7. См.: Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. СПб изд. Питер, 2006.
I.A. Otochina, L.I. Rukaber
ON COMMON CHARACTERISTICS OF FALSE INDICATIONS
The problem of evidence during the interrogation, with the psychological properties of the person being questioned. Attention is paid to the psychological state of mind and pathological defects, the person being questioned.
Keywords: questioning, truthful testimony, mental health, mental defects, distinctive features lie.
УДК 343.5
O.A. Петрухина, канд. юрид. наук, доц., 8-920-751-09-98, [email protected] (Россия, г.Тула, ТулГУ)
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕЛЕВОГО КРЕДИТА КАК ПРЕДМЕТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО 4.2 СТ.176 УК РФ
Рассмотрены содержание объективной стороны преступления, предусмотренного ч.2 ст. 176 УК РФ, понятие и виды государственного целевого кредита, порядок его предоставления, сущность целевого характера кредита, порядок контроля за целевым использованием кредитных средств.
Ключевые слова: преступление, предмет преступления, государственный целевой кредит, цель, федеральный бюджет, незаконное получение государственного целевого кредита.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.2 ст. 176 УК РФ складывается из:
1) незаконного получения государственного целевого кредита;
2) использования государственного целевого кредита не по прямому назначению.
Незаконное получение государственного целевого кредита может быть обеспечено различными способами, к примеру:
- подделка документов, дающих право на получение льготного государственного кредита;
- подделка документов о хозяйственном либо финансовом положении, о результатах проведения конкурса (если кредит выдается на конкурсной основе);
- подделка документов, служащих обеспечением возвратности кредита (залог, гарантии муниципальных органов и т. п.) с целью получения государственного кредита.
Под использованием государственного целевого кредита не по прямому назначению понимаются действия, связанные с распоряжением полученными средствами в противоречии с условиями, сформулированными в нормативных актах о предоставлении государственного кредита, а также кредитного договора.
Использование государственного целевого кредита не по прямому назначению может выражается в [1]:
- направлении средств на банковские депозиты;
- осуществлении взносов в уставный капитал другого юридического лица, в оказании финансовой поддержки;
- расходовании средств при отсутствии оправдательных документов, в неоформлении или неправильном оформлении первичных документов;
- использовании средств на цели коммерческого кредитования;
- направление в виде материальной помощи своим филиалам, дочерним структурам;
- раздаче своим сотрудникам или другим лицам в виде беспроцентных ссуд;
- использовании для оплаты учебы своих детей, детей родственников, приближенных;
- приобретении различных ценностей (квартир, автомашин);
- погашении банковских кредитов, уплате налогов;
- оплате аренды помещений и прочих хозяйственных расходов.
Предмет рассматриваемого преступления составляют: незаконно
полученный государственный целевой кредит; государственный целевой кредит, использованный не по прямому назначению.
Государственное целевое кредитование осуществляется на публично-правовой основе и регламентируется федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов РФ о бюджете субъектов РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местном бюджете, а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и иными нормативными актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Государственный целевой кредит - это ссуда в виде денежных средств или вещей, определенных родовыми признаками, выдаваемая от имени государства Центральным банком России и другими банками (по поручению Центробанка) субъектам Российской Федерации, отраслям народного хозяйства, организациям и гражданам под конкретные целевые программы и подлежащая возврату с процентами.
Государственный целевой кредит - это кредит, который выдает государство субъектам РФ, отраслям хозяйственного комплекса, организациям и гражданам для реализации определенных экономических программ (конверсионных, инвестиционных, технического содействия), на поддержку отдельных регионов, отраслей хозяйства (сельского, угольной
промышленности), отдельных предприятий, новых форм хозяйствования (фермерство, малый и средний бизнес), для создания рабочих мест, обустройства беженцев, индивидуального жилищного строительства и т. п.
К числу наиболее важных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета можно отнести следующие: строительство жилья; поддержка отдельных регионов страны (свободных экономических регионов, районов стихийных бедствий и т.п.); поддержка некоторых отраслей народного хозяйства (сельского хозяйства, угольной промышленности и т.п.); создание рабочих мест; обустройство беженцев, малочисленных народов Севера; завоз продукции в районы Крайнего Севера; закупка и завоз зерна для федеральных и региональных фондов.
При этом бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии не относятся к государственному целевому кредиту.
Главным признаком предмета указанного преступления является целевой характер, который заключается в необходимости использования кредитных средств согласно установленной для него цели и имеет практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора (указываются его цели, размеры, сроки, условия представления и круг заемщиков) и в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком.
Если при выделении средств формулируются две или несколько целей, то недостижение одной из них означает в целом нецелевое использование средств.
В зависимости от способов определения цели в кредитном договоре подразделяются на позитивные и негативные [2], исходя из того, возлагается ли на заемщика, позитивная обязанность, или устанавливается для него запрет на вложение полученных средств в определенные сферы деятельности. На практике оба этих способа могут быть использованы как раздельно, так и вместе.
Оговоренная цель не должна:
- быть незаконной (ст. 168 ГК);
- противоречить основам правопорядка и нравственности (ст. 169
ГК);
- свидетельствовать о кабальном характере сделки (ст. 179 ГК);
- противоречить целям деятельности заемщика, являющегося юридическим лицом с ограниченной правоспособностью (ст. 173 ГК).
Если заемщик использовал полученные им средства в иных целях, чем предусмотренные в кредитном договоре, преследуя при этом цель избежать значительных убытков, и своими действиями причинил крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то в этом случае вопрос об уголовной ответственности должен решаться с учетом положений о крайней необходимости и обоснованном риске, предусмотренными соответственно ст.ст. 39 и 41 УК РФ.
Что же касается использования кредита на личные цели (покупка квартир, автомашин, оплата учебы детей), то в данном случае, действия заемщика необходимо квалифицировать по ст. 159 УК РФ, так как умысел последнего направлен на хищение кредитных средств [3].
Нецелевое использование негосударственного кредита не подпадает под признаки рассматриваемого преступления. В данном случае виновные могут понести ответственность за управленческие или должностные преступления [4].
Важным обстоятельством является то, что в целевом кредитном договоре кредитор имеет право контролировать заемщика по целевому использованию кредита, а заемщик в соответствии с п. 1 ст. 814 ГК РФ обязан предоставить ему такую возможность. Возложение ее следует из самого соглашения сторон о целевом характере кредита.
Однако было бы вернее контроль за целевым расходованием кредита представлять кредитору не как его право, а вменить в качестве регулярно выполняемой обязанности. Это сыграло бы роль средства, удерживающего заемщика от соблазна нецелевого использования кредитных средств.
Контроль за целевым использованием выделяемых средств из федерального бюджета осуществляют Министерство финансов РФ или его территориальные подразделения, Центральный банк России либо его территориальные подразделения, коммерческие банки РФ. Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 821 ГК РФ, в случае нецелевого использования заемщиком кредитных средств, кредитор вправе отказаться от дальнейшего кредитования заемщика по договору.
Без права контроля условие о цели теряет свой смысл и превращается в пустую декларацию.
Целевой государственный кредит выдается на основании письменного разрешения руководства Министерства финансов Российской Федерации или руководителя соответствующего финансового органа на срок до 2 лет под гарантию, обеспечиваемую залогом товаров, находящихся в обороте и переработке у предприятия.
Для рассмотрения заявок государственных предприятий о предоставлении целевого государственного кредита в финансовых органах исполнительной власти субъектов РФ образуются комиссии с участием представителей банков, российских юридических лиц, являющихся агентами Правительства РФ [5].
При рассмотрении вопроса о предоставлении государственного кредита следует исходить из того, что кредит в размере 500 млн. рублей и выше предоставляет непосредственно Министерством финансов Российской Федерации, а ниже указанного лимита - министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, финансовыми управлениями краев, в пределах кредитных ресурсов, выделяемых на эти цели Министерством финансов Российской Федерации, на основе
заключения кредитного соглашения с соответствующим финансовым органом.
Список литературы:
1. Козаченко П., Васильева Я. Ответственность за незаконное получение государственного целевого кредита // Российская юстиция. 2000. № 5.
2. Каримуллин Р.И. Договор целевого кредита // Журнал российского права. 2000. № 10.
3. Шмонин А.В. Расследование преступлений, связанных с незаконным получением кредита. Архангельск: МИУ, 2001.
4. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК). М.: Волтерс Клувер, 2006.
5. Письмо Министерства финансов РФ от 03.07.1992 № 2-9 «О предоставлении кредитных ресурсов для нормализации платежей в народном хозяйстве» // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 9-10.
O.A. Petruhina
Considered the content of the objective side of the crime envisaged by part 2 of the article 176 of the criminal code of the russian federation, the notion and kinds of state special-purpose loan, the procedure of its provision, the essence of the purpose of the loan, the procedure of control over the targeted use of credit funds.
Key words: a crime, the subject of the crime, the state special-purpose loan, a purpose, the federal budget, illegally obtaining state special-purpose loan.
УДК 342.9
М.М. Поляков, канд. юрид. наук, доц., +7(920)751-55-05, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
КОРРУПЦИЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ПРАВА, СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ И ТЕНДЕНЦИЙ
В статье рассмотрены различные аспекты коррупционных проявлении в области государственного управления на основе исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых.
Ключевые слова: коррупция, государственное управление, административное
право.
Слово «коррупция» имеет древние корни. В одном из величайших памятников Древнего Рима - Законах XII таблиц термин «соггитреге» уже