УДК 342.5
Цветкова Е.Ф.
студент магистратуры кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск, Россия)
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)
Аннотация: в статье уделено внимание соотношению понятий «контроль» и «надзор», а также системе принципов государственного контроля (надзора), закрепленных в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Ключевые слова: государственный контроль, надзор, нарушение, принцип.
Контрольно-надзорная деятельность государства за последние годы была подвергнута реформированию, результатом которого стало принятие в 2020 г. нового закона, регулирующего институт государственного контроля (надзора) -Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон 2020 г.).
По сравнению с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон 2008 г.) Закон 2020 г. характеризуется рядом преимуществ. Так, например, в нем более детально раскрыты контрольно-надзорные мероприятия, механизм их реализации стал более демократичным и др. Однако, основным преимуществом Закона 2020 г. относительно Закона 2008 г., на наш взгляд, следует признать изменение самого подхода законодателя к
регулированию института государственного контроля (надзора). Так, если в Законе 2008 г. исследуемый институт раскрывался через защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, то в Законе 2020 г. можно наблюдать общий подход к регулированию института государственного контроля (надзора). Данный вывод, в полной мере, подтверждается и наименованием рассматриваемых законов. Таким образом, законодателем изменена концепция к регулированию исследуемого института, осуществлен переход от частного к общему [2, с. 82].
Реформирование контрольно-надзорной деятельности и обновление отечественного законодательства в рассматриваемой сфере, в том числе, повлекли изменение подхода законодателя к раскрытию сущности и содержания официальной дефиниции понятия «государственный контроль (надзор)». Так, если в Законе 2008 г. данное понятие раскрывается через деятельность исполнительных органов государственной власти, то в Законе 2020 г. речь идет о деятельности контрольных (надзорных) органов. В Законе 2008 г. сказано, что данная деятельность уполномоченных государственных органов направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательных требований со стороны субъектов предпринимательской деятельности (как индивидуальных, так и коллективных), посредством организации и проведения их проверок. Из чего можно сделать вывод о том, что организация и проведение проверок являлась основной составляющей контрольно-надзорной деятельности. В Законе 2020 г. содержится только общее указание на профилактику нарушений обязательных требований, а также на оценку их соблюдения как со стороны граждан, так и со стороны организаций. Обратим внимание и на различие терминов, используемых в рассматриваемых законах. Так, в Законе 2008 г. речь шла об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах. В Законе 2020 г. упоминаются граждане и организации.
Понятие «государственный контроль (надзор)» также является предметом доктринальных исследований. В научной среде дискуссионным является вопрос о соотношении понятий «контроль» и «надзор». Так, по мнению
одних ученых, данные категории можно признать синонимами [3, с. 99]. Другие авторы, напротив, исследуя сущность и содержание вышеуказанных категорий, предпринимают попытки к выявлению их отличительных признаков, позволяющих провести разграничение между понятиями «контроль» и «надзор». Так, В.А. Винокуров обращает внимание на то, что понятие «контроль» является более широким. В ходе осуществления контрольной деятельности, в отличие от надзорной, уполномоченные государственные органы имеют право оперативно вмешиваться в деятельность подконтрольных объектов. Надзор всегда направлен на выявление нарушений со стороны поднадзорных объектов, контроль, в данном случае, значительно шире. Наряду с выявлением нарушений законодательных требований, уполномоченные органы также оценивают эффективность, рациональность и разумность деятельности подконтрольных объектов [1, с. 24].
Изменение подхода законодателя к регулированию института государственного контроля (надзора) также повлекли за собой изменение его принципов. Так, если в ст. 3 Закона 2008 г. речь идет о принципах защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в ходе государственного контроля (надзора), то в Законе 2020 г. выделены именно принципы государственного контроля (надзора). Для сравнения отметим, что в Законе 2008 г. принципам была отведена всего одна статья, в Законе 2020 г. - целая глава 2.
Обратим внимание на то, что систематизация принципов государственного контроля (надзора) в рамках отдельной главы закона является значительным преимуществом Закона 2020 г. Всего глава 2 Закона 2020 г. включает в себя 8 статей, в которых закреплены 9 принципов как общего, так и специального характера, которыми должны руководствоваться все субъекты в ходе организации и проведения государственного контроля (надзора).
Отметим, что первоначальная редакция Закона 2020 г. также включала следующие принципы: недопустимость множественности государственного контроля (надзора); объективность, результативность и эффективность
государственного контроля (надзора). Однако, данные принципы не нашли своего законодательного отражения.
По результатам анализа ст. 3 Закона 2008 г. и главы 2 Закона 2020 г. можно прийти к выводу о том, что при разработке принципов государственного контроля (надзора) в Законе 2020 г. законодателем за основу не был принят перечень принципов защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, представленный в ст. 3 Закона 2008 г. Перечень принципов государственного контроля (надзора), раскрытый в главе 2 Закона 2020 г. является качественно новым, учитывающим общий характер института государственного контроля (надзора). Однако, на наш взгляд, система принципов, закрепленная в главе 2 Закона 2020 г., не лишена недостатков. Так, законодатель в рамках одной статьи объединил два различных правовых принципа - законность и обоснованность (ст. 7). В ст. 7 Закона 2020 г., сказано, что действия и решения должностных лиц контрольных (надзорных) органов должны быть законными. При этом, ничего не сказано об их бездействии, которое также должно быть законным. Обращает на себя внимание и множество оценочных понятий, используемых законодателем при раскрытии сущности и содержания принципов государственного контроля (надзора): соразмерность, оперативность, достаточность и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Винокуров, В.А. Контроль и надзор в Российской Федерации: история, современность и предложения по совершенствованию / В.А. Винокуров // Право и политика. - 2023. - № 5. - С. 24 - 43.
2. Романов, С.А. Реформирование системы государственного контроля (надзора) в условиях изменения действующего законодательства / С.А. Романов // Пенитенциарная наука. - 2023. - Т. 17. - № 1 (61). - С. 82 - 88.
3. Шарифулин, А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий / А.А. Шарифулин // Вопросы российской юстиции. - 2022. - Вып. 17. - С. 99 -107.
Tsvetkova E.F.
South Ural State University (Chelyabinsk, Russia)
THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF STATE CONTROL (SUPERVISION)
Abstract: the article focuses on the relationship between the concepts of "control" and "supervision", as well as the system ofprinciples of state control (supervision) enshrined in Federal Law No. 248-FZ of July 31, 2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation".
Keywords: state control, supervision, violation, principle.