Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ'

ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
116
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПОНЯТИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЯ / СУЩНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берзина К.А.

В статье рассматриваются вопросы агрессивного поведения в обществе. Рассмотрены понятия, характеристики агрессивного поведения, и сущность его проявлений в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ»

п

е

д

а г о г и ч е с к и е

НАУКИ

К.А. Берзина

ПОНЯТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье рассматриваются вопросы агрессивного поведения в обществе. Рассмотрены понятия, характеристики агрессивного поведения, и сущность его проявлений в детском возрасте.

Ключевые слова: агрессивное поведение, характеристики, понятия, определения, сущность проявлений.

Человек живет в социуме, в котором для существования, как самого человека, так и общества нужны эффективные коммуникации. Коммуникация подразумевает общение, здоровое, полноценное общение, в результате которого каждый участник коммуникации развивается, развивает общество, производит блага и т.д. Без налаженной коммуникации и общения общество не сможет жить и процветать, производить продукты жизнедеятельности. Поэтому в современном мире так много внимания уделяется воспитанию людей с самого детства, привитию правильных навыков общения. В такой парадигме агрессивное поведение, которое природой заложено в каждом из нас как средство защиты для выживания, при отсутствии управления таким поведением, рушит коммуникацию, человека и социум.

А.В. Петровский под агрессивным поведением понимает преднамеренное поведение, которое носит деструктивный характер и приводит к физическому или психологическому ущербу и дискомфорту у других индивидуумов [6, с. 66]. Вместе с тем, А.В. Петровский особо подчеркивает, что подобное поведение может стать следствием негативных установок либо быть немотивированным, но обязательным условием агрессивного поведения является его направленность на другого человека. Таким образом, рассмотренный ученый-психолог, полагает, что агрессия является социальным явлением, которое носит деятельный характер, явление агрессивности не что иное, как черта личности, а агрессивное поведение - поведение деструктивного характера. Следующий ученый-психолог О.В. Мартынова в определении агрессивного поведения соглашается с выдвинутым А.В. Петровским толкованием понятия «агрессивное поведение», но

© К.А. Берзина, 2022.

при этом уточняет его. В частности, она понимает под агрессивным поведением целенаправленное деструктивное поведение, характеризующееся наличием видимых противоречий в отношении установленных обществом норм и правил сосуществования людей в социуме.

Т.В. Вильсон утверждает, что, характеризуя понятие агрессии, следует, прежде всего, учитывать такую особенность этого негативного явления: агрессии одного человека или группы лиц присуще негативно окрашенное неприятие мнения других людей или человека, сопровождающееся физическим воздействием или угрозой со стороны физического воздействия в отношении окружающих [10, с. 7]. По поводу толкования агрессивного поведения Т.В. Вильсон предлагает понимать его как поведение, имеющее в наличии два обязательных условия: во-первых, агрессивное поведение имеет губительные для окружающих последствия; во-вторых, агрессивное поведение — это всегда нарушение общепринятых норм поведения.

В социально-педагогическом направлении агрессивное проведение рассматривает Л.В. Мардахаев. Он рассматривает его в качестве поведения личности, которое сопровождается нанесением физической или моральной травмы окружающим, взаимодействующих или находящихся рядом с агрессором.

Вышеприведенные определения агрессивного поведения относятся к пониманию их с точки зрения нормативного подхода. Помимо этого, имеются и иной подход понимания рассматриваемых явлений -целевой подход, который интерпретируют рассматриваемые явления с точки зрения их функциональности. Е.С. Фромм в своих работах агрессивное поведение рассматривает как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов. Х. Кауфман предлагает понимать под агрессивным поведением специфически ориентированное поведение, которое направлено на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма, а агрессию он понимает как средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе. Агрессивное поведение А. Басс рассматривает в качестве одного из видов поведения, мотивированное намерением причинить вред кому-то другому.

В исследованиях зарубежных ученых-психологов в рамках целевого подхода агрессивное поведение, в общем, понимаются как форма поведения личности, имеющая цель - оскорбить или нанести вред окружающим, не желающим собственноручно такого обращения с собой [10, с. 8].

Таким образом, на основании приведенных подходов к пониманию агрессивного поведения можно заключить, что она как психическая реальность обладает определенными характеристиками, а именно: направленный и интенсивный характер совершения, форма проявления, Цель агрессивного поведения заключается как в причинении страдания (вреда) окружающим (враждебная агрессия), так и в использовании способа достижения вреда окружающим (инструментальная агрессия).

Особую угрозу и опасность для общества представляют агрессия и агрессивное поведение, которые направлены на других людей. А. Бандура и Р. Волтерс называют ее асоциальной агрессией, связывая с действиями социально-деструктивного характера, в результате этих действий может быть причинен ущерб другому человеку или же имуществу другого человека, государства, причем эти действия не обязательно должны быть наказуемы по закону.

Понятие «агрессивное поведение» рассматривается еще и в социально-педагогическом и психологическом походе, и интерпретация его имеют некоторую схожесть, в частности в обоих этих подходах агрессивное поведение представляет собой устойчивую черту личности, выражающуюся в деструктивном поведении, то есть противоречащая нормам и правилам существования всех людей в обществе.

В современном мире агрессивное поведение имеет тенденцию омоложения. В последнее время особенно участились случаи проявления жестокости и агрессивного поведения у детей, которые еще и публикуются в сети интернет. Дети снимают на телефоны сцены насилия, драки, выкладывают в интернет с целью получить так называемые «лайки». Таким образом, проявления агрессивности в детском возрасте отрицательно влияют на процесс социализации ребенка в обществе.

Р.С. Немов полагает, что детское агрессивное поведение может рассматриваться как устойчивая или временная черта подрастающей личности, но в любом случае формой ее проявления в детском возрасте является открытое выражение враждебности ребенка по отношению к другим детям, взрослым, животным [4, с. 91].

Также в литературе имеются еще ряд интересных толкований. Например, интересным видится точка зрения Т.М. Трапезникова, который рассматривает детское агрессивное поведение как деструктивное поведение ребенка, обусловленное мотивацией, наносящее вред объектам нападения как одушевленным, так и неодушевленным, вызывающее психологический дискомфорт: отрицательные переживания, напряженность, чувство страха и подавленности и т.д. [5, с. 85].

Иное мнение прослеживается в толковании термина Н.М. Степиной. Детское агрессивное поведение Н.М. Степина рассматривает в качестве акта враждебности, атаки, разрушения [8, с. 33]. В.В. Бурцева

под агрессивным поведением детей понимает склонность ребенка нападать на других, оскорблять их словом и делом [11, с. 101]. По мнению Л.В. Мардахаева агрессивное поведение детей есть форма поведения ребенка, когда он стремится нанести физический вред окружающим людям [7, с. 18].

Таким образом, можно заключить, что характеристика проявлений агрессивного поведения заключается в нарушении общепринятых правил построения социальных взаимоотношений с применением физического или психического ущерба одним человеком другому. В общих же чертах агрессивное поведение можно понимать как устойчивую черту характера личности, характерным проявлением которого которой является целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Но, несмотря на отрицательную составляющую агрессивного поведения личности в целом, можно отметить ее и положительный момент - способность личности защищать себя и других, возможность отстаивать свою точку зрения, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Поэтому при полнейшем подавлении агрессивного поведения можно достичь пассивного поведения личности по жизни и соответственно спровоцировать образование неспособности личности «постоять за себя». При взвешенном правильно выстроенном контроле за исследуемым социальным явлением личности, можно умело и правильно управлять, и направлять развитием таких качеств личности как активность и целеустремленность, что в последствии непременно приводит к успехам человека в разных сферах деятельности.

Агрессивное поведение в действиях и поведении ребенка, можно замечать уже с детства, в частности проявлением ее считаются приступ упрямства, который сопровождается криком, слезами, размахиванием руками в целях ударить, падениями на пол, капризами, негативизмом, строптивостью, своеволием [2, с. 137]. Получается, что в принципе каждый ребенок в тот или иной период своего развития иногда проявлял признаки агрессивного поведения, но у кого-то со временем это уходит, а у других детей в силу ряда причин и факторов это явление только усиливается с годами.

В детском возрасте чаще всего встречаются следующие проявления агрессивного поведения: физическая агрессия (использование физической силы против кого-либо или чего-либо); вербальная (словесная) (проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме); аутоагрес-сия (агрессивное поведение, направленное на себя, проявляющееся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства).

А. Фрэди отмечает, что самым явным механизмом агрессивного поведения ребенка является «идентификация с агрессором», которая содержит в себе перенятые атрибуты и манеру поведения: ребёнок преображается из того, кому угрожает, в того, кто угрожает [2, с. 137].

Стоит согласиться с мнением А. Бандура, который подмечает, что современные дети зачастую перенимают агрессивную манеру вести себя по отношению к окружающим в результате подражания взрослым, наблюдая за взрослыми, ребенок копирует поведение их. В одном из экспериментов исследования было подтверждено, что в результате наблюдения за агрессивным поведением взрослого, ребенок в последующем проявлял аналогичные формы поведения по отношению к окружающим. Это объясняют ситуации, когда в семьях, где родители характеризуются проявлением агрессивного поведения друг другу, детям и близким, дети растут, вырабатывая аналогичные отрицательные формы поведения: очень часто у таких детей проявляется склонность разрешать свои детские проблемы силовым методом [7, с. 148].

Р. Байрон, Д. Ричардсон, разделяя взгляды на причины агрессивного поведения детей вышеуказанного автора, в качестве основных источников такого поведения детей, в частности младших школьников, называют именно семью, сверстников и масс-медиа. К примеру, Р. Байрон, Д. Ричардсон полагают, что влияние сверстников, обусловлено тем, что научение агрессивному поведению осуществляется посредством игры, в которую играют сверстники. В игре реализуется большой объем общения, который либо обуславливает копирование его различных способов, в том числе и агрессивных, либо способствует подкреплению уже имеющихся. Второй очень частой причиной агрессивного поведения детей является семейная ситуация, в частности агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи отмечают, что ребенок, который видит агрессивное поведение взрослых - членов его семьи, перенимает такую линию поведения и проектирует ее на общение со сверстниками, такое поведение он считает нормой.

Очень часто можно наблюдать такую ситуацию, когда общество поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей: родители, которые требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление, они тем самым прививают детям драчливое, неадекватное поведение. При этом в большинстве своем такие родители убеждены, что выбранная ими стратегия — это единственно эффективное средство воспитания смелых, независимых, умеющих постоять за себя людей.

Последствиями влияния СМИ, в частности просмотра детьми сцен насилия по телевизору, являются: усиление агрессивного поведения, повышение порога нечувствительности к насилию, формирование взгляда на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, признание насилия

как нормы общественной жизни. Вообще игры с оружием — это фактор, провоцирующий рост агрессивного поведения ребенка, так как у ребенка формируется установка разрешать проблемы с применением силы.

Как видим, разнообразные факторы влияют на проявление агрессивного поведения у детей. Следовательно, любая коррекционная работа с детьми, направленная на снижение агрессивного поведения, будет направлена на нейтрализацию влияния факторов через формирование положительных способов поведения и их сознательной мотивации, формирование положительных привычек, выработку стойкого иммунитета к негативным явлениям, стимуляцию способности руководить своими действиями и анализировать свои поступки.

Библиографический список

¡.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации[Текст]:[федер. закон № 273: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 г.]

2.Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: методическое пособие[Текст] / учебное пособие. - СПб.: Питер, 2019. - 334 с.

3.Долгова, А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция[Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - М.: Генезис, 2018. - 244 с.

4. Дубровина, И. В. Психология [Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академия, 2017. - 396 с.

5.Данилина, Т. А. Социализация агрессивных детей [Текст] /учебное пособие для ВУЗов / Т. А. Данилина, Н. М Степина. - М.: Айрис - пресс, 2017. - 233 с.

6. Дик, Н .Ф. Увлекательная внеклассная работа в 1 - 4-х классах[Текст] /учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. - 315 с.

7.Еникопов, С. Н. Дети и психология агрессии [Текст] // Школа здоровья. - 2016. - № 3. - С. 7.

БЕРЗИНА КСЕНИЯ АЛЕКСЕЕВНА - магистрант, Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.