DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_176
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ THE CONCEPT OF STATE SOVEREIGNTY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
РОСЕНКО Мария Ивановна,
д.п.н., профессор кафедры «Конституционное и административное право», Севастопольский государственный университет. г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: [email protected];
СТАРЦЕВА Светлана Владимировна,
магистр, Севастопольский государственный университет. г. Севастополь, ул. Университетская, 33. E-mail: [email protected];
ROSENKO Maria Ivanovna,
PhD, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: [email protected];
STARTSEVA Svetlana Vladimirovna,
Master's degree, Sevastopol State University. Sevastopol, Universitetskaya str., 33. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье исследованы понятие и сущность государственного суверенитета, основные этапы развития концепции суверенитета, рассмотрена национальная система конституционно-правовой защиты государственного суверенитета, ее особенности в условиях глобализации и современном состоянии международных отношений, сделаны предположения о трансформации сущности и понятия государственного суверенитета в условиях экономического сдерживания, экспортных и импортных ограничений, беспрецедентных санкций против Российской Федерации, увеличения региональных конфликтов по периметру границ и иных недружественных действий в отношении России.
Abstract: the article examines the concept and essence of state sovereignty, the main stages of the development of the concept of sovereignty, considers the national system of constitutional and legal protection of state sovereignty, its peculiarities in the context of globalization and the current state of international relations, makes assumptions about the transformation of the essence and concept of state sovereignty in the conditions of economic restraint, export and import restrictions, unprecedented sanctions against the Russian Federation, the increase in regional conflicts along the perimeter of borders and other unfriendly actions against Russia.
Ключевые слова: государственный суверенитет, межгосударственное взаимодействие, внутренняя и внешняя политическая деятельность, национальная система конституционно-правовой защиты государственного суверенитета, процесс глобализации.
Keywords: state sovereignty, interstate interaction, internal and external political activity, national system of constitutional and legal protection of state sovereignty, the process of globalization.
Для цитирования: Росенко М.И., Старцева С.В. Понятие государственного суверенитета в условиях глобализации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 176-178. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_176.
For citation: Rosenko M.I., Startseva S.y. The concept of state sovereignty in the context of globalization // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 176-178. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_176.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2023
Исторически отношения между странами складывались во взаимосвязи друг с другом. Борьба за сферы влияния неминуемо приводила к военным столкновениям и, как следствие, усиление позиций одного государства по отношению к другому. Формирование упорядоченного межгосударственного взаимодействия длилось на протяжении веков, постепенно создавая целостную систему международных отношений.
Обмениваясь продукцией и товарами, данными, научными сведениями и социально-культурными традициями страны и государства оказывались максимально зависимыми друг от друга. Нарастающее объединение экономик и социума на континентах однозначно подталкивает развитие такого процесса как глобализация. И хотя глобализация ускоряет развитие человечества, она представляет собой непростой процесс и порой может принять угрожающий характер для независимости государства, в частности для суверенитета.
В юридической литературе выделяют следующие главные признаки государства: географическая целостность территории; законодательная деятельность; суверенитет; привилегия государства в использовании силы (законное понуждение); безусловность гражданства; налоговые платежи; органы публичной власти [1, с. 38].
В современных международно-правовых отношениях одним из конституционных признаков государства, который обращает на себя внимание, является суверенитет. Понятие суверенитета в декларативно-правовом значении является имманентным, неотделимым и целостным свойством государства, которое выражается в самостоятельности обозначении целей, установке задач, а также автономия выбора методов их реализации, как во внутренней и внешней политической деятельности.
Функционирование суверенитета, как государственного механизма, обладает внутренней и внешней направленностью. Внутренняя отличается цельностью и безусловностью власти, а внешняя проявляется в следовании одного государства концепции равноправия и отказа от вмешательства в дела другого, говоря другими словами, в международных взаимоотношениях эта концепция выражается в безоговорочном принятии суверенного авторитета страны или государства во взаимодействии друг с другом. Такое понимание демонстрирует суверенитет как краеугольный государственный признак.
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
Тематикой развития и становления государственного суверенитета изучали и анализировали ряд российских и зарубежных теоретиков в области юриспруденции, такие как Ж. Боден, У. Бек, А.М. Зарецкий, И.Ф. Кефели, С.В. Смирнов, А.Г. Чернявский, С.В. Черниченко и другие.
Основы развития концепции суверенитета были заложены в трудах Ж. Бодена [2, с. 335], утверждавшего, что суверенитет - это свойство правителя государства. Вместе с тем, устойчиво применяемая в правовой лексике дефиниция государственного суверенитета отражена в трудах С.В. Черниченко, идентифицировавшего ее как «верховенство государства в пределах его границ и независимости на международной арене» [3, с. 528].
Точное определение понятия государственного суверенитета позволяет ученым, политологам, государственным деятелям развивать теорию о делении государственного суверенитета на военно-политический, экономический, дипломатический, культурный, технологический и общественный. И только при наличии у государства всех перечисленных суверенитетов можно говорить об абсолютном государственном суверенитете.
Большинство стран современного мира, включая Россию, являются участниками разнообразных международных организаций и альянсов, которым делегируют некоторые свои компетенции согласно международным договорам, а это в свою очередь есть «ограничитель» суверенности государства. Поэтому, становясь членом международных организаций, суверен добровольно возлагает на себя круг обязанностей и параллельно передает сегмент своих полномочий международным альянсам, в связи с чем, нарушается привилегия государства на самостоятельное принятие решений.
Сужение возможностей в независимом совершении политических действий связано с ратификацией государствами довольно большого числа международных договоров, а это, безусловно, вносит правки в масштаб суверенитета каждого государства. Однако государства все же интегрируются между собой путем формирования региональных структур, коалиций и альянсов в целях эффективного соперничества на мировом треке, экономического прироста и благосостояния общества. В случае такой взаимозависимости, суверенитет оказывается в некотором соотношении с международным правом и не устанавливается как абсолютный, следовательно, возникает такой процесс, как «десуверенизация». Наибольшему влиянию международных альянсов, международному трафику товаров и денежных масс подвергаются экономический, военный и технологический суверенитеты государств, а в условиях глобализации эти процессы неизбежны.
Так, рассматривая взаимосвязь процессов глобализации и развития государственного суверенитета, следует отметить неизбежность влияния первого на процессы становления второго. Именно об этом заявил Президент Российской Федерации В. Путин в своем обращении к участникам X Петербургского международного юридического форума: «Многополярная система международных отношений активно формируется. Этот процесс необратим, он происходит на наших глазах и носит объективный характер». Также глава государства отметил, что: «Позиция России, многих других стран заключается в том, что такое демократическое, более справедливое мироустройство должно выстраиваться на основе взаимного уважения и доверия и, конечно, общепризнанных принципов международного права и Устава ООН» [4].
На сегодняшний день тезис о необходимости формирования многополярного мира, как альтернативы процессу глобализации в форме «мира, основанного на правилах», является основой внешней политики не только Российской Федерации, но и других ведущих государств.
Рассматривая национальную систему конституционно-правовой защиты государственного суверенитета Российской Федерации и зарубежных стран, следует сказать, что Азербайджан, Армения, Бахрейн, Венгрия, Египет, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Словакия, Тунис включили в свои конституции поправки, меняющие важность своих ценностных ориентиров.
Частично основные законы стран «экологизируются», природные богатства определяются как бесценное народное наследие [5, с. 8], а в иных конституциях обозначаются такие ценности, как семья, общественная справедливость. Актуальные в настоящее время конституционные реформы касаются не только правовых систем государств. В мировом сообществе широко закрепляется «ценностное» познание права, подразумевающее «равноправие» и даже преимущество национальной составляющей. Фактически в этом направлении государства в настоящее время вырабатывают современные алгоритмы собственного конституционного развития.
В 2020 году в рамках конституционно-правовой защиты государственного суверенитета были скорректированы положения Конституции Российской Федерации. Изменения, которые были одобрены в ходе общероссийского голосования, содержат поправки о культуре, как исключительном достоянии многонационального народа, о сбережении этнокультурного и языкового разнообразия, многовековой памяти поколений, веры в Бога, исторической справедливости, памяти защитников Отечества, сакраментальных для России семейных традиций и другие [6]. Так же приняты поправки о продолжении государственного становления, обеспечении суверенитета и монолитности территории Российской Федерации, главенстве ее Конституции над предписаниями межгосударственных объединений и организаций, принимаемых в соответствии с требованиями международных контрактов, в случае их противоречия Конституции России и другие новшества.
Стратегия внесения изменений в Конституции Российской Федерации заключается в упрочнении суверенитета страны, фортификации национальной безопасности и стабильности, повышении авторитета института публичной власти, тем самым рост доверия к нему со стороны населения.
Закон о поправке признает главенство норм Конституции России над нормами международного права и оказывается логичной стадией совершенствования внутригосударственного правового режима. Настоящая координация лежит в основе доктрины национальной конституционной идентичности, шаг за шагом постулируемой Конституционным Судом РФ и обширно используемой в иностранных государствах. Изначально постулаты доктрины были изложены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 по делу, в котором решалась возможность разрешения согласно конституционным нормам России Постановления Европейского Суда по правам человека по делу «Анчугов и Гладков против России» [7].
Следовательно, установление преимущества конституционных положений над положениями международного права считается конституционным рычагом, способствующим фактическому воплощению норм основного закона страны. Аккумулируемые в данные нормах обществен-
ный паритет и собранные воедино показатели сочетания всевозможных конституционных ориентиров, есть ни что иное как констатация государственного суверенитета.
Несомненно, в современном конституционном периоде Россия генерирует индивидуальную национальную конфигурацию конституции, которая сочетается с российским менталитетом и актуальным императивам государственной защищенности страны. Такая современная конфигурация намного качественнее, чем в предыдущие десятилетия, отображает государственно-гражданскую ориентацию российского государства, его социокультурный шифр и политико-правовые тенденции. Такие мировоззренческие установки, если быть точнее, социальные установки соответствуют скопленным историческим навыкам, испытанные временем и практикой амбиции, осмысленные и постигнутые властью и многочисленными общественными кругами.
История неутихающей борьбы за сферы влияния одних государств по отношению к другим, в настоящее время привела к тотальному военному, дипломатическому, экономическому и технологическому давлению на государства, политическое руководство которых проводит независимую политику.
Россия после распада СССР, пройдя долгий путь приведения законодательства в соответствие европейским стандартам, выстраивая дипломатические, социально-культурные, экономические и научно-технические связи со странами Европейского союза, снова столкнулась тотальным военным, дипломатическим, экономическим и технологическим давлением когда-либо применявшимся к другим государствам.
В условиях экономического сдерживания, экспортных и импортных ограничений, беспрецедентных санкций против Российской Федерации, увеличения региональных конфликтов по периметру границ и иных недружественных действий в отношении России, политическим руководством в рамках конституционной реформы принят ряд решений в целях сбережения государственного суверенитета и стабильного развития государства.
В марте 2022 год Россия заявила о выходе из состава Совета Европы и уже в январе 2023 года прекратила действие международных договоров между Россией и Советом Европы [8]. В июне 2022 года Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин подписал распоряжение о выходе России из Всемирной туристской организации [9].
В феврале 2023 года Президент Российской Федерации В. Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о приостановлении участия России в Договоре о стратегических наступательных вооружениях [10].
Резюмируя, следует отметить, что принимаемые на конституционном уровне изменения о мерах по поддержанию мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела других стран будет благоприятствовать упрочнению суверенитета, самостоятельности и территориальной монолитности государств, их стабильному социально-экономическому становлению, а также воплощению конституционных прав и свобод граждан, улучшению их уровня жизни.
Библиогра фия:
1. Анохин Ю.В. Теория государства и права Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2016. — 212 с.
2. История политических и правовых учений. Ч. I: Зарубежная политико-правовая мысль: Хрестоматия /сост. В. В. Ячевский. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2000.
3. Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том 2: Старые и новые теоретические проблемы. М., 1999.
4. Стенограмма выступления Президента России к участникам международного юридического форума: официальный сайт. - Москва. - URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-obraschenija-putina-k-uchastnikam-yuridicheskogo-foruma-30-06-2022.html/ (дата обращения: 09.03.2023). - Текст: электронный.
5. Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти»). - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
7. Постановление ЕСПЧ от 04.07.2013 «Дело «Анчугов и Гладков (Anchugov and Gladkov) против Российской Федерации» (жалоба № 11157/04, 15162/05). - Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
8. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество»: официальный сайт. - Москва. -URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/279220-8/(дата обращения: 10.03.2023). - Текст: электронный.
9. Официальный интернет-портал правовой информации: официальный сайт. - Москва. - URL.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206100063 (дата обращения: 10.03.2023). - Текст: электронный.
10. Президент России: официальный сайт. - Москва. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565/ (дата обращения: 10.03.2023). - Текст: электронный.
References:
1. Anokhin Yu.V. Theory of state and law Barnaul: Barnaul Law Institute, 2016. — 212 p.
2. The history of political and legal doctrines. Part I: Foreign political and legal thought: A textbook / comp. V. V. Yachevsky. Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2000.
3. Chernichenko S.V. Theory of International Law. In 2 volumes. Volume 2: Old and New theoretical problems. Moscow, 1999.
4. Transcript of the speech of the President of Russia to the participants of the International legal forum: official website. - Moscow. - URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-obraschenija-putina-k-uchastnikam-yuridicheskogo-foruma-30-06-2022.html / (accessed: 09.03.2023). - Text: electronic.
5. Khabrieva T.Ya., Klishas A.A. Thematic commentary on the Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power"). - Access from the ConsultantPlus legal reference system. - Text: electronic.
6. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020. - Access from the reference.-legal system ConsultantPlus. - Text: electronic.
7. ECHR Ruling of 04.07.2013 "The case of Anchugov and Gladkov v. the Russian Federation" (Complaint No. 11157/04, 15162/05). - Access from the help.-legal system ConsultantPlus. - Text: electronic.
8. The system of ensuring legislative activity of the State automated system "Lawmaking": official website. - Moscow. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/279220-8 /(accessed: 03/10/2023). - Text: electronic.
9. Official Internet portal of legal information: official website. - Moscow. - URL.: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206100063 (accessed: 03/10/2023). - Text: electronic.
10. President of Russia: official website. - Moscow. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 / (accessed: 03/10/2023). - Text: electronic.