Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ'

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / мораль / ценности / ориентир / религия / сознание / ethics / morality / values / landmark / religion / consciousness

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Н М. Бахрамжанова

В нашем исследовании рассматривается понятие и содержание профессиональной этики. В наше время понятия этика, мораль воспринимаются неоднозначно. Вместе с тем нравственное приобретает в нашем сознании окраску такой, что надоело. Но чем чаще проблемы встают перед нами, чем не увереннее перспективы на будущее, тем неотвратимее стремление современного человека найти свой смысл, то, ради чего стоит жить. Поэтому она ставит перед собой вопрос выбора моральных добродетелей. Ведь всегда, при любых обстоятельствах испытывает потребность в высших ценностных ориентирах, которые направляли бы ее в правильное русло. Исходя из этого в наше время данное тема является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CONTENT OF PROFESSIONAL ETHICS

Nowadays the concepts of ethics and morality are perceived ambiguously. We realize that life is impossible without them. At the same time, the moral acquires such a coloring in our consciousness that we are tired of it. But the more often problems arise in front of us, the more uncertain the prospects for the future, the more inescapable the desire of modern man to find his meaning, something worth living for. Therefore, she poses the question of choosing moral virtues. After all, she always, under any circumstances, feels the need for higher value orientations that would direct her in the right direction.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ»

- Философские науки -

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Н.М. Бахрамжанова, доцент Ошский технологический университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-5-24-26

Аннотация. В нашем исследовании рассматривается понятие и содержание профессиональной этики. В наше время понятия этика, мораль воспринимаются неоднозначно. Вместе с тем нравственное приобретает в нашем сознании окраску такой, что надоело. Но чем чаще проблемы встают перед нами, чем не увереннее перспективы на будущее, тем неотвратимее стремление современного человека найти свой смысл, то, ради чего стоит жить. Поэтому она ставит перед собой вопрос выбора моральных добродетелей. Ведь всегда, при любых обстоятельствах испытывает потребность в высших ценностных ориентирах, которые направляли бы ее в правильное русло. Исходя из этого в наше время данное тема является актуальной.

Ключевые слова: этика, мораль, ценности, ориентир, религия, сознание.

Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-

конфессиональные, познавательные, эстетические ценности, то сейчас перед нами должны предстать этические добродетели, ибо от этого, как отмечает В. Малахов, зависит выживание человеческой цивилизации [1, с. 5].

Термин этика происходит от древнегреческого эtоs, что еще во времена Гомера означало место пребывания, совместное жилье. Со временем, однако, начинает преобладать другое значение: обычай, нрав, характер. Античные философы использовали понятие для обозначения устоявшегося содержания того или иного явления. Этика же, как наука, по Аристотелю (384-322 до н.э.), - это отрасль познания, изучающая собственно этические добродетели, исследующая, какой человеческий нрав является самым совершенным.

Известно, что в наше время этикой считают отрасль познания, изучающую собственно Нравственные основы и исследующую, какой человеческий нрав совершенен. Под этим названием наука этика существует уже более двадцати трех веков. С этической проблематикой мы сталкиваемся везде, где только имеет место целостное духовное, в частности философское, осмысление человека - как у до аристотелевских греческих философов и мудрецов,

так и в других средоточиях древней культуры: Китае, Индии и т. В то же время закрепление за данной отраслью человеческого познания особого названия этика вполне очевидным образом способствовало ее самосознанию, обособлению.

Интересно, что первичное значение еtos, как совместного жилища или местопребывания тоже не теряет философской актуальности. Известны примеры взаимно накладывания и взаимообогащения обоих приведенных значений слова еtos. Так, афоризм Гераклита переводят как» нрав -божество для человека [2, с. 16].

Нетрудно понять, что само наличие у человека собственного нрава, собственного характера уже предполагает его способность выбирать для себя те или иные движения, жесты, поведение, позицию в жизни, то есть свободу самовыражения в определенном жизненном пространстве. Пока лицо такой свободы не имеет, пока оно, как раб, жестко принуждается к чему-то вне собственного выбора, отсутствуют основания говорить о его этосе.

В общем гуманитарным наукам-тем, что изучают человека методами, адекватными качественному уровню его существования, всегда небезразлично первичное этимологическое значение исходных терминов, поскольку в нем аккумулирован самый первый, самый глубокий опыт выделения данного типа реальности. Небез-

- Философские науки -

различно, например, что слово культура связано по своему происхождению с сельскими работами. В то же время цивилизация ассоциируется с общественной жизнью античного города-государства; субъект по своему первоначальному значению - просто подставка, а материя - древесина, предназначенная для обработки и тому подобное. Подобно и в этике. Это касается не только понятия еtos, но и другого, легшего в основу нынешнего термина мораль.

Кроме слова еtos, издавна в латыни существовало moz, что, подобно еtosу, означало характер, нрав, обычай; вместе с тем оно приобрело значение предписания, закона, правила - нынешнее понятие морали. Имея в виду такой комплекс значений, известный римский оратор, писатель и политический деятель Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) образует от существительного moz с прямой ссылкой на аналогичную операцию Аристотеля прилагательное тога^ - «тот, что касается нрава, характера, нравов». Вслед за Цицероном этот неологизм используют другие римские писатели и философы, а уже в IV в. м. н. э. возникает термин moralitas-мораль.

Мораль (от лат. тога^-нравственный; тогis - обычай) - совокупность исторически предопределенных правил, норм, обычаев, принципов сожительства и поведения людей; их взаимоотношения в процессе производства материальных и духовных ценностей, которые определяют их обязанности друг относительно друга, социальных групп, слоев, классов, общества и выполнение которых базируется на общественном мнении.

Позднее понятия этика и мораль становятся общераспространенными. При этом термин этика сохранил свое первоначальное значение и до сих пор обозначает, главным образом, науку. Под моралью же понимают преимущественно предмет науки этики.

Между моралью как реальным явлением и этикой как наукой, по сути, не существует четкой границы, ведь, выбирая линию поведения, решаясь на поступок и т.д., Мы руководствуемся, пусть даже неосознанно, определенными общими

наставлениями и представлениями, стараемся как-то обосновать свой выбор и свои действия. Это и есть уже область этики. Однако она по большей части сохраняет значение науки, а мораль - реального явления, предмета исследования этой науки [3, с. 16-19].

Этика, мораль, человек - органическое триединство, что является едва ли не самым весомым социальным ориентиром для общества и личности. В самом деле, как мы уже упоминали, греческое слово еtos, то есть обычай, характер, система норм поведения, определяет ведущие нравственные направления индивида в измерении межчеловеческих взаимоотношений, а следовательно, в определенной степени и психологический портрет общественных отношений. Таким образом этику можно толковать как истоки нравственной структуры личности и кодекс поведения людей в отношении друг к другу. Она, без сомнения, отражает духовные наставления человечества.

Поскольку во всех упомянутых языках широко используются также понятия этика и мораль, мы можем спросить себя, нужно ли в научном обращении столько слов для обозначения явлений одного и того же сорта, не являются ли абсолютными синонимами немецкие Moralitas и Sittlichkeit, русские мораль и нравственность, английские тога1 и тогаШу, украинские мораль и нравственность.

Действительно, во многих случаях эти слова используются как синонимы; есть даже исследователи, которые настаивают на их принципиальной тождества. И все же сам язык свидетельствует о существовании довольно существенных различий между ними. Да, мы можем сказать «не читайте мне морали», но «не читайте мне нравственности» - не можем. И таких примеров находим немало.

Среди философов, изучавших проблемы этики, серьезное внимание на указанное обстоятельство обратил выдающийся немецкий Диалектик-идеалист

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831). Moralitat и Sittlichkeit, мораль и нравственность предстают у него как последовательные ступени развития объективного духа, причем

Философские науки

нравственность толкуется как форма более развитая, насыщенная конкретным жизненным и социальным содержанием.

Различие между моралью и нравственностью, которое вслед за Г.В.Ф. Гегелем проводят в этической теории, кратко можно сформулировать следующим образом: мораль в отличие от нравственности (русской «нравственности» и т.п.) Прежде всего выступает как определенная форма сознания - совокупность осознаваемых людьми принципов, правил (вспомним латинское mоz), норм поведения. Что же касается нравственности («нравственности»), то ее в основном понимают как воплощение данных принципов, правил и норм в реальном поведении людей и отношениях между ними. Естественно, что это имеет несколько иной смысл, чем совокупность абстрактных правил и предписаний морали.

В том, что различие между моралью и нравственностью не является пустой спекуляцией, а имеет глубокое жизненное значение, убедиться не трудно. Известны ситуации, когда в обществе провозглашаются высшие моральные принципы, кодексы, рассчитанные чуть ли не на святого, между тем реально люди живут по совершенно другим законам - иногда подлинным законам джунглей. Вполне возможно противоположное положение дел, когда именно нравственность оказывается более высокой или же по крайней мере более человечной, чем официально провозглашаемая мораль. Как ни парадоксально, но примером этого может быть эпоха социалистического застоя. Ведь принципы, которые тогда выдвигались, сплошь и рядом оказывались не столько высокими, сколько односторонними и узкими, рассчитанными на формирование фанатика,

не знающего колебаний. Библиографический список

1. Введение в социальную работу: [учеб. пособ. / по общ. ред. т. Семигиной и др.]. - К.: Академиздат, 2005. - 304 с.

2. Гусейнов А., Р. Апресян Этика: [учитель]. - М.: Мысль, 1998. - 157 с.

3. Кукуляк-Случик Р. В. Моральный выбор в деятельности социальных работников. Социальная работа: пути обеспечения эффективности: материалы междунар. наук. -практ. конф., 29-30 трав. 2013 г. - Луганск, 2013. - С. 83-87.

4. Малахов В. этика: [курс лекций]. - К., 2000. - 384 с.

5. Медведева Г. П. Эта социальной работы: [учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведи.]. - М.: Гуманит. им. центр ВЛАДОС, 2009. - 208 с.

THE CONCEPT AND CONTENT OF PROFESSIONAL ETHICS

N.M. Bakhramzhanova, Associate Professor Osh University of Technology (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. Nowadays the concepts of ethics and morality are perceived ambiguously. We realize that life is impossible without them. At the same time, the moral acquires such a coloring in our consciousness that we are tired of it. But the more often problems arise in front of us, the more uncertain the prospects for the future, the more inescapable the desire of modern man to find his meaning, something worth living for. Therefore, she poses the question of choosing moral virtues. After all, she always, under any circumstances, feels the need for higher value orientations that would direct her in the right direction.

Keywords: ethics, morality, values, landmark, religion, consciousness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.