Научная статья на тему 'Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации'

Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
353
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ВУЗА / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL CAPITAL / INNOVATION INFRASTRUCTURE / INTELLECTUAL CAPITAL OF THE UNIVERSITY / THE PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Ячник Е. А.

В статье рассмотрены актуальные проблемы управления интеллектуальным капиталом образовательной организации в условиях инновационного развития экономики. Представлен состав интеллектуального капитала высшего учебного заведения (вуза) как бизнес-структуры. выделены основные факторы оценки эффективности его деятельности. Проиллюстрирована схема механизма функционирования и оценки эффективности деятельности вуза в регионах. Обоснована необходимость разработки модели бизнес-процессов вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тяглов Сергей Гаврилович, Ячник Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ASPECTS OF INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article deals with topical issues of intellectual capital management educational organization in terms of innovative development of the economy. Shows the composition of the intellectual capital of the higher educational institution (university) as a business structure. highlighted the main factors assess its performance. Illustrated diagram of the functioning and performance evaluation of high school in the region. The necessity of developing a model of business processes of the university.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации»

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации

С.Г. Тяглов

заведующий кафедрой «Национальная и региональная экономика» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный экономический университет», профессор, доктор экономических наук (г. Ростов-на-Дону)

Е.А. Ячник

ассистент кафедры «Социальные технологии» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный университет путей сообщения», аспирант государственного научного учреждения «Всероссийский научноисследовательский институт экономики и нормативов» (г. Ростов-на-Дону)

Сергей Гаврилович Тяглов, [email protected]

На современном этапе происходит достаточно активная трансформация мировой экономики в постиндустриальную, в условиях которой обычная товарная продукция уступает нематериальным активам, создаваемым на основе знаний и новых технологий. В этих условиях основной акцент делается на мотивационные механизмы эффективного использования интеллектуального капитала, ориентированного на преобразование нематериальных результатов интеллектуальной деятельности в материализованные рыночные продукты, удовлетворяющие различным потребностям социума.

Следует отметить, что в российской экономике присутствует интеллектуальный капитал (далее - также ИК), но его наличие не дает основания полагать, что экономика страны является инновационно ориентированной, позволяющей компаниям повышать эффективность своей деятельности за счет его грамотного использования. Одним из наиболее эффективных экономикоправовых инструментов, использование которого позволяет решить эту проблему, является институт интеллектуальной собственности (далее - также ИС) [6].

Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

Сегодня в России интеллектуальная собственность в качестве экономического инструмента используется мало и неэффективно. В настоящее время предприятия таких приоритетных технологических отраслей, как космическая, авиационная, атомная, расходуют значительное количество бюджетных средств по государственным контрактам на научно-исследовательские и опытноконструкторские разработки. В реестре федерального имущества и на балансе государственных предприятий практически отсутствуют данные о нематериальных активах как объектах учета. Так, при финансировании гражданской науки в объеме

232,4 миллиарда рублей стоимость нематериальных активов, принадлежащих Российской Федерации и учтенных в Реестре федерального имущества, составляет всего 3,76 миллиарда рублей [1].

В настоящее время необходимо максимально активизировать процесс становления инновационного социума, базирующегося на формировании, продвижении и реализации знаний, которые затем смогут стать интеллектуальным потенциалом организации.

-9789, [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Очевидно, что в роли главного производственного ресурса выступает интеллектуальный капитал организации, составляющими которого являются нематериальные и интеллектуальные ресурсы. Следовательно, определяющими целями и задачами деятельности организации по управлению нематериальными ресурсами и формированию интеллектуальной собственности будут разработка инновационной стратегии предприятия, которая содержит ряд таких основных этапов, как определение целей в сфере инновационного развития, формирование условий создания концепций, инноваций, и наличие системы управления этими параметрами. Показатели инновационной деятельности являются важнейшими в процессе формирования потенциала и конкурентоспособности предприятия [2].

Классифицируя ресурсы на человеческие, финансовые, материальные и нематериальные, в качестве интеллектуального капитала будем рассматривать нематериальные активы и понимать под этим термином интеллектуальный капитал образовательной бизнес-структуры или высшего учебного заведения (далее - также вуз), связанный с обеспечением его основного вида деятельности, а именно образовательного процесса. Сфера высшего образования - это высокоинтеллектуальный сектор экономики, сравнимый по многим параметрам с научно-исследовательскими секторами. Для определения направлений стратегического развития вузов как основных организаций сферы высшего образования интеллектуальный капитал имеет большое значение. Наличие и непрерывное накопление ИК активно содействуют формированию компетенций и конкурентных преимуществ, позволяя вузу поднять свой рейтинг и усилить позиции на рынке образовательных услуг, а также достичь поставленных целей при оптимальном использовании всех групп ресурсов. Эффективный менеджмент подразумевает необходимость экстенсивной оценки объектов и процессов, следовательно, понятие «интеллектуальный капитал»

тесно сопряжено с принципами управления бизнесом с использованием измерительных методов.

Этот аспект актуален с точки зрения обеспечения результативного управления вузом. Анализ ключевых составляющих ИК, которые ранее количественно не оценивались, даст возможность административноуправленческому аппарату получить более реальную картину о перспективах достижения вузом поставленных целей. Разработка устойчивого механизма анализа ИК позволит не только получать достоверные данные, но и осуществлять дальнейшее более эффективное управление ИК как внутри вуза, так и на тактическом и стратегическом уровнях.

Всесторонняя оценка интеллектуального капитала даст возможность определить стратегию организации на длительный период в динамично изменяющихся условиях рынка образовательных услуг и может применяться в качестве инструмента анализа уровня развития инновационного потенциала вуза.

В настоящее время Россия является третьей страной в мире по количеству научных кадров и занимает лидирующие позиции по объему государственных затрат на научные исследования, однако наша страна еще далека от ведущих в этой сфере держав [3]. Это - результат неэффективного сотрудничества научно-исследовательских и образовательных структур, бизнеса и государства, недостаточного привлечения частных инвестиций в научный процесс.

Высшие учебные заведения являются «производителями» таких специфических продуктов, как специалисты, бакалавры, магистры и способствуют получению ученых степеней. Этот процесс предполагает привлечение огромного интеллектуального капитала, но при этом результат несет в себе собственный интеллектуальный капитал. Вузы являются интеллектуально емким сектором экономики, важнейшим элементом которого выступает интеллектуальный капитал профессорско-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

преподавательского состава (далее - также ППС). Тем не менее стоит отметить, что особенность интеллектуального капитала вуза состоит в том, что в нем задействованы интеллектуальные капиталы субъектов и объектов образования, а также его стратегических партнеров. Эта ситуация предполагает наличие специфического подхода к образованию структурных активов вуза, так как управление ими в вузе представ-

ляет более сложный процесс, чем в других организациях.

С.В. Цуриков считает целесообразным, и мы с этим согласны, выделить пять основных блоков, входящих в состав интеллектуального капитала субъектов образовательного процесса в вузе. Эти блоки связаны между собой и являются составляющими интеллектуального потенциала высшего учебного заведения (рис. 1).

Интеллектуальный капитал профессорскопреподавательского состава Интеллектуальный капитал студентов (по программам бакалавров, специалистов и магистров) Интеллектуальный капитал обучающихся по программам послевузовского образования (аспиранты, соискатели, докторанты) Интеллектуальный капитал научноисследовательских, инновационных и внедренческих структур Интеллектуальный капитал стратегических партнеров

rz 1 1

ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ИНТЕЛЛЕК-

КАПИТАЛ КАПИТАЛ (маркетинговые) АКТИВЫ ТУАЛЬНАЯ

(знания, здоровье, (взаимоотношения АКТИВЫ (корпоративная СОБСТВЕННОСТЬ

природные в процессе (репутация, имидж культура, КАК АКТИВ

способности, среди капитализации вуза, база по философия (изобретение,

которых отдельно интеллекта - трудоустройству управления, полезная модель,

следует выделить доверие, выпускников, управленческие товарный знак, знак

творческий взаимопонимание, различные процессы, обслуживания,

потенциал, общая общие ценности и соглашения, система авторское право,

культура, модели портфель заказов повышения ноу-хау)

мотивация к работе и обучению, профессиональные навыки) поведения, взаимоотношения на подготовку специалистов) квалификации ППС)

с внешней средой)

Рис. 1. Состав интеллектуального капитала высшего учебного заведения [4]

Таким образом, интеллектуальный капитал вуза поддается структурированию, а следовательно, может оцениваться. По нашему мнению, система оценки интеллектуального капитала организации должна строиться с учетом таких факторов, влияющих на стоимость объектов интеллектуальной собственности, как:

• учет периода действия охранного документа на момент оценки его стоимости;

• расходы на создание и регистрацию объекта собственности;

• расходы на организацию эксплуатации объекта интеллектуальной собственности;

• расходы на страхование рисков, разрешение конфликтов, уплату налогов и сборов;

• срок полезного использования объектов интеллектуальной собственности

[5].

В России происходят серьезные институциональные преобразования в сфере высшего образования. В связи с этим боль-

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ

шую актуальную значимость приобретают вопросы эффективного управления вузами, переориентации их на инновационный путь развития, а именно применение новых стратегий, моделей и механизмов управления интеллектуальным капиталом. Таким образом, становятся актуальными анализ и оценка интеллектуального капитала вуза, определение основных направлений, меха-

низмов, способов, регулятивных параметров, инструментов управления им.

Изложенное подтверждает необходимость комплексной оценки эффективности взаимодействия образовательных и бизнес-структур.

Специфика оценки эффективности деятельности вузов определяется рядом важнейших факторов (см. рис. 2).

Рис. 2. Основные факторы оценки эффективности деятельности вуза 1

Результативность и эффективность деятельности вуза могут определяться посредством анализа внутренних и внешних факторов и оцениваться по шкале развития. Такая шкала, как правило, содержит уровни развития от «нет формализованной системы» до «лучшие показатели в классе». Преимущества такого подхода состоят в том, что результаты отслеживаются через определенное время, что позволяет достичь улучшения показателей [2].

На региональном уровне, так же как и на государственном, экономическая эффективность деятельности высших учебных заведений главным образом выражается в достаточно высокой степени отдачи от

бюджетного финансирования образования, чем от инвестиций в другие области экономики, при условии снижения потерь от перераспределения бюджетных средств в пользу образования. Следует отметить, что в масштабах региональной экономики экономическая эффективность вуза также проявляется в повышении качества интеллектуального потенциала, увеличении производительности труда и в итоге влияет на рост валового внутреннего продукта. Уровень эффективности менеджмента в деятельности вуза влияет на его конкурентоспособность и позиции на региональном рынке образовательных услуг. Стабилизация общества и повышение уровня жизни

1 Факторы, указанные в схеме, выявлены авторами статьи.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

№ 10 (157) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

населения в регионе напрямую зависят от социальной эффективности высшего образования.

Предложенный подход позволит формировать интеллектуальный капитал с заранее определенными целевыми установками и параметрами.

Таким образом, подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза должен быть основан на моделировании этого процесса. Решение задачи построения бизнес-модели вуза позволит выявить ключевые бизнес-процессы, направленные на рост стоимости стратегии и реализацию стратегии организации, и сформулировать требования к уровню и качеству интеллектуального капитала, необходимому для успешного выполнения этих бизнеспроцессов. Бизнес-модель вуза позволит получить представление об использовании нематериальных ресурсов и других возможностей с целью создания устойчивого конкурентного преимущества. Для реализации бизнес-модели потребуется тщательно разработанная стратегия развития, включающая также стратегические инициативы, направленные на рост такого уникального конкурентного преимущества, как интеллектуальный капитал.

Результативное управление интеллектуальным капиталом вуза предполагает возможность его оценки. Оценка интеллектуального капитала, как количественная, так и качественная, позволит сформировать долгосрочную стратегию организации в условиях постоянно меняющихся потребностей рынка образовательных услуг и может использоваться как инструмент оценки темпов развития инновационного и исследовательского вуза. Показатели, применяемые при оценке уровня элементов ИК, могут

быть встроены в компьютерные аналитические и экспертные системы, что упростит и ускорит процедуру принятия управленческих решений верхним уровнем управления вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайдуллина Ч. Н. Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций : сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань : Казанский университет, 2013.

2. Скрипко Л. Е. Процессный подход в управлении качеством : учебное пособие. СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2011.

3. Путин В. В. О стратегии развития России до 2020 года : доклад на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации.

4. Цуриков С. В. Интеллектуальный капитал вузов - один из факторов инновационного развития // Экономист. 2008. № 1.

5. Сундукова Г. М. Реализация инновационного потенциала университета в условиях экономики знаний // Эффективная реализация инновационного потенциала: опыт Москвы и регионов : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / под ред. д-ра экон. наук, проф. В. Б. Зотова. М. : ОАО «Юго-Восток-Сервис», 2010.

6. Тяглов С. Г., Колычева Ж. Я., Ячник Е. А. Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций : сборник материалов международной научнопрактической конференции. Казань : Казанский университет, 2013.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.