Научная статья на тему 'Понятие и основные принципы экологической политики Российской Федерации'

Понятие и основные принципы экологической политики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1461
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОВ / ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / NATURAL RESOURCES LEGISLATION / ENVIRONMENTAL COMPONENT / RATIONAL LAND USAGE / EXPLOITATION OF WOODS / PROTECTING OF FAUNA OBJECTS / EARTH OF AGRICULTURAL PURPOSE / ENSURING THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махонько Николай Иванович, Акопян Карине Анушавановна

27 апреля 2013 г. кафедрой земельного и экологического права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» был проведен круглый стол, посвященный Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Со вступительным словом к участникам заседания обратился заведующий кафедрой земельного и экологического права, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор К.Г. Пандаков, который отметил важность и актуальность вопросов, поставленных на обсуждение, и обратил внимание на проблемы и тенденции развития природоресурсного и экологического законодательства в настоящий период. Изменения, которые были внесены в экологическое, земельное, водное, лесное, горное и иное природоресурсное законодательство в последние несколько лет, не только не способствуют улучшению экологической обстановки, а, наоборот, приводят к еще большему антропогенному воздействию на природную среду, отсутствию экономических стимулов к модернизации производств и технологий, что неизбежно ведет к нарастанию напряженности в этой сфере. С основным докладом выступил доктор юридических наук, профессор Л.А. Тимофеев. Им были затронуты вопросы правового обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса России в условиях вступления во Всемирную торговую организацию. В свете проведения конференции по устойчивому развитию «Рио+20» и принятия ряда программных документов федерального значения в области охраны окружающей среды профессор кафедры Н.И. Махонько в своем докладе уделил внимание основным принципам экологической политики Российской Федерации, которые реализуются с участием всех заинтересованных субъектов. С точки зрения обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов, подвергла анализу нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения в сфере осуществления территориального планирования и градостроительного зонирования, доцент, кандидат юридических наук Е.Ю. Чмыхало, которая сделала вывод о необходимости конкретизации требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, а также активного формирования правового механизма, способствующего их реализации. На заседании круглого стола выступили также: доценты Е.Н. Абанина, Д.А. Агапов, Т.В. Волкова, С.Ю. Королев, О.В. Куликова, Ю.В. Сорокина, Е.А. Сухова, ст. преподаватель Е.А. Тарасова, аспиранты и магистранты кафедры. Круг обсуждаемых вопросов был широк: совершенствование законодательства о рекультивации земель, проблемы предоставлении прав на земельные участки, вопросы охраны животного и растительного мира, развития рыбохозяйственной деятельности, управления лесами, развития атомной энергетики, управления земельными ресурсами и др. По итогам круглого стола был сделан вывод о необходимости дальнейших научных исследований по рассматриваемым проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept and Basic Principles of Environmental Policy the Russian Federation

April 27, 2013 the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy, a round-table dedicated to the Year of Environment in the Russian Federation. The introductory remarks to the meeting appealed Head of Land and Environmental Law PhD, Honored Lawyer of the Russian Federation, Professor K.G. Pandakov, who noted the importance and relevance of the topic issues raised for discussion and drew attention to the problems and trends of natural resource and environmental legislation in the current period. The changes that were made to the environmental, land, water, forests and other natural resources legislation in the past few years, not only does not contribute to improving the environmental situation, and, on the contrary, lead to even greater human impact on the environment, lack of economic incentives for the modernization of production and technology, which will inevitably lead to an increase in tension in this area. The keynote speaker was Doctor of Law, Professor L.A. Timofeev. They touched on legal support of the fishing industry in Russia to join the World Trade Organization. In light of the Conference on Sustainable Development «Rio +20» and the adoption of a number of policy documents in the federal environmental, Professor N.I. Makhonko in his report paid attention to the basic principles of the environmental policy of the Russian Federation, which are implemented with the participation of all stakeholders. From the point of view of the protection and rational use of natural resources was analyzed rates of the Town Planning Code of the Russian Federation regulating relations in the sphere of land use planning and zoning, Associate Professor, PhD E.Yu. Chmykhalo, resulting concluded that a specification of the requirements of environmental legislation in the rules GrK Russia, as well as the active form of legal mechanism to facilitate their implementation. At the round table were also made associate professors E.N. Abanina, D.A. Agapov, T.V. Volkova, S.J. Korolev, O.V. Kulikova, Y.V. Sorokina, E.A. Suhova, Art. teacher E.A. Tarasova, graduate students and undergraduates of the department. Terms of the issues was broad: improvement of legislation on land reclamation, the problem of providing land rights, protection of wildlife, the development of fisheries management, forest management, nuclear energy development, land management and other issues. The round table was made certain conclusions about the need for further research on the issues discussed.

Текст научной работы на тему «Понятие и основные принципы экологической политики Российской Федерации»

Н.И. Махонько, К.А. Акопян

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N.I. Makhonko, K.A. Akopyan

THE CONCEPT AND BASIC PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL POLICY THE RUSSIAN FEDERATION

«Приоритетной основой экономического интереса человека и управленческих структур (общины, общности, государства, международного сообщества) являлись и являются природные объекты, природные ресурсы»1.

Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, формирование эколого-правового статуса индивида и соблюдение баланса интересов членов социума и государства в этой связи выступают базовыми элементами построения успешного развитого общества.

В настоящее время экологическое законодательство активно и динамично развивается, однако данный процесс сложно назвать по-настоящему эффективным. По мнению Ю.А. Тихомирова, сужено понимание границ данной отрасли, в связи с чем не всегда точен выбор действенных механизмов реализации эколого-правовых приоритетов. Он отмечает, что «применительно к сфере охраны окружающей среды исключительно важно повышение эффективности правоприменения, поскольку коэффициент полезного действия эколого-правового регулятора во многом зависит от качества реализации субъектами экологического права правовых предписаний»2.

Перспективой современного этапа социально-экономического развития страны является создание «зеленой» экономики. Основные инструменты, которые должны применяться государством в условиях «зеленой» экономики: введение налогов на то, что вредит окружающей среде; государственная закупочная политика, поощряющая формирование «зеленых» предприятий и рынков; реформирование систем «экологического» налогообложения на основе главным образом опыта европейских стран; использование государственных инвестиций в устойчивую инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии или переоснащение имеющихся объектов инфраструктуры и зданий в целях повышения энергоэффективности) и природного капитала в целях восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала3.

Осознание актуальности «зеленых» аспектов современной экономики начинает отражаться в документах главным образом программного, стратегического характера. В апреле 2012 г. были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»

© Махонько Николай Иванович, 2013

Доктор медицинских наук, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). © Акопян Карине Анушавановна, 2013

Аспирант кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая 184 академия).

Н.И. Махонько, К.А. Акопян

• Понятие и основные принципы экологической политики Российской Федерации

(далее — Основы). «Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы Российской Федерации и ее граждан»4.

Применительно к настоящей статье экологическая политика государства означает систему общих целей и принципов деятельности по отношению к окружающей среде, включая принятие обязательств по непрерывному улучшению и восстановлению ее качества и обеспечению соответствия нормативным требованиям.

Необходимо отметить, что принятие данного программного документа обусловлено не столько внутренними процессами развития правового поля страны, сколько макротенденцией создания векторных, декларативных актов. В этой связи можно обозначить следующие виды экологической политики: 1) глобальная; 2) государственная; 3) региональная; 4) локальная; 5) организации.

Экологическая политика каждого уровня определяет рамки постановки и пересмотра экологических целей и экологических задач в объеме региона действия соответственно.

Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды основываются на различных принципах и положениях законодательства, касающихся устойчивого развития, сочетания рационального использования и охраны природных ресурсов, разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования.

Основы определяют принципы государственной политики в области экологи- ш ческого развития, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и н любая иная деятельность в России, способная оказать воздействие на окружаю- С

а

щую человека природную среду: соблюдение права человека на благоприятную т

о

окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой эконо- к

о

мической и иной деятельности; обязательность оценки намечаемого воздействия о' на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической | и иной деятельности. о

В Основах нашел отражение наибольший спектр мер экономического харак- 1

о

тера, призванных решать задачи обеспечения экологически ориентированного Ю

роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных и

технологий (пп. 7, 9): к

1) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с а учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий; Л

2) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической | модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих • территорий; §3

3) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечиваю- • щей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощи- § тельное использование возобновляемых и рациональное использование невоз-обновляемых природных ресурсов;

4) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям. 185

Несмотря на относительно недавнее принятие Основ, к их положениям уже апеллируют представители общественности, судебные акты (например, Определение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. № 14-АПГ12-4).

Действительно, Основы содержат большое количество четко обозначенных направлений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, прямо названо негативное состояние окружающей природной среды в России, но в то же время с их принятием нельзя ожидать существенного изменения экологической ситуации в стране, реальной активности исполнительных структур. В этой связи уместно привести мнение А.Л. Бажайкина: «Принципы охраны окружающей среды в Российской Федерации — это исторически «руководящие идеи», что снижает эффективность их реализации»5.

К сожалению, определив понятие и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации, обратившись к последним сообщениям и действиям международных экологических кампаний, мы можем с определенной уверенностью констатировать только одно — природа и человек по-прежнему говорят на разных языках.

1 Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды — как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1. С. 16.

2 Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 128-129.

3 См.: Мошкало В.В. Перспективы развития « зеленой» экономики // На пути к устойчивому развитию России: бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ. 2012. № 59. С. 30.

4 Апарышев И. Будущее за зеленой экономикой // эж-ЮРИСТ. 2012. № 36. С. 1.

5 Бажайкин А.Л. Указ. соч. С. 17.

К.Г. Пандаков, Е.Н. Абанина

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

K.G. Pandakov, E.N. Abanina

REALIZATION OF IDEAS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN FORESTRY OF RUSSIA

Об устойчивом развитии экономики, природопользования и иных сфер в мире заговорили после обнародования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада «Наше общее будущее»1. Согласно этому докладу устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Сам термин «устойчивое разви-

© Пандаков Константин Григорьевич, 2013

Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). © Абанина Елена Николаевна, 2013

Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-186 дарственная юридическая академия); e-mail: elena-abanina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.