не содержат прямого запрета на обращение в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер, в случае затруднения или невозможности исполнения решения суда вступившего в законную силу.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) .[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [справочно-поисковая система] (дата обращения 03.03.2016).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ. Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [справочно-поисковая система] (дата обращения 03.03.2016).
3. Постановления Европейского Суда по правам человека от 07.05.2002 по делу «Бурдов против России». Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [справочно-поисковая система] (дата обращения 07.03.2016).
4. Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №5 от 10.10.2003. Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [справочно-поисковая система] (дата обращения 09.03.2016).
Батышева Л. О. студент, 1-ый курс
направление магистерской программы «Гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право» Юридический факультет Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ) Россия, г. Новосибирск ПОНЯТИЕ ЭТИКИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Данная статья посвящена исследованию категорий этики в греческой философии. Также рассматривается влияние религиозных начал на формирование нравственных категорий философии античности.
Ключевые слова: этика, нравственность, совесть, справедливость. Обыкновенно начинают изложение греческой этики с софистов и Сократа, и это совершенно правильно, ибо в досократовском периоде развития греческой философии на первом плане стоят физические вопросы, т.е. попытки ответить на вопросы о началах мира (архе) в смысле современном и субстанциальном; но и в этом периоде философская рефлексия занята религиозными и общественными вопросами, хотя и не рассматривает их в полноте и систематично.
Греческая философия в период расцвета, представляющего реакцию против софистического учения и связанного с именами Сократа, Платона и
Аристотеля, уделяет этическим вопросам весьма важное место и решает их в направлении, названном нами идеалистическим догматизмом, хотя проблески критической этики можно заметить у Платона и у Аристотеля. После Аристотеля начинается упадок греческой мысли и вместе с тем греческой этики. Во всех послеаристотелевских школах, за исключением тех, на коих замечается влияние восточной мистики, этические вопросы стоят на первом плане; тем не менее можно говорить об упадке философской мысли и в этой области, ибо принципы, которые выдвигаются стоиками, эпикурейцами, эклектиками и скептиками, заимствованы у предшествующих направлений, или же они выдвигают точки зрения, чуждые эпохе расцвета греческой мысли . Этика становится учением не о социальном , а об индивидуальном спасении ,и в то же время вместо чисто национальной тенденции получают распространение идеи космополизма, впервые появившиеся у Сократа.
Но прежде чем говорить об этической философии античности, следует в нескольких словах очертить общегреческие представления о нравственности.
Об основах жизни древних греков, об их религиозных и нравственных представлениях, мы узнаем из литературных памятников, из коих гомеровские и гезиодовские - главные. Первые изображают героический век-четвертый, по определению гезиода, а вторые - пятый век людей, как железный.
К числу основных убеждений грека относилась мысль о том, что справедливая судьба руководит жизнью человека, награждая добродетель и карая порок, но характер этого карающего и награждающего начала довольно неопределенный; обыкновенно эта функция приписывается Зевсу, но образованный грек умел отличать поэтический образ от отвлеченной мысли, в нем заключенной. Наряду с судьбой греки признавали и деятельность случая, который они противополагали не только тому, что зависит от воли человек, но и тому, что проистекает из судьбы или воли божества, однако это не нарушало веры в конечное торжество правды.
Мысль о том, что божественная справедливость может простираться и за пределами земной жизни, была первоначально чужда грекам, по всей вероятности, потом, что сама идея бессмертия не была достаточно определенной; но постепенно укрепилась мысль о загробном воздаянии и тесной связи между живыми людьми и покойниками
Нравственные воззрения греков тесно связаны с религиозными представлениями, однако при оценке их взглядов нужно иметь в виду, что они на человека смотрели как на существо природное и были склонны выводить как духовный, так и нравственный мир из единой природы. При этом они не различали строго воли от разума, а, напротив, ставили их в теснейшую связь, благодаря чему некоторые вопросы нравственной философии получали у них своеобразную форму: так, они не задавались вопросом о том, предопределен ли человек божественной благодатью или
обязан свободному выбору достижением добродетели, а спрашивали: можно ли научиться добродетели или же добродетель есть прирожденная, природная способность.
Часто указывали на то, что у греков не было слова для обозначения совести. Слово «синейдезис» позднего происхождения, стоики, например, Сенека любили изображать радости спокойной и угрызения преступной совести, но у древних греков были понятия, отчасти заменявшие, отчасти соприкасавшиеся с нашем понятием совести. К таковым относятся «айдос» и «айсхюне». Первое обозначает стыд перед другими, боязнь нанести им ущерб, второе обозначает по преимуществу стыдливость и застенчивость, т.е. боязнь оказаться в ложном положении перед другими.
Истинными родоначальниками греческой философии нравственности были софисты, ибо они первые поставили себе задачей не только толкование греческой жизни и частичное исправление этических понятий, но и критику самих основ этики.
Уже в древности различали два поколения софистов: старшее, к которому относились с уважением: Протагор, Горгий, Продрик, и младшее, по преимуществу практическое направление риторов и адвокатов.
Произведения софистов до нас не дошли. Мы можем судить о них лишь по изображению их учения Платоном, Аристотелем и др.
О Пратагоре мы знаем, что он признавал в человеке два прирожденных чувства: чувство справедливости и стыд, и эти-то прирожденные чувства делают возможным общественную и государственную жизнь.
Младшее поколение софистов принципиально ничего не прибавили к учению старших софистов. Они вывели только некоторые частные следствия из общих принципов, например, из субъективности этических норм они заключили, что справедливым в государстве считается то, что выгодно сильнейшему, что лучше быть несправедливым, чем терпеть несправедливость.
Использованные источники:
1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн: Литература,1998. С 74-80.
2. Асмус В.Ф. Античная философия. М: Высшая школа,1976. С 357.
3. Гусейнов А.А. Античная этика. М: Гардарики,2004. С 145-151.