Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТОВАРНОГО ЗНАКА В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТОВАРНОГО ЗНАКА В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1581
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
товарный знак / правовая природа / фирменный знак / trademark / legal nature / brand name

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Владимирович Белобородов, Дмитрий Игоревич Гряськин

В статье рассматривается проблема, связанная с понятием товарного знака как гражданско-правовой категории. Приводятся мнения теоретиков права по поводу обозначенной проблемы, исследуется правоприменительная практика. Актуальность данного вопроса обусловлена развитием рыночных отношений и растущей цифровизацией современного мира. Статья раскрывает основные функции товарного знака, его отличие от смежных категорий, таких, как «торговая марка», «фирменный знак», «бренд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept and legal nature of trademark in modern civil law

This article deals with the problem of the concept of a trademark as a civil category. The opinions of legal theorists on the identified problem are given, and the law enforcement practice is studied. The relevance of this issue is due to the development of market relations and the growing digitalization of the modern world. The article reveals the main functions of a trademark, its difference from related categories, such as «logo», «brand name», «brand».

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТОВАРНОГО ЗНАКА В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ»

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-34-36

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТОВАРНОГО ЗНАКА В СОВРЕМЕННОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ

Максим Владимирович БЕЛОБОРОДОВ, кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Дальневосточного федерального университета (Юридическая школа) Beloborodov.mv@gvfu.ru

Дмитрий Игоревич ГРЯСЬКИН, студент-бакалавр 4-го курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета gryaskind@gmail.com

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.03 — гражданское право;

предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с понятием товарного знака как гражданско-правовой категории. Приводятся мнения теоретиков права по поводу обозначенной проблемы, исследуется правоприменительная практика. Актуальность данного вопроса обусловлена развитием рыночных отношений и растущей цифровизацией современного мира. Статья раскрывает основные функции товарного знака, его отличие от смежных категорий, таких, как «торговая марка», «фирменный знак», «бренд».

Ключевые слова: товарный знак, правовая природа, фирменный знак.

Annotation. This article deals with the problem of the concept of a trademark as a civil category. The opinions of legal theorists on the identified problem are given, and the law enforcement practice is studied. The relevance of this issue is due to the development of market relations and the growing digitalization of the modern world. The article reveals the main functions of a trademark, its difference from related categories, such as «logo», «brand name», «brand».

Keywords: trademark, legal nature, brand name.

Гражданский кодекс РФ закрепляет понятие товарного знака в ст. 1477. Из данной статьи следует, что товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак1 Несмотря на наличие легального определения, существуют определенные проблемы понимания, связанные с данным вопросом.

При анализе понятия товарного знака E.H. Каменева делает вывод о том, что в основе понятия товарного знака лежит слово «обозначение», а из п. 1 ст. 1482 следует, что такие обозначения могут быть словесными, изобразительными, объемными и другими, возможны и комбинации таких обозначений.

Так же, как и законодатель, E.H. Каменева считает, что товарный знак — это обозначение, которое применяется в отношении товаров, предназначенных для потребителя2. Данное оп-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ределение кажется нам недостаточно совершенным в силу своей неполноты.

По мнению Э.П. Гаврилова, термины «товарный знак» и «обозначение», приведенные в ст. 1477 ГК РФ, имеют разное значение по той причине, что товарный знак становится таковым только после того, как так называемое «обозначение» получило правовую охрану в установленном законом порядке3.

Довольно часто в общественной жизни термин «товарный знак» заменяется на схожие понятия, такие, как «торговая марка», «торговый знак», «логотип», «фирменный знак», «бренд»4.

Отметим, что данная ситуация, вероятнее всего, связана с тем, что законодатель не дает легального закрепления вышеперечисленных понятий («торговая марка», «торговый знак», «логотип», «фирменный знак», «бренд»), не разграничивает их, в частности, это связано с подменой родового и видовых понятий (товарный знак и логотип).

По нашему мнению, это не является проблемой по той причине, что, применяя, например, термин «торговый знак», человек вкладывает в него смысл слов «товарный знак».

Рассмотрим подход правоприменителя к данному вопросу. В частности, из постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2016 г. по делу № А51-20620/2015, следует, что «российское законодательство понятием «торговая марка» не оперирует, указанное обозначение «ТМ» легально не используется, регулирование использования торговых марок осуществляется исключительно деловыми обыкновениями. Оба эти предупредительных знака призваны оградить субъектов от неправомерного использования чужого обозначения для индивидуализации собственных товаров. Поскольку создание торговой марки преследует те же цели, что и создание товарного знака (знака обслуживания), а именно индивидуализацию товара (работы, услуги), то коллегия полагает, что к термину «торговая марка» в данном случае можно применить понятие товарного знака (знака обслуживания) в том значении, в котором оно дано в ГК РФ»5.

Д.Л. Цыбакова и И.А. Лисенкова считают определение товарного знака, приведенное законодателем в ст. 1477 ГК РФ, достаточно «четким и лаконичным»6. Оно содержит информацию о субъекте права на товарный знак: «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных

предпринимателей». Таким образом, право на использование товарного знака имеют только юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Некоторые ученые-правоведы видят в субъекте права на товарный знак дискриминационные положения, ведь регистрация товарного знака недоступна физическим лицам.

При этом, как отмечает Э.П. Гаврилов, «.. .у них может возникнуть объективная потребность стать правообладателями исключительного права на товарный знак»7. Такой же позиции придерживаются в своих научных трудах C.B. Бу-тенко, Д.В. Мазаев, В.Д. Петров и др.

Не вызывает сомнений, что назначение товарного знака нельзя понять без исследования и описания его основных функций, так как само появление товарного знака обусловлено его назначением и ролью, которую он должен выполнять в социальной и правовой сферах жизни общества.

Первая и главная функция товарного знака содержится в его легальном определении, закрепленном в ст. 1477 ГК РФ, — функция индивидуализации товаров и услуг.

C данным тезисом согласен и А.Г. Бобров, который отмечает, что в легальном определении товарного знака содержится его основная функция — способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции»8.

Под индивидуализацией Е.В. Евсеев понимает процесс, в ходе которого происходит выделение (обособление) одной вещи из всех других, в том числе однородных или подобных ей вещей, осуществляемое тем или иным способом.

Н.В. Козлова и A.C. Ворожевич также выделяют индивидуализацию в качестве главной функции: «товарный знак указывает потребителям на источник происхождения товаров и услуг, формирует их представление о свойствах продукта конкретного производителя либо исполнителя9».

Еще одной функцией товарного знака является отличительная функция. Она помогает потребителю отличить товар одного производителя от товара другого производителя. Важно упомянуть, что сторонники функционального подхода при разграничении индивидуализирующей и отличительной функций товарного знака акцентируют внимание на том, что индивидуализация — это выделение конкретного товара, а отличительная функция — выделение производителя.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

Важно отметить, что современные научные исследования объединяют две вышеназванные функции в одну — идентификационную, что, по нашему мнению, является более современным подходом, поскольку диктуется развитием информационных технологий (в том числе развитием доменного имени как объекта гражданских прав).

К функциям товарного знака в научных кругах также относят: информационную, репутаци-онную, гарантийную, рекламную, ограничительную, защитную и другие, которые скорее выделяют в качестве вспомогательных функций товарного знака.

Подводя итоги вышеизложенному, отметим, что выделенные нами в рамках указанной работы функции товарного знака тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, например, рекламная функция способствует усилению различительной способности товарного знака (отличительная функция); фундаментом различия товаров и услуг может служить их качество, где уже значение имеет функция гарантии качества.

Товарный знак в своем правовом и истинном понимании не был бы товарным знаком без присущих ему функций; при этом именно функциями товарного знака обусловлена его правовая охрана как средства индивидуализации товаров и услуг, а также значимость использования в гражданском обороте.

1 Гражданский кодекс РФ (часть 4): Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»

2 Каменева E.H. Условия охраноспособности товарных знаков в Российской Федерации // Проблемы экономики и юрид. практики. 2018. № 3. С. 171.

3 Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. № 5. С. 27.

4 Романов С. С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. 2017. № 12 (17). С. 64—70.

5 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 г. № 05АП-11609/2015 по делу № А51-20620/2015 // СПС «Консультант Плюс»

6 Цыбаков Д.Л., Лисенкова И.А. Генезис понятия «товарный знак» в правовой мысли и юридической практике //

Вестник гос. и муниципального управления. 2017. № 1 (24). С. 62.

7 Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: законодательство и доктрина // Патенты и лицензии. 2018. № 8. С. 173.

8 Бобров А.Г. Функции и особенности правового регулирования товарных знаков в предпринимательском праве // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2019. № 7 (1). С. 200.

9 Козлова Н.Б., Ворожевич А. С. Общеизвестные товарные знаки: понятие и особенности правовой охраны // 3акон.2016. № 8. С. 32.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (часть 4): Федеральный закон от 18.12.2006 г. № 230-Ф3 (ред. от 31.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»

2. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 г. № 05АП-11609/2015 по делу № А51-20620/2015 // http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=RAPS005&n=62869

3. Бобров А.Г. Функции и особенности правового регулирования товарных знаков в предпринимательском праве // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2019. № 7 (1).

4. Гаврилов Э.П. Права на средства индивидуализации // Патенты и лицензии. 2016. № 5.

5. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: законодательство и доктрина / / Патенты и лицензии. 2018. № 8.

6. Каменева E.H. Условия охраноспособности товарных знаков в Российской Федерации // Проблемы экономики и юрид. практики. 2018. № 3.

7. Козлова Н.В., Ворожевич А.С. Общеизвестные товарные знаки: понятие и особенности правовой охраны // Закон. 2016. № 8.

8. Романов С. С. Товарный знак: понятие и виды // Таврический научный обозреватель. 2017. № 12 (17).

9. Цыбаков Д.Л., Лисенкова И.А. Генезис понятия «товарный знак» в правовой мысли и юридической практике // Вестник гос. и муниципального управления. 2017. № 1 (24).

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.