Научная статья на тему 'Особенности управления инновационной деятельностью производственной структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса'

Особенности управления инновационной деятельностью производственной структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / SYSTEM MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES / BUSINESS PROCESS REENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Мурадов А. А.

Сформулированы основные требования к построению системы управления инновационной деятельностью производственной структуры, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса. Рассмотрены основные факторы эффективности функционирования этой структуры и повышения ее фундаментальной стоимости. Для повышения эффективности инновационной деятельности такого образования рекомендовано использовать CAD/CAM-системы и CALS-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов Вячеслав Викторович, Мурадов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY PATTERNS CREATED IN THE FRAMEWORK OF COOPERATION BETWEEN THE STATE AND BUSINESS

The main requirements to the construction of innovation governance system of industrial structure formed in the interaction of government and business. The main factors of efficiency of functioning of this structure and enhance its fundamental value. To improve the efficiency of innovation such education is recommended to use CAD/CAM-systems and CALS-technologies.

Текст научной работы на тему «Особенности управления инновационной деятельностью производственной структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса»

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Особенности управления инновационной деятельностью структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса

В.В. Баранов

профессор кафедры бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук (г. Москва)

А.А. Мурадов

старший научный сотрудник отдела маркетинговых исследований и коммуникаций Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина, кандидат физико-математических наук (г. Москва)

Вячеслав Викторович Баранов, yar.baranow@gmail.com

В условиях перехода России к экономике нового типа, к так называемой экономике знаний, любая структура, формируя конкурентную стратегию своего развития, должна учитывать инновационный аспект. В первую очередь это касается структур, создаваемых в рамках взаимодействия государства и бизнеса. В экономической литературе такое взаимодействие характеризуется термином «государственно-частное партнерство». Целью такого партнерства является повышение эффективности российской экономики за счет активизации инновационных факторов развития. Это предполагает, что структуры, создаваемые в рамках взаимодействия государства и бизнеса в сфере инновационной деятельности, используя интеграционные преимущества, получают более широкие возможности для создания качественно новых результатов интеллектуальной деятельности (например прорывных инноваций, представляющих собой различные объекты интеллектуальной собственности). Являясь результатом интеллектуальной деятельности персонала созданной структуры, эти объекты выступают не только как конечный результат этой деятельности, но и как инструмент ее дальнейшей активизации. Это обусловлено тем, что интеграция

© Подписка в любое время по минимальной цене (495)

полученных результатов в инновационную подсистему формирует своеобразную платформу для получения синергетического эффекта в рамках последующего использования этих результатов в системе управления инновационной деятельностью созданной государством и бизнесом структуры [1].

Положительные результаты интеллектуальной деятельности персонала структуры, созданной государством и бизнесом, приводят к росту ее инновационного потенциала, улучшению ее имиджа во внешней среде (увеличивается стоимость деловой репутации созданной структуры). Исходя из теории управления стоимостью инновационного бизнеса положительный результат интеллектуальной деятельности персонала структуры, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, представляет собой фундаментальную стоимость созданного объекта интеллектуальной собственности. Коммерциализация этого результата приводит к трансформации фундаментальной стоимости созданного объекта интеллектуальной собственности в рыночную стоимость.

Формируя стратегию инновационного развития, структура, образованная в рамках государственно-частного партнерства,

331-9789, iovrf@mail.ru

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙС

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

может не только самостоятельно создавать различные объекты интеллектуальной собственности, но и приобретать у других структур (предприятий, организаций, а также физических лиц) права на результаты их интеллектуальной деятельности (например права на новые технологии, конструкторскую документацию на продуктовые инновации). Такой подход к формированию стратегии инновационной деятельности реализуется созданной государством и бизнесом структурой в рамках концепции «открытых инноваций».

Использование структурой, образованной в рамках партнерства государства и бизнеса, всей совокупности результатов интеллектуальной деятельности (как созданных самостоятельно, так и полученных из внешней среды) как единого целого приводит к нелинейному увеличению притоков денежных средств, поскольку в инновационной подсистеме возникает эффект синергии. Интегральная величина фундаментальной (рыночной) стоимости структуры, образованной в рамках партнерства государства и бизнеса, представляет собой сумму дисконтированных денежных потоков. Источниками формирования этих потоков могут быть, во-первых, коммерциализация полученных результатов интеллектуальной деятельности, во-вторых, применение в собственном производстве всей совокупности инноваций, как созданных структурой самостоятельно, так и привлеченных из внешней среды.

Таким образом, у структуры, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, возникает необходимость формирования системы управления инновационной деятельностью. Особенностью этой системы является многообразие и неоднородность процессов управления, поскольку управление осуществляется в течение всего жизненного цикла инновационных разработок (процессных и продуктовых инноваций) [2]. В связи с этим количество объектов управления в подобной системе может быть достаточно большим.

Система управления инновационными процессами, протекающими в структуре, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, должна строиться как многоконтурная открытая динамическая система, замкнутая по нескольким обратным связям. В качестве основных контуров в подобных системах целесообразно использовать контур управления научно-исследовательскими и опытноконструкторскими разработками (далее -НИОКР) и создания технологических инноваций, контур приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности других структур, контур использования инноваций в различных проектах инновационной направленности.

Так, на начальном этапе жизненного цикла инновации выполняются НИОКР, и управление осуществляется в условиях неопределенности будущих результатов интеллектуальной деятельности и высокого уровня риска. Объектами управления на этом этапе являются элементы ресурсного обеспечения разработки, интеллектуального капитала, инструменты венчурного финансирования и т. д. На этом этапе система управления инновациями строится как вероятностная система управления с запаздыванием, поскольку отдача от полученных результатов интеллектуальной деятельности наступает не сразу, а только после их коммерциализации.

В контуре управления НИОКР и создания технологических инноваций непосредственно и формируются результаты интеллектуальной деятельности, принимаются принципиальные решения о дальнейшей стратегии инновационного развития структуры, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса [5]. Финансовые ресурсы, использующиеся в этом контуре, привлекаются на основе бюджетного, венчурного, проектного и структурного финансирования.

После завершения НИОКР и получения положительных результатов наступает производственная стадия жизненного цикла

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

инновации. Это может быть стадия серийного (мелко-, средне- и крупносерийного) или массового производства. На этом этапе венчурный капитал замещается менее рисковым (капиталом, инвестируемым в создание производственных структур). Неопределенность результатов интеллектуальной деятельности и риск управления процессами формирования этих результатов значительно снижаются. Соответственно, изменяется и система управления. Из вероятностной системы она трансформируется в детерминированную систему управления.

Функционирование контура приобретения прав на результаты интеллектуальной деятельности других участников инновационной деятельности обеспечивает структуре, образованной в рамках государственно-частного партнерства, дополнение сформированного структурой портфеля прав интеллектуальной собственности новыми элементами. Часто этот шаг дает возможность существенным образом сократить время создания более значимых результатов интеллектуальной деятельности, в которых приобретенные структурой права на результаты интеллектуальной деятельности других участников инновационной деятельности выступают как генератор эффекта синергии. Для решения подобной задачи привлекаются такие инструменты, как лизинг (в первую очередь финансовый), лицензионные соглашения и т. д.

Контур использования инноваций предназначен для коммерциализации полученных структурой результатов интеллектуальной деятельности. Целью функционирования этого контура является получение прибыли от использования структурой результатов интеллектуальной деятельности [6]. Дальнейшая капитализация полученной прибыли способствует улучшению деловой репутации структуры, образованной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, увеличивает ее фундаментальную и рыночную стоимость. Это происходит за счет капитализации полученной прибыли, что

© Подписка в любое время по минимальной цене (495) 3

достигается путем последующего вложения этой прибыли в инновационные процессы, генерирующие создание качественно новых результатов интеллектуальной деятельности (например прорывных инноваций в той или иной отрасли экономики).

Современный рынок, предъявляя высокие требования к качеству и ассортименту продукции, своевременности ее поставки и оказания послепродажных инжиниринговых услуг, диктует переход к диверсифицированному производству [3]. Это предполагает расширение ассортимента выпуска продуктовых инноваций и приводит к изменению механизма оперативнокалендарного планирования и управления производственными процессами. С одной стороны, с повышением уровня производственной диверсификации этот механизм усложняется, а с другой - создаются предпосылки использования такой технологии внутрипроизводственного управления, как just in time (производство по принципу «точно в срок»).

Кроме того, в условиях высокой неопределенности внешней среды диверсификация является эффективным методом снижения рисков инновационной деятельности структуры, образованной в рамках государственно-частного партнерства. Это может обеспечиваться, например, за счет интеграции науки и производства, объединения в единой инновационной разработке опыта, навыков, умений и знаний различных категорий персонала.

Формирование организационно-управленческих и других видов инноваций означает появление в структуре, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, новых интеллектуальных активов. Способы и методы организации и управления производством, отражая совокупность организационных и управленческих интеллектуальных активов (инноваций), в конечном итоге учитываются в составе деловой репутации структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса. Однако на практике всегда возникает

1-9789, iovrf@mail.ru

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙС

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

задача идентификации этих активов и их стоимостной оценки. Для проведения такой оценки может быть использован метод реальных опционов. При этом возникает потребность выявления факторов, которые обеспечивают эффективность диверсифицированного производства. Для структуры стратегически важными факторами являются, во-первых, применение систем CAD/CAM (стратегия CAD - Computer Assisted Design, стратегия CAM - Computer Assisted Manufacturing), во-вторых, переход на CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life Cycle Support).

Применение систем CAD/CAM предполагает интеграцию в единой автоматизированной системе управления инновационной деятельностью управление процессами создания продуктовых и процессных инноваций (стратегия CAD) и процессами изготовления продуктовых инноваций (стратегия CAM) [4]. На практике это является значимым фактором повышения эффективности деятельности структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса, поскольку, во-первых, минимизирует сроки выполнения заказов на продуктовые инновации, во-вторых, сокращает затраты времени на подготовку производства, обеспечивая более высокое качество этой подготовки.

Переход на CALS-технологии формирует систему непрерывной информационной поддержки создания и использования инновационного продукта на протяжении всего жизненного цикла. В основе CALS-технологий лежит идеология использования интегрированных информационных моделей продукта, производственной и эксплуатационной среды, а создаваемые компьютерные сети дают возможность совместного использования различной информации. Реализация CALS-технологий ориентирована на высокий уровень автоматизации процессов управления инновационной деятельностью. Это предполагает наличие у структуры, созданной в рамках взаимодействия государства и бизнеса,

ряда компонентов, в частности систем автоматизированного проектирования и CAD/ CAM-систем; автоматизированных систем управления производством (MRP/ERP-системы), систем хранения и управления информацией о продукте (STEP/PDM Suite-системы).

Переход структуры, образованной в рамках государственно-частного партнерства, на стратегию управления инновационной деятельностью на основе CALS-технологий означает интеграцию всей совокупности бизнес-процессов в единую систему управления. Такой подход к управлению предполагает воздействие не только на процессы создания и использования технологических инноваций (как продуктовых, так и процессных), но и на процессы инжинирингового сопровождения созданных структурой технологических инноваций. Это особенно актуально для инновационной продукции длительного использования, так как продлевает эксплуатационную составляющую ее жизненного цикла, обеспечивая высокий уровень сервисного обслуживания.

Внедрение в сферу управления инновационной деятельностью структуры, сформированной в рамках государственночастного партнерства, CALS-технологий предполагает реинжиниринг существующих бизнес-процессов. Выступая как метод инновационного преобразования системы управления и затрагивая все ее функциональные подсистемы, реинжиниринг сопряжен с высокими затратами (инвестиционными и текущими) [4]. Но именно реинжиниринг, являясь основой перехода на CALS-технологии, позволяет создать высокоавтоматизированную систему управления инновационной деятельностью, интегрирующую составляющие жизненного цикла инновации в единый процесс.

CAD/CAM-системы и CALS-технологии, способствуя кардинальному повышению эффективности инновационной деятельности, выступают как нематериальные факторы роста рыночной (фундаментальной) стоимости структуры, образованной в рамках

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

взаимодействия государства и инновационного бизнеса. Это обусловлено широким использованием в процессе инновационной деятельности большого объема информационных и интеллектуальных ресурсов.

Таким образом, используя описанные нами факторы, структура, образованная в рамках взаимодействия государства и бизнеса, формирует свою конкурентную стратегию как глобальную стратегию повышения эффективности инновационной деятельности. Это во многом обеспечивается за счет информационной интеграции и преемственности информации, порождаемой на каждом этапе жизненного цикла создаваемых результатов интеллектуальной деятельности и учитываемых в виде совокупности объектов интеллектуальной собственности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранчеев В. П., Масленникова Н. П., Мишин В. М. Управление инновациями. М. : Высшее образование ; Юрайт-Издат,

2009.

2. Бирман Л. А., Кочурова Т. Б. Стратегия управления инновационными процессами : учебное пособие. М. : Дело, 2010.

3. Брюс Э., Берчелл Д. Инновации. М. : Дело и Сервис, 2010.

4. Гумерова Г. И. Управление инновационными преобразованиями : учебное пособие. М. : Дело, 2010.

5. Спасенных М. Ю. Инновационный бизнес: корпоративное управление НИОКР. М. : Дело, 2010.

6. Шатраков А. Ю. [и др.]. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий. М. : Экономика, 2008.

Продолжение. Начало на с. 11

ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ

Документ актуален для управляющих компаний

Определен порядок лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (см. постановление Правительства Российской Федерации от

28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»).

К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1-5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать также лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Соискатель лицензии должен представить следующие сведения:

а) о регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации;

б) об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии (должностного лица другого хозяйственного общества, выступающего в качестве единоличного исполнительного органа соискателя лицензии) (далее - должностное лицо соискателя лицензии) неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) об отсутствии информации о должностном лице соискателя лицензии в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата

Окончание на с. 78

32 І Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.