Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯК СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ'

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯК СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ / ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯ / ОДНОСТОРОННЕ УПРАВОМОЧИВАЮЩАЯ СДЕЛКА / ОФЕРТА СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПУБЛИЧНАЯ ОДНОСТОРОННЯЯ СДЕЛКА / TECHNOLOGICAL CONNECTION AGREEMENT / THE LEGAL NATURE OF THE TECHNICAL CONDITIONS OF CONNECTION / ONE-SIDED AUTHORIZING TRANSACTION / OFFER OF A NETWORK ORGANIZATION / PUBLIC ONE-WAY TRANSACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хамидуллин Марат Талгатович

Автор рассматривает преддоговорные отношения сторон договора технологического присоединения по предоставлению заинтересованному лицу технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения. Приводятся имеющиеся в юридической литературе и правовой доктрине точки зрения на понятие и правовую природу технических условий и отмечается, что они имеют общие черты с односторонне управомочивающими сделками, а также то, что таким условиям присущи публичные начала, сближающие их с категорией публичного договора. На основе проведенного анализа приходит к выводу о том, что выдача технических условий подключения представляет собой публичную одностороннюю сделку и предлагает собственное определение такого документа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND LEGAL NATURE OF TECHNICAL CONDITIONS FOR CONNECTING TO ENGINEERING SUPPORT NETWORKS

The author considers the pre-contractual relations of the parties to the technological connection agreement to provide the interested party with the technical conditions for connecting to the networks of engineering and technical support. The points of view on the concept and legal nature of technical conditions, available in the legal literature and legal doctrine, are given and it is noted that they have common features with unilaterally authorizing transactions, as well as the fact that such conditions have inherent public principles that bring them closer to the category of public contract. Based on the analysis, it concludes that the issuance of technical conditions for connection is a public one-way transaction and offers its own definition of such a document.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДКЛЮЧЕНИЯК СЕТЯМ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

 Понятие и правовая природа технических условий подключения к сетям инженерно-технического обеспечения

М.Т. Хамидуллин начальник юридического отдела филиала АО «Татэнерго» - Казанские тепловые сети, аспирант кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского федерального университета (г. Казань)

Марат Талгатович Хамидуллин, marat.oren@mail.ru

Подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в целях осуществления их энергоснабжения опосредуется договорами технологического присоединения.

Правоотношения, складывающиеся в процессе технологического присоединения, имеют комплексное правовое регулирование на основе норм гражданского, земельного, градостроительного, энергетического законодательства. Специфика договора проявляется на всех этапах развития договорных отношений сторон (заявителя и исполнителя). Обладает определенными особенностями и заключение указанного договора в связи с выделением в законодательстве преддоговорной стадии.

До заключения договора технологического присоединения правообладатель земельного участка вправе обратиться в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (далее - энергоснабжающая, сетевая организация), с заявкой на предоставление технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выдаваемые технические условия подключения должны предусматривать максимальную нагрузку, сроки технологического присоединения объектов капитального строительства к се-

тям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение. При этом срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за подключение устанавливаются сетевыми организациями не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет. Обязательства сетевой организации, предоставившей технические условия, прекращаются в случае, если в течение одного года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления указанных технических условий заявителем не будет определена необходимая для подключения нагрузка и не подана заявка на заключение договора технологического присоединения.

Предоставление технических условий на преддоговорной стадии отношений по технологическому присоединению осуществляется при обращении заинтересованного лица при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения практически всех видов ресурсов (теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения) (см., например, [2]), за исключением технологического присоединения к электрическим сетям. Порядок подключения к электрическим сетям устанавливается законодательством об электроэнергетике, в соответствии с которым технические условия являются неотъ-

емлемой частью договора технологического присоединения (см. [3]).

В силу части 10 статьи 48 ГрК РФ особенности предоставления технических условий, включая требования к заявке на их выдачу, устанавливаются применительно к каждому виду ресурсоснабжения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Выдача технических условий осуществляется без взимания платы.

Предоставление технических условий обусловлено потребностью определения объема ресурса, необходимого для энергоснабжения объекта капитального строительства (здания, жилого дома, иного строения). Непосредственному строительству объекта предшествуют проектные и изыскательские работы. Современные требования к проектированию зданий предусматривают обязательный учет количества ресурсов, необходимых для его энергоснабжения (воды, тепла, водоотведения и т. д.). Для расчета объема энергии, необходимой для потребления, проектировщику требуется информация о нагрузке объекта, то есть о количестве ресурса, который способна поставить энергоснабжающая организация за единицу времени на объект для обеспечения его энергоснабжения. Для этого заинтересованные лица обращаются за выдачей технических условий.

Следует отметить, что в законодательстве отсутствует определение технических условий подключения.

Попытки вывести определение технических условий предпринимаются в литературе. Так, например, П.С. Долгопалов определяет такой документ посредством перечисления содержащихся в нем сведений: «под техническими условиями на присоединение понимается документация, содержащая указание на возможность подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также максимальную нагрузку, сроки и стоимость подключения, предоставляемая организациями, осуществляю-

щими эксплуатацию указанных сетей» [4].

Большой теоретический и практический интерес представляет вопрос о правовой природе технических условий подключения.

К примеру, С.А. Свирков считает, что выдача технических условий является предпосылкой, которая делает договор о подключении обязательным к заключению для сетевой организации, поэтому выдача технических условий, по его мнению, должна рассматриваться как формализованная преддоговорная стадия заключения договора, а сами технические условия - как требования, которые предъявляет сетевая организация к потребителю, при выполнении которых будет получен акцепт на оферту потребителя по заключению договора [5].

Как составную часть разрешительно-строительной документации технические условия рассматривает О.Г. Ершов. Он отмечает, что отношения по предоставлению технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям по своей природе являются организационными или обеспечивающими процесс строительства. Назначение этих отношений в том, что после выдачи технических условий создаются условия для застройщиков при осуществлении строительства [6, с. 31].

Соглашаясь с приведенными точками зрения, вместе с тем следует отметить, что указанные авторы описывают лишь внешние аспекты технических условий, не раскрывая их внутреннюю сущность.

Из содержания части 7 статьи 48 ГрК РФ следует, что у сетевой организации перед заявителем возникает определенное обязательство, которое прекращается в случае, если в течение установленного срока заявителем не будет определена необходимая для подключения нагрузка и не подана заявка на заключение договора технологического присоединения. В связи с возникновением у сетевой организации обязательства из технических условий, представляется, что правовую природу рассматриваемого документа следует искать в сфере гражданско-правового регулирования.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договоров и других сделок вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и иных юридических фактов, указанных в этом кодексе.

Из всех сведений, содержащихся в технических условиях, определяющее значение для квалификации рассматриваемого документа имеет указание максимальной нагрузки подключаемого объекта капитального строительства. Информация о сроках технологического присоединения и сроке действия технических условий урегулирована императивно в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих технологическое присоединение (см., например, [8]). Плата за подключение является тарифом - регулируемой государством ценой, и устанавливается компетентными государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Сетевая организация не может оказывать влияние на ее размер и указывает в технических условиях утвержденный органом регулирования тариф. Все указанные сведения заинтересованное лицо может получить из иных источников информации и без обращения за выдачей технических условий.

Единственным основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие резерва мощности на энергопроизводящей установке и сетях ресурсос-набжения, что приводит к отсутствию технической возможности подключения (см., например, [2, п. 13]). Величина мощности складывается из совокупности нагрузок объектов капитального строительства потребителей, подключенных к сетям, а также возможных к присоединению объектов, которые и образуют резерв мощности 1.

Таким образом, только информация о максимальной мощности является теми

сведениями, указание которых в технических условиях в полной мере зависит от энергоснабжающей организации.

Выдача технических условий подключения осуществляется для предоставления заинтересованному лицу свободной мощности, то есть объема ресурса, который сетевая организация потенциально способна выработать и поставить на энергопотребляющую установку. Обращаясь за техническими условиями, заявитель преследует цель предоставления ему сетевой организацией гарантии сохранения (резерва) за ним нагрузки (части свободной мощности) до заключения договора о подключении с тем, чтобы количество ресурса, выраженное в такой нагрузке, не было передано сетевой организацией иным заинтересованным лицам до истечения срока действия технических условий. Иными словами, направляя запрос о выдаче технических условий, заявитель намеревается получить преимущественное право на сохранение за собой максимальной нагрузки с отстранением других лиц от притязаний на объем энергии в величине, равной этой нагрузке.

Следовательно, предоставление технических условий представляет собой юридически значимое действие энергос-набжающей организации, порождающее правовые последствия. В связи с этим, на мой взгляд, технические условия по своей правовой природе являются односторонней сделкой.

В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Односторонней, как это следует из пункта 2 статьи 154 ГК РФ, считается такая сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. По такой сделке обязанности возникают только для лица, совершившего сделку, для других

1 Такой вывод можно сделать, например, исходя из нормы пункта 2 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения [9].

лиц - лишь в случаях, предусмотренных законом либо соглашением с этими лицами (ст. 155 ГК РФ).

По классификации, предложенной Б.Б. Черепахиным, выделяются односторонне обязывающие и односторонне упра-вомочивающие сделки. По односторонне управомочивающим сделкам «путем своего одностороннего волеизъявления субъект может предоставить другому право, возложив правовую обязанность на самого себя» [10, с. 29]. Под односторонне обязывающими сделками следует понимать как случаи одностороннего обязывания (возложения обязанности), так и случаи одностороннего лишения права [11, с. 55-56].

Сходным образом такие сделки определял С.С. Алексеев: «Посредством одно-сторонне-управомочивающих сделок лицо обязывает самого себя, предоставляя тем самым другому лицу (лицам) определенное субъективное право» [12, с. 54]. Как указывает ученый, «поскольку лицо может распоряжаться своими субъективными правами, оно, следовательно, в состоянии не только установить в отношении самого себя известную юридическую обязанность, но и управомочить другое лицо» [12, с. 55]. В то же время С.С. Алексеев определял односторонне обязывающие сделки как «такие односторонние акты субъекта, в силу которых оказывается воздействие на правовую сферу других лиц» (там же). «Главная функция этих сделок состоит в том, что они призваны обеспечить формирование, движение и прекращение гражданских правоотношений» [12, с. 58].

Рассматривая преддоговорные отношения сетевой организации и заявителя через призму односторонних сделок, мы приходим к выводу, что запрос заявителя, являющийся основанием для предоставления технических условий, обладает признаками односторонне обязывающей сделки, имеющей правопорождающий эффект, - у исполнителя возникает обязанность по направлению технических условий заявителю в ответ на его обращение.

По замечанию Б.Б. Черепахина, чтобы кто-либо по односторонне обязывающей сделке мог своей односторонней волей связать обязательством другое лицо, необходимо обладать особым правомочием, основанным на правовой норме или же на уже существующем правоотношении между указанными лицами [10, с. 29-30].

В этом случае основанием для возникновения у сетевой организации обязанности по направлению заявителю технических условий выступают императивные требования закона.

В свою очередь, технические условия, приводящие к возникновению правоотношения, также являются сделкой, при этом сделкой односторонне управомочивающей. Предоставляя технические условия, сетевая организация принимает на себя обязательство по сохранению (резервированию) за заявителем определенной нагрузки в течение установленного срока. Заявитель же наделяется правом требовать выполнения этой обязанности. При этом принадлежащее заявителю право требования может быть переуступлено новому правообладателю земельного участка, что еще раз подтверждает имущественный обязательственно-правовой характер отношений, возникающих из технических условий подключения [2, п. 18].

Таким образом, механизм выдачи технических условий заключается в следующем: по направленному заявителем запросу (односторонне обязывающей сделке) у исполнителя возникает установленная законом обязанность по совершению другой сделки - предоставление технических условий, выдача которых в качестве односторонне управомочивающей сделки возлагает на сетевую организацию гражданско-правовое обязательство перед заявителем, обладающим субъективным правом требования.

В связи с этим мы сталкиваемся с любопытным случаем, когда поочередное направление запроса и технических условий не приводит к совершению двухсторонней сделки - к заключению договора. Таким

образом, отсутствуют необходимые для заключения договора действия сторон, направленные на обмен офертой и акцептом, будь то в письменной форме либо посредством совершения конклюдентных действий. Положения ГрК РФ не устанавливают какие-либо требования к содержанию запроса на выдачу технических условий подключения. В специальных нормативных правовых актах, в которых конкретизировано подключение к отдельным видам присоединенной сети, письменное обращение заинтересованного лица о предоставлении технических условий не содержит сведений, которые можно было бы отнести к существенным условиям договора применительно к статье 432 ГК РФ. Заявитель не обладает информацией о свободной мощности (о не присоединенных к сети нагрузках), поэтому он вправе не указывать в своем запросе конкретную величину требуемой ему нагрузки (см., например, [2, п. 8]). В отдельных случаях в содержании запроса не предусмотрено указание сведений об истребуе-мой нагрузке (см., например, [9, п. 9]).

Направление технических условий также не является офертой сетевой организации, поскольку на нее не следует и не требуется акцепт заявителя.

Законом не предусмотрена обязанность заявителя по направлению энергоснабжаю-щей организации подтверждения действия технических условий или совершения иных формальностей, свидетельствующих о принятии заявителем по ним какого-либо права или обязанности.

Нормативное требование о необходимости определения заявителем в течение установленного периода величины нагрузки и направления заявки о заключении договора технологического присоединения, не является обязанностью заявителя. Ответственность за несовершение такого действия не предусмотрена. В период действия технических условий заявитель может не определить необходимую для себя нагрузку, тогда действие технических условий прекращается.

Таким образом, указанное требование следует рассматривать как установление пресекательного срока для реализации заявителем права на определение необходимой ему нагрузки, по истечении которого обязательство сетевой организации прекращается.

Кроме того, отнесение технических условий к договору противоречило бы положениям гражданского законодательства. Технические условия выдаются на безвозмездной основе. Поскольку круг лиц, правомочных обращаться за техническими условиями, является неограниченным, предоставление технических условий отдельным субъектам оказалось бы невозможным в силу установленного законом запрета на совершение дарения между коммерческими организациями.

Вместе с тем выдача технических условий по сравнению с односторонне управо-мочивающими сделками имеет свои особенности. Так, инициатива в возложении обязательства по техническим условиям принадлежит не исполнителю (сетевой организации), а заявителю, направившему запрос на выдачу такого документа. Однако это является не характерным для односторонне управомочивающих сделок, сущность которых заключается в собственном волевом действии по распоряжению субъективным правом. Получается, что исполнитель принимает на себя обязательство вынуждено, при отсутствии на это собственной воли, находясь полностью в зависимости от волеизъявления заявителя.

В юридической литературе предлагается рассматривать, что в этом случае воля энергоснабжающей организации презюми-руется [13, с. 17].

Между тем заявитель и исполнитель не находятся в отношениях власти и подчинения, что свойственно методу публичного права. Напротив, метод гражданско-правового регулирования, основанный на автономии воли, предполагает равенство участников гражданских правоотношений. По этой причине для приведения в действие воли

исполнителя должно быть иное основание. В рассматриваемом случае принятие исполнителем обязательства по техническим условиям перед заявителем предусмотрено положениями закона. Таким образом, воля сетевой организации на совершение сделки и возложение на себя обязательства производна от императивных норм, предписывающих совершить эту сделку. В случае обращения заинтересованного лица при наличии технической возможности сетевая организация не вправе отказать ему в предоставлении технических условий.

Обязанность исполнителя по выдаче технических условий с возложением на себя гражданско-правового обязательства вне зависимости от собственной воли сближает такую одностороннюю сделку с категорией публичного договора. В публичном договоре воля исполнителя на его заключение также продиктована императивными требованиями закона. В связи с этим технические условия подключения, предоставляемые по волеизъявлению сетевой организации на основании предписания нормы права как обязательный ответ на запрос заявителя, также несут в себе публичную сущность.

Категория публичности традиционно рассматривается при характеристике публичных отраслей права и связывается с деятельностью государства и его органов. Однако, как отмечает О.В. Макаров, «публичными являются не только акты публичных органов как основания возникновения или прекращения гражданских правоотношений; в предусмотренных законом случаях публичными являются и должны быть действия субъектов гражданского права» [14, с. 9].

Рассматривая проблему разграничения публичных и общественных интересов, П.З. Иванишин приходит к выводу о том, что общественные и публичные интересы соотносятся, как общее и частное, где общественный интерес представляет собою совокупность всех существующих интересов, направленных на благо членов той или иной общности лиц. В связи с этим по-

нятие «общественный интерес» шире понятия «публичный интерес», поскольку не всякий общественный интерес признается и обеспечивается государством. Те же общественные интересы, которые из абстрактной категории («свобода, равенство, братство») через соблюдение установленной государством процедуры (нормативное оформление), трансформируются в государственные и становятся публичными [15].

Как отмечает Р.И. Ситдикова, публичные интересы, так же как и общественные, должны отражать интересы большинства членов общества. В идеале государство должно обеспечить эффективную охрану всех общественных интересов. Публичный интерес и общественный интерес имеют наибольшее совпадение в гражданском обществе, когда предполагается, что государство выступает гарантом и выразителем интересов большинства такого общества, причем большинства добропорядочного. При этом правовое обеспечение интересов, признаваемых государством, может осуществляться разными способами. Наиболее распространенный способ - это признание какого-либо интереса в качестве конкретного охраняемого законом объективного права [16, с. 74, 76, 85].

Одним из случаев признания и обеспечения публичного интереса в гражданском праве являются нормы о публичном договоре, которые рассматриваются как исключения из принципа свободы договора. Так, например, М.Д. Шапсугова пишет, что такое исключение вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов, прав граждан-потребителей, а также в сфере экономических отношений, которые относятся к естественным монополиям. В этом случае общественный интерес состоит в том, что договор будет заключен с каждым, кто обратится за его заключением [17, с. 3].

В юридической литературе выделяются признаки публичного договора. Прежде всего к ним относят сторон договора, которыми являются потребитель и лицо,

осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность. Последним может выступать как коммерческая, так и некоммерческая организация. Вторым признаком публичного договора является характер деятельности такого лица. В соответствии со статьей 426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанность лица по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратится. В указанной норме назван примерный перечень видов такой деятельности (розничная торговля, услуги связи, энергоснабжение, гостиничное обслуживание и т. п.) (см. [18]). В сущности, речь идет об осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку такие виды деятельности по своему содержанию охватываются понятием «предпринимательская деятельность», указанным в пункте 1 статьи 2 ГК РФ. Между тем следует согласиться с мнением ученых, которые отмечают, что предпринимательская деятельность многогранна и невозможно ограничивать ее виды закрытым перечнем с указанием на пользование имуществом, продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (см., например, [19]).

Технические условия подключения обладают теми же признаками, что и публичный договор, за исключением того, что они являются односторонней сделкой, а не договором. Действительно, при обращении любого заявителя исполнитель по характеру осуществляемой им деятельности (создание условий для энергоснабжения подключаемого объекта) обязан выдать ему технические условия. При этом публичность технических условий сближает их с категорией публичного договора, в том числе в вопросах защиты права. В случае отказа исполнителя в выдаче технических условий заявитель вправе прибегнуть к судебной защите и обратиться с иском об обязании (понуждении) их предоставить (см., например, [20, 21].

Сходство технических условий с публичным договором указывает на то, что такой

сделке также присущи публичные начала. В связи с этим предоставление технических условий следует рассматривать как публичную одностороннюю сделку, сущность которой в обязательном совершении ее сетевой организацией в отношении любого обратившегося лица. При этом такая одностороння сделка совершается вне рамок публичного договора, в противном случае она являлась бы одним из его условий и полностью охватывалась конструкцией этого договора. Однако публичная односторонняя сделка имеет определенную связь с публичным договором, часто предшествует его заключению, хотя и не всегда совершение этой сделки обязательно приводит к заключению договора.

Публичные односторонние сделки заключаются не только в сфере технологического присоединения, но и в целом в гражданских правоотношениях, в которых существует необходимость обеспечения публичного интереса. Так, кроме технических условий подключения, в качестве примера таких публичных односторонних сделок могут быть приведены сведения, которые продавец (исполнитель) предоставляет потребителю по его запросу о товарах (работах, услугах) в целях обеспечения возможности их правильного выбора в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Таким образом, публичные односторонние сделки обладают следующими признаками:

1) совершаются специальным субъектом - лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность;

2) устанавливают обязанность такого лица по осуществлению деятельности, которая по своему характеру должна выполняться в отношении каждого, кто к нему обратится;

3) совершаются при обращении любого заинтересованного лица;

4) наделяют заинтересованное лицо правом (правами);

5) совершаются вне публичного договора;

6) в случае уклонения от совершения сделки предоставляют заинтересованному лицу право обратиться в суд с требованием о понуждении к ее совершению.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что технические условия подключения имеют гражданско-правовую природу. Выдача этого документа представляет собой публичную одностороннюю сделку, сущность которой заключается в обязанности сетевой организации предоставить его любому обратившемуся заинтересованному лицу при наличии технической возможности подключения. Предоставление технических условий является основанием для возникновения обязательственного правоотношения, в силу которого сетевая организация обязуется обеспечить резервирование для заявителя нагрузки на определенный период, а заявитель наделяется корреспондирующим этой обязанности правом требования.

По результатам проведенного исследования может быть сформулировано следующее определение рассматриваемого документа.

Технические условия подключения к сетям инженерно-технического обеспечения представляют собой документ, подтверждающий техническую возможность технологического присоединения, на основании которого исполнитель принимает на себя обязательство по обеспечению сохранения (резервирования) для заявителя нагрузки в течение нормативно установленного срока до заключения договора технологического присоединения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. 1), ст. 16.

2. Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий

подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения : постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года № 83 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 8, ст. 920.

3. Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимаю-щих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям : постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52 (ч. 2), ст. 5525.

4. Долгополов П. С. Технические условия на присоединение: понятие, порядок получения (2019 г.). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Свирков С. А. Проблемы гражданско-правового регулирования технологической инфраструктуры в теплоснабжении // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1139-1143.

6. Ершов О. Г. Согласование технических условий при подключении объекта строительства к сетям ресурсного обеспечения // Право и экономика. 2010. № 4. С. 30-35.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.

8. Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314 // Собрание законодательства Российской Федерации 2014, № 2 (ч. I), ст. 137.

9. О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 201 8 года № 787 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 29, ст. 4432.

10. Черепахин Б. Б. Правопреемство по советскому гражданскому праву. М. : Госю-риздат, 1962. 162 с.

11. Черепахин Б. Б. Первоначальные способы приобретения собственности по действующему праву // Труды по гражданскому праву. Серия «Классика российской цивилистики». 2001. 479 с.

12. Алексеев С. С. Односторонние сделки в механизме гражданско-правового регулирования // Сборник ученых трудов. Выпуск 13. Теоретические проблемы гражданского права / отв. ред. В. М. Селянов. Свердловск : СЮИ, 1970. С. 46-63.

13. Хорошева Н. В. Публичный договор энергоснабжения: проблемы при заключении путем присоединения // Гражданское право. 2016. №3. С. 17-20.

14. Макаров О. В. Публичность и публич-

ный договор в гражданском праве // Российская юстиция. 2017. № 10. С. 9-11.

15. Иванишин П. З. К вопросу о разграничении публичных и общественных интересов / Ученые записки. Том X. Сборник статей преподавателей. КФ ФГБОУВПО «РАП». Казань : Издательство «Отечество», 2014. 289 с.

16. Ситдикова Р. И. Обеспечение частных, общественных и публичных интересов авторским правом / науч. ред. М. Ю. Челы-шев. М. : Статут, 2013. 159 с.

17. Шапсугова М. Д. Проявления публичности публичного договора в российском праве // Гражданское право. 201 6. № 3. С. 3-5.

18. Илюшина М. Н. Институт публичного договора в гражданском законодательстве: современное состояние // Юстиция. 2016. № 1. С. 20-27.

19. Ершова И. В. Понятие предпринимательской деятельности в теории и судебной практике // Lex russica. 2014. № 2. С. 160167.

20. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2016 года по делу № А07-28256/2015. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

21. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 октября 2014 года по делу № А36-3072/2013. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

22. О защите прав потребителей : Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.