Научная статья на тему 'Понятие христианского государства: философско-правовая интерпретация'

Понятие христианского государства: философско-правовая интерпретация Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
329
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ДЕМОКРАТИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ЛИБЕРАЛИЗМ / КОММУНИЗМ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРАВА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ И ДОКТРИНЫ / ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / STATE / DEMOCRACY / NATURAL LAW / LIBERALISM / COMMUNISM / THE METHODOLOGY OF LAW / POLITICAL AND LEGAL DOCTRINE AND THE DOCTRINE OF THE CHRISTIAN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фоминская Марина Дмитриевна

В статье рассматриваются основные методологические принципы философско-правового понимания христианского государства, исследовательских программ, а также теоретические аксиомы социально-духовных и юридико-политических его построений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NOTION OF A CHRISTIAN STATE: THE PHILOSOPHICAL AND LEGAL INTERPRETATION

In the article the basic methodological principles of philosophical and legal understanding of the Christian state of research programs, as well as theoretical axioms of social and spiritual and legal-political of his theories.

Текст научной работы на тему «Понятие христианского государства: философско-правовая интерпретация»

В системе философско-правового знания, как правило, доминируют две аргументации теонормативной организации государства: теократическая и монархическая парадигмы. Они в той или иной степени исследованы в специализированой литературе, в которой предлагаются различные подходы к типологизации и классификации как монархических и теократических форм правления, так и соответствующих им религиозно-политических основ организации общественной жизни [1; 2; 3; 4].

Однако в научной литературе до сих пор не получила должного развития особая форма теонормативной и религиозно-политической организации, которую часто принято называть «христианским государством». Причем эта идейно-теоретическая конструкция используется произвольно в различных контекстах, применяется как для обозначения теократических государств, так и монархических. С нашей точки зрения, это, по меньшей мере, некорректно, поскольку «христианское государство» является понятием специфическим и описывает процессы организации государства, принципы развития правовой системы, религиозно-духовных стандартов только применительно к западноевропейской и восточноевропейской цивилизациям.

Более того, актуальность рассмотрения данной формы государства обусловлена тем, что «христианское государство» выступает в качестве межтиповой (смешанной) формы. Это, конечно, не характеризует ее в качестве неустойчивой, быстро переходящей (переходной), временной и т.п. формы. Сегодня многие исследователи указывают на то, что в государственно-правовой практике, как прошлого, так и настоящего, типичных (классических) форм государства достаточно мало [6, с. 169]. При этом практически с начала XVIII в. по настоящее время фиксируются многочисленные отклонения от так называемых «чистых», классических форм в сторону развития нетипичных моделей как в развитых современных государствах, так и в модернизирующихся, развивающихся странах. Именно в этом контексте и формировалась философско-правовая идея христианского государства, которая первоначально выражала различного рода государствоведческие процессы.

Во-первых, данная форма государства выступала в качестве особого переходного типа политикоправовой и духовно-нравственной организации общества, а именно перехода от теократии к светскому государству. Так, М.А. Рейснер писал, что сложный многовековой переход от гармоничной формы развития государства и церкви к их разъединению, формированию принципиально нового формата государственно-правовой организации, «как и всякое историческое событие, совершался (т.е. процесс перехода. - М.Ф.) не сразу, не без промежуточных ступеней, не без переходных систем и теорий» [7, с. 2]. С его точки зрения, теория «христианского государства» возникла в XIX в. по следующим причинам: в качестве ответа «на крушение старой вероисповедальной системы», а также потерявшей эффективность и легитимность старой теонормативной системы упорядочивания общественных отношений; с активизацией христианских идей и принципов жизнедеятельности в уже функционирующих светских национальных государствах, что в целом способствовало «общему повороту европейской политики в сторону христианских идей».

Во-вторых, данный вид формы государства рассматривался, с одной стороны, в качестве обратного процесса, т.е. перехода от светского государства к теократии (или, точнее, к мировой теократической государственности, как это, например, косвенно обосновывается у В.С. Соловьева, по мнению которого христианское государство является национальным «подготовительным этапом» перехода к универсальной мировой теократической государственности); с другой - анализируется как смешанный тип государственно-правовой организации (например, современные неотомисты: К. Барт, Ж. Маритен, Т. де Шарден, Т. Шнайдер и др.).

Так, с первой точки зрения, христианское государство достаточно фундаментально исследовал русский юрист М.А. Рейснер, полагая, что развитие теории данной формы государства привело к становлению особого направления государственно-правовой эволюции. Христианское государство, как отмечал исследователь, есть «переходная ступень к новейшим системам различия церкви и государства и правового верховенства этого последнего над церковью». При этом «государство и церковь не суть две чуждых соперничающих силы, но находящиеся друг к другу в отношении дитя и матери», где христианская вера выступает основой, «источником (а не догматически установленного. - М.Ф.) познания власти и ее объема» [7, с. 26-27]. Основой организации такого государства является:

1) живое сознание, что всякая власть от Бога, а ее реализация связана с обеспечением христианского блага и человеческого права, а также ведением подчиненных к исполнению их назначения (или предназначения) на земле; 2) решительное выражение христианского образа мыследеятельности в государственном управлении и правотворчестве; 3) постоянная (системная) забота об истинном духовном, физическом и социально-культурном благе населения.

По мысли В.С. Соловьева, «проект» христианского государства основывается на синтетическом теофилософском мышлении, снимающем односторонность мистицизма, рационализма и реализма, соединяя все эти формы познания воедино. Главным «творческим кредо» ученого стало создание христианской православной философии (философии общества, права, государства) [3, с. 5-170]. Причем важно подчеркнуть, что он создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какой-либо одной традиции. Эта философия всеединства пронизывает все рассуждения автора, связанные с личностью, обществом, властью, государством, правом, прогрессом и пр. Здесь, согласно В.С. Соловьеву, в основу синтеза закладывается, главным образом, духовно-нравственный элемент. Так, нравственное выражение общественной жизни возможно только при условии единства личного и сверхличного, общественного. Это, в свою очередь, не ведет к растворению личности в обществе, ее подчинению общественному целому [9, с. 958], напротив, конкретная индивидуальность каждого может проявиться только в рамках общественной жизни. Отсюда и утверждение философа о том, что «истинный индивидуализм требует внутренней общинности и неразлучен с нею», без общества личность не мыслима.

Христианское государство в концепции всеединства В.С. Соловьева призвано реализовывать некую «сверхзадачу», «мессианскую» идею. При этом оно должно быть деятельно нравственным и подчинять себя религиозному началу, поскольку идеал, по Соловьеву, охраняемый и реализовываемый государством в правовой политике, лежит в основе внутренних духовнонравственных взаимоотношений живых сил общества. Поэтому качественным критерием совершенства государственной организации становится степень «пронизанности» ее той идеей, выразителем которой она является: «Дело не во внешнем охранении тех или других учреждений, которые могут быть хорошими или дурными, а только в искреннем и последовательном старании усовершенствовать внутренне все учреждения и отношения общественности, могущие стать хорошими, все более и более подчиняющему их единому и безусловному идеалу свободного единения всех в совершенном добре». При этом иерархия нравственного начала организуется в церкви, откуда она распространяется на другие, низшие ступени общественной системы (государственно-правовую организацию и социально-экономический строй) [10, с. 320].

Таким образом, считалось, что данная форма обеспечит переход от светской организации государственно-правовой жизни общества к постепенному установлению в качестве высших императивов частной и публичной жизни теонормативных и религиозно-политических, а также гармоничное взаимодействие рационально сконструированных институтов, индустриальных и технологических процессов развития общества с ценностями человеческого общежития («признание церкви и признание государства, сокровенная жизнь христианина в Боге и его гражданский долг... одно не противоречит другому, а напротив, одно может существовать и действовать параллельно другому» [11]), наполнит пустоту действующих институционально-правовых и политических структур глубинным внутренним содержанием, придаст им духовно-нравственную ценность и легитимность (проблема греха, конкретного грешника связывается в христианском государстве не только с верой, но и с проблематикой прав человека) [12, с. 9]. Эта связь прав человека и веры, по утверждению одного из ведущих современных христианских философов права Карла Барта, «связь внутренняя, необходимая, благодаря которой и человеческое право вместе с божественным оправданием в некотором смысле становится предметом христианской веры и христианской ответственности и, вместе с тем, христианского исповедания» [12, с. 7].

Другой известный христианский философ права Ж. Маритен отмечал, что личность (а также институты, обеспечивающие устойчивое взаимодействие между ними) «является одновременно частью политического общества и чем-то высшим по отношению к нему - благодаря тому, что есть

вневременного или вечного в ней, в ее духовных интересах и конечном предназначении» [1, с. 137]. В свою очередь, по мнению Маритена, различные порядки в христианском государстве (юридический, политический, социально-экономический и пр.), а также обеспечивающие их устойчивость социальные институты подчинены (или должны быть подчинены) «абсолютному достоинству человека и его вневременным устремлениям как целям иного порядка - целям, выходящим за пределы политического общества».

При этом только христианское государство, по убеждению многих представителей неотомизма, может обеспечить реальное воплощение гуманизма (а точнее - христианского гуманизма) в политикоправовой организации общества. Только христианский интегративный гуманизм ведет к формированию гармоничного, недеформированного государственно-правового мышления и предлагает альтернативную модель демократической государственности, основанной на взаимодействии духовно-нравственных (истина, добро, справедливость, красота, милосердие, взаимопомощь и т.д.) и материальных ценностей, преодолении классовых антагонизмов. Данный альтернативный проект, с точки зрения французского философа права, должен стать ответом на исторические вызовы марксистской, советской, фашистской и либерально-рационалистической концепций государственно-правовой и социально-политической организации, каждая из которых ставит своей целью формирование нового типа человека и нового типа социальной мыследеятельности. Причем каждая из них формирует и собственную квазирелигиозную систему, поддерживающую атеистическую веру в идеологию, секуляризированный разум, чистую рациональность; формирует специфический режим жизнедеятельности со своей системой этикосоциальной догматики.

Литература

1. Маритен Ж. Человек и государство. М., 2000.

2. Салыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

3. Сапронов П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб., 2001.

4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

5. Тощенко Ж.Т. Теократия: фантом или реальность. М., 2007.

6. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2010.

7. Рейснер М.А. Христианское государство. Томск, 1899.

8. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 1.

9. Миненков Г.Я. Соловьев // Новейший философский словарь. Минск, 2001.

10. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. М., 2003.

11. Маритен Ж. Философия прав человека // Европейский альманах. История, традиции, культура. М., 1992.

12. Барт К. Оправдание и право. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.