Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА'

ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
423
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ВЫБОР / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТРАГИЗМ / ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ / FREEDOM / CHOICE / RESPONSIBILITY / TRAGEDY / BORDER SITUATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Голуб Н.Н.

Настоящее исследование посвящено анализу особенностей и интерпретации понятия экзистенции в контексте философского подхода Карла Ясперса; анализу существования человека, выходящего за пределы субъект-объектного отношения с миром. Рассматривается особый уровень постижения человеческой уникальности и неповторимости, проявляющейся в его наличном существовании через такие характеристики, как свобода выбора и самоопределения, проблема ответственности и уникальности жизненного пути, трагизм человеческого существования, неизбежность смерти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF EXISTENCE IN THE PHILOSOPHY OF KARL JASPERS

This study is devoted to the analysis of features and interpretation of the concept of existence in the context of the philosophical approach of Karl Jaspers; analysis of the existence of a person who goes beyond the limits of the subject-object relationship with the world. We consider a special level of comprehension of human uniqueness and uniqueness, manifested in its existing existence through such characteristics as freedom of choice and self-determination, the problem of responsibility and uniqueness of the life path, the tragedy of human existence, the inevitability of death

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА»

УДК 141.32(430)

Голуб Н.Н., к.филос.н.

доцент кафедра управления МГУ им. М.В. Ломоносова филиал в г. Севастополь Россия, г. Севастополь ПОНЯТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ В ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА

Аннотация: Настоящее исследование посвящено анализу особенностей и интерпретации понятия экзистенции в контексте философского подхода Карла Ясперса; анализу существования человека, выходящего за пределы субъект-объектного отношения с миром. Рассматривается особый уровень постижения человеческой уникальности и неповторимости, проявляющейся в его наличном существовании через такие характеристики, как свобода выбора и самоопределения, проблема ответственности и уникальности жизненного пути, трагизм человеческого существования, неизбежность смерти

Ключевые понятия: свобода, выбор, ответственность, трагизм, пограничная ситуация.

Golub N.N.

Candidate of Philosophical Sciences MSU named after Lomonosov Sebastopol branch Management Chair Associated Professor

Russia, Sevastopol

THE CONCEPT OF EXISTENCE IN THE PHILOSOPHY OF KARL

JASPERS

Abstract: This study is devoted to the analysis of features and interpretation of the concept of existence in the context of the philosophical approach of Karl Jaspers; analysis of the existence of a person who goes beyond the limits of the subject-object relationship with the world. We consider a special level of comprehension of human uniqueness and uniqueness, manifested in its existing existence through such characteristics as freedom of choice and self-determination, the problem of responsibility and uniqueness of the life path, the tragedy of human existence, the inevitability of death

Key words: freedom, choice, responsibility, tragedy, border situation.

Экзистенция является ключевой категорией ряда философских систем, объединённых в рамках общего направления, именуемого экзистенциализмом. Основная критика с их стороны направлена на методологию критического рационализма, утратившего адекватное постижение индивидуальных характеристик и особенностей бытия личности. В противовес этому экзистенциализм как раз и нацелен на постижение неповторимых и уникальных свойств существования индивида, т.е. на анализ

его экзистенции. С онтологических предпосылок анализа человека экзистенциалисты перешли на уровень постижения его уникальности и неповторимости, проявляющейся в его наличном существовании через такие характеристики, как свобода выбора и самоопределения, проблема ответственности и уникальности жизненного пути, трагизм человеческого существования, неизбежность смерти. Виднейший представитель экзистенциализма Карл Ясперс (1883—1969) изложил свои идеи и понимание сущности экзистенции в таких работах как «Духовная ситуация времени», «Философия», «Разум и экзистенция», «Экзистенциальная философия», «Об истине», «Философская вера и откровение», «Шифры трансценденции» и др. Цель настоящего исследования заключается в анализе особенностей понимания и интерпретации понятия экзистенции в контексте философского подхода Карла Ясперса. Актуальность настоящего исследования обусловлена стремлением современной философской мысли к поиску методов понимания глубинных измерений бытия человеческой личности, в этой связи философия Ясперса и вызывает особый интерес [1; 5]. Новизна работы заключается в узконаправленном анализе экзистенции, как важнейшей категории философии К. Ясперса.

Карл Ясперс приходит к новому пониманию философии, в отличие от классического философствования сущность экзистенциальной философии выражается в нацеленности на уникальность отдельного индивида, что исключает такие понятия традиционной философии как предмет и метод, по крайней мере, в рамках их научного понимания. Ясперс утверждает: «Экзистенциальная философия — это философия бытия человека, которая вновь выходит за пределы человека» [12. С. 380]. Ясперс идёт путём смещения основного акцента познания бытия человека от онтологического контекста, т.е. от его бытия-в-мире к анализу характеристик подлинного уникального бытия личности, проявляющегося в условиях его уникальности и неповторимости. Данное бытие индивида происходит на фоне мира, Сущего, смыкается и взаимодействует с ним. А.В. Перцев подчёркивает: «Особенность экзистенциализма Ясперса заключается, кроме прочего, в детальной проработке вопроса о переходе человека от "существования в мире" к "подлинному существованию", к экзистенции» [8. С. 91].

Природа экзистенции у Ясперса такова, что она «высвечивается» только индивидуальностью личности, её неповторимостью в каждый момент, ничто внешнее не может заменить наличное существование человека. Это означает полную уникальность экзистенции каждой отдельной личности во всех её измерениях. Данный факт не может быть зафиксирован посредством рассудочных категорий и научных понятий. Более того природа экзистенции такова, что любое лингвистическое её выражение невозможно, так как вербальные средства неизбежно ведут к некоторому обобщению предмета анализа, что приводит к потере неповторимой сущности и уникальности экзистенциального бытия. Ясперс утверждает: «Подлинная ценность человека заключается не в роде или типе, к которому он приближается, а в

исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен» [13. С. 453].

Экзистенция обретается там, где имеет место выход за границы объективного мира и эмпирического бытия. Именно это порождает нашу связь с теми глубинами бытия, которые и составляют нашу неповторимость, нашу сущность. Ключевой особенностью нашей неповторимости как человеческого существа, согласно Ясперсу, является неудовлетворенность, которая проявляется в чувстве несоответствия между тем, что человек переживает в своём наличном бытии и тем, что составляет его знание, основы его духовного мира. Человек ощущает некоторый диссонанс от несовпадения подлинного бытия его личности и его наличного бытия. Всё это окрашено экзистенциальным стремлением к единому, которое в сознании переживается как вечность, как то, что Ясперс называет непостижимым воспоминанием человека о Творении, о некоем чувстве осведомлённости о мире до факта его творения, о самой человеческой вечности. [13. С. 426—427].

Ясперс подчёркивает, что индивида не следует определять через всеобщее, а в силу того, что подлинная человеческая сущность обнаруживается именно в экзистенции, индивида следует объяснять и понимать из самого себя, из конкретной его исторической ситуации, в которой он растворён. Важная мысль и в том, что никакие всеобщие категории и понятия не способны ухватить дух экзистенции, неповторимость момента и уникального бытия личности; экзистенция суть проявление однократности бытия, выражающего уникальные предпосылки индивидуального «Я», его предзаданность и неповторимость [3. С. 28—30]. Именно в экзистенциальном переживании происходит понимание неповторимости исторического момента личности, сопряжённого исключительно с её самотождественностью. Данное переживание и понимание не подвластно трансляции, передаче другому человеку и, в силу этого, экзистенция всегда замкнута в рамках своих границ. Это означает, что экзистенцию нельзя познать, как нечто объективное, её можно только чувствовать и понимать «через себя». Весьма интересно соотношение экзистенции и разума в философии Ясперса. В отличие от других мыслителей, Ясперс считает разум и экзистенцию неотделимыми друг от друга. Разум обналичивает, высвечивает и проясняет экзистенциальные содержания бытия личности, обретая вместе с тем и свою содержательность [19. С. 308].

На основании данных особенностей, согласно Ясперсу человек именно посредством экзистенциальных переживаний, открывающихся с особой силой в «пограничных ситуациях» способен нарушать механические причинные связи мира, а значит получать доступ к подлинному бытию, трансцендировать границы своей личности, соприкасаясь с вечностью; самоопределять себя как некий собственный проект, как просвет бытия в этом мире. А.В. Перцев подчёркивает: «Немецкий мыслитель различает три способа, которыми человека встречает сущее и которые одновременно являются тремя уровнями самопознания: мир, экзистенция и

трансценденция» [8. С 90—98].

Таким образом, именно «пограничные ситуации», согласно Ясперсу, способны вывести человека на уровень подлинного жизнепостижения своего бытия, своей экзистенции. Именно кардинальные потрясения, моменты вины, борьбы, болезни, смерти и т.д. делают ситуацию пограничной. К. Ясперс утверждает: «Ситуация становится пограничной, если она пробуждает субъект к экзистенции через радикальное потрясение его существования» [16. С 79]. И как следствие происходит трансцендирование прежнего уровня существования на новый, более подлинный и глубокий.

Использованные источники:

1. Воробьева С.В. Философия экзистенциализма // Современная западная философия / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. Минск, 2009.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.

3. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная философская антропология ХХ века. М., 1986.

4. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. 2-е изд., стер. М., 2006.

5. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

6. Миронова Д. Ясперс Карл // Современная западная философия: Словарь. 2 -е изд., перераб. и доп. / Сост. и отв. ред. В.С. Малахов, В.П. Филотов. М., 2000.

7. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад — Россия — Восток. М., 1999. Кн. 4.

8. Перцев А.В. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции и проблема взаимосвязи мировых культур // Культуры в диалоге / Отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург, 1992.

9. Тузова Т.М. Экзистенция // История философии: Энциклопедия. Минск, 2002.

10. Фалеев Е.В. Ясперс // История философии / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. М., 2005.

11. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

12. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

13. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

14. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге / Отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург, 1992.

15. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000.

16. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М., 2012

17. Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. М., 2012.

18. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М., 2012. 19. Ясперс К. Разум и экзистенция. М., 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.