Научная статья на тему 'Отличия общеизвестного товарного знака от иных средств индивидуализации'

Отличия общеизвестного товарного знака от иных средств индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕИЗВЕСТНЫЙ ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / СЕРТИФИКАЦИОННАЯ МАРКА / ТОРГОВАЯ МАРКА / WELL-KNOWN TRADEMARK / TRADEMARK / CERTIFICATION MARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амиров Рафаэль Сабир Оглы

В статье разобрано содержание понятия товарного знака и его функции, рассмотрены тенденции, связанные с товарными знаками, а также приведены признаки, отличающие общеизвестный товарный знак от других средств индивидуализации. Рассмотрены нормативные акты ЕС, регулирующие авторское и патентное право. Рассмотрен опыт по охране в ЕС объектов авторского права, изобретений, товарных знаков, географических указаний, использования объектов интеллектуальной собственности в интернете. Акцентировано внимание на проблемах выполнения положений Соглашения ТРИПС, применения санкций, проведения мероприятий сертификации торговой марки. Приведены также выдержки из положений Российской Федерации и ЕС по регистрации интеллектуальной собственности.The article discusses the contents of the concept of a trademark and its functions, considers trends related to trademarks, and also provides signs that distinguish a well-known trademark from other means of individualization. EU regulations governing copyright and patent law are reviewed. The experience of protecting the EU in copyright, inventions, trademarks, geographical indications, and the use of intellectual property on the Internet is examined. Attention is focused on the problems of implementing the provisions of the TRIPS Agreement, the application of sanctions, and trademark certification measures. Excerpts from the provisions of the Russian Federation and the EU on the registration of intellectual property are also provided.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отличия общеизвестного товарного знака от иных средств индивидуализации»

ОТЛИЧИЯ ОБЩЕИЗВЕСТНОГО ТОВАРНОГО ЗНАКА ОТ ИНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Амиров Р.С. Email: Amirov689@scientifictext.ru

Амиров Рафаэль Сабир оглы - магистрант, кафедра теории государства и права и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье разобрано содержание понятия товарного знака и его функции, рассмотрены тенденции, связанные с товарными знаками, а также приведены признаки, отличающие общеизвестный товарный знак от других средств индивидуализации. Рассмотрены нормативные акты ЕС, регулирующие авторское и патентное право. Рассмотрен опыт по охране в ЕС объектов авторского права, изобретений, товарных знаков, географических указаний, использования объектов интеллектуальной собственности в интернете. Акцентировано внимание на проблемах выполнения положений Соглашения ТРИПС, применения санкций, проведения мероприятий сертификации торговой марки. Приведены также выдержки из положений Российской Федерации и ЕС по регистрации интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: общеизвестный товарный знак, товарный знак, сертификационная марка, торговая марка.

DIFFERENCES BETWEEN A WELL-KNOWN TRADEMARK AND OTHER MEANS OF INDIVIDUALIZATION Amirov R.S.

Amirov Rafael Sabir oglu - Master, THEORY OF STATE AND LAW AND INTERNATIONAL LAW DEPARTMENT, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION TYUMEN STATE UNIVERSITY, TYUMEN

Abstract: the article discusses the contents of the concept of a trademark and its functions, considers trends related to trademarks, and also provides signs that distinguish a well-known trademark from other means of individualization. EU regulations governing copyright and patent law are reviewed. The experience of protecting the EU in copyright, inventions, trademarks, geographical indications, and the use of intellectual property on the Internet is examined. Attention is focused on the problems of implementing the provisions of the TRIPS Agreement, the application of sanctions, and trademark certification measures. Excerpts from the provisions of the Russian Federation and the EU on the registration of intellectual property are also provided.

Keywords: well-known trademark, trademark, certification mark, trademark.

УДК 347

Основные принципы права ЕС по обеспечению обращения общеизвестных товарных знаков отвечают потребностям и ожиданиям международного и национального бизнеса. Регламент (ЕС) № 2015/24241 меняет название товарного знака Сообщества на товарный знак ЕС. Главным отличием товарного знака ЕС от национального товарного знака в государствах-членах ЕС - территориальное

1 Регламент (ЕС) № 2015/2424 Европейского парламента и Совета. URL: https://euipo.europa.eu/tunnel-web/secure/webdav/guest/document_library/contentPdfs/legal _reform / regulation_20152424_en.pdf/ (дата обращения: 17.02.2020).

распространение его действия, то есть не ограниченность одной страной, а правовое закрепление права на зарегистрированный товарный знак во всех странах ЕС1. Среди новелл ЕС, которые начали действовать с 1 октября 2017 г., также следует отметить сертификационную марку ЕС.

Сертификационная марка является новым видом товарной марки на уровне ЕС, хотя они существуют несколько лет в определенных системах национального уровня в ЕС.

Сертификационная марка ЕС определяется как являющаяся пригодной для отличия товаров или услуг, которые сертифицированы владельцем знака относительно материала, способа производства товаров или выполнения услуг, качества, точности или иных характеристик, за исключением географического происхождения, от товаров и услуг, которые не являются сертифицированными.

По сути, сертификационная марка ЕС касается гарантии специфических характеристик определенных товаров и услуг. Это указывает на то, что товары и услуги под этой маркой соответствуют определенному стандарту, который изложен в правилах использования, и контролируются под ответственность владельца сертификационного знака, независимо от идентификации предприятия, действительно производит или оказывает соответствующие товары и услуги и на самом деле использует сертификационный знак2.

Регламент (ЕС) № 2015/2424 Европейского парламента и Совета, направленный на упрощение процедур и правовой определенности, а также четкое определение всех задач Ведомства ЕС по вопросам интеллектуальной собственности, включает рамки сотрудничества и сближения практики между Ведомством и соответствующими ведомствами государств-членов. В результате была создана система по принципу «то, что вы видите, - это то, что вы получите», что помогает упростить регистрацию и идентификацию общеизвестных товарных знаков.

Статьей 3 Регламента (ЕС) № 2015/2424 устанавливаются специальные правила и требования представления наиболее распространенных видов товарных знаков, включая некоторые технические требования, в соответствии со спецификой и атрибутов определенного общеизвестного товарного знака.

Для раскрытия содержания понятия товарного знака и его функций в праве России следует также обратиться к анализу правовых источников.

В соответствии со ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации3. Подтверждение права собственности на произведение, промышленный образец, товарный знак, полезную модель или изобретение осуществляет уполномоченный государственный орган, а определенной рекламой и внедрением занимается автор или правообладатель (ст. 1347 ГК РФ).

Следует отметить, что мировая практика опережает как отечественное, так и международно-правовое законодательство. В то же время, общепринятыми являются только словесные, изобразительные, объемные обозначения и их комбинации, а также цвета, торговые марки вышли за эти пределы.

Кроме товарных знаков приобретают популярность также звуковые, мультимедийные марки, запахи, фирменный стиль и форма товаров. Эти торговые марки пока не получили достаточной степени применения в России, однако в Европейских странах и США они уже достаточно активно используются и, соответственно, охраняются государством.

1 Шишкарев Ю.А. Законодательство Европейского Союза в области товарных знаков: европейский товарный знак //Биржа интеллектуальной собственности. 2014. Т. 13. № 9. С. 10-12.

2 Горнисевич А. М. Некоторые новеллы второго этапа реформы торговой марки Европейского Союза. Интеллектуальная собственность. 2017. № 8.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.

Такие тенденции объективно свидетельствуют о наличии не менее двух моментов, которые необходимо рассмотреть в регулировании данных отношений.

Во-первых, понятие торговая марка уже «не вмешивается» в понятие «товарный знак», поскольку вряд ли можно назвать «знаком» звук или запах. Таким образом, понятие «торговая марка» является пока более уместным для определения данного объекта интеллектуальной собственности.

Во-вторых, мировые стандарты и, соответственно, национальное законодательство необходимо обновлять, а также расширять объем понятия «товарный знак». В России, однако, существует возможность зарегистрировать звуковые знаки, хотя уточняющая регламентация порядка предоставления охраны отсутствует. Определенные объекты, в частности форма товаров (упаковка), может быть зарегистрирована не как товарный знак, а как промышленный образец.

Кроме вышесказанного, необходимо отметить такие новые тенденции, связанные с товарными знаками:

1) для потребителя все большее значение приобретает общеизвестность бренда, автоматически распространяется на все товары и услуги данного товарного знака;

2) все больше товаров и даже услуг в мире покупается или заказывается через интернет. При этом можно увидеть товар и оценить качество услуги только после покупки.

Итак, при этом мотивация при выборе товаров или услуг под определенным товарным знаком, прежде всего, основывается именно на повышенном уровне доверия к бренду;

3) возрастающая техническая сложность защиты товаров, усиление мер по защите продукции от пиратства (подделок) и контрафакции.

Защитить общеизвестные товарные знаки с технической точки зрения можно разными способами, например, создав для них оригинальную упаковку, которую сложно подделать, что обычно дорого обходится производителю, а значит, может значительно повлиять на цену товара, которую платит потребитель1.

К действенным защитным технологиям относят:

- нанесение голографических изображений,

- для защиты используют сертификаты соответствия и другие средства.

Кроме технических средств защиты товарных знаков существуют правовые средства. Для достижения лучшего результата целесообразно использовать их в сочетании. Правовые средства, в свою очередь, делятся на две группы: одни направлены на защиту (охрану) от нарушений общеизвестные товарные знаки как на объекты интеллектуальной собственности, а другие можно применять только после фактического совершения правонарушения, для восстановления прав владельца товарного знака.

Для восстановления прав владельцы товарных знаков могут обращаться в государственные органы в соответствии с установленным порядком. В некоторых случаях государственные органы осуществляют защиту прав интеллектуальной собственности на товарный знак, в соответствии со своими полномочиями, а не на основании обращения. Множество известных со значительной репутацией брендов зарегистрированы в России в качестве обычных товарных знаков. Это можно объяснить несколькими причинами2.

Во-первых, для регистрации товарного знака в качестве общеизвестного требуется предоставить дополнительные сведения, что усложняет процесс.

1 Никулина В. С. Механизмы защиты общеизвестных товарных знаков в контексте обязательств из соглашения ТРИПС. Сравнительный анализ практики государств-участников //Закон. 2012. № 10. С. 140-152.

2 Мотылькова А. В. Проблемы регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных имени или псевдониму лица // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2014. № 3 (4).

Во-вторых, зарубежные компании привыкли к тому, что общеизвестность товарного знака - вопрос факта, она не требует дополнительного подтверждения1.

В таких условиях недобросовестные «компании-паразиты» не просто используют схожее с известным брендом обозначение, но и регистрируют его на себя в качестве товарного знака, пусть и в отношении иных классов товаров. Роспатент не может им ничего противопоставить, поскольку формально обозначение не отнесено к общеизвестным, в реестре оно отсутствует. Заявка другим лицом подана в отношении неоднородных товаров. Недобросовестность действий заявителя патентное ведомство не оценивает и не может отказать в регистрации со ссылкой на это основание.

Таким образом, основная функция общеизвестного товарного знака является разрешающая (отличительная) функция, так как функциональное назначение товарного знака именно в том, что товарный знак, прежде всего, отличает определенный товар, выделяет его из массы однородных, служит средством идентификации товара, т.е. отличает товар одного производителя от товара другого.

Также считаем, что именно сертификационная марка будет востребованной и предпринимателями, и потребителями, будет активно использоваться со временем, так как именно этот вид марки указывает на то, что товары и услуги, оснащенные этой маркой, соответствуют определенному стандарту, изложенному в правилах использования, и контролируются под ответственность владельца сертификационной марки. Сертификационная марка ЕС определяется как марка, которая является пригодная для отличия товаров или услуг, которые сертифицированы владельцем знака относительно материала, способа производства товаров или выполнения услуг, качества, точности или иных характеристик, за исключением географического происхождения, от товаров и услуг, не является сертифицированными таким образом.

Приведем существенные признаки, отличающие общеизвестный товарный знак от других средств индивидуализации и некоторых результатов интеллектуальной деятельности:

- нематериальный характер,

- коммерческая ценность,

- информационное содержание,

- разрешающая способность,

- территориальный характер.

Только после того, как общеизвестный товарный знак будет выполнять свои функции и права потребителя будут защищены, производитель товаров сможет получить отдачу от инвестиций, которые он вложил в общеизвестный товарный знак.

Список литературы /References

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) // «Собрание законодательства РФ», 25.12.2006. № 52 (1 ч.). Ст. 5496

2. Регламент (ЕС) № 2015/2424 Европейского парламента и Совета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://euipo.europa.eu/tunnel-web/secure/webdav/guest/document_library/contentPdfs/legal _reform / regulation_20152424_en.pdf/ (дата обращения: 12.05.2020)

3. Шишкарев Ю.А. Законодательство Европейского Союза в области товарных знаков: европейский товарный знак // Биржа интеллектуальной собственности, 2014. Т. 13. № 9. С. 10-12.

4. Горнисевич А.М. Некоторые новеллы второго этапа реформы торговой марки Европейского Союза. Интеллектуальная собственность, 2017. № 8.

1 Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3. 432 с.

5. Мотылькова А.В. Проблемы регистрации в качестве товарных знаков обозначений, тождественных имени или псевдониму лица // Актуальные проблемы современности: наука и общество, 2014. № 3 (4).

6. Никулина В.С. Механизмы защиты общеизвестных товарных знаков в контексте обязательств из соглашения ТРИПС. Сравнительный анализ практики государств-участников // Закон, 2012. № 10. С. 140-152.

7. Право интеллектуальной собственности: учебник / А.С. Ворожевич, О.С. Гринь, В.А. Корнеев и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2018. Т. 3. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.