Оценка эффективности использования депозитных ресурсов, по мнению автора, может производиться с применением ряда показателей. Основные требования, которым эти ресурсы должны удовлетворять, заключаются в следующем:
— обусловленность факторами, влияющими на рентабельность деятельности банка;
— взаимозависимость депозитов во всем их многообразии, а также взаимосвязь основных направлений проведения активных банковских операций;
— необходимость использования преобладающей части депозитных ресурсов в активных операциях, приносящих доход.
Окончательный вывод об эффективности использования депозитных ресурсов основывается на расчете показателей эффективности использования и рентабельности депозитных ресурсов, коэффициента трансформации. Для получения исчерпывающего представления об эффективности использования депозитных ресурсов следует рассчитать данные показатели на несколько отчетных дат, сопоставить полученные значения с аналогичными показателями других коммерческих банков.
На пятом этапе решается вопрос о сохранении действующей депозитной политики коммерческого банка или ее корректировке.
При принятии решения по данному вопросу следует опираться на результаты, полученные в ходе предыдущих этапов осуществления оценки депозитной политики коммерческого банка.
Сохранение действующей депозитной политики банка целесообразно при выполнении поставленных задач, к числу которых относятся: содействие в процессе проведения депозитных операций получению прибыли или созданию условий для получения прибыли в будущем; привлечение в депозиты необходимого (запланированного) объема ресурсов, диверсифицированных по суммам, категориям вкладчиков, срокам; привлечение депо-
зитов с минимальными для банка затратами; формирование такой структуры депозитного портфеля, которая способствует поддержанию необходимого уровня ликвидности банка; создание в перспективе условий для устойчивости привлеченных депозитов; поддержание сбалансированности депозитов и кредитов, вложений в ценные бумаги по срокам, суммам и процентным ставкам; маневрирование процентными ставками по депозитам для обеспечения приемлемого уровня рентабельности; развитие депозитных операций за счет расширения перечня предлагаемых видов депозитов и возможностей распоряжения денежными средствами, повышение качества и культуры обслуживания вкладчиков банка.
В случае невозможности в полной мере реализовать поставленные задачи требуется внесение коррективов в депозитную политику коммерческого банка.
Таким образом, методика «Оценка депозитной политики коммерческого банка» позволяет объективно оценить соответствие полученных при осуществлении депозитной деятельности банка результатов целям и задачам, определенным депозитной политикой, и тем самым способствует выявлению перспективных направлений развития банка.
Примечания
1 Поморина М.А. Планирование как основа управления деятельностью банка. М., 2002. С. 40, 63, 104, 144.
2 Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 55-69; Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. М., 2000. С. 209-216.
3 www.bankir.ru; Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М., 1996. С. 189-195.
4 Буевич С.Ю., Королев О.Г. Анализ финансовых результатов банковской деятельности: учеб. пособие. М., 2004. С. 40, 75; Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. М., 1993. С. 43-45, 68-72.
Т.Г. АРБАТСКАЯ
аспирант
ПОНЯТИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ФИНАНСОВОЙ (БУХГАЛТЕРСКОЙ) ОТЧЕТНОСТИ
Согласно ст. 71 Конституции РФ, бухгал- предпринимательской и иной экономической
терский учет обеспечивает реализацию конс- деятельности. На участников такой деятель-
титуционного права на информацию в сфере ности возложена обязанность по ведению
© Т.Г. Арбатская, 2006
Т.Г. АРБАТСКАЯ
бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставлено право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки ее достоверности.
Следует отметить, что в федеральном законе «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ не указано, какую именно отчетность можно считать достоверной, но закреплено, что в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете. Очевидно, что действующий закон разрешает бухгалтеру в необходимых случаях отклоняться от требований нормативных документов, если такое отклонение более достоверно отразит имущественное положение предприятия и финансовые результаты его деятельности, и фактически относит решение о достоверности отчетности конкретной организации к компетенции профессионального суждения ее бухгалтера.
Свое развитие эта концепция получила в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», п. 6 которого установлено, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, определенных нормативными актами по бухгалтерскому учету. То есть если при составлении отчетности организация соблюдала все правила действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, то отчетность следует признать достоверной и полной. Только в исключительных случаях организация может допустить отступление от соблюдения правил, если такое отступление сделает отчетность более достоверной. Отступление допускается, если при составлении бухгалтерской отчетности применение действующих правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации. Разре-
шается дополнять бухгалтерскую отчетность показателями и пояснениями, не предусмотренными нормами законодательства.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» было введено понятие учетной политики организации. Учетная политика — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблю-
дения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При формировании учетной политики организации дано право осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых действующим законодательством. Если в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета по конкретным направлениям деятельности или ситуациям, то организацией при формировании учетной политики осуществляется разработка соответствующего способа. Таким образом, при формировании учетной политики бухгалтер:
- следует тем требованиям нормативных документов, которые не предоставляют возможности выбора методики учета;
- выбирает один вариант методики учета из числа предлагаемых нормативными документами;
- самостоятельно разрабатывает методику учета фактов хозяйственной жизни, относительно которых нормативные документы не содержат специальных требований;
- руководствуясь федеральным законом «О бухгалтерском учете», разрабатывает методику учета конкретных фактов хозяйственной жизни, отличную от устанавливаемой нормативными актами.
Несомненно, данный подход заимствован из международной практики составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организациям дана возможность утвердить в своей учетной политике ту методику бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций, которая, согласно профессиональному суждению лица, ответственного за составление и представление отчетности, позволяет достоверно отразить в бухгалтерской отчетности картину финансового положения организации.
Исходя из сказанного можно утверждать, что достоверной следует считать бухгалтерскую отчетность организации, соответствующую учетной политике, положения которой раскрыты, объяснены и обоснованы в пояс-
Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)
нительной записке к этой бухгалтерской отчетности. Но при этом необходимо отметить нежелание российских компаний раскрывать большой объем информации, который традиционно, а не юридически относится к коммерческой тайне1.
Если рассматривать достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности с точки зрения аудита, то, согласно федеральному закону «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности понимается такая степень точности данных отчетности, которая позволяет пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности организации и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Достаточно сложным для аудитора является подтверждение оценочных значений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Оценочными значениями являются приблизительно определенные или рассчитанные должностными лицами организации на основе профессионального суждения значения некоторых показателей при отсутствии точных способов их определения. К ним относятся оценочные резервы, резервы предстоящих расходов и платежей, амортизационные отчисления, отложенные налоговые активы и обязательства и др. В целях установления единых требований в отношении аудита оценочных значений Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 был введен стандарт № 21 «Особенности аудита оценочных значений». Данный стандарт аудиторской деятельности был разработан с учетом международных стандартов аудита.
Оценочные значения рассчитываются, как правило, в условиях неопределенности исхода событий, которые имели место в прошлом или с некоторой вероятностью произойдут в будущем, и требуют профессионального суждения. При этом в стандарте отмечается,
что при наличии в бухгалтерской (финансовой) отчетности оценочных значений возрастает риск ее существенных искажений.
Пунктами 5 и 6 Стандарта № 21 подчеркивается, что расчет оценочных значений в зависимости от специфики конкретного показателя может быть простым или сложным. При сложном расчете могут потребоваться специальные знания и профессиональное суждение. Во многих случаях оценочные значения рассчитывают с помощью формул и коэффициентов, основанных на предыдущем опыте хозяйствующего субъекта, например нормы амортизационных отчислений для группы основных средств, стандартный процент отчислений в резерв на выплату отпускных. Очевидно, что главный бухгалтер, несущий ответственность за своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, самостоятельно не всегда может произвести такого рода расчеты, но он вправе опираться на экспертную оценку, данную руководителем подразделения, юристом, финансовым или коммерческим директором, технологом, менеджером по продажам, товароведом и т.д. Результаты экспертной оценки необходимо оформлять в виде служебной записки. Стандарт прямо указывает на возможность и необходимость использования профессионального суждения должностных лиц организации (руководства, к которому относится и главный бухгалтер) при подготовке отчетности.
По нашему мнению, достоверной следует считать бухгалтерскую отчетность организации, соответствующую учетной политике, положения которой раскрыты, объяснены и обоснованы в пояснительной записке бухгалтерской отчетности.
Примечание
1 Готовы ли российские компании к переходу на МСФО: мнения практиков // МСФО: практика применения. 2006. № 2. С. 9.
А.Г. ЯРУНИНА
старший преподаватель
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В условиях проведения реформы бюд- многом зависит от того, какие бюджетные
жетной системы велика роль местного са- ресурсы получают в свое распоряжение мес-
моуправления, эффективность которого во тные власти. Таким образом, можно отме-
© А.Г. Ярунина, 2006