Научная статья на тему 'Понятие и отличительные черты потребительского договора'

Понятие и отличительные черты потребительского договора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1034
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / CONSUMER CONTRACT / CONSUMER / ENTREPRENEUR / RESPONSIBILITY / OBLIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Олеся Сергеевна

В настоящей статье исследуется вопрос о выделении такого вида договора, как потребительский договор. На основе анализа предмета договора, субъектного состава, процедуры его заключения и исполнения, специфики ответственности сторон выявляются особенности, присущие данному договору как разновидности гражданско-правового договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITION AND DISTINCTIVE FEATURES OF A CONSUMER CONTRACT

This article investigates the issue of highlighting such kind of contract as consumer contract. On the basis of the analysis concerning subject matter, contracting parties, procedure of its conclusion and performance, particularity of parties' liability, distinctive features relating to that kind of contract as variety of civil contract are identified.

Текст научной работы на тему «Понятие и отличительные черты потребительского договора»

УДК 347.440

Филиппова Олеся Сергеевна Московский государственный юридический университет им. О. Е. Кутафина (МГЮА) Институт частного права Россия, Москва olesj a-filippova@mail. ru Filippova Olesya Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

Private Law Institute Russia, Moscow

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

Аннотация: в настоящей статье исследуется вопрос о выделении такого вида договора, как потребительский договор. На основе анализа предмета договора, субъектного состава, процедуры его заключения и исполнения, специфики ответственности сторон выявляются особенности, присущие данному договору как разновидности гражданско-правового договора.

Ключевые слова: потребительский договор, потребитель, предприниматель, ответственность, обязательство.

DEFINITION AND DISTINCTIVE FEATURES OF A CONSUMER

CONTRACT

Annotation: This article investigates the issue of highlighting such kind of contract as consumer contract. On the basis of the analysis concerning subject matter, contracting parties, procedure of its conclusion and performance, particularity of parties' liability, distinctive features relating to that kind of contract as variety of civil contract are identified.

Key words: consumer contract, consumer, entrepreneur, responsibility, obligation.

ДОГОВОРА

В российском частном праве уделяется достаточно большое внимание правоотношениям, возникающим между предпринимателями, однако совокупность отношений, складывающихся между потребителями и предпринимателями, по количеству превосходит предпринимательские, поскольку каждый из нас ежедневно приобретает, потребляет множество товаров, является заказчиком различного рода услуг. Исходя из данного факта, нельзя не согласиться с мнением о том, что потребительские договоры образуют особую совокупность гражданско-правовых договоров с присущими им особенностями заключения и исполнения, в связи с чем некоторые авторы выдвигают идеи о включении в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) отдельной главы [1], регулирующей правоотношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг с участием граждан-потребителей [2, с. 51].

В настоящее время в российском законодательстве не закреплен термин «потребительский договор». Выделение данного вида договоров связано с особым характером правоотношений, возникающих в результате заключения таких договоров, специальных норм, регулирующих отношения в области заключения и исполнения договоров между предпринимателями и гражданами -потребителями. В доктрине существует несколько позиций относительно понятия потребительского договора. Например, А.Е. Кирпичев под потребительским договором понимает разновидность договорного обязательства с участием потребителей [3, с. 22], что не раскрывает в полной мере содержания данного вида договоров.

Более полным и точным, на мой взгляд, является определение Н.А. Внукова, который определял потребительский договор, как согласованное волеизъявление гражданина-потребителя и хозяйствующего субъекта, отмечая, что такое волеизъявление должно совершаться в соответствующей форме, в совокупности представляющее собой соглашение, направленное на удовлетворение бытовых или личных нужд и извлечение прибыли, на основе

которого возникают, изменяются и прекращаются гражданские права и обязанности, имеющие особый правовой режим [4, с. 23].

Важным признаком, способствующим выделению такого типа договора, как потребительский договор, является особый субъектный состав его участников. В отличие от предпринимательских договоров, в которых обе стороны являются участниками предпринимательской деятельности, в потребительских договорах обязательным участником является потребитель. Под потребителем в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) понимается гражданин [5], приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних, а также иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В роли контрагента потребителя, как правило, выступает продавец (исполнитель, подрядчик) - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Однако в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума Верховного суда РФ № 17) отмечается, что в качестве контрагента в отношениях с потребителями могут выступать лица [6], осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение пункта 1 статьи 23 ГК РФ. Обеспечивая защиту прав потребителей в договорах с такими субъектами, суды к подобным договорам применяют законодательство о защите прав потребителей.

Правовое положение потребителей в договорах с лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, определяется как экономически неравное, в связи с чем появляется необходимость дополнительной защиты «слабой» стороны обязательства. Такими механизмами, юридически выравнивающими положение потребителей и

предпринимателей, являются нормы Закона о защите прав потребителей, а также некоторые положения ГК РФ.

Отличительными чертами Закона о защите прав потребителей является использование императивных норм для определения содержания договора, установление повышенной ответственности предпринимателей-контрагентов потребителей. В качестве примера можно отметить положения статьи 16 вышеназванного закона, устанавливающие недопустимость ущемления прав потребителя в договоре по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав, под угрозой признания таких положений договора недействительными, а также возможности привлечения предпринимателя к гражданско-правовой ответственности.

Вопрос о том, являются ли конкретные условия договора с участием потребителя, ущемляющими его права, является дискуссионным, так как такие положения договора являются по общему правилу оспоримыми, то есть изначально действительными, и могут быть оспорены одной из сторон в судебном порядке. Поскольку в судебной практике пока не сформировано единого мнения, что понимается под условиями договора, ущемляющими права потребителя, отнесение определенных условий договора к таковым условиям производится на основании внутреннего убеждения судьи, разрешающего конкретный спор.

Процедура заключения потребительского договора является нетрадиционной, так как выражается в широком использовании конструкций публичного договора и договора присоединения. В ГК РФ выделяется ряд договоров с участием потребителей, которые являются публичными. К таким договорам можно отнести, например, договор проката; договор бытового подряда; договор банковского вклада, в котором в качестве вкладчика выступает гражданин; договор личного страхования и некоторые другие.

Потребительские и публичные договоры имеют общие признаки:

1) Один из субъектов данных договоров является лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, как указано в статье 426 ГК РФ, а в роли его контрагента выступает гражданин;

2) Коммерческая организация или иное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, должны осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится.

Потребительские договоры также отличаются наличием преддоговорной ответственности, которая возникает в случае неисполнения обязанности по предоставлению потребителю информации о товаре (работе, услуге) в соответствии со ст. 12 Закона «О защите прав потребителей». Надлежащим исполнением данной обязанности является предоставление информации на русском языке, т.к. предоставление информации на иностранном языке не может рассматриваться как предоставление необходимой информации, как отмечается в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17.

Неустойка в потребительских договорах носит штрафной характер в соответствии со статьей 13 Закона о защите прав потребителей в отличие от общего правила о зачетном характере неустойки, установленного в части 1 статьи 394 ГК РФ. Стоит отметить, что по общему правилу, установленному в части 2 статьи 396 ГК РФ, возмещение убытков и уплата неустойки освобождают должника от исполнения обязательства в натуре, однако в потребительских правоотношениях уплата неустойки и возмещение убытков не освобождает предпринимателя от исполнения обязательств перед потребителем в натуре в соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о защите прав потребителей.

Характерной особенностью порядка расторжения потребительского договора является право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства, которое по общему правилу, закрепленному в статье 310 ГК РФ, может быть предоставлено договором лишь стороне, не

осуществляющей предпринимательской деятельности, то есть гражданину-потребителю. У предпринимателя данное право отсутствует, если законом или иным правовым актом не предусмотрена возможность предоставления ему договором такого права.

Таким образом, проведенное на основе анализа научной литературы и действующего законодательства исследование понятия и особенностей, присущих потребительским договорам, позволяет сделать вывод о том, что потребительский договор занимает собственное место в системе гражданско-правовых договоров ввиду особого предмета, субъектного состава, положений об ответственности сторон и иных вышеназванных признаков.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.

2. Внуков Н.А. Соотношение публичного договора с потребительским договором / Н.А. Внуков // Цивилист. 2011. № 3. С. 51 - 56.

3. Кирпичев А.Е. Соотношение понятий "потребительский договор" и "обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности": проблемы теории и правоприменения / А.Е. Кирпичев // Мировой судья. 2014. № 1. С. 20 - 24.

4. Внуков Н.А. Договор потребительского кредита как вид потребительского договора / Н.А. Внуков // Право и экономика. 2011. № 4. С. 21 - 25.

5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей" // Российская газета, № 8, 16.01.1996.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" // Российская газета, № 156, 11.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.