Научная статья на тему 'Некоторые вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в холдинговых структурах обороннопромышленного комплекса'

Некоторые вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в холдинговых структурах обороннопромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
644
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ РАБОТ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ ПРАВАМИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА РАЗРАБОТОК / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM / THE RESULTS OF RESEARCH AND DEVELOPMENT WORK / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / THE MANAGEMENT OF RIGHTS TO INTELLECTUAL PROPERTY / THE LEGAL PROTECTION OF DESIGNS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна, Дикуль Д. О.

Авторами рассматриваются особенности управления интеллектуальной собственностью в холдинговых структурах военно-промышленного комплекса. Показываются преимущества такого рода объединений для различных отраслей промышленности. Обосновываются отдельные мероприятия по управлению интеллектуальной собственностью для предприятий военно-промышленного комплекса, связанные как с экономической, так и с геополитической обстановкой. Делается акцент на необходимости обеспечения построения однородной системы управления в интегрированной структуре концерна с участием всех дочерних обществ на всех уровнях управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мазур Наталья Зиновьевна, Дикуль Д. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES MANAGEMENT RIGHTS TO RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY IN THE HOLDING STRUCTURE OF MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

The author considers the features of management of intellectual property in the holding structure of the military-industrial complex. Shows the advantages of this kind of association for various industries. Settle certain management measures for intellectual property military-industrial complex, related to both economic and geopolitical situation. Emphasizes the need for the construction of a homogeneous system of governance in the integrated structure of the group with the participation of all subsidiaries at all levels of management.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в холдинговых структурах обороннопромышленного комплекса»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Некоторые вопросы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в холдинговых структурах оборонно-промышленного комплекса

Н.З. Мазур

начальник отдела интеллектуальной собственности ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей», патентный поверенный Российской Федерации, судебный эксперт, оценщик бизнеса, доктор экономических наук (г. Москва)

Д.О. Дикуль

начальник отдела по сопровождению судебных дел ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» (г. Москва)

Наталья Зиновьевна Мазур, tittip@mail.ru

Введение

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги. Практика последних десятилетий показала, что холдинги проявляют себя как эффективная организационная форма предпринимательской деятельности в силу интеграции мобильности небольших формально самостоятельных организаций и огромных возможностей крупных объединений.

Классический перевод словосочетания «holding company» определяет холдинг как компанию, созданную для владения акциями других компаний, которые она, таким образом, контролирует [1] .

Томас Келлер рассматривает управляющий холдинг как холдинг в узком смысле

[2]. Другие ученые считают управляющий холдинг классическим [3].

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации называет группу организаций, образующих холдинг, единым хозяйствующим субъектом, созданным для достижения общих целей экономической деятельности.

В российском законодательстве до сих пор отсутствует общее определение холдинга. Впервые оно появилось в Указе

Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 года № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», которым утверждается Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. В названном положении дается следующее определение холдинга: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий». В дальнейшем это определение планировалось уточнить в соответствии с формулировкой проекта федерального закона № 99049555-2 «О холдингах» как совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами. Однако указанный законопроект был от-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

клонен постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июня 2002 года № 2826-Ш ГД «О Федеральном законе «О холдингах» (проект № 99049555-2)».

В настоящее время холдинги рассматриваются как приоритетная форма организации хозяйствующих субъектов в стратегических отраслях, контролируемых государством, в том числе в оборонной промышленности.

Практика показала, что холдинги в сравнении с иными предпринимательскими организациями обладают следующими преимуществами:

• возможность использования интегрированного потенциала ресурсов (финансовых, организационных, кадровых, финансовых, интеллектуальных);

• минимизация для участников объединения отрицательного воздействия различных проявлений конкуренции;

• имидж крупной и влиятельной интегрированной структуры;

• возможность лоббирования интересов большого круга юридических лиц.

Учитывая, что под концерном понимается объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций научно-технического и производственного развития, финансовой, внешнеэкономической и иной деятельности, именно концерн является наиболее сложной и преобладающей формой монополистического объединения, в котором с помощью финансового контроля связываются в единый комплекс разнородные предприятия.

В современном мире положение предприятия в иерархии вышестоящих образований во многом определяется его местом на рынке наукоемких технологий. Концерны в оборонно-промышленном комплексе обычно объединяют заводы, научно-производственные объединения, конструкторские бюро и научно-исследо-

© Подписка в любое время по минимальной цене (495)

вательские институты, что гарантирует наличие значительной технологической базы, инженерной и научной мысли, позволяющих разрабатывать, производить и эксплуатировать системы вооружения, военной и специальной техники.

В настоящее время на фоне риска возникновения новых кризисных явлений в экономике, связанных как с экономическими, так и с геополитическими факторами, формирование новой инновационной экономики является одним из важнейших направлений государственной политики, что нашло подтверждение в положениях Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что, сохраняя формальную юридическую самостоятельность в своей предпринимательской деятельности, входящие в холдинговую структуру организации не поддаются прямому администрированию. В связи с этим при управлении ими в повседневной деятельности возникают определенные трудности.

Между тем взаимоотношения между холдинговой и дочерней компаниями можно урегулировать путем заключения договора об управлении или внесением соответствующих положений в устав дочернего общества. Этот тезис поддержан судебной практикой, в частности, постановлениями Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2012 года по делу № А40-97780/11 и Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2010 года по делу № А82-8761/08.

Введение (наряду с экономическим и финансовым контролем) дополнительного механизма технологического контроля бизнеса по производству наукоемкой продукции позволяет нивелировать имеющиеся трудности управления зависимыми организациями для достижения стоящих перед концерном целей. В качестве технологического контроля бизнеса предлагается понимать

331-9789, iovrf@mail.ru

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

обеспечение технической (технологической) возможности ведения существующего бизнеса дочерних обществ по производству наукоемкой продукции через управление концерном правами на результаты интеллектуальной деятельности (далее - также РИД) (включая объекты интеллектуальной собственности), повышения его финансовоэкономических показателей и правовой защиты его интересов [4].

Однако необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с положением статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации права на РИД входят в состав имущественного комплекса предприятия, то есть являются имуществом юридического лица, а при безвозмездной передаче имущества от одной компании к другой могут возникнуть следующие риски:

• возможное признание сделки по безвозмездной передаче прав ничтожной. Пунктом 4 части 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на сделки дарения между коммерческими организациями. Таким образом, сделка по безвозмездной передаче имущества может быть признана недействительной, последствием же будет являться обязанность вернуть все полученное по сделке;

• возможное доначисление налога на прибыль. Принимая во внимание запрет на совершение сделок дарения между коммерческими организациями, налоговые органы указывают на невозможность применения пункта 11 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. К аналогичному выводу пришел и Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30 июня 2005 года № КА-А40/3222-05.

Нематериальная составляющая результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, выраженная в объективной форме, являющаяся объектом или совокупностью объектов исключитель-

ных прав, способная служить основой практической деятельности в какой-либо сфере, является важнейшим ресурсом и должна широко использоваться для обеспечения инновационно-технологического развития, контроля и управления бизнесом концерна по производству наукоемкой продукции. При этом система управления интеллектуальной собственностью - это эффективный инструмент достижения целей концерна, функционирование которой обеспечивает следующее:

• повышение инвестиционной привлекательности бизнеса;

• реализация инновационной стратегии развития;

• повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет использования монопольных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В рамках функционирования системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется совокупность мероприятий по следующим основным направлениям:

1) выявление и обособление охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, их идентификация и учет;

2) решение вопросов о правах на результаты научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в договорных отношениях с исполнителями контрактов;

3) обеспечение правовой охраны результатов научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, права на которые принадлежат предприятию;

4) формирование информационной инфраструктуры для обеспечения правовой защиты и распоряжения правами на результаты научно-исследовательских и опытноконструкторских работ;

5) контроль за использованием результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат концерну;

6) обеспечение эффективного использования результатов научно-исследователь-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

ских и опытно-конструкторских работ для нужд концерна;

7) коммерческая передача результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат концерну;

8) обеспечение предупреждения нарушений и защиты прав концерна на результаты интеллектуальной деятельности.

В большинстве концернов реализуются программы инновационного развития, где интеллектуальная деятельность представляется одним из ключевых звеньев. Одновременно с модернизацией сферы научно-исследовательских и опытноконструкторских работ идет процесс создания ее важнейшей компоненты - системы правовой охраны, защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности. Эти процессы становятся неотъемлемой частью всех направлений деятельности предприятий в рамках страны и за рубежом.

Поведение иностранных заказчиков в отношении поставляемой отечественной продукции (и технологий) различно. Так, например, Индия заявляет о необходимости совместного использования технологий, реализованных в образцах вооружения, а отдельные страны клонируют как отдельные технические решения, так и целые комплексы противовоздушной обороны. Например, в Китае налажено производство собственных аналогов СУ-27СК с расчетом на продажу странам третьего мира по более низким ценам, чем отечественные СУ-27СК, Китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1, реактивная система залпового огня «Смерч» выпускается в Китае без всяких лицензионных соглашений под названием А-100, польские зенитные ракетные комплексы 3y-23-2KG являются полной копией российских ЗУ-23 и т. д. В связи с этим важно проводить работу по защите интеллектуальной собственности не только в России, но и в иностранных юрисдикциях, что позволит закрепить российский приоритет и исключить возмож-

ность использования наших разработок иными лицами, предотвратить появление контрафактной продукции, а также бороться с любыми проявлениями недобросовестной конкуренции.

Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиями оборонно-промышленного комплекса осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и с привлечением внебюджетных источников. В связи с этим перед управляющими холдингами стоит задача наладить адресный учет финансовых вложений и всех полученных результатов интеллектуальной деятельности:

• для исключения предъявления претензий со стороны правообладателей на результаты и распределения прибыли, получаемой от использования результатов интеллектуальной деятельности в будущем;

• для надлежащего бухгалтерского и налогового учетов прав на разработки в дочерних обществах.

Вложенные в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы средства должны превратиться в активы предприятий, что повлечет их капитализацию, позволит создать дополнительные механизмы влияния на финансовый результат в виде амортизационных отчислений или эмиссионных мероприятий [5, 6]. Для того чтобы такая система мероприятий заработала, необходимы разработка и принятие в концерне пакета корпоративных стандартов, в рамках которого функционирует комплект корпоративных стандартов, регулирующих вопросы создания и использования объектов интеллектуальной собственности, закрепления прав на разработки, стимулирования изобретательской деятельности для соблюдения гарантий и прав заказчиков, разработчиков и авторов в рамках существующего законодательства. Такие локальные нормативные акты должны стать для дочерних обществ базовыми при разработке собственных документов.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Таким образом, управление правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ необходимо рассматривать как неотъемлемую часть деятельности концерна, в том числе в области инновационного и технологического развития, в целях осуществления бизнес-стратегии на внутреннем и мировом рынках продукции военного и двойного назначения, а также как часть различных программ инновационного развития, которые реализуются на предприятиях концерна для дальнейшего повышения их эффективности [7].

Следующим шагом является создание централизованной системы, распространяющейся на все предприятия, входящие в концерн, с целью обеспечения унифицированного подхода к управлению интеллектуальной собственностью и снижения издержек на реализацию таких мероприятий. Перед концерном стоит задача обеспечить понимание всеми участниками процесса создания высокотехнологичной продукции, ее производства и реализации, что при системном подходе к управлению правами на результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ повышает эффективность производства и его инвестиционную привлекательность.

К сожалению, практика показывает, что российские предприятия, обладая значительным интеллектуальным капиталом, в основном недооценивают его экономическую сущность и не используют преимущества, которые предоставляет законодательство по учету и налогообложению нематериальных активов, к которым относится интеллектуальная собственность. На отдельных предприятиях не сформированы полноценные подразделения по управлению интеллектуальной собственностью, отсутствуют или не в полной мере соответствуют существующему законодательству стандарты, положения, регулирующие правоотношения в сфере управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. Здесь сказывается и общая для всех

проблема - нехватка специалистов в этой области.

В связи с изложенным представляется важным обеспечить построение однородной системы управления в интегрированной структуре концерна с участием всех дочерних обществ на всех уровнях управления, устранение диспропорций ее функционирования на уровне предприятий, что позволит создать задел на будущее, сохранить лидирующие позиции на рынках высокотехнологической продукции.

Если говорить о конкретных задачах и направлениях деятельности по построению системы управления интеллектуальной собственностью, то необходимо отметить основные из них (подробнее см. [8-10]).

Во-первых, в интегрированной структуре обязательным является комплекс работ по выявлению результатов интеллектуальной деятельности с определением правообладателя на них. При этом в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете) за юридическими лицами закреплена обязанность по ведению бухгалтерского учета. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и т. д.

В статье 11 Закона о бухгалтерском учете указаны случаи проведения обязательной инвентаризации, а положением пункта 27 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» предусмотрен порядок проведения инвентаризации нематериальных активов, оценки и дальнейшей их постановки на бухгалтерский учет.

Важной составляющей является определение рыночной стоимости прав на результаты интеллектуальной деятельности, подлежащих учету в составе нематериальных активов управляющей компании и дочерних обществ, проведение обоснованных рас-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

четов стоимости права использования результатов интеллектуальной деятельности при заключении лицензионных договоров, ведение и актуализация единого сводного реестра результатов интеллектуальной деятельности.

Далее необходимо обеспечить системное выполнение работ по закреплению правообладателем из состава концерна прав на результаты интеллектуальной деятельности в России и (при необходимости) за рубежом.

Параллельно должны решаться вопросы правомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, в том числе государству.

В связи с этим представляется правильным применять многоуровневую модель для создания рассматриваемой системы: Российская Федерация - государственные корпорации - корпорации с государственным участием (холдинги) - дочерние организации. Правильность этого положения подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения» и Рекомендациями по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности, разработанными Министерством экономического развития по поручению Правительства Российской Федерации.

Выводы

Понимание того, что построение системы управления в холдинговых структурах имеет свои особенности, определенные многими факторами, а также внедрение в практику предприятий основных требований, предусмотренных Рекомендациями по управлению правами на результаты ин-

© Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

теллектуальной деятельности, приведет к дальнейшему совершенствованию существующих корпоративных стандартов, а также позволит расширить привычные сферы так называемых патентно-лицензионных отделов, вовлекая их в процессы анализа конъюнктуры рынка и особенности функционирования холдингов путем интеграции системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности в функционирование всех служб предприятия, включая финансовые, юридические, бухгалтерские, технические, маркетинговые и кадровые.

ЛИТЕРАТУРА

1. The Oxford Encyclopedic English Dictionary. Oxford, 1999.

2. Келлер Т. Концепции холдинга. Организационные структуры и управление. Обнинск, 1996.

3. Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России. М., 2004.

4. Мазур Н. З, Чеботарев С. М. Технологический контроль как механизм управления в холдинговых организациях // Инновации и инвестиции. 2011. № 4.

5. Mey J. Commercialization of Inventions and Research Results: Marketing and Business Planning, WIPO/IP/R&D/ABV/00/13. October. 2000.

6. Kamil Idris. Intellectual Property: A Power Tool for Economic Growth, WIPO Publication № 888. Geneva, 2003.

7. Михайлов Н. В. Проблемы использования интеллектуальной собственности, созданной в процессе выполнения государственного оборонного заказа // Вооружение. Политика. Конверсия. 1999. № 4.

8. Верба В., Петрова И., Гук В. Система управления интеллектуальной собственностью как фактор поддержки развития промышленного предприятия // Интеллектуальная собственность. 2013. № 4.

9. Brooking A. Intellectual Capital : Core asset for the third millennium / A. Brooking. New York: Haiper Business, 1996.

10. Lee L. Managing Intellectual Property

-9789, iovrf@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯ

ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Rights / L. Lee, S. Davidson. New York: John Wiley & Sons, Inc, 1993.

11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

12. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ

14. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992 года № 1392.

15. О холдингах : проект федерального закона № 99049555-2.

16. О Федеральном законе «О холдингах» (проект № 99049555-2)» : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июня 2002 года № 2826-IN ГД.

17. О бухгалтерском учете : Федераль-

ный закон от 6 декабря 201 1 года № 402-ФЗ.

18. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н.

19. Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения : постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 233.

20. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 октября 2012 года по делу № А40-97780/11.

21. Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2010 года по делу № А82-8761/08.

21. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 июня 2005 года № КА-А40/3222-05.

Продолжение. Начало на с. 11

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным является наличие негативных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить постоянное проживание граждан в жилых помещениях, расположенных в таком доме, вследствие угрозы безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе связанной с ухудшением эксплуатационных характеристик такого дома или отдельных его частей в результате физического износа в процессе эксплуатации такого дома, а также вследствие аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чрезвычайных экологических ситуаций, вследствие террористических актов, иных неправомерных действий третьих лиц, которые привели к снижению до недопустимого уровня надежности многоквартирного дома, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Перечень критериев признания многоквартирного дома аварийным устанавливается Правительством Российской Федерации.

Решение о признании многоквартирного дома аварийным должно содержать следующие сведения:

1) кадастровый номер и адрес многоквартирного дома;

2) кадастровый номер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (при его наличии);

3) характеристика обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным;

4) возможный срок временного проживания граждан в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме, с указанием даты вывода данного многоквартирного дома из эксплуатации и запрета на использование жилых помещений в таком доме.

Продолжение на с. 32

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.