УДК 321 : 1 ББК 87.3
Бойко Наталья Александровна Boyko Natalia Alexandrovna
заведующая кафедрой конституционного и административного права Института сервиса, туризма и дизайна Северокавказского федерального университета в городе Пятигорске кандидат юридических наук, доцент.
Head of the Department of constitutional and administrative law of the Institute of service, tourism and design of the North Caucasus Federal University in Pyatigorsk, PhD in Law, Associate Professor. Тел.: 8 (918) 914-13-96.
Оганесян Армэн Кароевич Oganesyan Armen Karoevich
руководитель Департамента биомедицинских, экологических и ветеринарных направлений Сочинского института (филиала) Российского университета дружбы народов.
Head of the Department of biomedical, ecological and veterinary directions of the Sochi institute (branch) of the Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И ИДЕЙНЫЕ ОСНОВАНИЯ ТЕОКРАТИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Conceptual and ideal bases of the theocracy: theoretical, legal and methodological aspect
В статье рассматриваются политико-правовые аспекты теократии, формулируются основные проблемы формирования теократической государственности. Автор исходит из того, что под теократией следует понимать специфический тип государства, обусловливающий своеобразие отдельных элементов формы государства (форму правления, форму территориального устройства и административно-правового управления, форму политического и государственного режима) и типологические характеристики теонормативных и публично-правовых основ организации общественного взаимодействия.
Ключевые слова: теократия, правовые учения, политическая культура, правовая культура, государственная доктрина, правовые идеи, легитимность власти.
The article discusses the political and legal aspects of theocracy, formulates the main problems of the formation of theocratic statehood. The author proceeds from the fact that a theocracy should be understood as a specific type of state, determining the uniqueness of individual elements of the state form (form of government, form of territorial structure and administrative-legal management, form of political and state regime) and typological characteristics of theonormative and public law foundations ofpublic organization. interactions.
Keywords: theocracy, legal doctrines, political culture, legal culture, state doctrine, legal ideas, legitimacy of power.
В современной теории государства и права теократические государства рассматриваются как отжившие виды, однако рост количества религиозных течений, увеличение количества мусульман, актуализация конфессиональной идентичности народов европейских государств предполагают и сохранение, и появление новых форм, религиозной легитимности власти в государстве.
В истории политических и правовых учений сложились две основные традиции в по-
нимании феномена «теократия» - узкая и широкая. Первая является доминирующей в го-сударствоведении и анализирует теократию как форму правления, при которой в отправлении власти участвуют духовенство и религиозные лидеры. Вторая рассматривает теократию как специфическую систему властных отношений, организующую особую религиозно-политическую и теонормативную организацию общества. При этом следует иметь в виду, что ни форма правления, ни политиче-
ский режим не исчерпывают, полностью не охватывают сущность и содержание теократической государственности. Дело в том, что теократический принцип легитимности государственной власти предполагает реализацию слов Апостола Павла из Послания к Римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13: 1-2). Следовательно, теократия - власть лиц, получивших легитимность от Бога.
Под теократией следует понимать специфический тип государства, обусловливающий своеобразие отдельных элементов формы государства (форму правления, форму территориального устройства и административно-правового управления, форму политического и государственного режима) и типологические характеристики теонормативных и публично-правовых основ организации общественного взаимодействия. В свою очередь, теократическую государственность следует определить как сложнейший и взаимосвязанный комплекс элементов, структур, институтов публичной власти (в том числе церковной властно-правовой иерархии), а также иных компонентов (элементов, доминант), обусловленных спецификой религиозных, духовно-нравственных, правокультурных, социально-экономических, информационно-идеологических и геополитических условий жизнедеятельности общества.
Для современной юридической науки крайне актуальным и значимым знанием является исследование теократических идей, представлений и конструкций в развитии представлений о природе права и государства, что вызвано влиянием последних на государственно-правовую эволюцию, генезис правой культуры, развитие юридической науки и практики на современном этапе. Противодействие экстремизму и терроризму невозможно эффективно осуществлять без знания основ теократического понимания права и государства.
На основании имеющихся исторических данных и юридических памятников, дошедших до нас из глубокой древности, можно с уверенностью утверждать, что первоначально все возникшие и функционирующие государ-
ственные образования существовали в форме теократических государств, а первые политико-правовые трактаты и доктрины имели преимущественно теократическую направленность. Теократия - эта первая и наиболее устойчивая как с исторической, так и с организационно-институциональной точек зрения форма государства. Более того, достаточно, большое количество современных государств, особенно в рамках восточной цивилизации, остаются до сих пор теократическими как по специфике организации публичной власти, формам и режимам осуществления государственной власти, так и по стилю политической и правовой культуры, специфике сложившихся и воспроизводящихся в социальной системе властных отношений.
Следует признать, что многие конструкции, понятия и принципы средневекового правового мышления воспроизводились на различных этапах государственно-правовой эволюции западных и восточных обществ. Средневековые представления о власти, праве, законе, справедливости, сложившиеся под воздействием теократического идеала, стали определяющими и в развитии национального правового мышления, и политической практики. В зарубежной и русской средневековой правовой теории были обозначены основные проблематики, сформулированы представления, понятия и категории, а также сложились практики юридической техники (например, толкования), которые оказались не только пригодными в светских теоретико-правовых доктринах, но и стали универсальными в описании действующей государственно-правовой реальности. Кроме того, сформированные институциональные основы власти и публичного взаимодействия трансформировались во времени, но дошли до современности, сохранив основную функциональную идею политического или юридического институтов, а многие теоретико-концептуальные и методологические положения легли в основу современной юридической науки.
Во многих государственно-правовых пространствах теократический архетип или культурный историко-теократический код в разных вариациях оказывал и оказывает существенное влияние на восприятие, обоснование и легитимирование властно-правовых отношений в системе личность - общество - го-
сударство. Поэтому вполне востребовано и актуально стремление современных исследователей к историческо-правовой реконструкции идейно-практического опыта развития национального права и государства. К этому следует добавить, что ряд теократических моделей организации государства, форм и способов взаимодействия между различными публичными институтами, режимы легитимирования власти и т. п. были положены в основу современных светских государств и рациональных политико-правовых учений, концепций и доктрин.
Примером теократического или теологического правопонимания традиционно считается каноническое право. Однако теократические правовые ценности столь органично связаны с византийским правом и правовой культурой, что невозможно говорить об отдельном существовании светского и теократического право-понимания в позднеантичный и средневековый периоды.
Каноническое право получило свое развитие в первые три века христианской эры, до появления Миланского эдикта 313 года, автономно от римского классического права. Главное их различие заключалось в том, что римское право было подчинено формально-логической рациональности и потребностям экономической практики высокоразвитого рабовладельческого строя, а каноническое право регулировало отношения в религиозной, духовно-нравственной, иррациональной сферах. В каноническом праве важнейшим элементом было регулирование деятельности богоустановленно-го института церкви, которая есть сообщество верных. Относительно неверных следует отметить, что их попадание в поле компетенции церкви и канонического права происходило только после обращения в церковь для крещения или покаяния в случае падения в ересь.
Анализ сущности и содержания теократии имеет достаточно высокую актуальность не только с исторической точки зрения (реконструкция истоков формирования тех или иных политико-правовых явлений и процессов, зарождение принципов и стилей правового мышления, правовой культуры, тех или иных учреждений, правовых институтов и юридической техники и так далее), но и значимо для анализа современной государственно-правовой реальности, разворачивающихся полити-
ческих, юридических, духовных и иных процессов в современном обществе и государстве.
Идея теократии складывается в начале раннего средневекового периода, поскольку до этого проблематика власти, государственной и правовой организации не являлась доминирующей в религиозно-политическом правосознании. Правовая культура теократической организации основывается на целом разнообразии властно-иерархических форм, призванных отражать сакральный духовный порядок и теонормативные основы, которые являются всеохватывающими (тотальными) над всеми сферами жизнедеятельности государства и общества. При этом ключевые общественные, политические, юридические институты и учреждения трактуются в качестве переходящих, инструментальных, второстепенных ценностей, не имеющих самостоятельного и самодостаточного значения, являясь приложением чисто духовных, религиозных идей.
Христианские политические и правовые учения на Востоке представляют важный этап развития идей теократии, на котором формируется новый тип государственности, специфический религиозно-политический тип доктрин и теонормативного мышления, а также духовно-нравственная трактовка сущности власти и легитимации публично-правовых институтов, связанных с божественным служением и священнодействием. Данные учения концептуализируют новую форму религиозно-политической идентификации и практику нормативно-правового оформления функций верховной деятельности.
Современные конституционно-правовые категории возникли либо в процессе формирования теократий, либо под влиянием их трансформации в монархические и республиканские государства. Идея суверенитета первоначально принадлежала церкви, что впоследствии привело к теоретическому обоснованию необходимости разделения светской и духовной властей, а также передачи суверенитета светскому правителю - феодалу. Идея общественного договора, лежащая в основе идейного стержня конституционализма, имеет библейские корни, так как именно договор богоизбранного народа с Творцом лежит в основе библейского сюжета.
Литература
1. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран. М., 2000.
2. Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.
3. Бачинин В. А. Энциклопедия философии и социологии права. СПб., 2006.
4. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1976. Т. 25.
5. Евсевий Кесарийский. Церковная история // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999.
6. Конституционное право: словарь / отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2001.
7. Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд., пересм. и доп. М., 1969.
8. Левакин И. В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. 2003. № 1.
9. Морозова Л. А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998.
10. Овчинников А. И. Базовые ценности и конституционное развитие России // Философия права. 2011. № 5 (48).
11. Овчинников А. И. Идеология Российской государственности в контексте модернизации: базовые ценности и приоритеты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 1.
1 2. Овчинников А. И. Миланский эдикт и его роль в формировании ценностей современного права // Философия права. 2013. № 3 (58).
13. Овчинников А. И., Тащиян А. А. Национальный вопрос в истории политико-правовой мысли: учебное пособие по истории политических и правовых учений. Ростов н/Д, 2004.
14. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.
1 5. Салыгин Е. Н. Теократическое государство (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1997.
16. Сапронов П. А. Власть как метафизическая и историческая реальность. СПб., 2001.
17. Ovchinnikov A. I., Mamychev A. Y., Litvi-nova S. F. Extra-legal and shadow functioning of public authorities // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3.
Bibliography
1. Aranovsky K. V. State law of foreign countries. Moscow, 2000.
2. Bachilo I. L. Factors affecting statehood // State and law. 1993. № 7.
3. Bachinin V. A. Encyclopedia of philosophy and sociology of law. St. Petersburg, 2006.
4. Great Soviet Encyclopedia. 3d ed. Moscow, 1976. Vol. 25.
5. Eusebius of Caesarea. Church history // Works of ancient Christian apologists. St. Petersburg, 1999.
6. Constitutional law: dictionary / executive editor V. V. Maklakov. Moscow, 2001.
7. A brief scientific and atheistic dictionary. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 1969.
8. Levakin I. V. Modern Russian statehood: problems of the transition period // State and law. 2003. № 1.
9. Morozova L. A. Problems of modern Russian state. Mosocw, 1998.
10. Ovchinnikov A. I. Basic values and constitutional development of Russia // Philosophy of law. 2011. № 5 (48).
11. Ovchinnikov A. I. The ideology of the Russian statehood in the context of modernization: basic values and priorities // North Caucasus Legal Gazette. 2012. № 1.
1 2. Ovchinnikov A. I. Edict of Milan and its role in shaping the values of modern law // Philosophy of law. 2013. № 3 (58).
13. Ovchinnikov A. I., Tashchiyan A. A. The national question in the history of political and legal thought: textbook on the history of political and legal doctrines. Rostov-on-Don, 2004.
1 4. Political science: encyclopedic dictionary. Moscow, 1993.
1 5. Salygin E. N. Theocratic state (theoretical legal aspect): abstract of dis. ... PhD in Law. Moscow, 1997.
16. Sapronov P. A. Power as a metaphysical and historical reality. St. Petersburg, 2001.
17. Ovchinnikov A. I., Mamychev A. Y., Litvi-nova S. F. Extra-legal and shadow activation of the Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3.