УДК 342.31 ББК 67.400
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА АКИМОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Приводится перечень гарантий местного самоуправления, систематизированных по системному признаку. Ключевые слова: самоуправление, гарантии, система.
Annotation. The article presents a list of guarantees of local self-government, organized by system basis. Keywords: government, guarantee, system.
Становление системы и эффективность осуществления задач и функций местного самоуправления зависят от того, насколько полно обеспечены и защищены его права. Одним из основных элементов механизма обеспечения прав местного самоуправления является система гарантий этих прав. Гарантии местного самоуправления — это условия и средства, позволяющие обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту местного самоуправления.
Выделяют две тесно взаимосвязанные группы гарантий: общие и специальные (юридические). Общие являются определяющими по отношению к специальным, обусловливают существование последних. Специальные гарантии представляют собой правовую форму выражения общих гарантий.
К общим относятся политические, экономические, социальные, культурно-идеологические (духовные) и организационные гарантии, стимулирующие развитие местного самоуправления, обеспечивающие определенную устойчивость и стабильность деятельности его органов, создающие реальные предпосылки для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.
Среди общих гарантий необходимо прежде всего выделить политические, под которыми следует понимать демократический характер политического режима в стране:
• многопартийность;
• разделение ветвей власти, разграничение предметов ведения между органами государственной власти России и субъектов Федерации;
• право на местное самоуправление;
• его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий и др.
Одним из уровней, на котором реализуется принцип разграничения компетенции, — это отношения между государством и местным самоуправлением. Строго очерченная в Конституции РФ область государственной компетенции создает необходимое политическое и правовое пространство для становления демократических структур гражданского общества, формирования и развития местного самоуправления1.
В ходе муниципальных выборов активное участие принимают политические партии, общественно-политические движения, избирательные объединения.
К экономическим гарантиям относятся: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, предпринимательства и труда; признание разнообразия различных форм собственности и их правовая защита, в том числе муниципальной собственности.
Экономические гарантии обеспечивают выполнение функций и полномочий местного самоуправления: становление и развитие его экономической основы, создание муниципальной собственности, формирование достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих деятельность
всей системы местного самоуправления. Они закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и подзаконных актах, законах и подзаконных актах субъектов Федерации, уставах муниципальных образований и др.
Юридические гарантии направлены на обеспечение правовыми средствами нормальной деятельности местного самоуправления и его органов в решении задач местного значения и выполнении переданных им государственных полномочий.
К юридическим гарантиям, в частности, относятся: правовые принципы организации и деятельности местного самоуправления, институт ответственности его органов и должностных лиц, судебная защита прав местного самоуправления и др.
Однако система местного самоуправления — это не государство в государстве. Она включена в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место, обладая определенной самостоятельностью. При этом можно говорить лишь об известных пределах такой независимости, четко определенных в законодательстве. Поэтому абсолютизировать самостоятельность органов местного самоуправления нельзя2.
Устанавливаются пределы контроля государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены самими органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Никто, в том числе органы государственной власти, не вправе отменять акты органов и должностных лиц местного самоуправления. Если «вышестоящие» органы наделены правом контроля над законностью решений органов самоуправления, они в случае необходимости должны обращаться в суд.
Случаи вмешательства органов государственной власти в деятельность местного самоуправления четко оговорены в законе. Ими могут быть, в частности, нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных законов, конституции, законов субъекта Федерации, устава муниципального образования.
Запрещено ограничивать права местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ). Согласно ст. 3 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, осуществление местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами не допускается.
В соответствии со ст. 8 Закона об общих принци-
пах организации местного самоуправления в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями, применяемыми к ассоциациям. Основная цель создания таких советов — координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов.
В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований3.
Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации. В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.
Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы4.
Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.
Поддержка государством местного самоуправления должна осуществляться в рамках федеральных и региональных программ развития местного самоуправления. Общие принципы, определяющие политику государства в области экономики применительно к органам местного самоуправления, закреплены на международном уровне5.
Европейская хартия местного самоуправления предоставляет органам местного самоуправления право:
• на достаточные собственные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своей компетенции;
• на установление в рамках закона местных налогов, составляющих часть финансовых ресурсов местного самоуправления;
• на защиту наиболее слабых в финансовом отношении органов местного самоуправления (перераспределение финансов или иные эквивалентные меры).
Эти положения Европейской хартии местного самоуправления нашли отражение и в законодательстве России. Признается и равная правовая защита государством наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Эта гарантия предполагает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Они вправе совершать с муниципальным имуществом любые сделки, разрешенные законом, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципальной собственности муниципальное образование определяет самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст. 132 Конституции РФ). При этом минимальные местные бюджеты обеспечиваются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.
Органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате. Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий, учреждений и организаций, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей6.
Соответствующие органы государственной власти обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом пере-
даны органам местного самоуправления. Кроме того, государственные органы должны компенсировать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями федеральных органов государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
Закреплено право на участие в кредитных отношениях, которое распространяется на муниципальные займы, лотереи, получение и выдачу кредитов. В интересах населения органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения, выпускать муниципальные ценные бумаги.
Органы местного самоуправления имеют право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ). Компенсация расходов производится органами, принявшими решение. Размер ее определяется одновременно с принятием такого решения.
В заключении необходимо отметить, что правовая защита местного самоуправления гарантируется определенными государственными органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления. Во исполнение всех названных гарантий федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.
1 Муниципальное право России / под ред. А.С. Прудникова. М.,2013. С.310.
2 См.: Акимова С.А. Конституционно-правовая природа прав, свобод и обязанностей человека и гражданина // Вестник Академии экономической безопасности МВД России.2014. № 4.
3 Муниципальное право России / под ред. А.С. Прудникова. М.,2013. С.313.
4 См.: Прудникова Т.А. Конституция как основа реализации и защиты прав соотечественников в России // Вестник Московского университета МВД России. 2013. №6.
5 Муниципальное право России / под ред. А.С. Прудникова. М.,2013. С.317.
6 См.: Прудников А.С. Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4