Научная статья на тему 'Понимание и определение принципов классического консерватизма'

Понимание и определение принципов классического консерватизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2604
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понимание и определение принципов классического консерватизма»

вать для отдыха, восстановления - рекреации души памятники природного, культурного и духовного наследия. Либо это природные парки (Водлозерский, например, в Карелии, или «Русский лес» на Вологодчине), либо «тихие приюты» - старинные монастыри, где звучит славянский язык и разлито безмолвие, благодать и покой. Такая забота о своем духовном доме, душевном равновесии, - экологическая профилактика души, ее постепенное возрастание и укрепление согласовывается с мнением Платона о том, что пятьдесят лет жизни уходят на то, чтобы вырастить человека.

Г. Н. Лебедева

Понимание и определение принципов классического консерватизма

Попытка дать определение консерватизма наталкивается на серьезные методологические трудности. И связаны они с широким пониманием слова «консерватизм».

В обыденном сознании консерватизм связывается с нежеланием каких-либо перемен. Большинство научных определений консерватизма до сих пор носит предвзятый характер. В дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона статья о консерватизме отсутствовала. Была, правда, статья «Консервативные партии», написанная известным либералом, будущим деятелем кадетской партии, В. Водовозовым. В ней, в частности, говорилось: «Консервативная партия - политическая партия, отстаивающая в общем существующий государственный и общественный режим; это не препятствует ей стоять за частичные реформы... То общее, что свойственно в настоящее время всем консервативным партиям, может быть сведено, хотя и не без оговорок, к защите привилегированных сословий или классов» (Энциклопедический словарь Брокгауз-Ефрон. Т. 16. СПб., 1895. С. 34-35).

В советскую эпоху такая тенденциозность в оценке консерватизма еще более усилилась. В Философском энциклопедическом словаре не было ничего сказано о философии консерватизма, а о консерватизме в целом было заявлено: «Характерные особенности консерватизма - враждебность и противодействие прогрессу, приверженность традиционному и устаревшему» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 273).

На сегодняшний день можно условно выделить три подхода к определению консерватизма: 1) психологический (П. Вирек, Я. Гиллмор, Р. Кирк, К. Росситер, Н.О. Салливан, Р. Скрутон, М. Оукшот, Ф. Хирншоу, из отечественных ученых - А.Ю. Мельвиль), считающий

72

консерватизм особым типом мышления и поведения; 2) структурнофункциональный подход (К. Мангейм, Р. Михельс, А. Шлезингер, С. Хантингтон), рассматривающий консерватизм как ситуативную идеологию и политику, защищающая статус-кво; 3) Идеационный подход (И. Кристол, Г.-К. Кальтенбруннер, Ю. Хабермас, Р. Нисбет, С. Липсет), оценивающий консерватизм как историческую политическую идеологию, родившуюся как реакция на Великую Французскую революцию и альтернативу философии Просвещения.

Как ни парадоксально, каждый из этих подходов правомерен. В самом деле, консерватора отличает в первую очередь скепсис ко всем вариантам переустройства общества на основании умозрительных схем. Но при абсолютизации этого подхода в консерваторы придется записать решительно всех людей, имеющих привычки и устоявшиеся представления. Для консерватизма действительно характерно стремление защитить старые добрые порядки и нравы. Однако любая правящая партия также стремится сохранить свою власть и, таким образом, является, с этой точки зрения, консервативной. Наконец, идеационный подход, справедливо указывая на рождение идеологического консерватизма в годы Великой Французской революции, не объясняет идеологию современного консерватизма. Например, консерваторы Франции уже более столетия не собираются восстанавливать во Франции монархию.

Как видим, все эти подходы по-своему справедливы и по-своему односторонни. Но объясняется это просто: консерватизма «вообще» нет, есть исторические и национальные варианты консерватизма. Именно поэтому столь многозначно само его понятие консерватизма. Современный западный исследователь К. Росситер выделяет четыре случая употребления слова «консерватизм»: 1) консерватизм как определение темперамента; 2) ситуационный консерватизм; 3) политический консерватизм; 4) консерватизм как философия (США: консервативная волна / под ред. А. Ю. Мельвиля. М., 1984. С. 36). Думается, что несмотря на сложности выделения философского и политического консерватизма, данное определение можно принять. Общее, что присуще всем случаям употребления слова консерватизм, это то, что во всех случаях речь идет о защите определенных духовных ценностей.

Итак, консерватизм является системой ценностей, основополагающих принципов, на основе которых и возникают социальные, политические, экономические и прочие доктрины. Современный британский философ Р. Скрутон в своей книге «Смысл консерватизма» так характеризует систему соответствующих ценностей: ограниченность сферы человеческого разума и, в этой связи, необходимость универсального морального порядка, санкционируемого и поддерживаемого религией; в особой роли, ко-

73

торая принадлежит поэтому традициям, институтам, символам, ритуалам и даже предрассудкам, естественное физическое и умственное неравенство людей, из которого вытекает неизбежность управления обществом властвующей элиты из избранного меньшинства, необходимость стабильности общества, в связи с чем неизбежны и необходимы реформы, ослабляющие или в идеале устраняющие социальные конфликты, важнейшая роль частной собственности как гаранта личной свободы и социального порядка (Macpherson C. B. Burke. Oxford 1980. P. 3).

Подобные черты консервативного типа мышления выделяет также современный германский консервативный философ Г.-К. Кальтенбруннер. По его мнению, для консерватизма присущи следующие установки: 1) преемственность (верность традициям); 2) стабильность; 3) порядок; 4) государственный авторитет; 5) свобода (но в рамках иерархии); 6) пессимизм (неверие в возможность создания несовершенными от природы людьми идеального общества) (Цит. по: Галкин А. А. , Рахшмир П. Ю. Указ. Соч. С. 128-130).

Современный российский автор А. С. Карцов выделяет такие свойства русского консерватизма дореволюционной России: 1) спиритуализм; 2) традиционализм; 3) органицизм; 4) иерархизм; 5) национализм (Карцов А. С. Русский консерватизм как интеллектуальная традиция // Консерватизм и либерализм: история и современные концепции. СПб., 2002. С. 41-57).

Разумеется, больше всего характеризует консерватизм именно стремление к защите старых добрых ценностей при скепсисе к новации. В этом смысле кредо консерватизма вполне выразил российский консерватор, министр финансов при Николае I, Е. Ф. Канкрин: «Не переменять, елико можно, форму коренных государственных установлений, ибо недостатки существующего известны, нового сокрыты» (Очерки русской культуры ХХ века. Т. 2. М., 2000. С. 67).

Практически так же говорили и западные консерваторы. Так, М. Оукшот заявлял, что «быть консерватором означает, что человек почитает знакомого больше, чем незнакомого, человека опытного больше, чем не нажившего еще опыта, факты почитает больше, чем таинственность, действительность больше, чем возможность, ограничение предпочитает безбрежности, близкое далекому, достаток избытку, приемлемое совершенству, настоящее предпочитает утопическому счастью будущего» (Oakeshott M. Ratiolism in politics and other essays. L., 1962, P. 62). Словом, консерватор - это тот, кто новым порокам предпочитает старое зло.

Для того, чтобы разобраться в понятии консерватизма, надо окинуть взглядом историю консервативной мысли в каждой конкретной стране, выделив узловые моменты, в которых консерватизм проявляет наиболее отличительные от прежнего времени черты.

74

Консерватизм часто употребляется с прилагательными, типа «либеральный консерватизм» и пр. И это не случайно. Если консервативные ценности остаются незыблемыми для истинного консерватора, то при их защите он способен, как уже отмечалось, пойти на самые разные меры. И нередко бывает так, что истинные консерваторы входят в историю как деятели либеральных реформ или даже как радикалы.

Необходимо выяснить соотношение понятий консерватизм -либерализм - радикализм. Собственно, вся эта триада находится в диалектическом единстве. Каждое из этих понятий невозможно представить без других. При этом также невозможно выделить «чистый» консерватизм, равно как и либерализм и радикализм, поскольку все они в значительной мере носят ситуационный характер. В каждой конкретной стране в определенные исторические моменты понятия консервативного или либерального совершенно различны. То, что считается консервативным в одной стране, может быть либерализмом в другой и радикализмом - в третьей. В силу этого весьма проблематичным представляется выделение «идеальных типов» консерватизма, либерализма и радикализма.

Но все же можно выделить общие принципы консерватизма. В произвольном порядке можно выделить традицию, порядок, иерархию, органицизм в понимании общества, некоторую антибуржуазность, пессимизм, стремление сохранить то, что можно при признании неизбежности перемен и т. д. Для главных оппонентов консерваторов - либералов, главным было стремление к смягчению или ликвидации любых форм государственного или общественного принуждения по отношению к индивиду. Не случайно в центре либеральной идеологии стоит проблема свободы. Но, как уже отмечалось, у либералов свобода понимается негативно как «свобода от...». Заметим, что консервативные ценности, как справедливо заметил О.Б. Подвинцев, более конкретны, чем абстрактные идеалы их оппонентов - «свобода» у либералов, «справедливость» у социалистов (Подвинцев О.Б. Постимперская адаптация консерватизма: автореф. д-ра полит. Наук. Пермь, 2002). Таким образом, консервативный взгляд на жизнь оказывается более реальным, чем воззрения их оппонентов. Консерваторы отталкиваются от практического опыта, от позитивного понятия свободы - «свобода для...».

Реформирующий общество консерватизм, независимо от своих намерений часто способствует расширению гражданских прав и свобод. В результате многие реформы и преобразования, которые считаются либеральными, осуществляются консерваторами. Все это приводит к частой путанице, когда того или иного деятеля, или партию исследователи не могут четко отнести к либералам или консерваторам. Будем считать, что реформирующий консерватизм,

75

проводящий либеральные преобразования, либеральным консерватизмом. Парадоксальные термины «либеральный консерватизм» и «консервативный либерализм» достаточно часто употреблялись мыслителями Х!Х века, в частности Б.Н. Чичериным.

Наконец, легко допустить также и существование консервативного радикализма, стремящегося с помощью самых крайних, даже и революционных, методов сохранить основы прежнего общества. Термин «революционеры от консерватизма», обозначающий сторонников использования революционных методов во имя сохранения старого порядка, был не таким уж редким и парадоксальным. Само по себе понятие «консервативная революция» применялось еще Ф. Энгельсом для обозначения польского восстания 18301831 гг., ставящего целью восстановление аристократической Речи Посполитой (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 4. С. 492). В России рождается понятие «революционный консерватизм», означающий стремление к революционным изменениям во имя сохранения основ прежнего общества. Именно так славянофил Ю.Ф. Самарин назвал позицию консервативного мыслителя и политика генерала Р.А. Фадеева. Вскоре родилось словосочетание «революционеры от консерватизма», обозначающие радикальных консерваторов. Уже в 1876 году Ф.М. Достоевский называл себя и своих единомышленников «революционерами от консерватизма» (Достоевский Ф. М. ПСС: в 30 т. Т. 23. Л., 1981, С. 43-44). В годы Контрреформ Александра III вдохновитель правительственного курса К.П. Победоносцев получил известность, как «белый революционер». В самом конце XIX в. и в Европе появляется правый радикализм, во многом ставящий перед собой задачу революционного построения общества, базирующегося на исконных национальных ценностях. Выражения типа «революция справа» или «консервативная революция» становятся общеупотребительными понятиями.

Между мировыми войнами в Германии возникает оригинальная философия «консервативной революции» так называемых «младо-консерваторов». При невероятном разнообразии концепций такой революции общим в них было стремление революционным способом восстановить исконные немецкие ценности, утерянные или ослабленные в Веймарской республике. При этом немецкие консервативные революционеры отнюдь не стремились восстановить вильгельмовскую монархию, к которой питали не меньшее отвращение, чем к «системе» 1918 г. Их идеал был направлен на будущее, не связанное с конкретным примером общественного устройства прошлого. Пожалуй, именно в этом заключено отличие немецких младоконсерваторов от русских славянофилов XIX в., имевших свой идеал в допетровской Руси.

После Второй мировой войны во многих странах Европы консервативные партии, обычно называющиеся христианскодемократическими (что подчеркивало значение христианства как

76

основной исторической традиции стран континента), стали ведущими партиями большинства стран ЕС.

Итак, при отстаивании своих ценностей консерватизм может быть стабилизирующим, реформирующим и даже революционным. Вследствие этого консерватизм и оказывается более жизнеспособным, чем их оппоненты.

И. З. Майданюк

Человек как мерило ценностей в теориях возрожденного естественного права

У идеи двух видов права (такого, что целиком опирается на власть человека, и такого, которое заявляет о своем природном происхождении и потому стоит выше закона) длинная и сложная история, связанная с понятием «вечной справедливости», которая не должна зависеть от общественной жизни и социальных систем. Сегодня она опять становится актуальной, поскольку в современном обществе человек хочет чувствовать себя не «винтиком» большой машины, а его основой и мерилом общественных ценностей.

Известно, что вопросы о превосходстве естественного права как выражающего общечеловеческие ценности над позитивным обсуждались еще в античные времена (Марк Аврелий, Сенека, Цицерон), а начиная с эпохи Просвещения права человека стали считаться «прирожденными», «священными», «неотчуждаемыми», а их основой - свобода человеческой личности (Соловьев Э. Чтобы мир до времени не превратился в ад: религия прогресса и идеал правового государства // Знание - сила. 1995. №7. С. 14).

Интересно, что русская философская мысль определенно подтверждает то, что всякое право должно опираться на антропологический момент, понимание природы человека, проникать в его портебности, способности, стремления. Так, В.С. Сольвьев прямо заявлял, что источник всех прав есть общечеловеческое достоинство, которое одинаково принадлежит всем лицам от природы (Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1989), Б.Н. Чичерин считал, что основанием всякого права является духовная сущность человека (Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч. 1. М., 1882), И.А. Ильин писал, что «каждый человек, кто бы он ни был..., имеет безусловное духовное достоинство, и... в этом своем человеческом достоинстве каждый человек равен другому» (Ильин И.А. Естественное право. Требование справедливости // Основы законоведения: Общее учение о праве и государстве и основ-

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.