УДК 334.7
С. В. Березнев, М. А. Барышев
Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева ул. Весенняя, 28, Кемерово, 650000, Россия
E-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ «ХОЛДИНГ» В РОССИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ
В статье рассматриваются сущность и содержание понятия «холдинг». Выбранная проблематика является насущной, поскольку в настоящее время отсутствует однозначное понимание данной категории. На основе анализа нормативно-правовой базы, мнений различных авторов и сложившейся практики формулируются рекомендации по юридическому закреплению рассматриваемого образования и определения, максимально отвечающие требованиям времени.
Ключевые слова: холдинг, холдинговая компания, управляющая компания, предназначение холдинга, проект Федерального закона «О холдингах».
В настоящее время в средствах массовой информации и научной, учебной литературе активно используют понятие «холдинг». Этому есть логическое объяснение: интенсивное протекание процессов интеграции, а также развитие экономических отношений и социального партнерства приводят к образованию холдингов во всем мире. Не является исключением и Россия. В условиях взаимодействия финансового капитала с промышленным потенциалом значительно возросло значение холдингов, особенно в реальном секторе экономики.
Существуют конкретные причины того, что подобные холдингам образования становятся все более распространенными. С точки зрения функциональной принадлежности для собственника холдинг является инструментом контроля над находящимися в распоряжении активами, текущего и стратегического управления и планирования, эффективного распределения ресурсов и денежных потоков для достижения поставленных целей. Использование объединений холдингового типа для организации бизнеса дает возможность получения ряда преимуществ. Функциональное предназначение холдинга как структуры выражается в следующем:
• оптимизация налогообложения, в том числе с целью минимизации налоговых выплат в рамках действующего законодательства (применение разных систем налогообложения, консолидация нескольких бизнесов в единый, разделение одного бизнеса на несколько и пр.);
• упорядочение и объединение в одной системе организаций различной функциональной и отраслевой направленности, организаций с разным географическим расположением;
• оптимизация финансовых потоков внутри единой структуры, возможность их перемещения, например в виде внутренних займов;
• централизованное управление консолидированными активами, единый управленческий учет, которые в совокупности улучшают контроль за осуществлением деятельности;
• повышение прозрачности бизнеса, что в свою очередь является одним из условий для заключения партнерств, улучшения репутации, привлечения инвестиций;
• удобство выявления перспективных и проблемных, прибыльных и убыточных направлений деятельности.
В то же время следует отметить, что перечисленные потенциальные возможности ограничиваются рамками действующего законодательства: налоговым кодексом, законом о защите конкуренции и пр. Например, применению трансфертных цен, т. е. цен, используемых внутри холдинга, уделяется особый контроль со стороны ответственных органов, но вместе с тем
1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2012. Том 12, выпуск 1 © С. В. Березнев, М. А. Барышев, 2012
данный вопрос не является до конца урегулированным, обсуждается и прорабатывается теоретиками и практиками, в частности юристами.
Для того чтобы осмысленно оперировать понятием «холдинг», рассматривать как отдельную хозяйствующую единицу и оценивать его экономическую и социальную эффективность и целесообразность, необходимо однозначное понимание сущности и содержания данной категории. При ближайшем рассмотрении становится понятным, что в России отсутствует четкая нормативно-правовая база как по его дефиниции, так и по регламентации деятельности данного образования.
Можно отметить, по сути, только три официальных документа, которые в какой-либо мере законодательно определяют объединения, родственные холдингам, и закрепляют правовые основы их функционирования.
1. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ (утратил силу согласно Федеральному закону «О признании утратившим силу Федерального закона «О финансово-промышленных группах» от 22.06.2007 № 115-ФЗ). В данном Федеральном законе понятие холдинга как таковое не фигурировало, а устанавливались правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в РФ. Финансово-промышленная группа определялась как «совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансовопромышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест» [1]. На данный момент само понятие финансовопромышленной группы, а также правовые основы ее деятельности могут рассматриваться исключительно в качестве справочной информации в силу того, что закон утратил силу [2].
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1. Этот закон определяет только объединения юридических лиц в кредитной сфере. Так, банковской группой признается «не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций)» [3]. Банковским холдингом признается «не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций)» [3]. Можно сказать, что рассматриваемый Федеральный закон адаптирован непосредственно для банковской деятельности, однако обозначенные в нем определения содержат ряд положений, применимых в дальнейшем для формулировки определения холдинга в целом.
3. «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденное Указом Президента РФ «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 № 1392, определяет холдинговую компанию как «предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий» [4]. Одним из основных недостатков временного положения является то, что оно распространяется только на объединения, создаваемые при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, а в действительности деятельность холдингов выходит далеко за пределы приватизации. Так, по мнению С. А. Галичего, в целом временное положение уже не в полной мере соответствует предпринимательским реалиям современной России [5]. К тому же следует отметить, что, исходя из определения, в управлении холдинговой компании могут находиться только акционерные общества, а фактически сфера управления холдинговых компаний значительно шире.
Помимо вышеперечисленных нормативно-правовых актов особое внимание следует обратить на Федеральный закон «О холдингах». Попытки его продвижения начались еще в 1999 г. Государственная дума приняла данный закон в трех чтениях с поэтапным внесением изменений [6-8], однако он был отклонен Советом Федерации [9]. В результате была создана согласительная комиссия, и в ее редакции Федеральный закон был принят Государ-
ственной думой и одобрен Советом Федерации в 2000 г. [10; 11]. Далее, письмом Президента РФ № Пр-1504 от 20.07.2000 закон был отклонен, предложен к снятию с дальнейшего рассмотрения. В письме отмечалось, что при его разработке четко не была определена экономическая и юридическая цель создания и регламентации такого образования, как холдинг, закон содержит большое количество неясных положений, применение которых затруднительно и в ряде случаев противоречит Гражданскому кодексу РФ и иным федеральным законам [12]. Государственной думе понадобился практически год, чтобы учесть замечания Президента, и только 27.06.2001 Постановлением Государственной думы Федерального собрания РФ № 1696-ІІІ ГД «О повторном рассмотрении Федерального закона “О холдингах” (проект № 99049555-2)» Федеральный закон «О холдингах» был принят с учетом его предложений. По сравнению с предыдущей редакцией определение холдинга не изменилось и формулируется в документе как «совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения» [13]. Однако отредактированный закон все равно был отклонен Советом Федерации [14], а затем и вовсе был снят Государственной думой с дальнейшего рассмотрения по предложению Комитета по экономической политике и предпринимательству [15].
Таким образом, разработка и принятие закона «О холдингах» завершилась неудачей. По мнению многих экспертов, он был не проработанным должным образом документом, поскольку не описывал в полной мере механизмы реализации содержащихся в нем положений. Так, например, в последней редакции проекта было всего 13 статей, тогда как первоначально предполагалось, что новый Федеральный закон должен досконально определять правовое положение холдингов, права и обязанности их участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации, т. е., по сути, охватывать весь широкий спектр вопросов. Что касается перспективы принятия Федерального закона «О холдингах», то к его рассмотрению Государственная дума, скорее всего, вернется, когда будут внесены изменения в другие законодательные акты, затрагивающие данную проблематику (в частности, в налоговые и банковские законы), и когда будет соответствующее его лоббирование со стороны государства и бизнес-элиты [5].
Однако, несмотря на то, что одобрение Федерального закона «О холдингах» не состоялось, прописанные в его проекте определения и положения имеют право на жизнь в качестве отправной точки для формулировки максимально соответствующего требованиям времени содержания понятия «холдинг», отвечающего интересам его участников и государства, т. е. общественным интересам. Следует отметить, что в последних редакциях этого закона само определение холдинга оставалось практически неизменным, к тому же прямых замечаний, касающихся непосредственно определения самого понятия, не было ни со стороны Согласительных комиссий, ни со стороны Совета Федерации, ни со стороны Президента РФ.
На данный момент в сфере холдингового законодательства частично сложился правовой вакуум, так как Временное положение уже не в полной мере соответствует предпринимательским реалиям современной России, а Федеральный закон «О холдингах» так и не был принят. Отсутствие системного законодательного акта порождает экономические, правовые и управленческие проблемы, не позволяет четко определить организационную форму бизнеса, максимально извлечь из нее возможные преимущества и избежать ответственности за нарушение требований действующего законодательства. В качестве примеров проблем, возникающих в связи с неопределенностью, можно привести следующие.
• «Двойное налогообложение». Разные хозяйствующие субъекты, образующие холдинг, могут несколько раз платить налог, возникающий по поводу одного и того же события с точки зрения единого собственника бизнесов, участвующих в экономической цепочке.
• Непризнание единого фонда имущества совокупности хозяйствующих субъектов, образующих холдинг. Это, в частности, не позволяет обеспечить безналоговое перемещение имущества внутри холдинга.
• Размытость критериев, по которым тот или иной хозяйствующий субъект можно отнести к холдингу. Это является причиной того, что структура и консолидированная отчетность холдинга не является реальной и информативной как для собственников и руководства, так и для государственных органов. Например, одна и та же организация может то входить, то не входить в официальную структуру холдинга.
• Головная компания в процессе принятия управленческих решений способна допустить ошибку, которая повлечет за собой негативные последствия для управляемой организации. При этом отсутствие холдингового законодательства может дать головной компании лазейку для того, чтобы избежать ответственности, в том числе экономической и социальной.
• Холдинг может по факту нарушать антимонопольное законодательство, осуществляя единовременно неразрешенные виды деятельности. С юридической точки зрения он будет действовать правомерно, поскольку та или иная организация не будет подходить под критерии, перечисленные в существующих нормативно-правовых актах, и таким образом формально не будет являться частью этого холдинга.
• Отсутствие четкой организационной структуры, определяющей схему подчинения между хозяйствующими субъектами, входящими в структуру холдинга. Иногда у представителей одной организации нет официальных полномочий для того, чтобы давать обязательные указания представителям другой организации, хотя по факту вторая организация является управляемой.
• Зачастую ошибочное отождествление терминов «холдинг» и «холдинговая компания». В некоторых случаях это действительно не является принципиальным, однако иногда некорректная формулировка приводит к в корне неверной подаче и интерпретации информации.
Помимо нормативно-правовой базы проанализируем подходы различных авторов к дефиниции холдинга и холдинговой компании. Это позволит оценить взгляды на природу формирования рассматриваемых понятий с различных точек зрения.
В. В. Лаптев под холдингом подразумевает производственно-хозяйственный комплекс, состоящий из головной организации - холдинговой компании, и дочерних предприятий [16]. Видим, что термины «холдинг» и «холдинговая компания» разграничиваются. Используется понятие «дочерние предприятия», которые ограничивает круг возможных участников холдинга.
К. Я. Портной считает, что холдинг - это «группа лиц, которая включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими» [17]. В дефиниции используется термин «группа лиц», который сам по себе расширяет перечень критериев, по которым хозяйствующие субъекты могут образовывать холдинг. Однако, исходя из определения К. Я. Портного, можно сделать вывод, что управляемыми элементами холдинга могут быть только хозяйственные общества, т. е. акционерные общества и общества с ограниченной и дополнительной ответственностью.
A. Р. Горбунов определяет холдинг как хозяйствующий субъект, располагающий дочерними предприятиями и имеющий возможность контролировать их деятельность [18]. Автор, как и многие его коллеги, оперирует термином «дочерние предприятия». Также обращает на себя внимание то, что, по мнению А. Р. Горбунова, в компетенции управляющей компании находится исключительно контроль над деятельностью участников холдинга, что крайне ограничивает ее полномочия.
B. С. Белых утверждает, что холдинг - это форма предпринимательского объединения (промышленно-хозяйственный или финансовый комплекс), группа взаимосвязанных юридических лиц, в которой холдинговая компания (основное общество, головная компания) вправе управлять деятельностью других участников холдинговых отношений в силу преобладающего участия в их уставном капитале либо в соответствии с договором, либо иным образом, путем определения принимаемых такими обществами решений в целях выполнения общих задач и обеспечения эффективного функционирования холдинга в целом [19]. Автор дает достаточно развернутое и емкое определение, однако исключает возможность нахождения индивидуальных предпринимателей под управлением холдинговой компании, а на практике такие случаи встречаются.
А. А. Забоев предлагает считать под холдингом объединение предприятий, которое включает головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими [20]. Предлагаемые автором дефиниции не дают возможности определения круга возможных участников холдинга, ограничивают перечень терминами «предприятия» и «хозяйственные общества».
Обращает на себя внимание значительный разброс точек зрения. Это является доказательством того, что существуют значительные проблемы в части понимания и, как следствие, толкования рассматриваемых понятий, в то время как роль холдинга возрастает для эконо-
мики регионов и государства в целом. По результатам анализа действующей, потерявшей силу и завершившейся на стадии согласования и утверждения нормативно-правовой базы, основываясь на оценке подходов различных авторов к определению сущности и содержания понятий «холдинг» и «холдинговая компания», подведем итог основам функционирования холдингов и сформулируем дефиниции и рекомендации.
В первую очередь следует отметить, что в настоящее время нет нормативно-правовых актов, способных определить и регламентировать деятельность холдингов, которые функционируют фактически. Например, цельная структура, в которой под реальным управлением головной компании находится деятельность индивидуальных предпринимателей и некоммерческих организаций, согласно существующему законодательству существовать не может, а в реальности существует. Таким образом, сформулировать определение и сущность холдинга, которые имели бы юридическую основу, в сложившихся условиях видится невозможным. По мнению ряда экспертов, прежде всего, необходимо обозначить правомерность существования холдинговых образований в Гражданском кодексе. Очевидно, что законодательное закрепление основ деятельности холдингов должно удовлетворять интересам предпринимательских образований, государства и общества в целом.
Единственное, что сейчас можно сделать, - это сформулировать определения, отображающие существующие реалии, но не юридические основы формирования, деятельности, взаимодействия и взаимоподчинения участников холдинга, а также реорганизации и ликвидации холдингов.
Холдинг представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, в которой головная компания (холдинговая компания) управляет деятельностью или координирует деятельность других лиц, которыми в свою очередь могут быть коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели либо любое их сочетание. При этом отметим, что холдинг может быть частью другого, более крупного холдинга. Такие явления нередко наблюдаются на практике, большей частью в холдингах с горизонтально диверсифицированной деятельностью, где, например, каждый холдинг управляет и отвечает за функционирование отдельной области хозяйствования.
Обозначим содержание терминов, используемых в предлагаемом определении холдинга, либо имеющих принципиальное значение для понимания определенных положений.
Хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход [21].
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [22]. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации) [22].
В свою очередь, холдинговая компания представляет собой головную компанию холдинга, управляющую деятельностью или координирующую деятельность других лиц, которыми в свою очередь могут быть коммерческие организации, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели либо любое их сочетание.
До тех пор, пока в законодательстве РФ не будет досконально проработан вопрос закрепления основ деятельности холдингов, существующие экономические, организационные и правовые проблемы, вытекающие их сложившейся неопределенности, не будут решены, а сформулированные определения могут носить исключительно справочный, не имеющий базы характер.
Список литературы
1. Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» от 30.11.1995 № 190-ФЗ.
2. Федеральный закон «О признании утратившим силу Федерального закона “О финансово-промышленных группах”» от 22.06.2007 № 115-ФЗ.
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1.
4. Указ Президента РФ «О мерах реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 № 1392.
5. Галичий С. А. Проблемы холдингового законодательства // Рынок Ценных Бумаг. 2006. № 14. С. 68-70.
6. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ ГД «О проекте Федерального закона «О холдинговых компаниях» от 20.10.1999 № 4430-ІІ.
7. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ «О проекте Федерального закона «О холдингах» от 24.11.1999 № 4629-ІІ.
8. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ № «О Федеральном законе “О холдингах”» от 01.12.1999 4697-ІІ.
9. Постановление Совета федерации Федерального собрания РФ «О Федеральном законе “О холдингах”» от 22.12.1999 № 490-СФ.
10. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ ГД «О повторном рассмотрении Федерального закона “О холдингах”» от 28.06.2000 № 490-ІІІ.
11. Постановление Совета федерации Федерального собрания РФ «О Федеральном законе “О холдингах”» от 07.07.2000 № 198-СФ.
12. Письмо Президента РФ от 20.07.2000 № Пр-1504.
13. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ «О повторном рассмотрении Федерального закона “О холдингах”» (проект № 99049555-2) от 27.06.2001 № 1696-ІІІ ГД.
14. Постановление Совета федерации Федерального собрания РФ «О Федеральном законе “О холдингах”» от 20.07.2001 № 258-СФ.
15. Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ «О Федеральном законе “О холдингах» (проект № 99049555-2)”» от 07.06.2002 № 2826-ІІІ ГД.
16. Лаптев В. В. Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2004. 236 с.
17. Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России: Науч.-практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004. 304 с.
18. Горбунов А. Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Профессиональные методики. Регламенты и инструкции. Учет в холдинге. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Глобус, 2005. 224 с.
19. Белых В. С., Берсункаев Г. Э. Холдинги и холдинговое законодательство в России // Бизнес, менеджмент и право. 2007. № 1 (13). С. 86-88.
20. Забоев А. А. О понятиях «холдинг», «холдинговая компания». Правовые основы холдинговых отношений // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2009. № 1.
С.43-50.
21. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011).
22. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1.
Материал поступил в редколлегию 14.11.2011
S. V. Bereznev, M. A. Baryshev
THE CONCEPT OF «HOLDING» IN RUSSIA:
DETERMINATION OF NATURE AND CONTENT
This article deals with the nature and content of the «holding». Selected problem is actual, because there is no correct understanding of this category at the present time. Based on analysis of the regulatory framework, the views of different authors and practices are formulated the recommendations to create a legal foundation and the definitions to meet the requirements of time.
Keywords: holding, the holding company, the head company, the purpose of holding, the bill «Holdings».