Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ СУВЕРЕНИТЕТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ СУВЕРЕНИТЕТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
328
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ "ИНТЕРНЕТ"

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карев Дмитрий Александрович

В статье раскрывается понятие государственного суверенитета, его виды и сущность в условиях всестороннего использования информационно-технических средств в различных сферах общества. Рассматриваются основы трансформации общественных отношений в эпоху цифровизации и уточняется роль государства в указанных процессах трансформации. Анализируются дискуссии, существующие на предмет «размывания» и стирания границ государственного суверенитета в условиях глобализации экономического, политического и правового пространства, а также проблемы, возникающие в контексте сохранения независимости государства в период распространения и использования информационно-технических средств. Уточняется необходимость модернизации национального и международного законодательства с целью сохранения государственного суверенитета, а также принципы, с учетом которых можно говорить о незыблемости государственного суверенитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PRESERVING SOVEREIGNTY IN THE ERA OF DIGITALIZATION

The article reveals the concept of state sovereignty, its types and essence in the conditions of comprehensive use of information technology in various spheres of society. The fundamentals of the transformation of public relations in the era of digitalization are considered and the role of the state in these transformation processes is clarified. The article analyzes the discussions that exist on the subject of "blurring" and erasing the boundaries of state sovereignty in the context of globalization of the economic, political and legal space, as well as problems arising in the context of preserving the independence of the state during the dissemination and use of information technology. It clarifies the need to modernize national and international legislation in order to preserve state sovereignty, as well as the principles, taking into account which it is possible to speak about the inviolability of state sovereignty.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ СУВЕРЕНИТЕТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _32 УДК 342.1

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ ON THE ISSUE OF PRESERVING

КАРЕВ Дмитрий Александрович,

доцент кафедры теории права и философии, Самарский государственный экономический университет. 443090, Россия, Самарская обл., г. Самара, ул. Советской Армии, 141. E-mail: kdmitry07@mail.ru;

Karev D. A.,

Samara state University of Economics,

Senior lecturer of the Department of theory of law and philosophy. 141 Sovetskaya Armiya str., Samara, Samara region, 443090, Russia. E-mail: kdmitry07@mail.ru

СУВЕРЕНИТЕТА В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ SOVEREIGNTY IN THE ERA OF DIGITALIZATION

Краткая аннотация: В статье раскрывается понятие государственного суверенитета, его виды и сущность в условиях всестороннего использования информационно-технических средств в различных сферах общества. Рассматриваются основы трансформации общественных отношений в эпоху цифровизации и уточняется роль государства в указанных процессах трансформации. Анализируются дискуссии, существующие на предмет «размывания» и стирания границ государственного суверенитета в условиях глобализации экономического, политического и правового пространства, а также проблемы, возникающие в контексте сохранения независимости государства в период распространения и использования информационно-технических средств. Уточняется необходимость модернизации национального и международного законодательства с целью сохранения государственного суверенитета, а также принципы, с учетом которых можно говорить о незыблемости государственного суверенитета.

Abstract: The article reveals the concept of state sovereignty, its types and essence in the conditions of comprehensive use of information technology in various spheres of society. The fundamentals of the transformation of public relations in the era of digitalization are considered and the role of the state in these transformation processes is clarified. The article analyzes the discussions that exist on the subject of "blurring" and erasing the boundaries of state sovereignty in the context of globalization of the economic, political and legal space, as well as problems arising in the context of preserving the independence of the state during the dissemination and use of information technology. It clarifies the need to modernize national and international legislation in order to preserve state sovereignty, as well as the principles, taking into account which it is possible to speak about the inviolability of state sovereignty.

Ключевые слова: государство, государственный суверенитет, общественные отношения, правовое пространство, нормативно-правовое регулирование, информационное пространство, цифровизация, Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет».

Keywords: state, state sovereignty, public relations, legal space, legal regulation, information space, digitalization, Information and telecommunication network "Internet".

Для цитирования: Карев Д.А. К вопросу о сохранении суверенитета в эпоху цифровизации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_32.

For citation: Karev D.A. On the issue of preserving sovereignty in the era of digitalization // Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 32-34. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_32.

Статья поступила в редакцию: 11.11.2022

Всестороннее и планомерное применение информационно-технических средств во всех сферах общества, начавшееся в середине XX в. и активизировавшееся в XXI в., позволило в кругах широкой общественности говорить о новых, более современных и актуальных способах аккумулирования, фиксации, хранения и последующей передачи информационных данных. В данном случае открытость и свободная передача информации посредством средств цифровизации диктует необходимость решения вопроса об особенностях трансформации правоотношений, возникающих на этой почве, и, в особенности, роли государства в части регулирования норм, детерминирующих общественные отношения в эпоху цифровизации. При этом, говоря о государстве как о политико-территориальной организации, обладающей публичной властью на определенной территории с целью осуществления охранительных и управленческо-обеспечительных мероприятий, обязательных с точки зрения исполнения всем населением страны, можно отметить, что одним из ключевых его признаков является суверенитет. Суверенитет как форма независимости государства во внешнеполитических и экономических делах, а также верховенство во внутренних, выступает, как следствие, в двух аспектах:

1. внутренний, подразумевающий право представления всего общества, верховенство власти, осуществляемое в адрес физических и юридических лиц, территориально привязанных к данному государству;

2. внешний, олицетворяющий независимость государства на мировой арене, признание его самостоятельности ведущими державами мира, а также невмешательство других государств во внутреннее управление, осуществляемое государством в отношении проживающего населения, а также в направления внешней политики рассматриваемого государства [5, с. 203-204].

В части суверенитета ведутся особенно оживленные дискуссии, поскольку произошедшая в конце XX — начале XXI в. экономическая и финансовая глобализация, интегрирующая государства всего мира на базе использования информационных технологий, позволила выдвинуть гипотезу об отмирании суверенитета, его «размывании» и потере актуальности в системе основных признаков государства [3, с. 31]. Вместе с тем перманентная цикличность мировых экономик, продуцирующая глобальные экономические рецессии, а также кризисы интеграционных объединений государств не оправдала озвученного предположения. Встал вопрос о сохранении т.н. информационного суверенитета государства, что подразумевает необходимость уточнения сохранения суверенитета государства, его защиты и обеспечения с учетом изменения характера общественных отношений во всех сферах общества. При этом на необходимость решения указанной проблемы среди представителей научной общественности указывается достаточно давно. Так, в конце XX в. делались попытки предупредить «размывание» государственного суверенитета,

Теоретико-исторические правовые науки

возможного в условиях всестороннего применения информационно-технических средств, в связи с чем уже с начала XXI в. авторами (Н.А. Ефремова [6, с. 193], А.Р. Халатов [14, с. 76] , Л.Ю. Черняк [15, с. 93] и т.д.) указывалось на комплексное изменение функционала государственного суверенитета в контексте публично-правового регулирования. Некоторые ученые выдвигали теорию технологического суверенитета, в рамках которого меняется структура управления государства обществом при существовании т.н. «умных устройств» (В.В. Горюнов [2, с. 117], Н.Б. Пастухов [13, с. 204]), а некоторые теоретики предлагали новое понятие - «киберсуверенитет», отражающий реалии современного времени в части изменения государственного суверенитета (А.В. Маслов [8, с. 67]). Однако до сих пор существуют споры на предмет признаков и характера суверенитета государства в контексте политического управления и правового регулирования с учетом воздействия цифровых средств.

В настоящий момент существуют главным образом два подхода, в рамках которого отражается особенность трансформации государственного суверенитета в условиях влияния информационных технологий:

1. технократический, анализирующий в большей мере угрозы, наносимые информационному суверенитету государства и наносящие вред, тем самым, его информационной безопасности;

2. юрисдикционный, обуславливающий степень конфликтности общественных отношений, вызванной влиянием информационных средств, и отраженный при рассмотрении судебных дел и исполнения судебных решений [1, с. 28-29].

В то же время стоит сослаться на исследование А.А. Ефремова, в рамках которого приводится определение государственного суверенитета в эпоху цифровизации [4, с. 51]. Так, под данной категорией понимается юридическое качество государства как ключевого субъекта в структуре реализуемых информационно-правовых отношений, осуществляющего регулирования в условиях регулирования двух пространств:

1. внутригосударственное информационное пространство;

2. глобальное информационное пространство [7, с. 121].

При этом уточняются, что государство в условиях цифровизации главным образом реализует следующие функции:

1. информационная - деятельность институтов публичной власти по регулированию информационного пространства;

2. реализация информационной политики, что подразумевает содержание и направление указанной политики на каждом из этапов исторического развития.

Указанные функции сопряжены с созданием и интеграцией соответствующей нормативно-правовой базы, защищающей, обеспечивающей и уточняющей основы государственного регулирования в условиях цифровизации:

1) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ, расширяющий компетенции государственных органов власти в части информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также устанавливающей запрет к доступу информации, доступ которой запрещен в соответствии с отечественным законодательством [12];

2) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1, устанавливающий ряд ограничений в сфере СМИ для иностранных лиц [10];

3) Федеральный закон от 21.07.2014 N 242-ФЗ, детерминирующий правила пользования информации, обрабатываемой с использованием норм законодательства о защите персональных данных [11];

4) Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ, регламентирующий отношения в сфере достижения безопасности критической информационной инфраструктуры с целью предупреждения компьютерных атак [9] и т.д.

Данный перечень нормативных актов не являются исчерпывающим с точки зрения установления правил функционирования государства в условиях информацизации, поскольку необходимость обеспечения актуального правового регулирования в условиях информационного суверенитета государства диктует необходимость создания и использования соответствующих законов и подзаконных актов. В этом смысле указанная система нормативно-правовых актов должна, с одной стороны, базироваться на внутригосударственных инструментах регулирования, подразумевающих модернизацию отечественного законодательства, расширение полномочий государственных и муниципальных органов власти в сфере регулирования информационного пространства. С другой стороны, требуется учет и трансплантация механизмов международного регулирования, что предполагает не только ратификацию актуальных международно-правовых документов, но и оперирование нормами института международной информационной безопасности. Это позволит детерминировать границы, принципы и функции государственного управления и правового регулирования в условиях цифровой трансформации с тем, чтобы основы государственного суверенитета оставались незыблемыми и фундаментальными в свете сохранения независимости государства.

Библиогра фия:

1. Володенков С.В., Воронов А.С., Леонтьева Л.С., Сухарева М. А. Цифровой суверенитет современного государства в условиях технологических трансформаций: содержание и особенности // Полилог. 2021. Т. 5. № 1. С. 21 -32.

2. Горюнов В.В. Суверенитет Российской Федерации: сущность, содержание, гарантии: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, Уральская гос. юридическая академия, 2007. 237 с.

3. Дмитрик Н.А. Цифровая трансформация: правовое измерение // Правоведение. 2019. №1. С. 28-46.

4. Ефремов А.А. Государственный суверенитет в условиях цифровой трансформации // Правоведение. 2019. №1. С. 47-61.

5. Ефремов А.А. Формирование концепции информационного суверенитета государства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. №1. С.

201-215.

6. Ефремова Н.А. Международно-правовые механизмы регулирования экономической интеграции и суверенитет государства: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Московский ун-т МВД РФ, 2010. 256 с.

7. Койбаев Б.Г., Золоева З.Т. Некоторые аспекты административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти в условиях цифровой реальности // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. №1. С. 119-124.

8. Маслов А.В. Государственный суверенитет в современном международном праве: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Московский ун-т МВД РФ, 2010.

152 с.

9. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации: Федеральный закон от 26.07.2017 N 187-ФЗ // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/ (дата обращения 22.10.2021)

10. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021) // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 22.10.2021)

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях: Федеральный закон от 21.07.2014 N 242-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165838/ (дата обращения 22.10.2021)

12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // Консультант Плюс: справ, правовая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 22.10.2021)

13. Пастухова Н.Б. Суверенитет и федеративная организация Российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты: дис. ... д-ра юрид. наук. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, 2010. 418 с.

14. Халатов А.Р. Суверенитет как государственноправовой институт: дис. ... канд. юрид. наук. Сочи: Сочинский гос. ун-т туризма и курортного дела,

2006. 168 с.

15. Черняк Л.Ю. Общетеоретические проблемы государственного суверенитета: дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, Южно-Уральский гос. ун-т,

2007. 221 с.

References:

1. Volodenkov S.V., Voronov A.S., Leontieva L.S., Sukhareva M. A. Digital sovereignty of the modern state in the conditions of technological transformations: content and features // Polylog. 2021. Vol. 5. No. 1. pp. 21-32.

2. Goryunov V.V. Sovereignty of the Russian Federation: essence, content, guarantees: dis. ... cand. jurid. sciences'. Yekaterinburg, Ural State Law Academy, 2007.

237 p

3. Dmitrik N.A. Digital transformation: legal dimension // Pravovedenie. 2019. No. 1. pp. 28-46.

4. Efremov A.A. State sovereignty in the conditions of digital transformation // Jurisprudence. 2019. No. 1. pp. 47-61.

5. Efremov A.A. Formation of the concept of information sovereignty of the state // Right. Journal of the Higher School of Economics. 2017. No.1. pp. 201 -215.

6. Efremova N.A. International legal mechanisms for regulating economic integration and state sovereignty: dis. ... Dr. yurid. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2010. 256 p.

7. Koibaev B.G., Zoloeva Z.T. Some aspects of administrative and legal regulation of the activities of executive authorities in the conditions of digital reality // Humanitarian and legal studies. 2020. No. 1. pp. 119-124.

8. Maslov A.V. State sovereignty in modern international law: dis. ... cand. jurid. M.: Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

2010. 152 p.

9. On the security of the critical information infrastructure of the Russian Federation: Federal Law No. 187-FZ of 26.07.2017 // Consultant Plus: reference, legal system [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885 / (accessed 22.10.2021)

10. On mass media: The Law of the Russian Federation of 27.12.1991 N 2124-1 (ed. of 01.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.08.2021) // Consultant Plus: reference, legal system [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511 / (accessed 22.10.2021)

11. On Amendments to Certain legislative acts of the Russian Federation in terms of clarifying the procedure for processing personal data in information and telecommunications networks: Federal Law No. 242-FZ of 21.07.2014 (as amended on 31.12.2014) // Consultant Plus: reference, legal system [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165838 / (accessed 22.10.2021)

12. On Information, Information Technologies and Information Protection: Federal Law No. 149-FZ of 27.07.2006 (as amended on 02.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2021) // Consultant Plus: help, legal system [Electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798 / (accessed 22.10.2021)

13. Pastukhova N.B. Sovereignty and the federal organization of the Russian state in the context of globalization: constitutional and legal aspects: dis. ... Dr. yurid. M.: RANEPA under the President of the Russian Federation, 2010. 418 p.

14. Khalatov A.R. Sovereignty as a state legal institution: dis. ... cand. jurid. sciences'. Sochi: Sochi State University of Tourism and Resort Business, 2006. 168 p.

15. Chernyak L.Yu. General theoretical problems of state sovereignty: dis. ... cand. jurid. sciences'. Chelyabinsk, South Ural State University, 2007. 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.