо отметить, что понятие «образ жизни» наиболее плодотворно и всесторонне разрабатывалось в науке в период с 1960 по 1988 год. Снижение жизненного уровня населения страны во время перестройки, естественно, привело к ухудшению образа жизни. Это отрицательно повлияло и на состояние профилактической и воспитательной работы с несовершеннолетними: перестали функционировать дворцы культуры, стадионы, спортивные залы, подростковые клубы по месту жительства.

Но опыт работы показал, что использование категории «образ жизни» в исследовании преступности, в том числе рецидивной преступности несовершеннолетних, дает возможность глубоко проникнуть в сущность изучаемых антиобщественных явлений, позволяет правильно определить их причинные связи и закономерности и в итоге разработать эффективные меры профилактического воздействия на деформированные сферы образа жизни подростков. Знание особенностей антиобщественного образа жизни несовершеннолетних позволяет осуществить профилактическое воздействие комплексно, с привлечением соответствующих субъектов профилактики.

До сих пор в общественном сознании народа коренится вера в запретительно-репрессивные меры как лучшее средство решения социальных проблем, что является варварским наследием тоталитарного государства. Однако преступность - явление социальное. В связи с этим правоохранительные органы не могут своими силами решить данную проблему. В то же время следует учитывать и то обстоятельство, что в обществе не только усилились кризисные явления, но и «произошла девальвация духовно-нравственных ценностей, возникла сложнейшая ситуация в воспитании молодежи, чреватая подчас полным обесцениванием педагогических усилий»8.

Известно, что от совершения преступления удерживает не столько тяжесть наказания, сколько вероятность разоблачения, неотвратимость ответственности. Причем вероятность разоблачения тем выше, чем больше известно

об антиобщественном образе жизни личности. Даже не зная о фактах совершения преступлений, но выяснив особенности поведения, можно с высокой степенью вероятности определить преступника. Здесь уместна формулировка,

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

высказанная К. Марксом: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами»9. Образ жизни, определяясь объективными условиями жизни людей, зависит и от субъективных факторов, от того, какие цели они ставят перед собой, чему они посвящают свою жизнь, что способствуетформированию основных черт характера, их жизненной позиции, ценностных ориентаций и общей направленности поведения. «Поведение и общение дезадаптивных преступников, - пишет Ю.М. Антонян, - в целом представляет собой их образ жизни, который является комплексным понятием, охватывающим все многообразие жизнедеятельности человека, его активность; в нем, как в фокусе, преломляются экономические, общественные, психологические, нравственные и иные отношения людей»10. Действительно, антиобщественные проявления иногда так захватывают человека, что подчиняют себе весь его образ жизни.

Преступность несовершеннолетних стала более профессиональной, агрессивной, организованной. Подростки все чаще совершают такое преступление, как вымогательство (рэкет), которое сопровождается проявлением жестокости и садизма. Возросло число несовершеннолетних, употребляющих алкоголь, наркотики, а также различные химические препараты для опьянения (токсикоманы), растет уровень подростковой проституции, в настоящее время часть массовых антиобщественных проявлений несовершеннолетних возникает на межнациональной основе. Увеличилось число несовершеннолетних, убежавших из дома.

Преступность несовершеннолетних качественно изменилась, возросла ее общественная опасность, жестокость и агрессивность. Следовательно, одной из важнейших задач борьбы с подростковой преступностью можно назвать предупреждение антиобщественного образа жизни несовершеннолетних.

Анализ антиобщественного образа жизни несовершеннолетних, в частности тех из них, кто вновь совершает преступления, позволил сделать следующие выводы.

1. Предупреждение антиобщественного образа жизни - это новое научное направление междисциплинарного характера, интегрирующее знание криминологии, социологии, педагогики, психологии, отраслей права и управления. Предупреждение рецидива преступлений несовершеннолетних с современных позиций предусматривает прежде всего воздействие на антиобщественный образ жизни рецидивистов, на его деформированные сферы.

2. Преступление - следствие антиобщественного образа жизни, формирующегося под влиянием неблагоприятных воздействий окружающей личность микросреды. Причины преступного поведения надо искать в первую очередь в деформированном образе жизни личности. В связи с этим категория «антиобщественный образ жизни» должна стать объектом пристального внимания криминологов и найти широкое применение в разработках различных вопросов борьбы с преступностью.

3. Формирование образа жизни подростка замыкается в основном на факторах окружающей микросреды, а личностные особенности определяют наиболее важные, с его точки зрения, близлежащие контакты, значительная часть которых способствуетдеформации образа жизни. В результате у подростка появляется прочная приверженность к нормам антисоциальной микросреды, его ценностные ориентации и стереотипы поведения начинают соответствовать тем требованиям, которые предъявляет антисоциальная микросреда.

4. Образ жизни несовершеннолетних, находящихся в одинаковой микросреде, может быть различным, поэтому его следует разграничивать по степени деформации, которая определяется мерой пораженности различных жизненных сфер. Это дает возможность строго дифференцированно намечать и осуществлять меры воспитательно-профилактического воздействия, позволяет применять их на ранних стадиях деформации образа жизни. Вся система мер профилактики государства, общества, трудовых коллективов, семьи, правоохранительных органов приобретает упреждающий характер.

5. Образ жизни во многом зависит от видов и способов деятельности, выбираемых подростком. Направленность личности обусловлена соотношением в образе жизни нейтральных, позитивных (занятие в техническом кружке, спортивной секции, художественнойсамодеятельности и т. д.) и негативных (драки, хулиганство, кражи, грабежи и другие преступления) форм занятий. Каждый тип антиобщественного образа жизни формирует соответствующуюжизненную направленность, зависящую от степени его деформации.

6. Изучение антиобщественного образа жизни несовершеннолетнихпозволило выявить следующие тенденции: по мере деформации образа жизни подростков изменяется соотношение позитивных и негативных занятий, причем чем более деформируется образ жизни, тем в боль-

шей мере в нем преобладают негативные занятия по сравнению с позитивными.

7. Антиобщественный образ жизни несовершеннолетних правонарушителей находит выражение не только в противоправном поведении, но и в их искаженной жизненной позиции, которая охватывает широкий диапазон отношений личности к различным видам жизнедеятельности - труду и общественной работе, образованию и культуре, способам проведения досуга и общению с окружающими. Жизненную позицию правонарушителя можно рассматривать как конкретное проявление его нравственности, сформировавшейся под влиянием антиобщественного образа жизни. Неоднократное совершение преступлений укрепляет эту позицию, образ жизни несовершеннолетнегодеформируется, приобретает криминальный характер и обладает высокой рецидивоопасностью.

8. Предупреждение преступлений несовершеннолетних, в том числе рецидива, надо рассматривать под углом зрения пресечения антиобщественного образа жизни, который продуцирует все виды преступного поведения. Это процесс организации длительного и систематического воздействия на образ жизни подростка, включающий в себя выявление, нейтрализацию или устранение негативных факторов окружающей среды и создание (при помощи различных мер и средств) условий для ресоциализации личности во всех сферах жизнедеятельности.

9. Под антиобщественным образом жизни следует понимать «типичные, обусловленные негативными факторами среды, возрастными и психологическими особенностями личности, способы и формы жизнедеятельности, которые формируют их антиобщественные ценностные ориентации, что проявляется в отклоняющемся от социально-правовых норм поведении»11.

10. Правильная организация воспитательнопрофилактического воздействия на несовершеннолетних оказывает позитивное влияние как на учебно-трудовую, так и на семейно-бытовую и досуговую сферы.

11. Основные положения системы борьбы с преступностью несовершеннолетних:

- первичность предупреждения антиобщественного образа жизни в целях предупреждения преступлений;

- выделение в качестве детерминант типологических признаков и характеристик, обусловливающих соответствующие типы антиобщественного образа жизни;

- построение комплексной системы воспитательно-профилактического воздействия на ос-

нове выявления и учета причин, формирующих различные типы антиобщественного образа жизни.

Силы и средства профилактики должны соответствовать степени деформации образа жизни несовершеннолетних, которая определяется в процессе криминологического прогнозирования с применением тех или иных видов профилактического поиска.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы к решению проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетнихдолжна быть заменена на систему предупреждения антиобщественного образа жизни подростков, представленную комплексом мер в учебно-производственной, семейно-бытовой, досуговой сферах, с использованием социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи семье, детям и подросткам и их поддержки. «Следует изменить сам подход к профилактической работе, в центре внимания которой должна быть не преступность, а образ жизни личности, группы, слоя. При этом в законодательстве в отношении несовершеннолетних необходимо предусматривать не только профилактику преступлений, но и предупреждение антиобщественного образа жизни»12.

Такой подход также соответствует Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Учитывая требования Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (гл. 12), на полицию общественной безопасности возложено осуществление профилактических мер среди подростков, ведущих антиобщественный образ жизни. К ним относятся лица, вернувшиеся из воспитательных колоний, осужденные к лишению свободы условно, обвиняемые в совершении преступлений и не заключенные под стражу в период предварительного следствия, совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.

На основе положений Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в центрах временной изоляции будут содержаться только несовершеннолетние

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

правонарушители, совершившие тяжкие обще- учреждений, то есть те, кто ведет антиобщественно опасные деяния до достижения воз- ственный образ жизни. Но в любом случае за

раста, с которого наступает уголовная ответ- основу профилактической работы следуетбрать

ственность, направляемые в закрытые спе- не преступления, а антиобщественный образ

циальные учебно-воспитательные учрежде- жизни, который формирует и направляет прения, а также совершившие побеги из этих ступную деятельность несовершеннолетних.

1 Антонян Ю.М. О концепциипричин преступности// Криминол журн. 2004. № 1(6). С. 20.

2 См.: Игнатенко В.И. Борьба с антиобщественным образом жизни - важное направление предупреждения преступности несовершеннолетних: материалы VI Конгресса криминологов социалистических стран. (Москва, 11-15 мая 1987 г.)// Вопр. борьбы с преступностью! 1987. Вып. 47. С. 181--182.

3 Аристотель. Сочинения М., 1983. Т. 4. С. 389.

4 Афанасьев В. Т. Семь бед, но не один ответ // Соц. исслед 1991. № 3.

5 Кудрявцев В.Н. О соединительном звене в криминологическойтеории // Методологияи методика прикладных криминологическихисследований Иркутск 1982. С. 5-6.

6 Боголюбова Т.А. Некоторыенаправления использования категории «образ жизни» для объяснения механизма преступного поведения // Деформации в образе жизни, обусловливающиесовершение насильственных преступлений 1986. С. 25.

7 См.: БаальЕ.Г. Преступление как объект криминального поведения М., 1980.

8ХарчевА.Т. Социология воспитания. М., 1990. С. 18.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т. 3. С. 19.

10 Антонян Ю.М. Психологическоеотчуждениеличности и преступное поведение Ереван, 1987.

11 Остапенко Н.И., БурлаковВ.Н., Пишикина Н.И. Организация деятельности милиции по профилактике правонарушенийнесовершеннолетних учеб. пособие. М., 2000. С. 23.

12 Игнатенко В.И., Кашуба Ю.А. Антиобщественный образ жизни несовершеннолетнего как предмет профилактики // Антиобщественный образ жизни и преступность молодежи: материалы Всерос. круглого стола (Ростов-на-Дону, 16-17 сент. 2011 г.). Ростов н/Д, 2011. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.