Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ'

ПОНИМАНИЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
377
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ / АРИСТОТЕЛЬ / РАЗУМНАЯ ДУША / СОКРАТ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СВЯТЫЕ ОТЦЫ / ДУХОВНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ / ЧИСТОТА СЕРДЦА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ершов Иван Владимирович, Морозов Михаил Юрьевич

В статье автор анализирует античный и христианский взгляд на добродетель рассудительности. Аристотель в своем сочинении «Этика», размышляя о трех видах души, указывает, что только у разумной души есть способность к мышлению. Сократ говорил, что рассудительность - это добродетель, которая позволяет человеку отделить правильное от неправильного, этичное от неэтичного. В православии добродетель рассудительности призвана украшать все добрые дела, являясь духовной солью, без которой все, даже самое прекрасное, становится испорченным и тленом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING PRUDENCE IN ANTIQUITY AND CHRISTIANITY

In the article, the author analyzes the ancient and Christian view of the virtue of prudence. Aristotle in his essay «Ethics», reflecting on the three types of soul, indicates that only a rational soul has the ability to think. Socrates said that prudence is a virtue that allows a person to separate right from wrong, ethical from unethical. In Orthodoxy, the virtue of prudence is called to adorn all good deeds, being a spiritual salt, without which everything, even the most beautiful, becomes corrupted and perishable.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ»

ПОНИМАНИЕ РАССУДИТЕЛЬНОСТИ В АНТИЧНОСТИ И ХРИСТИАНСТВЕ

Ершов Иван Владимирович,

магистрант Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви;

иерей Михаил Юрьевич Морозов,

старший преподаватель Омской духовной семинарии Омской Епархии Русской Православной Церкви

Аннотация. В статье автор анализирует античный и христианский взгляд на добродетель рассудительности. Аристотель в своем сочинении «Этика», размышляя о трех видах души, указывает, что только у разумной души есть способность к мышлению. Сократ говорил, что рассудительность - это добродетель, которая позволяет человеку отделить правильное от неправильного, этичное от неэтичного. В православии добродетель рассудительности призвана украшать все добрые дела, являясь духовной солью, без которой все, даже самое прекрасное, становится испорченным и тленом.

Ключевые слова: рассудительность, Аристотель, разумная душа, Сократ, античная философия, святые отцы, духовные размышления, чистота сердца.

UNDERSTANDING PRUDENCE IN ANTIQUITY AND CHRISTIANITY

Ershov Ivan Vladimirovich,

Master's Degree student of Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Priest Mikhail Yurievich Morozov,

Senior lecturer at Omsk Theological Seminary Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church

Abstract. . In the article, the author analyzes the ancient and Christian view of the virtue of prudence. Aristotle in his essay «Ethics», reflecting on the three types of soul, indicates that only a rational soul has the ability to think. Socrates said that prudence is a virtue that allows a person to separate right from wrong, ethical from unethical. In Orthodoxy, the virtue of prudence is called to adorn all good deeds, being a spiritual salt, without which everything, even the most beautiful, becomes corrupted and perishable.

Keywords: prudence, Aristotle, rational soul, Socrates, ancient philosophy, holy fathers, spiritual reflections, purity of heart.

Данная работа посвящена античному и христианскому пониманию добродетели рассудительности. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку в христианстве в значительной мере углубляется понимание добродетели, соответственно, античным добродетелям христианство придает небывалую глубину и личностность. Цель работы - сопоставительное изучение добродетелей в античном мире и христианстве.

Ершов Иван Владимирович, иерей Михаил Юрьевич Морозов «Понимание рассудительности в античности и христианстве»

Рассудительность в античном мире

ч

/I остаточно полно добродетель рассудительности была раскрыта античным

II философом Аристотелем. Учение о рассудительности включено в его «Эти-

1 Дку». Он размышлял о трех видах души - растительной, животной и разумной, которые обладают специфическими функциями. Так, например, функция растительной души - размножение и питание, у животной души имеются более сложные стремления, движения и ощущения. У разумной души, которой обладает человек, есть способность к мышлению [15].

Также разумная душа имеет качество идеальности, она отделима от тела, и ее сущность имеет Божественное начало. После смерти тела душа преображается в нематериальное эфирное и находится в воздушном пространстве. В этом виден идеализм в философии Аристотеля.

Анализируя понятие счастья, Аристотель рассматривал его в двух главных направлениях:

- душевное (внутреннее) совершенство, зависящее от деятельности человека;

- материальное (внешнее) благополучие, не зависящее от деятельности человека.

В следующих сочинениях «Никомахова этика», «Эвдемова этика» и «Большая этика» Аристотель размышляет над понятием «высшее благо», стремлением людей к совершенствованию [13, с. 54]. Он использует понятие «этика» для определения особого качества людей, называя их этическими добродетелями, которые являются приобретенными свойствами человеческой личности, а не вложены в природу от рождения и отражаются в свойствах познания разума, эмоционального поведения, умеренности, мужества, щедрости и определяют душевные качества индивидуума [2, с. 54-56].

В учении Аристотеля представлен взгляд на мораль как на качественную определённость человеческой души. Под душой в данном случае понимается некое соединение разумного и неразумного начал позитивной человеческой деятельности: «верно направленный разум бывает согласен с движениями чувств» [7].

Аристотель интересуется интеллектуальными добродетелями, поскольку они оказывают влияние на моральное поведение. Что же касается мужества, то оно подразумевает срединное состояние между такими эмоциями, как страх и отвага, щедрость является серединой между скупостью, жадностью и мотовством. Благоразумие является срединным состоянием между распущенностью и отсутствием чувств. И достаточно сложно найти это серединное состояние. Рассудительность подразумевает, что человек способен принимать правильные решения. Рассудительные люди ориентированы на благо, пользу, причем, в масштабном аспекте.

Философ пишет о наличии рассудочной части разумной души, которая является практическим разумом и способностью принимать разумные решения, учитывая баланс добра и зла. Рассудительность - это умение правильно рассуждать, это ориентированность на познание и истину.

Также проблему рассудительности подробно рассматривает Сократ. Он говорит, что рассудительность - это добродетель, которая позволяет человеку отделить правильное от неправильного, этичное от неэтичного. Кроме того, через рассудительность человек познает самого себя [11]. Только через такой путь возможно до-

№ 2 (13), 2022

биться познания справедливости, права, благочестия, добра и зла. Он предложил качественно новый уровень философского постижения таких проблем, как жизнь и смерть, добро и зло, добродетели и грехи, право и долг, свобода и ответственность, общество и государство.

Сократ рассматривал весь мир как источник знания и школу благодетельности. Сознание человека - это многоуровневое образование, в нем представлены разные слои, вступающие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложные взаимодействия, а в некоторых случаях это порождает неразрешимые конфликты [4, с. 278]. Разум способен представлять собой источник не только индивидуального мнения, но также того знания, которое является всеобщим, общеобязательным. Но это знание человек обретает только благодаря собственным усилиям, извне это знание невозможно получить в качестве некоего готового элемента [14, с. 52].

Сократ в своих размышлениях указывал особо на справедливость, добро и зло, так как, постигая эти базовые понятия человеческой жизни, проясняется проблема целеполагания самой жизни. Он призвал стремиться обнаружить в человеческом сознании такое прочное и твердое основание, на котором необходимо выстраивать базисы морально-нравственного фундамента для формирования здорового общества и в целом - государства.

Согласно позиции Сократа, «глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя и думать, что знаешь то, чего ты не знаешь» [12, с. 566]. Таким образом, он полагал, что истоки подлинной нравственности - в самопознании. Чтобы противостоять своим порокам, человек должен контролировать собственный разум, заниматься познанием собственной природы.

Через истинное сознание человек приходит к обретению верных ориентиров для собственной повседневной жизни. А значит, ценность всякого познания - в обретении умения разумно вести человеческие земные дела. Через самопознание человек начинает понимать собственное место в мире» [12, с. 567]. Разумность человека является залогом постижения мудрости.

Сократ связывал достоинство человека с достоинством его как гражданина общества. Он считал, что важно сохранять справедливость по отношению к друзьям, но не врагам, быть храбрым, но не требовать лишнего, и быть скромным. Гражданину и достойному человеку следует сохранять скромность и богобоязненность [6, с. 64-65].

Рассудительность в христианстве

В христианстве рассудительность является очень значимой добродетелью. Как полагает преподобный Исаак Сирин, рассудительность является даром различения, она украшает все добрые дела. Рассудительность - это духовная соль, без неё все, даже самое прекрасное, становится испорченным и тленом. Как полагали святые отцы, рассудительность достигается посредством бесстрастия [9].

Особое значение рассудительности придавал преподобный Максим Исповедник. Он полагал, что разумная часть души должна иметь духовное созерцание, гневная часть должна получить любовь, а вожделетельная часть - умеренность. И тогда душа человека пребывает в гармонии, а сам человек становится рассудительным.

Рассудительность, согласно позиции святого Марка Подвижника, помогает избегать крайностей. Она позволяет человеку обрести премудрость, разум и смысл.

Ершов Иван Владимирович, иерей Михаил Юрьевич Морозов «Понимание рассудительности в античности и христианстве»

Позволяет различать добро и зло и является пищей для ума и сердца (Евр. 5, 14). Дар рассудительности помогает стяжать иные добродетели. Преподобный авва Моисей полагал, что рассудительность является матерью, хранительницей и управительницей всех добродетелей [10].

Рассудительность является природной способностью человека к адекватному восприятию того, что его окружает. Сама деятельность человека напрямую связана с возможностью нашего ума критически оценивать происходящее. Впрочем, в этом задействован не только ум, но и наши чувства.

Для продвижения по духовному пути человеку недостаточно иметь плотскую рассудительность, но призвано обладать духовным размышлением. Святитель Василий Великий полагал, что рассудительность является великим благословением для человека, она помогает отличить, что есть здоровое, а что - больное. Господь учит, что рассудительность позволяет распознавать истинное ложное, в частности, лжепророков (Мф. 7, 15).

Апостол Павел также постоянно призывал стяжать добродетель рассудительности: «Все испытывайте, доброго держитесь» (Фес. 5, 21).

Святой Иоанн Златоуст отмечает, что если нет рассудительности, то христианин может впасть в состояние самообмана [8].

Преподобный Иоанн Лествичник пишет о том, что рассудительность помогает в обретении спасения, в постижении Божественной воли, рассудительность связана с чистотой сердца. Присутствие этой добродетели в нас в деле спасения собственной души есть необходимое условие самого спасения [1].

Проводя сопоставление, следует отметить, что в античном мире рассудительность рассматривается только как способность отличать доброе от злого. В христианском понимание характерно более глубокая духовная рассудительность, это не только умение различать добро от зла, но и условие для стяжания иных добродетелей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Августин (Мирос), арх. Рассудительность и православие. - Режим доступа: http://pravoslavie.by/page/rassuditelnost-i-pravoslavie

2. Аристотель. Большая этика / Пер. Т.А. Миллер. Аристотель. Соч. в 4 т. - Т. 4. -М., 1984. - 830 с.

3. Аристотель. Никомахова этика. / Пер. Н.В. Брагинской. Аристотель. Соч. в 4 т. - Т. 4. - М., 1984. - 830 с.

4. Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.

5. Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2015. - № 5. - С. 109-117. - № 6. - С. 128-134.

6. Горбачев В.Г. Основы философии/ В.Г. Горбачев. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 349 с.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php

8. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на послание апостола Павла к Евреем. - Режим доступа: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1101tpart_8471

№ 2 (13), 2022

9. Клеопа (Илие), арх. О рассудительности. - Режим доступа: https://pravoslavie. ru/72080.html

10. Рассудительность. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/prochee/ sokrovishnitsa-duhovnoj-mudrosti/267

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. [Электронный ресурс] http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.php

12. Макеева Е.А., Кондрашова К. Э., Литвинова М. А. Гносеологические и воспитательные основания метода Сократа // Молодой ученый. - 2016. - № 17. - С. 566-568.

13. Столяров А. А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания. Очерки истории: от Гомера до Лютера. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шича-лина, 1999. - 208 с.

14. Фролов И.Т. Введение в философию/ И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003. -623 с.

15. Ярошевский М.Г. История психологии// [Электронный ресурс] http:// psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000018/index.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.