Научная статья на тему 'Пономарев Геннадий Александрович'

Пономарев Геннадий Александрович Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

44
27
Поделиться

Текст научной работы на тему «Пономарев Геннадий Александрович»

ПОНОМАРЕВ ГЕННАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Г еннадий Александрович Пономарев родился 23 августа 1941 года в селе Поспелиха Алтайского края в семье служащих. В 1958 году окончил с золотой медалью среднюю школу села Кривощеково Алтайского края и поступил на физико-математический факультет Барнаульского педагогического института. Окончил его с отличием в 1963 году по специальности «физика и основы производства» с квалификацией «учитель физики и основ производства». Учась в пединституте, Г.А. Пономарев находил время для серьезных занятий рисованием, музыкой. С сентября 1962 по сентябрь 1963 года - ассистент кафедры физики Барнаульского пединститута.

В 1963 году Геннадий Пономарев поступает в аспирантуру на кафедру радиофизики ТГУ, куда весьма строгий отбор вел заведующий кафедрой профессор В.Н. Кессених. Тема кандидатской диссертации Г.А. Пономарева была связана с распространением и дифракцией поверхностных волн - проблемой, которой занималась в то время группа лаборатории радиофизики СФТИ под руководством М.С. Бобровникова. Работа над диссертацией потребовала глубокого изучения электродинамики и методов математической физики. После успешного завершения аспирантуры в 1966 году Г.А. Пономарев был распределен в лабораторию распространения радиоволн СФТИ, где при его участии создается группа сотрудников, занявшихся новым научным направлением - исследованием распространения радиоволн в случайно неоднородных средах.

В 1973 году Геннадий Александрович переходит на работу в университет на кафедру радиофизики и одновременно назначается заместителем декана РФФ. С 1974 года в течение пяти лет он - декан РФФ.

Работая на факультете, он читает потоковый курс «Методы математической физики», разрабатывает и читает новый для факультета курс «Статистическая радиофизика». Продолжает активно участвовать в работе лаборатории распространения радиоволн, становясь по сути дела главным теоретиком одной из групп лаборатории. Работы возглавляемой им группы, носящие первоначально чисто теоретический характер, со временем находят широкое практическое применение при изучении распространения радиоволн в городе. Г.А. Пономаревым были разработаны основы теоретической теории распространения УКВ в городской среде, выявлены основные закономерности формирования полей в условиях города. Теоретически предсказаны, а затем подтверждены экспериментально зависимости ослабления радиосигналов от дальности, частоты, характеристик городской среды, рельефа местности.

При его участии были разработаны многофункциональные автоматизированные комплексы. Их стационарные и подвижные варианты были приняты для обеспечения государственных служб радиоконтроля источников излучения в крупных городах. Были созданы пакеты прикладных программ, обеспечивающих прогноз условий работы радиосредств в городских районах и пригородных зонах. Объединенный сборник шестнадцати алгоритмов и программ, созданных с участием Г.А. Пономарева, был включен во Всесоюзный фонд алгоритмов и программ по тематике Министерства связи.

За разработку «Автоматического измерителя поляризации» в 1983 году Г.А. Пономарев был удостоен Серебряной медали ВДНХ.

Научное направление было признано актуальным и при Совете АН СССР по комплексной программе распространения радиоволн в 1985 году была создана секция, председателем которой был утвержден Г.А. Пономарев.

Значение работ, выполненных Геннадием Александровичем, позволило ему перейти к их обобщению. Для завершения и оформления докторской диссертации он временно снова переходит на работу в СФТИ, не прекращая при этом чтения ряда основных курсов лекций на факультете. Работает и над созданием учебных пособий для студентов факультета. После защиты докторской диссертации в 1984 году Г.А. Пономарев возвращается на факультет и после утверждения в ученом звании профессора с 1985 года возглавляет кафедру радиофизики.

Сочетание научной и педагогической работы в общем-то характерно для большинства преподавателей. Одновременное занятие педагогической и научной работой у Геннадия Александровича оказалось особенно продуктивным. Сказывалось и его педагогическое образование. Его лекции отличались тщательностью отработки, строгостью изложения материала и одновременной его доступностью для студентов. Он по праву считался одним из лучших лекторов факультета. В соавторстве с другими преподавателями кафедры им написаны учебники по ряду разделов методов математической физики. За учебное пособие

«Статистические методы в радиофизике» Г.А. Пономареву с соавторами была присуждена в 1992 году премия ТГУ.

В 1991 году была издана монография «Распространение УКВ в городе». В том же году издательством «Советское радио» была издана монография на 20 печатных листах «Ослабление и рассеяние ультракоротких радиоволн в городах и пригородных зонах». Всего в активе Г.А. Пономарева 140 печатных работ, 8 авторских свидетельств на изобретение. Под руководством Г.А. Пономарева защищено 5 кандидатских диссертаций. Он был научным консультантом при завершении трех докторских диссертаций. Был членом трех ученых советов по защитам диссертаций.

Г.А. Пономарев с 1963 по 1991 год состоял в КПСС. Был парторгом отдела СФТИ, секретарем партбюро СФТИ, членом парткома ТГУ и секретарем парткома. За успешную научную, педагогическую и общественную работу был награжден почетными грамотами МВ и ССО РСФСР (1979) и МВ и ССО СССР (1980), медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» (1970) и орденом «Дружбы народов» (1986).

Геннадий Александрович обладал исключительной работоспособностью, трудолюбием, собранностью и организованностью, был доброжелательным к окружающим. Тяжелая болезнь оборвала его жизнь 5 января 1994 года, когда ему было всего 52 года.

А.С. Завьялов

О МОЕМ УЧИТЕЛЕ

Ученый по своей природе, Геннадий Александрович обладал редкой способностью находить неординарные решения как в простых, так и в сложных ситуациях. Неожиданный и интересный взгляд часто давал существенный импульс в продвижении, а часто и решении возникающих задач. Это в полной мере относилось как к научным, общественным, так и к бытовым проблемам. Для него не существовало важных и второстепенных вопросов, все было важно и все решалось одинаково продуманно. К окружающим людям он относился всегда уважительно и корректно. Как руководитель, он никогда не позволял себе требовать безоговорочного подчинения. Принимаемое починенными решение должно было быть осознанным и самостоятельным. Однако не следует думать, что этот человек никогда не ошибался. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Он был открыт для понимания нового и поэтому убедительно доказанные утверждения принимал. Особенно не любил верхоглядство и безответственность. Очень ценил порядочность и сам был таким.

Я познакомился с ним на третьем курсе университета в 1979 году, когда пришла пора выбирать тему курсовой работы. Я выбрал тему, которую предложил Геннадий Александрович. Подкупило меня его отличное знание математики, из которой он не делал никакого фетиша. Для него это был хорошо отточенный инструмент. Кстати, более простые инструменты: карандаши и ручки он тоже всегда держал в полной боевой готовности. Владел ими в совершенстве. Рисунки, выполненные им карандашом и ручкой, отличались какой-то исключительной продуманностью. Не случайно эмблема кафедры, предложенная им, оказалась настолько удачной, что радиофизический факультет без больших раздумий взял ее на свое знамя.

Думается, что еще многое сделанное им останется на факультете навсегда. Прежде всего, я имею в виду учеников, курсы лекций и методики их преподавания.

Педагог по своему первоначальному образованию, он сумел творчески пересмотреть, казалось бы, уже ставшие незыблемыми все кафедральные курсы. Курсы повышения квалификации, организованные на кафедре и факультете, были построены по схеме взаимного изучения преподавателями предметов смежных курсов. При таком подходе каждый преподаватель был вынужден найти новую наиболее рациональную форму изложения, а слушатели могли таким образом проникнуть в смежный курс, да и перенять все самое рациональное в методике преподавания, в конце концов, убрать излишнюю дублируемость в изложении материала, найти единые обозначения и т.д. Я вспоминаю весьма поучительный спор о вольности использования на факультете понятия мнимой единицы: 1 или р. Что-то с тех пор сдвинулось на факультете. Он очень активно использовал в педпроцессе многое, добытое им в науке. Из всех форм изложения выбирал наиболее доступную для аудитории. Такой актуальный для многих вопрос, как посещаемость студентами занятий, для него не существовал. Просто в аудитории не хватало мест для желающих послушать его лекции. Приходили с других факультетов, и не только студенты.

В науке очень важно не просто много знать, а иметь к этому свое отношение. Геннадий Александрович имел такое отношение. В изложении результатов широко использовал образность и наглядность изложения. Умел и любил графически представлять информацию. У меня до сих пор хранятся некоторые его рисунки как память и как пример для подражания.

Неожиданная и жестокая болезнь вырвала его из этой жизни в самый разгар дел. Даже понимая, что дело идет к концу, в самые последние дни он продолжал заниматься наукой и писал отчет по гранту РФФИ. Предлагал решения о кадровой политике на кафедре на будущее и т.д. Он жил будущим. В нашей памяти образ Геннадия Александровича не померкнет, мы продолжаем его дело.

В.П. Якубов