Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)'

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
государственный контроль / надзор / нарушение / принцип / state control / supervision / violation / principle

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цветкова Е. Ф.

В статье уделено внимание соотношению понятий «контроль» и «надзор», а также системе принципов государственного контроля (надзора), закрепленных в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

The article focuses on the relationship between the concepts of "control" and "supervision", as well as the system of principles of state control (supervision) enshrined in Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation".

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)»

УДК 342.5

Цветкова Е.Ф.

студент магистратуры кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия)

ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Аннотация: в статье уделено внимание соотношению понятий «контроль» и «надзор», а также системе принципов государственного контроля (надзора), закрепленных в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Ключевые слова: государственный контроль, надзор, нарушение, принцип.

Контрольно-надзорная деятельность государства за последние годы была подвергнута реформированию, результатом которого стало принятие в 2020 г. нового закона, регулирующего институт государственного контроля (надзора) -Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон 2020 г.).

По сравнению с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон 2008 г.) Закон 2020 г. характеризуется рядом преимуществ. Так, например, в нем более детально раскрыты контрольно-надзорные мероприятия, механизм их реализации стал более демократичным и др. Однако, основным преимуществом Закона 2020 г. относительно Закона 2008 г., на наш взгляд, следует признать изменение самого подхода законодателя к

регулированию института государственного контроля (надзора). Так, если в Законе 2008 г. исследуемый институт раскрывался через защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, то в Законе 2020 г. можно наблюдать общий подход к регулированию института государственного контроля (надзора). Данный вывод, в полной мере, подтверждается и наименованием рассматриваемых законов. Таким образом, законодателем изменена концепция к регулированию исследуемого института, осуществлен переход от частного к общему [2, с. 82].

Реформирование контрольно-надзорной деятельности и обновление отечественного законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе, повлекли изменение подхода законодателя к раскрытию сущности и содержания официальной дефиниции понятия «государственный контроль (надзор)». Так, если в Законе 2008 г. данное понятие раскрывается через деятельность исполнительных органов государственной власти, то в Законе 2020 г. речь идет о деятельности контрольных (надзорных) органов. В Законе 2008 г. сказано, что данная деятельность уполномоченных государственных органов направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательных требований со стороны субъектов предпринимательской деятельности (как индивидуальных, так и коллективных), посредством организации и проведения их проверок. Из чего можно сделать вывод о том, что организация и проведение проверок являлась основной составляющей контрольно-надзорной деятельности. В Законе 2020 г. содержится только общее указание на профилактику нарушений обязательных требований, а также на оценку их соблюдения как со стороны граждан, так и со стороны организаций. Обратим внимание и на различие терминов, используемых в рассматриваемых законах. Так, в Законе 2008 г. речь шла об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. В Законе 2020 г. упоминаются граждане и организации.

Понятие «государственный контроль (надзор)» также является предметом доктринальных исследований. В научной среде дискуссионным является вопрос о соотношении понятий «контроль» и «надзор». Так, по мнению

одних ученых, данные категории можно признать синонимами [3, с. 99]. Другие авторы, напротив, исследуя сущность и содержание вышеуказанных категорий, предпринимают попытки к выявлению их отличительных признаков, позволяющих провести разграничение между понятиями «контроль» и «надзор». Так, В.А. Винокуров обращает внимание на то, что понятие «контроль» является более широким. В ходе осуществления контрольной деятельности, в отличие от надзорной, уполномоченные государственные органы имеют право оперативно вмешиваться в деятельность подконтрольных объектов. Надзор всегда направлен на выявление нарушений со стороны поднадзорных объектов, контроль, в данном случае, значительно шире. Наряду с выявлением нарушений законодательных требований, уполномоченные органы также оценивают эффективность, рациональность и разумность деятельности подконтрольных объектов [1, с. 24].

Изменение подхода законодателя к регулированию института государственного контроля (надзора) также повлекли за собой изменение его принципов. Так, если в ст. 3 Закона 2008 г. речь идет о принципах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе государственного контроля (надзора), то в Законе 2020 г. выделены именно принципы государственного контроля (надзора). Для сравнения отметим, что в Законе 2008 г. принципам была отведена всего одна статья, в Законе 2020 г. - целая глава 2.

Обратим внимание на то, что систематизация принципов государственного контроля (надзора) в рамках отдельной главы закона является значительным преимуществом Закона 2020 г. Всего глава 2 Закона 2020 г. включает в себя 8 статей, в которых закреплены 9 принципов как общего, так и специального характера, которыми должны руководствоваться все субъекты в ходе организации и проведения государственного контроля (надзора).

Отметим, что первоначальная редакция Закона 2020 г. также включала следующие принципы: недопустимость множественности государственного контроля (надзора); объективность, результативность и эффективность

государственного контроля (надзора). Однако, данные принципы не нашли своего законодательного отражения.

По результатам анализа ст. 3 Закона 2008 г. и главы 2 Закона 2020 г. можно прийти к выводу о том, что при разработке принципов государственного контроля (надзора) в Законе 2020 г. законодателем за основу не был принят перечень принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, представленный в ст. 3 Закона 2008 г. Перечень принципов государственного контроля (надзора), раскрытый в главе 2 Закона 2020 г. является качественно новым, учитывающим общий характер института государственного контроля (надзора). Однако, на наш взгляд, система принципов, закрепленная в главе 2 Закона 2020 г., не лишена недостатков. Так, законодатель в рамках одной статьи объединил два различных правовых принципа - законность и обоснованность (ст. 7). В ст. 7 Закона 2020 г., сказано, что действия и решения должностных лиц контрольных (надзорных) органов должны быть законными. При этом, ничего не сказано об их бездействии, которое также должно быть законным. Обращает на себя внимание и множество оценочных понятий, используемых законодателем при раскрытии сущности и содержания принципов государственного контроля (надзора): соразмерность, оперативность, достаточность и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Винокуров, В.А. Контроль и надзор в Российской Федерации: история, современность и предложения по совершенствованию / В.А. Винокуров // Право и политика. - 2023. - № 5. - С. 24 - 43.

2. Романов, С.А. Реформирование системы государственного контроля (надзора) в условиях изменения действующего законодательства / С.А. Романов // Пенитенциарная наука. - 2023. - Т. 17. - № 1 (61). - С. 82 - 88.

3. Шарифулин, А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий / А.А. Шарифулин // Вопросы российской юстиции. - 2022. - Вып. 17. - С. 99 -107.

Tsvetkova E.F.

South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)

THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF STATE CONTROL (SUPERVISION)

Abstract: the article focuses on the relationship between the concepts of "control" and "supervision", as well as the system ofprinciples of state control (supervision) enshrined in Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation".

Keywords: state control, supervision, violation, principle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.