А. Р. Бурханов, аспирант,
кафедра философии и истории,
Уральский государственный университет путей
сообщения,
г. Екатеринбург, Россия, Byn251@yandex.ru
УЧЕНИЕ КАРЛА ЯСПЕРСА О ТРЕХ УРОВНЯХ БЫТИЯ И ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Кризисные ситуации XX в. углубили трагические чувства и умонастроения человека — этот факт констатировали многие философские течения. Среди них особое место принадлежит экзистенциализму. Подвергнув критике классический рационализм за отрыв от конкретного опыта жизни личности, представители этого направления предложили новое учение о человеке, в основе которого лежит анализ экзистенции — уникального существования индивида. Оригинальное учение о человеке и трех уровнях его бытия и познания разработал немецкий мыслитель Карл Теодор Ясперс (1883-1969 гг.).
Исходным понятием философии Ясперса выступает сущее как объемлющее. «Объемлющее есть либо бытие само по себе, которое нас объемлет, — пишет он, — либо оно бытие, которое есть мы. Бытие, объемлющее нас, называется миром и трансцен-денцией. Бытие, которое есть мы, называется существованием, сознанием вообще, духом или же экзистенцией»1. Цель категории «объемлющее» — -объединить в одно целое понятия «мир» и «человек», «материально-предметное» и «духовное». «Объемлющее» (das Umgreifende) — это бытие само по себе (по терминологии Канта, das Ding an sich — «вещь сама по себе»), а не эмпирическое явление; оно не расколото на субъект и объект2.
Мир в целом не предмет, а идея, - пишет Ясперс. -То, что мы познаем, есть в мире, но никогда не есть мир.
Поскольку «объемлющее» трансцен-дентно по отношению к «объемлемому», между ними нет логической связи, считает основоположник экзистенциализма, и единственный способ перехода от одного к другому — это трансцендирование. Посредством него выявляется связь различных способов, родов и уровней бытия, поскольку бытие есть именно человеческое бытие. В процессе трансцендирования происходит просветление и реализация человеческой сущности. Это осознается в ходе философского мышления.
Истинная философия, подчеркивает Ясперс, не связана рамками определенного предмета и совокупностью конкретных методов, а реализуется в живом процессе философствования. Его задача состоит не в создании рационалистических систем знания, а в размышлении о том, как на основе правильного понимания бытия помочь человеку стать самим собой, обрести свободу. Это возможно через выявление связи индивида с глубинами бытия (трансценден-_ ция) и другими людьми (коммуникация экзистенций). Такое философствование способно дать человеку ориентиры в мире, оно помогает «прояснить экзистенцию» и «постигнуть трансценденцию» как источник ценностей и смысла жизни людей. Философствование как открытый умственный процесс, где вопросы преобладают над
ответами, не направлено на познание «абсолютного бытия», но указывает нам на его существование.
Немецкий мыслитель различает три способа, которыми человек встречает сущее и которые одновременно являются тремя уровнями его бытия и самопознания: мир, экзистенция и трансценденция3. Первый, поверхностный уровень постижения человека, — это рассмотрение его жизни в мире. Мир и причастность к нему индивида охватывает собой то, что может быть зафиксировано эмпирически, а также осмыслено в теориях рационализма и позитивизма. Главным источником -
знаний на этой ступени бытия выступает наука. Однако наука нацелена не на исследование мира в целом, а на познание его отдельных вещей, фрагментов, структур, областей. «Мир в целом
Посредством трансцендентального сознания мы способны абстрагироваться от явлений действительности и даже мыслен но «выйти» за пределы мироздания, словно мир есть ничто.
человеку. Научная деятельность направлена на то, что представляет собой необходимый, но все же поверхностный уровень познания человека.
«Направленное на мир» мышление постигает всё в совокупности фактов, которые можно констатировать, осмыслить и проверить на опыте. С этой точки зрения человека можно изучать как живое тело, вовлеченное в систему физических и биологических взаимосвязей, как существо, обладающее сознанием и эмоциями, то есть в качестве совокупности данных, поскольку их проявления и следствия можно объективно за-~ фиксировать.
Аспекты жизни людей, причастные к сфере мира, — это существование, сознание вообще и дух, отмечает философ. Как существование человек выступает в роли физического яв-
не предмет, а идея, — пишет Ясперс. — То, ления и живого организма, детерминиро-
что мы познаем, есть в мире, но никогда ванных всеобщей мировой связью. «Я» эм-
не есть мир»4. В отличие от других экзистен- пирическое — это «естественный индивид»,
циалистов, он не считал науку враждебной о котором рассуждали Т. Гоббс и француз-
ские материалисты, рассматривавшие его прежде всего как тело. Такое понимание человека сводится к фиксации явлений в наличном бытии: в науке оно характерно для естествознания, а в философии — для материализма и позитивизма.
«Наличное бытие» (Dasein) становится предметом исследования через
сознания как такового. Ясперс называет этот второй уровень «Я» предметным сознанием. Связь людей в этом слое бытия осуществляется через одинаковое
Рефлектирующий индивид приходит к выводу, что в его жизни есть нечто такое, что не укладывается в прокрустово ложе категориальных схем, а именно - смысл и ценность собственной жизни.
свои проявления: в процессе возникновения и эволюции жизни, в образах телесности, в физиологических функциях, в психологических переживаниях, в манере поведения людей, в особенностях окружающей среды. Для этого человек (и только он) создает язык, орудия, социальные структуры, совершает поступки, а также предметно созидает самого себя5. Наличное бытие кажется само собой разумеющимся, говорит немецкий мыслитель, поэтому мы иногда не замечаем тайны, заключающейся в осознании того, что мы существуем, вещи существуют.
Наряду с описанием человека как эмпирической реальности, рассуждает Ясперс, его можно рассматривать и как сознание вообще. В этом случае человек выступает в роли активного субъекта познания, обладающего априорными формами, конституирующего свой научный предмет и развивающего теоретическое естествознание.
«Сознание вообще», полагает философ, проявляется после «расщепления» мира на субъект и объект, после достижения понимания того, что всё существующее может быть предположено и узнано в формах предметности, дано нам через наше сознание. Посредством трансцендентального сознания мы способны абстрагироваться от явлений действительности и даже мысленно «выйти» за пределы мироздания, словно мир есть ничто. При таком подходе человеческое «Я» лишено своего = эмпирического определения, отличающего на природном уровне одного индивида от другого; оно выступает как тождественное с любым другим «Я», являясь представителем
Большинство людей проживают жизнь, воспринимая ее в основном как свое «наличное бытие»: они следуют общепринятым стандартам, идеологическим стереотипам, массовой моде и т. п. Современный человек принимает состояние такой унифицированности за благо и удобство.
отношение к законам — законам логики, законам природы и правовым нормам, которые индивиды признают в качестве необходимых и справедливых. «В качестве сознания вообще я узнаю значимость правильного»6, — пишет немецкий мыслитель.
Как дух человек поднимается выше категориального мышления и начинает понимать, что возможности научного мышления ограниченны. Рефлектирующий индивид приходит к выводу, что в его жизни есть нечто такое, что не укладывается в прокрустово ложе категориальных схем, а именно — смысл и ценность собственной жизни. На этом уровне постижения мира и себя самого человек имеет дело с идеями. «В качестве духа я преисполнен идеями, посредством которых я ловлю идущую мне навстречу идею»7, — разъясняет Ясперс.
Благодаря идеям вещи раскрываются в своей взаимосвязи. Дух воплощает себя в науке, нравственности, религии, искусстве, политике, эротике, экономике и т. п. как историческое движение культуры. Однако единство в духе никогда не может быть полностью реализовано в определенный момент времени — это вечно становящееся единство разнородного, где пространство разума есть пространство духовной борьбы.
Там, где исчезают идеи, мир распадается на бесконечное множество рассеянных предметов. Если в предыдущем модусе бытия доминировал рассудок, то здесь на первый план выходит разум. «Всё, что я познаю в науках, я познаю в категориях рассудка; = к границам я выхожу только благодаря разуму с его идеями»8, — отмечает основатель экзистенциализма.
Таким образом, «бытие в мире», «предметное бытие», «существование», подчерки-
вает Ясперс, относятся к вещному уровню бытия. Философствование, сопряженное с ним, есть «ориентация в мире».
Большинство людей проживают жизнь, воспринимая ее в основном как свое «наличное бытие»: они следуют общепринятым стандартам, идеологическим стереотипам, массовой моде и т. п. Современный человек принимает состояние такой унифицированности за благо и удобство. Но исконный смысл и пафос бытия раскрывается индивиду лишь в моменты кардинальных, жизнесо-размерных потрясений — пограничных ситуаций, их переживания и осознания (болезнь, смерть, борьба, вина и т. п.). Подобные ситуации уже нельзя понимать в качестве частного случая всеобщей закономерности. «Ситуация становится пограничной ситуацией, — пишет немецкий мыслитель, — если она пробуждает субъекта к экзистенции через радикальное потрясение его суще-ствования»9. Переживание неотвратимости смерти, бремени вины, тяжести болезни, напряжения борьбы, а также весь конкретный образ жизни в целом, в ходе которой каждый должен реализовать себя в качестве того, кем может стать только он, единственный, подвигает индивида на поиск возможностей выявления собственной уникальности и неповторимости. В результате происходит переход на более глубокий уровень постижения человека — к его экзистенции.
Экзистенция есть собственное существование человека, не зависящее от внешних условий, а определяемое только его индивидуальностью. Поскольку экзистенция каждой личности уникальна, никакая научная теория не может ее зафиксировать и описать в понятиях. По той же самой причине нельзя вывести экзистенцию из родовых свойств человека, из его природы или сущности. «Подлинная ценность человека заключается не в роде или типе, к которому он приближается, а в исторически единичном человеке, который не может быть заменен и замещен»10, — подчеркивает Ясперс.
«Человек, поскольку он не просто есть часть мира, но может свободно быть
Поскольку экзистенция каждой личности уникальна, никакая
научная теория не может ее зафиксировать и описать в понятиях. По той же самой причине нельзя вывести экзистенцию из родовых свойств человека, из его природы или сущности.
самим собой, есть возможная экзистен-ция»11, — утверждает философ. «Возможная экзистенция» — это наше ощущение связи с теми глубинами бытия, которые находятся за пределами эмпирически объективного наличного бытия, сознания вообще и духа. Эта наша сущность проявляется: 1) в неудовлетворенности — человек постоянно ощущает несоответствие своему наличному бытию, своему знанию, своему духовному миру; 2) в безусловном, которому как подлинному самобытию подчиняется его наличное бытие; 3) в стремлении к единому, которое в своей основе есть бытие и вечность; 4) в сознании непостижимого воспоминания, будто он также ведает о Творении или будто может вспомнить то, что он созерцал до бытия мира; 5) в сознании бессмертия, но не как продолжения жизни в другом образе, а как уничтожающей время укрытости и вечности12.
Именно в экзистенции обнаруживается подлинная сущность человека, его историчность, отмечает Ясперс. Как возможная экзистенция индивид находится по ту сторону наличного бытия, где протекает повседневная жизнь, и совокупности фактов, которые анализирует научная теория. Обретение экзистенции представляет собой смысложизненный, фундаментальный выбор человека, его освобождение от внешней зависимости.
Поэтому «прояснение» экзистенции никогда не направлено на внешние объекты, а всегда имеет дело с экзистирующим человеком в процессе его становления. Эк-зистировать — значит для индивида стать собой в конкретной историчной уникаль-= ности, выйти из пределов повседневного мышления и социально организованного опыта, ощутить внутри себя свободу как «экзистенциальный зов». Свою уникальную экзистенцию нельзя передать другому человеку, ее невозможно пересказать, как пересказывают формулы науки или содержание ее теорий. Экзистенцию нельзя только знать, ее нужно пережить, «пропустить через себя» и в такой форме принять.
В отличие от многих экзистенциальных мыслителей Ясперс не приемлет скептического отношения к разуму человека. По его мнению, экзистенция есть существующая в нас основа, а разум — I
связь всех выявляемых, «просветляемых» способов (образов) «объемлющего». «Разум и экзистенция неотделимы друг от друга»13. Следовательно, экзистенция не может быть найдена во внешнем мире, ее истоки — в глубинах человеческого сознания, в разуме.
Философ рассуждает о фундаментальной связи экзистенции и свободы, их непознаваемости научно-теоретическими средствами. Экзистенция есть свобода, а свобода, если ее сводят к предметам, — уже не свобода. Конкретный индивид как экзистенция сам есть непосредственная основа своей жизни, его нельзя вывести из детерминизма внешних вещей и процессов. Понимание этого приводит нас к такой свободе, которая в своей тотальной обусловленности зависит только от самой себя. Свободу нельзя определить раз и навсегда установленным понятием. Человек обнаруживает внутри себя то, что не нахо-
Человек не может и не должен пребывать в абсолютном одиночестве. В своей подлинной жизни он устанавливает экзистенциальные связи с другими людьми, воспринимая их не в качестве объектов, а в качестве субъектов, таких же конечных существ, как и он сам.
дит во внешнем мире: нечто непознаваемое, теоретически недоказуемое, ускользающее от всяких попыток предметного исследования. Спонтанность свободы означает, что она есть трансцендентальная причина самой себя. Свобода, подчеркивает немецкий мыслитель, — всегда выступает как экзистенциальная свобода, то есть фундаментальный экзи-стенциал человеческого бытия.
Итак, в учении Ясперса экзистенция понимается как специфический способ существования конкретного индивида. «Сознавая свою свободу, человек хочет стать тем, чем он может и должен быть»14. К составу экзистенции принадлежит и сама пограничная ситуация15.
Прежде всего экзистенция выявляется в подлинной коммуникации, утверждает Ясперс, то есть в свободно, неформально избранных отношениях людей друг с другом: «Экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени»16. Будучи свободными, индивиды открываются друг другу, поскольку подлинная коммуникация чистосердечна и от-
кровенна. Истина проявляется в отношениях искренней и обоюдной открытости людей. Человек не может и не должен пребывать в абсолютном одиночестве. В своей подлинной жизни он устанавли- = вает экзистенциальные связи с другими людьми, воспринимая их не в качестве объектов, а в качестве субъектов, таких же конечных существ, как и он сам.
В отличие от Хай-деггера, изображающего подлинное существо- :
вание человека как состояние глубокого одиночества, Ясперс вполне допускает, что коммуникация человека может реализоваться в искренних, «сердечных» отношениях с другими людьми — отношениях взаимной симпатии, дружбы, любви. Более того, сама по себе коммуникация возможна только в социуме, объединении многих людей, где свобода одного индивида служит предпосылкой и условием свободы других: «Изолированной свободы не существует. ... Люди ... сообща обретают свободу»17.
В состоянии экзистенции индивиду становится доступным самый глубокий уровень его существования — трансценденция. Свобода человеческой экзистенции, предоставленная только самой себе, рассуждает философ, обязательно стала бы произволом, если бы не содержала в себе некую абсолютную основу. Лишь осознав хрупкость и конечность своей жизни, люди открывают для себя трансцен-денцию — абсолютное бытие, которое тесно связано с их собственным существованием. «Только возможная экзистенция может ощутить ... подлинное бытие трансценденции»18. Человек не может просто жить, он должен трансцендировать, раз- -
двигая границы своего сознания, «просветляя» его. Свобода есть выход за границы имманентного мира, соприкосновение с трансцендентностью.
Итак, человек, по Ясперсу, способен: во-первых, разрывать в сознании каузальные связи мира; во-вторых, через переживание и осознание «пограничных ситуаций»
Экзистировать - значит для индивида стать собой в конкретной историчной уникальности, выйти из пределов повседневного мышления и социально организованного опыта, ощутить внутри себя свободу как «экзистенциальный зов».
Экзистенция постигает себя лишь в сообществе с другой экзистенцией, коммуникация являет собой образ открытия истины во времени.
прорываться к подлинному бытию, то есть экзистировать; в-третьих, обладая свободой в состоянии экзистенции, постигать трансценденцию, то есть трансцендировать;
= в-четвертых, самоопределяться, выстраивать проект своего способа быть в этом мире.
Но что такое трансценденция? Это нечто потустороннее, запредельное, недоступное в обыденной жизни, имеющее для нас абсолютное значение, говорит немецкий мыслитель. Находясь за границами наличного бытия и экзистенции, трансценденция определяет их ценность и смысл. Человек как возможная экзистенция устремлен к трансцендентности. Экзистенция принципиально, фундаментально открыта для трансценденции. Хотя транс-цендирование всегда есть «выхождение», преодоление себя, это вовсе не означает «переход» в какое-то другое пространство, поскольку вне мира вообще нельзя никуда «выйти». Речь идет о нахождении внутри себя той абсолютной основы, на которую индивид должен ориентироваться в своей жизни. Трансценденция в учении Ясперса выступает как «абсолютно объемлющее» (das Umgreifende schlechthin), абсолютный предел данного нам бытия и мышления о нем.
Но поскольку трансценденция — это абсолютная основа нашей жизни, можно ли сказать, что трансценденция и есть Бог? Если трансценденцию и можно назвать Богом, утверждает Ясперс, то о таком Боге ничего нельзя сказать, кроме того, что: 1) он есть; 2) существует безусловное требование, которое идет из трансценденции в мир - через нашу свободу; 3) реальность мира обладает наличным бытием между Богом и экзи-стенцией19.
Поэтому традиционную религиозную веру Ясперс предлагал заменить философской верой. Это вера в особого Бога, точнее — Абсолюта, который объединяет всех людей как экзистенциальных индивидов, независимо от различия их ре-
лигиозных воззрений. Но философскую веру не следует понимать как нечто иррациональное. Она существует в союзе со знанием и являет себя в мышлении и обосновании. Это вера в экзистенциальную коммуникацию, в возможность достижения гуманных и справедливых отношений между людьми, основанных на их свободе. При этом философская вера не является исповеданием, ее содержание не может быть выражено в религиозных догмах20. Это такая истина, подчеркивает немецкий мыслитель, исходя из которой я живу. В цепи отдельных людей, передающих друг другу факел свободы, она способна к новому созиданию.
Однако мир трансценденции не дан человеку непосредственно, а предстает во множестве шифров, в которых содержится абсолютная основа его существования: «Шифр есть посредник между экзистенцией и трансценденцией»21. Вся человеческая культура и история, полагает Ясперс, содержит шифры трансценденции как образы бытия самого по себе. Знаки трансцендентного, обнаруженные в нашем мире в виде шифров, могут озарить новым светом человеческую экзистенцию, показав всю глубину и значимость основанной на свободе подлинной коммуникации людей. В результате мышление о трансценденции, в основе которого лежит «просветленное» сознание экзистенции, становится метафизическим мышлением.
Таким образом, ориентирование в мире, просветление экзистенции и метафизическое постижение абсолютного бытия в учении Ясперса являются уровнями бытия и познания человека. В обретении людьми своего подлинного бытия, прояснении собственной экзистенции на основе признания абсолютных ценностей философ усматривает пути выхода из кризиса духовности, столь характерного для современности. Переживая пограничные ситуации, человек стремится к созданию и укреплению экзистенциальной коммуникации, к истинному и открытому диалогу с себе подобными и именно это дает ему надежду на будущее.
т
1. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 425.
2. См.: Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М.: Республика, 1997. С. 277-282.
3. См.: Перцев А.В. Учение К. Ясперса о шифрах трансценденции и проблема взаимосвязи мировых культур // Культуры в диалоге / отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. С. 90-98.
4. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 426.
5. См.: Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2006. С. 126-130.
6. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 427.
7. Там же, с. 428.
8. Ясперс К. Шифры трансценденции // Культуры в диалоге / отв. ред. А.С. Гагарин. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. С. 105.
9. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 79.
10. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 453.
11. Ясперс К. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 106.
12. См.: Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 426-427.
13. Ясперс К. Разум и экзистенция. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2013. С. 308.
14. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 452.
15. См.: Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 206.
16. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 442.
17. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 169-170.
18. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 12.
19. См.: Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. С. 424-425, 434-436.
20. См.: Там же, с. 425.
21. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. С. 171.