Научная статья на тему 'Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве'

Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5733
699
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СУВЕРЕНИТЕТ / ГОСУДАРСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРАВОВЫЕ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ САМОБЫТНОСТЬ РОССИИ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / THE STATE IDEOLOGY / LEGAL POLICY / THE SOVEREIGNTY / THE STATE / GLOBALISATION / LEGAL AND MORAL VALUES / POLITIKO-LEGAL ORIGINALITY OF RUSSIA / SENSE OF JUSTICE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овчинников Алексей Игоревич

Статья посвящена анализу ценностей российской государственности, их правовому закреплению в Конституции РФ. Автор, рассматривая идеологию государства как важнейший элемент его механизма, предлагает ориентироваться не на либеральный идеологический и ценностный проект, а на нравственно-консервативный в качестве наиболее приемлемого в условиях современных угроз и модернизации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF STATE IDEOLOGY AND ITS FUNCTIONS IN A MODERN STATE

The clause name: Concept of the state ideology and its function of the modern state. The clause is devoted consideration of base values of the Russian statehood, their legal fastening in the Constitution of the Russian Federation. The author, considering ideology of the state as the major element of its mechanism suggests to be guided not by the liberal ideological and valuable project, and on moral-conservative as the most acceptable in the conditions of modern threats and modernisation of the Russian state.

Текст научной работы на тему «Понятие государственной идеологии и ее функции в современном государстве»

Проблема государственной идеологии в последние годы является чрезвычайно актуальной для юридической науки. С одной стороны, ее не существует, т.к. согласно Конституции РФ 1993 г. Россия - страна идеологического плюрализма, в которой запрещено закрепление в качестве государственной какой-либо идеологии. С другой стороны, она должна быть, иначе не понятно, каким образом выстраивается система ценностных предпочтений, как обосновывается нормативная деятельность государства, его правовая политика. Ведь любая юридическая норма представляет собой веление, направленное на защиту той или иной ценности. Система правовых норм, или система законодательства (системность - один из необходимых принципов права), - это прежде всего система ценностей, их объективации. Следовательно, государственная идеология присутствует неизбежно в системе правовых норм, издаваемых государством, и какая-то государственная идеология также имеется в сегодняшней правовой системе России, как десять, двадцать и т.д. лет тому назад.

Очевидно, что наиболее идеологизированной частью системы права является Конституция РФ. Ее нормы представляют собой цели по отношению ко всем остальным нормам системы права, которые могут быть рассмотрены в качестве средств для реализации конституционных положений, достижения целей (реализации ценностей), заложенных в конституционных нормах. Исходя из целей и ценностей, закрепленных в Конституции РФ 1993 г., действующая государственно-правовая идеология определяется нами как либерально-демократическая. Правовая идеология, будучи важным сегментом либеральной идеологии, может быть названа «индивидуалистической», основывающейся на принципах рационалистической версии естественного права.

Особенностью либеральной идеологии выступает то, что в ее сердцевине отрицается возможность существования общих, или базовых, ценностей. Значимы только индивид сам по себе и его интересы. Поэтому вполне логично, что Конституция РФ 1993 г. являясь идеологическим программным документом, формально признает идеологическое многообразие, или идеологическую свободу. Это очень напоминает моральный анархизм, т.е. автономизацию морали, согласно которой «аморальность тоже своего рода мораль». Кроме того, либеральная идеология любую идеологию, в рамках которой интересы личности не рассматриваются в качестве абсолютной ценности, превосходящей ценности государства, общества, нации, церкви, заранее объявляет либо тоталитарной, либо архаичной.

Еще одной особенностью либеральной идеологии, позволяющей ей имитировать идеологический плюрализм, служит принцип парламентаризма. Между тем идеологический плюрализм невозможен в условиях парламентаризма. Правящее большинство в Государственной Думе разве не является идеологическим большинством, определяющим политику страны? Достаточно проследить приоритеты правовой политики, чтобы увидеть насыщенность законов либеральными ценностями. Особенно отчетливо либеральная идея «звучит» в идеологических программных документах, например посланиях Президента Федеральному Собранию РФ.

Поэтому одна из главных ценностей российского общества должна быть представлена не идеологическим плюрализмом, а четкой и внятной позицией государственной власти по отношению к духовно-нравственным идеалам и ценностям, самим базовым ценностям. Можно эту ценность назвать как угодно: национальной идеей, государственным идеалом, основным государственным принципом и т.д.

Исходя из современных процессов, протекающих в мировой политике, судеб Ирака, Югославии, Ливии следует вполне определенный вывод: будущее России зависит от того, насколько быстро она может вернуть себе статус сверхдержавы. Значит будущее России возможно лишь на основе имперской идеи, и одной из главных ценностей отечественной государственности является идея империи, т.е. государства, обладающего абсолютным внутренним и внешним суверенитетом. Необходимо лишь избавиться от негативного оттенка термина «империя», который был приобретен в годы советской пропаганды, обличавшей мировой империализм как антитезу мировому пролетариату. Все крупные игроки на мировой арене - США, Евросоюз, Китай - не скрывают своих имперских притязаний на сверхдержавный статус. Империя представляет собой вполне закономерный итог позитивного развития любого государства. Способность стать империей - показатель успешности национального проекта, критерий и цель развития государства. Поэтому в нормальном, «здоровом» государстве идеология может быть только имперской.

В обыденном языке понятие «идеология» (от греческого «идея» и «логос» - слово, понятие, учение) обозначает систему взглядов на реальность, способы ее освоения, понимания, трансформации с позиции идей, целей, ценностей, идеалов, норм, принятых различными субъектами социокультурной жизни, как индивидуальными, так и групповыми, представленными этнической группой, классом, обществом, государством, сообществом государств, цивилизацией в целом.

В современной научной терминологии «идеология» - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность или система взглядов, идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций, выражающих отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели людей, классов, субъектов политического процесса. Идеология исходит из определенным образом познанной, а точнее, из своеобразно «сконструированной» реальности, ориентирована на достижение идеала и воплощение ряда идей относительно лучших форм общественного бытия.

Идеологии и ценности всегда присутствуют в научном познании, причем не только в социальных науках, но и в естественных. Даже современные естественные науки и открытые ими закономерности, казалось бы, совершенно объективные, не зависящие от ценностного мира познающего субъекта, как показывают исследования последних десятилетий, «замешаны» на идеологических, исторических, культурных, а более всего - религиозных идеях.

Примечательно, что современная теория и философия науки идеологический контекст выделяют в качестве предпосылочного знания и по отношению к естественным, и по отношению к гуманитарным наукам, не разделяя их. Принципы и фундаментальные идеи любых научных теорий, в том числе и правовых, не являются результатом обобщения фактов, а содержат априорный компонент, зависящий от общественного идеала. В число его априорных принципов входят: идеалы, нормы, или нормативные постулаты (правила), которые определяют, что считать обоснованным и доказанным, как строить объяснение, а также задают схему метода познавательной деятельности; представления о причинности, об объектах и процессах, словом, научная картина мира, устанавливающая схему предмета исследования через фиксацию его главных системно-структурных характеристик; понимание истины и цели научного познания; философско-мировоззренческие и общественнополитические основания, обеспечивающие согласование идеалов и норм науки с доминирующими ценностями соответствующей исторической эпохи. Поэтому идеология не может быть «помехой» объективному взгляду на мир, тем более на социальный мир.

Вообще, термин «идеология» был разработан французскими учеными Дежерандо, Дестют де Траси («Элементы идеологии»), Кабанисом и другими в начале XIX в. для обозначения новой эмпирической науки об идеях, опираясь во взглядах на философию французских просветителей [1, с. 256]. Впоследствии этот термин, как известно, получил глубокую проработку Марксом и Энгельсом в их «Немецкой идеологии» (1845-1846), которые сформировали более точное понимание идеологии: это - надстройка, зависящая от базиса (производственных отношений), выражающая специфические интересы определенного класса, выдаваемые за интересы всего общества через ложное сознание. В соответствии с собственными представлениями об эволюции классовой борьбы они выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную, пролетарскую идеологии. Именно марксистское понимание идеологии создало негативное отношение к ней со стороны иных исследователей. Идеология, например, по К. Мангейму, рассматривается как искаженное отражение социальной действительности, выражающее интересы определенных групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; в его учении идеология противопоставляется утопии. Государственная идеология выступает, по мнению некоторых авторов, проявлением классовой доктрины построения системы управления обществом со стороны государства.

Следуя такому подходу, современные исследователи видят в идеологии исключительно рационально сконструированную, проективную форму выражения интересов определенных групп, классов, корпораций. Например, современный русский философ А.Г. Дугин понимает под ней «мировоззрение, которое искусственно создается людьми и распространяется для реализации конкретных социально-политических целей» [2, с. 540]. По его убеждению, мировоззрение в процессе трансформации традиционного общества в общество светское (секулярное) становится идеологией. Мыслитель считает последнюю явлением Нового времени, означающим искусственную

систему взглядов, ценностей, идеалов, методов исторического анализа, сформулированных общественных целей, возникшую в ходе падения религиозного фактора посредством выдвижения отдельными людьми собственных политических, ценностных и социальных систем, опирающихся на рациональные доводы и аргументы, классовые или сословные интересы, научные данные или личные мнения.

Однако такой узкий, по сути партикулярно-классовый, подход представляется не вполне обоснованным. Безусловно, практически все известные нам идеологии возникли в Новое время, в эпоху расцвета европейского рационализма, и обусловлены верой в возможность построения с помощью рациональных проектов «земного рая». В действительности же с древних времен человечество стремилось выработать разумно обоснованный идеал общественного и государственного устройства. Для того чтобы лучше понять смысл данного тезиса, необходимо рассмотреть понятия «идеал» и «идея».

При этом важно отметить связь учения об идеологии с категориями «идеальное», «идея», «идеал». Идея, или эйдос, в греческом языке обозначает вид, образ, наружность, род, способ. Как известно, в истории философии особый статус идеям придает Платон, основоположник объективного идеализма.

Понятие идеала тесно связано с понятием идеи. У Платона идея является: 1) причиной или источником бытия, их свойств и их отношений; 2) образцом, взирая на который демиург творит мир вещей; 3) целью, к чему как к верховному благу стремится все существующее. Кроме того, «идея», по Платону, - это общее, или родовое, понятие о сущности мыслимого предмета. Иными словами, в гносеологическом и логическом контексте такое понимание сближается с обыденным и распространенным представлением об как понятии, замысле, руководящем принципе. Поэтому идеи выступают целью, смыслом и образцом вещей.

Отсюда одно из центральных произведений Платона «Государство» посвящено анализу идеи государства, т.е. идеального, совершенного, образцового государства, в котором «царствует» наивысшая идея в мире идей - идея блага. «Через нее становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное» (VI 505 а) [3, с. 286]. Благо есть то, что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать; оно - причина знания «и познаваемости истины» (VI 508 е) [3, с. 291]. Идея государства и у Платона становится средством для достижения высшей идеи - блага, причем всего народа и государства.

Понятия идеала и идеи оказываются тождественными не только в силу общего корня (греч. idea -образец, норма). Идеал - то же по смыслу что и идеальный образ, имеющий нормативный характер и, по мнению А.И. Лойко, определяющий «способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы» [4, с. 252]. Иными словами, идеал представляет собой смысл и цель всякой человеческой деятельности, будучи образом совершенного, наилучшего устройства (если речь идет о человеческом обществе). Идеал в истории государств всегда играл ведущую роль, т.к. помогал выстроить символический, аксиологический и нормативный порядок в обществе через телеологическое определение иерархии целей и средств, наивысшего, высших, промежуточных идеалов и способов их достижения. Именно поэтому Кант считал, что идеал является идеей регулятивного порядка и не может быть мыслим вне целеполагания, а Гегель трактовал его как наглядно созерцаемый образ цели. Так, например, идеал единого национального государства обусловил политические процессы на территории Западной Европы в XIX в., идеал коммунистического будущего сыграл значительную роль в истории государства Российского в XX в., идеал шариатского мироустройства лежит в основе исламских государств и т.д.

Таким образом, идея государства (или понятие государства) оказывается неразрывно связанной с обоснованием цели существования государства, его смысла в человеческой истории и судьбе отдельного человека, с определением идеального, совершенного государства. Идеал, образец, ценность и цель составляют суть идеи государства. Безусловно, такое понимание государства и его эпистемологической природы неизбежно влечет за собой обвинение в идеализме, т.е. в необоснованном признании семантического и аксиологического доминирования духовного начала над материальным. Однако для рационального мышления идеал является стержнем логических и ценностных построений, т.к. образ (или идеал) идеального обусловливает европейскую шкалу ценностей и пронизывает все пласты европейской культуры: и религию, и нравственность, и

искусство. Даже в основе сугубо материалистической идеи «общества потребления» - «государства всеобщего благоденствия» лежит образ будущего всеобщего блага - сытости и достатка, в котором будут удовлетворены все жизненные потребности человеческого существа. Из природы, естества, естественного права человека (понятого не по христиански, а язычески согласно римско-правовому юснатурализму, где человек есть двуногое животное, часть природного мира) выводится, таким образом, главная идея либерального государства, или государства правового. Поэтому если для сущности человека определяющим выступает гедонистическое начало, принимаемое языческими философами и затем римскими юристами за основу, отвергнутое в Средние века и возрожденное в Новое время, то и идеал государства связан с всеобщим «экономическим раем».

Думается, что без идеологии не обходится никакое общество - ни современное, ни традиционное. Античных философов вряд ли можно отнести к представителям нетрадиционного общества, однако именно учение об идеальных формах власти, человеческого общежития, социального бытия составляло предмет их мышления. Поэтому идеология - спутник общества, в котором существуют мыслящие, рефлектирующие люди, пытающиеся ответить на вопрос о том, зачем им государство, общество, социальное единство, бытие в целом. Сам А.Г. Дугин совершенно справедливо утверждает, что в эпоху «конца идеологии» «освобождение от идеологии постепенно делает людей рабами той идеологии, о которой они не догадываются, которой они не выбирали, в которую они оказались загружены» [2, с. 544]. Безусловно, современная идеология «общества потребления» является новым форматом либеральной, или буржуазной, идеологии.

Вместе с тем не все согласятся с мыслью о том, что без идеала, идеи, идеологии невозможно никакое государственное и общественное развитие. Такую иллюзию (идеологического плюрализма) создает и действующая Конституция РФ, которая предусматривает запрет на установление какой-либо идеологии в качестве обязательной. Однако безыдейность тоже своего рода идеология -идеология идеологической свободы, т.е. либерализма с его господством индивидуальных прав и свобод над общественными интересами. Поэтому стоит прислушаться к выводу П.И. Новгородцева, сделанному им после анализа общественных идеалов Нового времени и Просвещения в эпоху кризиса правосознания и «веры в устроение земного рая»: «Что бы ни ожидало нас в будущем, но мы живем в настоящем, и обязанность наша должна быть исполнена уже теперь, для этих условий, для этих людей, среди которых мы действуем и осуществляем нашу жизненную задачу. Это, конечно, нисколько не исключает необходимости постановки того общего вопроса об абсолютном идеале, в свете которого только и получают свой смысл отдельные частные решения. Только связывая себя с абсолютными началами вечной правды, отдельные люди и отдельные Эпохи могут правильно подойти и к осуществлению своих конкретных задач» [5, с. 467].

Государство и общество нуждаются в идеологии и идеалах как человек - в нравственных ориентирах. В конце концов, без идеологии нет и нравственности. Ведь, как точно выразился А.Д. Градовский, «идеал есть определенное настроение наших нравственных сил [6, с. СХХ1У]. Поэтому общественный, а следом и государственный идеал, может служить индикатором общественной нравственности и зависит целиком от господствующих нравов в обществе. Нравы эти у различных народов определены их религиозными традициями, национальной психологией, менталитетом. Отсюда трудно не согласиться с А.И. Герценым, который в своем разочаровании европейской цивилизацией и западным гуманизмом восклицал: «Кто в мире осмелится сказать, что есть какое-нибудь устройство, которое удовлетворило бы одинаковым образом ирокезов и ирландцев, арабов и мадьяр, кафров и славян» [цит. по: 5, с. 3].

Обобщая вышеизложенное, сформулируем определение государственной идеологии. Под государственной идеологией следует понимать совокупность ценностей и норм, легитимирующих организацию верховной власти в той или иной стране. Ядром государственной идеологии является общественный идеал, от которого зависит оправдание затрат сил, а также мотивация поведения граждан этого государства в деле построения оптимальной модели государственного и общественного устройства, достижения определенных социальных и политических сил.

Рассматривая функции государственной идеологии в современном государстве, ее роль и значение, следует выделить управленческую, интегративную, коммуникативную и методологическую.

Со времен Конфуция и легистов ведется спор о предпочтительности принуждения или убеждения как методов государственного управления. Не вдаваясь в теоретизацию данного вопроса, отметим, что два основных метода - убеждения и принуждения - в том случае, если идеология консервативна, взаимодополнительны. С помощью норм, обеспеченных государственным принуждением, т.е. посредством права формируются общественное мнение, социальные интересы, привычки, поведение людей. Право не только наказание, но и система стимулов, т.к. использование поощрительного метода позволит добиваться эффективной работы механизма правового регулирования. Через право может осуществляться и метод убеждения, поскольку именно нормы права, защищая те или иные ценности, возводят их в статус общеобязательных, всеобщих.

Однако не всегда идеология государства отвечает общественным традиционным ценностям, что лишает право легитимности, а следовательно, и убеждение посредством права делает невозможным. Наиболее яркий пример этого - современная Россия, где право «пропитано» ценностной иерархией либерального гуманизма, идеями прав человека, их верховенства и приоритетности. Последствия такого навязывания западных ценностей обществу катастрофичны: например, в сфере ювенальной юстиции верховенство и приоритет прав ребенка по отношению к правам родителей и обязанностям ребенка (об обязанностях малолетних несовершеннолетних редко ведут речь не только законодатели, но и публицисты-правозащитники) влекут за собой кризис семейной жизни, демографические и нравственные конфликты поколений, разрушение традиционной семьи, а в сфере медицины суррогатное материнство или принудительные аборты разрушают этические норма врача.

Кроме того, основой государственного управления являются управленческие кадры. В государстве без идеологии трудно провести границу между государственной службой и предпринимательской деятельностью или работой в частной организации. Государственная служба предполагает систему духовных ориентиров, необходимых для жертвенного служения общественным интересам.

Государственная идеология выполняет интегративную функцию, объединяя людей, заставляя их забыть на некоторое время или отложить собственную выгоду, «шкурный интерес» во имя общего блага. Особенно важным является такое единство в условиях кризисов и катастроф, включая военное время, чрезвычайные положения. Однако не только в случае последних необходимы идеи верховенства общего блага. Любое организованное единство людей предполагает наличие общих целей у членов социальной группы. В противном случае не будет взаимопонимания между людьми, а также мотива совместной деятельности.

Наконец, для того чтобы ответить на вопрос о роли идеологии в жизни государства, рассмотрим это понятие в связи с идеей, или сущностью, государства. Каждая идеология по-своему трактует сущность государства, в любой теории или философии идеального, лучшего, образцового государства отправной точкой становится сущность государства.

Однако в учении о государстве эмпирические факты, от которых отталкивается то или иное учение о государстве, любой научный взгляд на его сущность теоретически нагружены, отобраны в соответствии с осознаваемым или нет со стороны ученого представлением о должном. Иными словами, учение о сущем (онтология государства) неразделимо с учением о должном (идеал государства).

Подведем итог вышесказанному. Идеология - это всегда комплекс идей о должном в государственном развитии, целях государства, а также система и иерархия ценностей, их предпочтений. Без идеологии невозможно государственное управление, т.к. нет «маяков» и «фарватера», по которым оно осуществляется. Идеология может включать в себя взгляды на существующую социальную действительность, интересы, цели самых различных субъектов социальной жизни - правящего слоя, народа, поколения, общественных объединений и др. Идеология может быть реалистичной, утопичной, рационалистичной и т.д., но это всегда ценностная конструкция, совокупность целей и средств. Каждый государствообразующий народ имеет свою

идеологию государства, иерархия ценностей которой определена его историей и традициями, т.е. культурой. Таким образом, для развития государства необходимо национальную культуру сделать государственной идеологией. В России это культура русского государствообразующего народа, ее ядро состоит из ценностей православного христианства.

Литература

1. Грицанов А.А. Идеология // Новейший философский словарь. Минск, 1998.

2. Дугин А.Г. Обществоведение для граждан Новой России. М., 2007.

3. Платон. Государство // Собрание сочинений: В 4 т. М., 1994. Т. 3.

4. Лойко А.И. Идеал // Новейший философский словарь.

5. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1993.

6. Градовский А.Д. Значение идеала в общественной жизни // Собрание сочинений. 1908. Т. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.