УДК 159.92
Соян А-С.Р.
студент 3 курса ТывГУ, КПИ г. Кызыл, РФ
Научный руководитель: Монгуш Ч.Н.
канд. псих. наук, доцент кафедры психологии ТувГУ
г. Кызыл, РФ
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье раскрывается сущность понятия «когнитивные стили», описаны этапы становления данной категории в психологии; охарактеризована классификация когнитивных стилей; рассмотрены три уровня в структуре когнитивных стилей личности: сенсорно-перцептивный, мыслительный, рефлексивный; описаны функции когнитивных стилей.
Ключевые слова:
стиль, личность, когнитивная стиль, индивидуальность, познавательная деятельность.
Annotation
The article reveals the essence of the concept of "cognitive styles", describes the stages of the formation of this category in psychology; the classification of cognitive styles is characterized; three levels in the structure of cognitive personality styles are considered: sensory-perceptual, thinking, reflexive; the functions of cognitive styles are described.
Key words:
style, personality, cognitive style, individuality, cognitive activity.
Несмотря на то что когнитивные стили активно изучаются, в науке еще нет единого подхода к данной категории.
Полисемичность в понимании категории «когнитивный стиль» обнаруживает себя в разнообразии исследований, попытке всестороннего изучения данного явления. Анализ когнитивных стилей - это возможность определения особенностей устройства и функционирования индивидуального ума.
Ключевым, для теоретического анализа выступает понятие «стиль», которое указывает на индивидуальные различия в осуществлении познавательной деятельности
В своей исходной этимологии слово «стиль» означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами [], то есть, в исходном значении под стилем подразумевается возможность одновременного участия в деятельности двух противоположных качеств, в равной степени важных для ее успеха.
Для раскрытия сущности когнитивного стиля, обратимся к этапам становления данной категории в психологии.
На первом этапе стиль исследуется в рамках психологии личности с целью описания индивидуальных способов взаимодействия человека со своим окружением. Впервые понятие «стиль» появилось в психоаналитических трудах Альфреда Адлера, который говорил о существовании индивидуальных поведенческих стратегий, вырабатывающихся личностью для преодоления комплекса неполноценности [5]. Человек обращается к различным формам возмещения своих и физических, и психических «недостатков» в качестве формирования индивидуального жизненного стиля.
Гордон Олпорт оперировал понятием «когнитивный стиль» в целях описания экспрессивной стороны поведения, характеризующей ее мотивы и цели личности [6]. То есть, под стилем подразумевается методы реализации мотивов, целей, к которым склона личность, исходя из своих индивидуальных особенностей.
Таким образом, на первом этапе понятие когнитивного стиля имело качественное значение, а в центр внимания исследователей был акцентирован на важности индивидуальных сторон поведения.
Следующий этап стилевого подхода приходится на 1950-1960-е гг., для которого характерно использование понятия «стиль» в целях изучения индивидуальных различий в формах познания своего окружения. В исследованиях американских психологов на первый план выходит изучение индивидуальных особенностей восприятия, анализа и категоризации информации, обобщенных понятием «когнитивные стили» [7].
В отечественную психологическую науку «когнитивный стиль» перешел из английского языка -cognitive - познавательный [1]. Но термины «познавательный» и «когнитивный» не выступают синонимами в современном понятийном аппарате российской психологии:
- познавательный - относящийся к процессу отражения действительности в индивидуальном сознании в виде познавательного образа, т.е. термин адресуется тому, что передает познавательный образ;
- когнитивный - относящийся к психическим механизмам обработки информации в ходе создания познавательного образа на разных уровнях познавательного отражения, т.е. термин адресуется тому, как создается познавательный образ.
В рамках второго этапа изучаем индивидуальные различия в способах переработки информации о своем окружении; собственно, когнитивных стилях как об определенной форме познавательных стилей, то есть, индивидуально-своеобразные способы исследования реальности.
Последний этап стилевого подхода относится к 1980 гг. и отличается склонностью к гипперобобщению понятия «стиль». Так, понятие когнитивного стиля расширяет диапазон за счет появления новых стилевых категорий: «стиль мышления», «стиль учения» [8] и т.д.
На данном этапе появляются стилевые метатермины, замещающие множество описанных когнитивных стилей:
- артикулированность - глобальность;
- аналитичность - синтетичность;
- образность - вербальность;
- целостность - детальность [3].
Таким образом, в рамках третьего этапа наблюдается фактическое отождествление стиля с индивидуальными различиями в когнитивной деятельности.
В отечественной психологии тема когнитивных стилей полно раскрыта в работе М.А. Холодной «Когнитивные стили», где предлагается следующее определение когнитивных стилей: индивидуально -своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные признаки его интеллектуального поведения [8, с. 16].
Ученой была предложена система функций когнитивных стилей:
- адаптивная (когнитивные стили помогают личности приспособиться к окружающим реалиям);
- регуляторная (когнитивные стили оказывают прямое влияние на процесс обработки информации человеком; косвенное - на взаимодействия человека с окружающей средой);
- компенсаторная (когнитивные стили могут компенсировать некоторые из психических свойств человека, препятствующих самореализации или вовсе отсутствующих) функции [2].
Можно констатировать, что индивидуально-своеобразные способы переработки информации, отражающие специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения - это когнитивные стили.
Также, выдвинутая М.А. Холодной классификация когнитивных стилей не теряет актуальность:
- Поленезависимость - полезависимость. Люди полезависимого стиля доверяют наглядным зрительным впечатлениям при оценке происходящего и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого -полагаются на внутренний опыт и легко отстраиваются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации;
- Узкий - широкий диапазон эквивалентности. Представители узкого диапазона эквивалентности ориентируются на различия объектов, обращая внимание на их детали, признаки. Представители полюса
широкого диапазона эквивалентности склонны ориентироваться на сходство объектов;
- Импульсивность - рефлективность. Лица с этим стилем без труда выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, допуская ошибочные решения в идентификации перцептивных объектов. Люди с рефлективным стилем обладают более замедленным темпом принятия решений, допускают мало ошибок, в силу их тщательного предварительного анализа;
- Сглаживание - заострение. У первых сохранение материала в памяти связано с его упрощением, потерей деталей, выпадением тех или иных фрагментов. Вторые подчеркивают в памяти специфические детали запоминаемого материала;
- Ригидный - гибкий познавательный контроль, указывающий на трудности в переходе от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу низкой автоматизации, тогда как гибкий - об относительной легкости такого перехода в силу высокого уровня автоматизации;
- Низкая - высокая толерантность к нереалистическому опыту. Толерантные люди оценивают опыт по их фактическим признакам, а нетолерантные лица сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям;
- Фокусирующий - сканирующий контроль характеризует специфику распределения внимания, которые проявляются в степени широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также в степени учета ее релевантных и нерелевантных сторон;
- Конкретность - абстрактность. Для диапазона конкретной концептуализации характерна незначительная дифференциация, недостаточная интеграция понятий, а абстрактной - высокая дифференциация и интеграция понятий;
- Когнитивная простота - сложность. Одни люди интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора информации. Другие склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон [7].
Когнитивный стиль, являясь структурной категорией, имеющая компоненты различных уровней, организованное по принципу функциональной системы.
Когнитивные стили подразделяются на определенные уровни содержательных, процессуальных компонентов:
- первый уровень - сенсорно-перцептивный, который выражен характеристиками восприятия, задающими особенности обработки данных в виде пространственной дискретности (визуальное восприятие), временной дискретности (аудиальное восприятие) и субъективности (кинестетическое восприятие);
- второй уровень - мыслительный и, для него характерны когнитивные стили второго порядка, он выражается стилевыми признаками мышления (аналитичность / синтетичность);
- третий уровень - рефлексивный, представленный когнитивными стилями высшего порядка, выражается такими группами как внешняя форма поступления информации, качество мышления, время, мотивация, темп и т.д. [5].
Обобщающим фактором в вышеизложенной уровневой организации когнитивных стилей личности выступает когнитивная гибкость, функциональная нагрузка которой определяется обеспечением взаимных переводов свойств когнитивных стилей различных уровней.
Когнитивные стили обладают следующими характеристиками:
- диагностируют динамические стороны мышления, т.е. скорость реагирования на определенные мотивы;
- отражают специфику преобладающей у человека формы воспроизведения информации, приобретенной с окружающей среды, в соответствии с которой человек реализовывает познавательную также мыслительную деятельности;
- показывают индивидуально-своеобразное развитие различных качеств мышления, особенности применения понятий человеком в ходе познавательной деятельности;
- характеризуют особенности развития системного причинно-следственного мышления;
- свидетельствует о наличии готовности к переходу на следующую ступень развития мышления
[2].
Таким образом, несмотря на то что когнитивные стили активно изучаются и сегодня, в науке отсутствует единое определение данной категории.
В основе лежит понятие «стиль», так как именно оно фокусирует природу познания и указывает на индивидуальные различия в осуществлении познавательной деятельности.
Установление трех периодов генезиса когнитивных стилей демонстрирует, что в массивном аспекте понятие «когнитивный стиль» усовершенствовалось.
Основными компонентами когнитивных стилей личности выступают уровни: сенсорно-перцептивный, мыслительный, метапознавательный.
Классификация когнитивных стилей включает поленезависимость - полезависимость, конкретность - абстрактность, сглаживание - заострение, ригидный - гибкий познавательный контроль, низкая - высокая толерантность к нереалистическому опыту, фокусирующий - сканирующий контроль, импульсивность - рефлективность, узкий - широкий диапазон эквивалентности, когнитивная простота -сложность.
Констатируя вышеизложенный материал, следует отметить, что когнитивные стили - это индивидуальные способы переработки информации, характеризующие специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения. Список использованной литературы:
1. Базеева О.П. Метаструктура когнитивных стилей // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность. - М.: Смысл. - 2004. - С. 201-214.
2. Белоусова А.К., Пищик В.И. Стиль мышления: учебное пособие. - Ростов-на-Дону. - ЮФУ. - 2010. -152 с.
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: МГУ, 1982. - 336 с. [Электронный ресурс] / URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001114482(дата обращения: 14.09.2021).
4. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 90-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. А.В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 109-124.
5. Немов Р.С. Общая психология в 3-х тт. Том II. Познавательные процессы и психические состояния. -М.: Юрайт, 2015. - 1007 с.
6. Олпорт Г. Личность в психологии. - М.: «Ювента», СПб., 1998. - 345 с. [Электронный ресурс] / URL: http://109.123.155.101/document/1/RU%5CTPU%5Cbook%5C25972 (дата обращения: 14.09.2021).
7. Холодная М.А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума: учебное пособие. - М.: ПЕРСЭ, 2002. - С. 232-233.
8. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. -384 с.
© Соян А-С.Р., 2021