Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» И ВИДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ'

ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» И ВИДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
648
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / ИСТОРИЯ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ЧИНОВНИК / ЗАКОНОДАТЕЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КРИТЕРИЙ / КАТЕГОРИИ / ПРИЗНАК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожаев А. В., Минаев А. В.

Статья посвящена теоретической концепции, связанная с определением, классификацией и установлением норм должностных лиц, а также выделением категории и критерии классификации для них. В административном праве сложилось два основных взгляда на вопрос о том, как нужно законодательно трактовать термин «должностное лицо». Любая деятельность всегда динамична, и в особенности юриспруденция, а значит, в дальнейшем появятся новые взгляды, мнения и подходы в понимании проблематики определения словосочетания «должностное лицо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "OFFICIAL" AND TYPES OF OFFICIALS

The article is devoted to the theoretical concept related to the definition, classification and establishment of the norms of officials, as well as the allocation of categories and classification criteria for them. In administrative law, there are two main views on the question of how the term “official” should be interpreted legislatively. Any activity is always dynamic, and especially jurisprudence, which means that in the future there will be new views, opinions and approaches in understanding the problem of defining the phrase “official”.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» И ВИДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ»

ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО» И ВИДЫ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ А.В. Кожаев1, магистрант

Научный руководитель: А.В. Минаев, канд. юрид. наук, доцент1, профессор2 калининградский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА

2Академия военных наук (Россия, г. Калининград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-8-1-43-45

Аннотация. Статья посвящена теоретической концепции, связанная с определением, классификацией и установлением норм должностных лиц, а также выделением категории и критерии классификации для них. В административном праве сложилось два основных взгляда на вопрос о том, как нужно законодательно трактовать термин «должностное лицо». Любая деятельность всегда динамична, и в особенности юриспруденция, а значит, в дальнейшем появятся новые взгляды, мнения и подходы в понимании проблематики определения словосочетания «должностное лицо».

Ключевые слова: Россия, история, должностное лицо, чиновник, законодатель, функциональный критерий, категории, признак.

Исторический опыт анализа понятия «должностное лицо» в истории российского и советского административного права имеет длительный временной промежуток. И его признание должно привести к творческой нормативно-правовой деятельности в этом направлении уже сегодня.

В целом, следует сказать, что большой пласт работ исследователей в области административного права посвящен данному исследованию. Поэтому необходимо выделить наиболее важные периоды в этой области. В истории появления термина «должностное лицо» в юриспруденции выделяются определенные этапы. Впервые в нашем законодательстве определение «должностное лицо» появляется в Уголовном уложении царской России.

Раздел 5 Уголовного Уложения царской России предусматривает широкий спектр должностных преступлений [1]. Однако в этом источнике права не было четкого определения, кто является субъектом этих преступлений. Они носили различные названия, такие как "должностные лица", "лица, состоящие на государственной службе", "чиновники" и т.д. До 1917 года их выделяют как первый этап.

Следующим периодом разграничения считаются 1917-1922 годы. В этот период советское законодательство расширило

круг лиц и стало рассматривать под чиновником любого служащего на любой государственной и общественной должности. Термин "государственный служащий" идентичен определению "чиновник".

Третий этап принято выделять в рамках следующей хронологии 1920-1960-х годов 20века. Этот этап характеризуется борьбой между широкой и узкой трактовками термина "официальный". Эта борьба закончилась победой представителей ограничительной тенденции. И эта точка зрения оставалась доминирующей вплоть до распада Советского Союза.

Четвертый исследовательский период начинается с середины 1960-х и до начала 1990-х годов. В этот период происходил поиск новых трактовок термина "официальный", появление новых взглядов на это определение со стороны представителей юридических наук, обретение новых и новых направлений для отраслей юриспруденции. Другими словами, представители уголовной, административной, гражданской, трудовой и других отраслей юриспруденции начинают обеспечивать доминирование и содержание.

В начале 1990-х годов начался пятый период развития законодательства и начался процесс переосмысления законодательной деятельности. Этот период ха-

рактеризовался изменениями и реформами действующего законодательства, появлением новых нормативных правовых актов о государственной службе в России, более детальным уточнением и толкованием определения "должностное лицо". Особенностью этого периода стала неспособность законодателей дать четкое определение термина "должностное лицо", что привело к возникновению ряда проблем и трудностей.

Следует отметить, что данный этап характеризуется тем, что толкование термина "должностное лицо" в правовых актах не обобщается на все области права, а трактуется как конкретное и поэтому имеет отраслевой характер [2]. А поскольку, как показывает практика, каждый государственный служащий занимает определенную должность, она понимается как общая для всех государственных служащих. Но, с другой стороны, проецируя термин "должностное лицо" на документ, законодатель говорит не обо всех государственных служащих, а только об определенной их части. Поэтому при расширении содержания этого термина возникает другая проблема, позиция законодателя понимается неправильно [3].

Для устранения этой проблемы необходимо уточнить данный термин. Тогда противоречия в содержании статьи 2.4 КоАП РФ должны быть устранены [4]. Хотя перестройка трактовки термина "должностное лицо" в административном праве, несомненно, была бы положительным фактом, не следует забывать, что такое же определение в почти аналогичном виде существует в Уголовном кодексе РФ. Перенос термина не оправдан, так как необходимо помнить, что каждая отрасль права имеет свои цели и задачи и недопустимо использовать термин, не изменяя его в соответствии с той областью, в которой он используется. Полагаем, что приоритетным направлением исследований в области административного права должно стать решение проблемы определения признаков должностных лиц на основе уже имеющихся научных исследований, в результате чего будут выработаны общие положения для всех отраслей права [5].

Признаки всех таких лиц делятся на несколько групп. Во-первых, должностные лица рассматриваются как лица, находящиеся на государственной службе, и для них закон или нормативные документы являются основанием для занятия соответствующей должности. Во-вторых, должностные лица обладают организационно-распорядительным и правами, и определенными организационными функциями, состоящими из действий, влекущих определенные юридические последствия. В-третьих, такие лица, в отличие от других субъектов права, несут огромную социальную и юридическую ответственность в связи с неправомерным исполнением собственных должностных обязанностей.

Например, Ю.Н. Старилов систематизирует это следующим образом. По принципу широты государственной власти и занимаемого ею положения при осуществлении управленческих функций - это управленческие и профессиональные кадры. В зависимости от вида государственной или иной работы к ним относятся представители различных ветвей государственной власти, лица, состоящие на правоохранительной и военной службе, руководители государственных и муниципальных учреждений. В зависимости от своих возможностей они могут нести ответственность за ущерб, причиненный собственными противоправными действиями. Должностные лица, получившие должность в результате конкурсного назначения или выборов, в зависимости от уровня занимаемой должности [6].

Чиновники могут быть разделены на основные и второстепенные типы в соответствии с их административными возможностями. К основным типам чиновников относятся:

1) государственные служащие;

2) муниципальные служащие;

3) частные служащие.

Остальные типы чиновников называются подтипами вышеперечисленных типов.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что в административном праве сложилось два основных взгляда на вопрос о том, как нужно законодательно трактовать термин «должностное лицо». Но не

будем забывать о том, что любая деятель- появятся новые взгляды, мнения и подхо-ность всегда динамична, и в особенности ды в понимании проблематики определе-юриспруденция, а значит, в дальнейшем ния словосочетания «должностное лицо».

Библиографический список

1. Российское законодательство X-XX веков. Т. 6: Законодательство первой половины XIX века. - М., 1988.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М., 1997. - 189 с.

3. Кузнецов, А.А. Правовые основы деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве / А.А. Кузнецов, А.В. Минаев // Право и законность: вопросы теории и практики: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 12-13 апреля 2019 года. - Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2019. - С. 99-101.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федерал. закон от 30.12.2011 № 195-ФЗ (ред. от 13.06.2023). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.06.2023 г.).

5. Кузнецов А.П. Дефиниция «должностное лицо» в международном праве и российском законодательстве // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: материалы IX Международной научно-практической конференции 26-27 января 2012 г. - 2012. - № 6. -С. 438-443.

6. Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1996. - 456 с.

THE CONCEPT OF "OFFICIAL" AND TYPES OF OFFICIALS. A.V. Kozhaev1, Graduate Student

Supervisor: A.V. Minaev, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor1, Professor2 1Kaliningrad branch of the Moscow Financial and Law University MFLA 2Academy of Military Sciences (Russia, Kaliningrad)

Abstract. The article is devoted to the theoretical concept related to the definition, classification and establishment of the norms of officials, as well as the allocation of categories and classification criteria for them. In administrative law, there are two main views on the question of how the term "official" should be interpreted legislatively. Any activity is always dynamic, and especially jurisprudence, which means that in the future there will be new views, opinions and approaches in understanding the problem of defining the phrase "official".

Keywords: Russia, history, official, official, legislator, functional criterion, category, feature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.