articles of the International scientific and practical conference, Sterlitamak RIC AMI, Part.2, pp. 37-40.
7. Paly, V.I. and Sokhlikova, V.A. (2017), "Experimental analysis of a ratio of a self-assessment and claims of highly skilled athletes", Messenger of the Kostroma State University. Series: Pedagogics. Psychology. Sotsiokinetika, Kostroma, No.1. pp. 63 69.
8. Seryozhnikova, R.K. and Chernykh E.V. (2012), "Motivation as a factor of activization of the athlete in mini-soccer", Scientific notes ofZabaikalsky State University. Series: Pedagogics and psychology, Chita, No. 5, pp. 133-136.
9. Umanskaya, I.A. (2013), "Self-assessment as psychological resource of successful sports activity", Messenger of the Kostroma state university. Series: Pedagogics. Psychology. Sotsiokinetika, Kostroma, No. 3, pp. 130-132.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2018
УДК 159.99
ПОНИМАНИЕ СТУДЕНТАМИ СИТУАЦИЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Татьяна Борисовна Юшачкова, кандидат психологических наук, доцент, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (МГТУ им. Г.И. Носова), г. Магнитогорск
Аннотация
Статья посвящена проблеме понимания студентами ситуаций межличностного взаимодействия. Содержит результаты изучения оценки студентами собственной способности к пониманию ситуаций, взаимосвязи понимания ситуаций с отдельными свойствами личности и социально-психологическими умениями, их влияния на успешность понимания.
Ключевые слова: понимание ситуации, межличностное понимание, субъект познания, самооценка понимания, студенты.
UNDERSTANDING OF INTERPERSONAL INTERACTION SITUATIONS BY
STUDENTS
Tatyana Borisovna Yushachkova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk
Annotation
The article is devoted to the problem of students understanding the situations of the interpersonal interaction. It contains the results of the studying of the students' assessment of their own ability to understand situations, the correlation between understanding the situation with the individual personality characteristics, and social and psychological skills, their impact on the success of understanding.
Keywords: understanding of the situation, interpersonal understanding, subject of cognition, self-esteem of understanding, students.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, отличающимся обилием информации и быстрой сменой происходящих событий, для достижения успеха очень важно точно воспринимать и понимать ситуацию межличностного взаимодействия. Это позволяет оперативно принимать решения и осуществлять соответствующие ситуации действия.
Понимание относится к числу фундаментальных проблем психологической науки и практики. В исследованиях учеными были получены данные об особенностях понимания людьми различных объектов действительности. Особое внимание было уделено изучению восприятия и понимания людьми друг друга [1, 2, 3].
А. А. Бодалев писал: «Восприятие человека человеком, вместе с основывающимся на нем пониманием одним человеком другого, является совершенно обязательной стороной
процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде» [1, с. 108].
В процесс понимания другого человека включен весь спектр познавательных процессов субъекта познания, которые направлены на распознавание его состояний, свойств личности, ценностных ориентаций, способностей, целей, мотивов поведения и др.
Большая роль принадлежит также мотивационной и эмоциональной сферам познающего субъекта, его личностным особенностям, имеющемуся опыту труда, познания и общения.
Существенное влияние на понимание могут оказать условия ситуации, в которой оно протекает, ее физические, пространственно-временные характеристики, специфика и объем получаемой информации о человеке и всей ситуации в целом.
Восприимчивость к поступающей информации, а также скорость ее переработки зависят от ее значения для результатов взаимодействия, а также от личных целей и мотивов.
При дефиците времени и данных нередко наблюдается приписывание другому человеку не свойственных ему черт, мотивов поступков. Длительный период взаимодействия также не является гарантом понимания, поскольку на формируемое понятие о человеке может оказать влияние отношения к нему.
В своих заключениях о причинах наблюдаемого люди зачастую допускают ошибку, переоценивая роль личностных факторов в регуляции поведения и недооценивая влияние ситуативных.
Знание ситуации дополняет и помогает более точной интерпретации. С.Л. Рубинштейн в свое время, отмечая роль ситуации общения в расшифровывании состояния человека по выражению его лица, писал следующее: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции <...> для распознавания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающими» [4, с. 567].
Без учета ситуационного контекста поступки людей могут быть истолкованы неверно. В свою очередь знание личностных особенностей, мотивов поведения людей может способствовать пониманию развития ситуации взаимодействия.
Цель проведенного нами исследования состояла в изучении понимания студентами ситуаций межличностного взаимодействия и предполагала решение следующих задач: определение уровня понимания ими ситуаций, сопоставление показателей понимания людей и ситуаций, рассмотрение взаимосвязи понимания ситуаций с отдельными свойствами личности и социально-психологическими умениями, их влияния на успешность понимания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборку исследования составили студенты Магнитогорского государственного технического университета в количестве 125 человек. Средний возраст испытуемых - 21 год.
Методический аппарат включал широкий набор диагностических средств, среди которых: 16-факторный опросник Р. Кеттелла, методики, разработанные В.Н. Куницыной: опросник КОСКОМ (Коммуникативная и социальная компетентность), методика СУМО (Саморегуляция и успешность межличностного общения), методика СТАЛЬ (Стабильность, толерантность и альтруизм в межличностных отношениях и другие свойства личности), тест «Самооценка-14».
О понимании испытуемыми ситуаций и людей свидетельствовали показатели, полученные по одноименным шкалам опросника КОСКОМ. Данные по остальным шкалам и методикам свидетельствовали об уровне развития у них отдельных свойств личности и социально-психологических умений.
Наивысший показатель выраженности признаков по всем методикам составлял 12-ть баллов. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась с помощью
программного пакета SPSS 17.0 и заключалась в проведении корреляционного и регрессионного анализов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По результатам проведенного исследования среднегрупповой показатель понимания ситуаций студентами равен 5,94 баллам, что соответствует среднему уровню и свидетельствует о том, что они не всегда могут точно оценить и понять ситуацию, быстро сориентироваться в обстоятельствах, найти выход из сложившейся ситуации.
При анализе распределения полученных показателей было установлено, что большинство студентов средне оценивают собственную способность к пониманию ситуаций (47%), у 37% опрошенных понимание ситуаций вызывает трудности, и 16 %, наоборот, очень успешны в нем.
В рамках исследования у нас была возможность сравнить результаты студентов по параметрам «понимание ситуаций» и «понимание людей». Было получено «понимание ситуаций» - 5,94 балла и «понимание людей» - 5,31 балл.
Таким образом, студенты чуть более оптимистичны в оценках своей способности к пониманию ситуаций. Вместе с тем оба параметра находятся на примерно одинаковом среднем уровне развития, что говорит о наличии некоторых трудностей в этом процессе.
По данным корреляционного анализа существует положительная связь между оценками собственной способности к пониманию людей и ситуаций (r=0,424; p <0,001) - высоким значениям понимания людей соответствуют высокие значения понимания ситуаций.
Результаты изучения взаимосвязи между отдельными свойствами личности, социально-психологическими умениями студентов и пониманием ими ситуаций приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Взаимосвязь понимания ситуаций с отдельными свойствами личности и социальна__
Показатели Понимание ситуаций Показатели Понимание ситуаций
Коммуникативная компетентность 0,567*** Оптимизм 0,291**
Сноровка, хватка, предприимчивость 0 494*** Самооценка способности управлять событиями своей жизни 0,290**
Оперативная социальная компетентность 0,469*** Самооценка влиятельности 0,289**
Социально-психологическая компетентность 0,468*** Боязнь отвержения -0,285**
Зависимость -0,460*** Смелость (фактор Н+) 0,281**
Самооценка умения ладить с людьми, спорить, договариваться 0 457*** Удовлетворенность общением и отношением в близком кругу 0,273**
Самодостаточность 0,422*** Радикализм (фактор Р1+) 0,259**
Вербальная компетентность 0,404*** Эмоциональная незрелость -0,252**
Уверенность 0,384*** Эмоциональная стабильность (фактор С+) 0,236**
Эго-компетентность 0,362*** Ханжеские установки -0,231*
Тревожность (фактор 0+) -0,318*** Высокий самоконтроль (фактор Q3+) 0,212*
Эмоциональная стабильность 0,316*** Самооценка здоровья 0,205*
Мотивация достижения 0,304*** Высокая самооценка (фактор ЫБ+) 0,186*
Доминантность (фактор Е+) 0,294** Самооценка знания жизни 0,185*
Примечание: *** - р <0,001; ** - р <0,01; * - р <0,05
Согласно полученным данным, высокая оценка собственной способности к пониманию ситуаций сочетается с высоким уровнем развития самосознания личности: хорошим знанием себя, высокой самооценкой, уверенностью в себе, независимостью, самодостаточностью, отсутствием страха быть отвергнутым другими людьми, спокойствием, свободой от комплексов и предрассудков, склонностью к анализу своих поступков и происходящего вокруг. Понимание ситуаций также тесно связано с эмоциональной зрелостью личности, об этом говорят связи понимания ситуаций с эмоциональной устойчивостью,
выдержанностью, умением контролировать свои чувства и эмоции, общим позитивным эмоциональным настроем в восприятии себя и окружающего, удовлетворенностью общением и отношениями с близкими людьми.
По данным исследования, способность к пониманию ситуаций сочетается с наличием у субъекта познания социально-психологических умений и навыков, позволяющих ему быть успешным во взаимодействии с другими людьми, в частности: социально-психологической компетентностью, общей социальной ориентированностью и осведомленностью личности, коммуникативной и вербальной компетентностями, уверенностью в знании жизни, способности управлять событиями своей жизни, влиять на людей.
Высокая оценка собственной способности к пониманию ситуаций также предполагает наличие активной деятельностной позиции личности, опыта социального взаимодействия, нацеленности на успешность в нем. Об этом свидетельствуют связи понимания ситуаций с восприимчивостью личности к новому, склонностью к переменам, смелостью, готовностью к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, хорошим физическим состоянием, развитой сноровкой, хваткой, предприимчивостью, ориентированностью на достижения успеха в деле, напористостью, умением настоять на своем.
Можно предположить, что человек, высоко оценивающий собственную способность к пониманию ситуаций, считает себя субъектом своего жизненного пути, имеет большой опыт межличностного взаимодействия и успешен в нем.
С целью изучения влияния на понимание ситуаций отдельных свойств личности и социально-психологических умений был проведен множественный регрессионный анализ, в котором было установлено следующее: 48,8% дисперсии переменной «понимание ситуаций» обусловлено совокупным воздействием показателей коммуникативной компетентности, умения ладить с людьми, спорить, договариваться, зависимости, социально-психологической компетентности, радикализма, высокого самоконтроля.
По степени влияния переменные распределились следующим образом: коммуникативная компетентность (в=0,249), умение ладить с людьми, спорить, договариваться (в=0,238), зависимость (в = -0,182), социально-психологическая компетентность (в = 0,177), радикализм (в = 0,165), высокий самоконтроль (в = 0,134).
За исключением переменной «зависимость», все остальные - имеют положительную корреляцию с пониманием ситуаций.
Таким образом, на оценку собственной способности к пониманию ситуаций у студентов в первую очередь влияет наличие коммуникативной компетентности, умения ладить с людьми, спорить, договариваться, социально-психологической компетентности. Большое значение в развитии данной способности также имеет независимость личности, ориентированность на себя, свободомыслие, восприимчивость к переменам, динамичность, умение контролировать свои эмоции и поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Большинство студентов средне оценивает собственную способность к пониманию ситуаций межличностного взаимодействия.
2) Понимание ситуаций связано с эмоциональной зрелостью личности, эго-компе-тентностью, высокой самооценкой, уверенностью в себе, независимостью, наличием социально-психологических умений, позволяющих быть успешным во взаимодействии с другими людьми, активной деятельностной позицией, опытом социального взаимодействия, нацеленностью на успешность в нем.
3) На понимание ситуаций во многом влияет наличие коммуникативной и социально-психологической компетентности личности, независимость, ориентированность на
себя, свободомыслие, восприимчивость к переменам, динамичность, умение контролировать свои эмоции и поведение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев ; Московский гос. ун-т. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - 200 с.
2. Куницына, В.Н. Трудности межличностного общения : дис. ... д-ра психол. наук / Куни-цына В.Н. - СПб., 1991. - 366 с.
3. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты) / под ред. А.А. Бодалева, Н.В. Васиной. - СПб. : Речь, 2005. - 324 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 688 с.
REFERENCES
1. Bodalev, A.A. (1982), Perception and understanding of man by man, Publishing house of Moscow State University, Moscow.
2. Kunitsyna, V.N. (1991), The difficulties of interpersonal communication, dissertation, St. Petersburg.
3. 3. Ed. Bodalev, A.A. and Vasina, N.V. (2005), Knowledge of the person by the person (age, gender, ethnic and professional aspects), Speech, St. Petersburg.
4. Rubinstein, S.L. (1998), Fundamentals of General Psychology, Peter Kom, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2018