Научная статья на тему 'Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960‒1980-х гг.'

Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960‒1980-х гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
USSR / Tanzania / education development aid / Soviet-Tanzanian relations / Soviet teachers / Tanzanian education / Ujamaa / СССР / Танзания / помощь в развитии системы образования / советско-танзанийские отношения / советские преподаватели / танзанийское образование / уджамаа

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лазарев Алексей Вячеславович

В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) исследуется тема советской помощи Танзании в области среднего образования с конца 1960-х до середины 1980-х гг. Тема двусторонних отношений СССР и Танзании в области образования была выбрана, с одной стороны, в связи с растущей актуальностью исследований российско-африканских отношений во всех областях, а с другой – из-за недостаточной ее изученности в российской и зарубежной историографии. Анализ советской помощи Танзании предваряется обзором причин, по которым танзанийское руководство сделало такой запрос. Главными основаниями для просьбы о помощи со стороны африканского государства стали нехватка местных специалистов в области образования и левая ориентация танзанийского правительства. После длительных переговоров СССР и Танзания договорились о подписании в 1969 г. контракта о командировании советских преподавателей для работы в средних учебных заведениях этой страны. В рамках договоренностей СССР снабжал танзанийские средние школы и колледжи учебным оборудованием и материалами, оказывал финансовую и техническую помощь Танзании в постройке средних учебных заведений. Советский Союз столкнулся с рядом проблем, решение которых в основном легло на плечи командированных учителей. Как полагает автор статьи, стабильно возникавшие сложности, с которыми пришлось иметь дело советским преподавателям и ведомствам, были напрямую связаны с внутриполитической ситуацией в Танзании, а именно с приоритетом начального образования и экономической политикой в рамках политики уджамаа. И хотя советская помощь достигала намеченных целей, под влиянием тенденций во внутриполитической жизни Танзании носила весьма ограниченный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Aid in the Development of Secondary Education in Tanzania in 1960s–1980s

Based on the documents of the State Archive of the Russian Federation, the article researches the issue of Soviet assistance to Tanzania in the field of secondary education from the late 1960s to the mid-1980s. The bilateral relations between the USSR and Tanzania in the field of education were chosen as the research topic due to their insufficient study both in Russian and global historiography. The analysis of Soviet aid to Tanzania is preceded by a review of the reasons why the Tanzanian leadership made such a request. The main reasons for the request for assistance were the lack of local specialists in the field of education and the leftist orientation of the Tanzanian government. After lengthy negotiations, the USSR and Tanzania agreed to sign a contract in 1969 to send Soviet teachers to work in Tanzanian secondary schools. As part of the Soviet teachers’ work, the USSR supplied Tanzanian secondary schools and colleges with teaching equipment and material. The USSR also provided financial and technical assistance to Tanzania in building secondary schools. While providing assistance, the USSR encountered a number of problems, the solving of which primarily fell on the shoulders of the Soviet teachers on assignment. According to the author of the article, the persistent problems that Soviet teachers and organizations had to deal with were directly related to the internal political situation in Tanzania, namely the prioritization of primary education and economic policy under the ujamaa concept. Although Soviet aid achieved its intended goals, it was very limited in nature due to the influence of contemporary trends in Tanzania’s domestic political life.

Текст научной работы на тему «Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960‒1980-х гг.»

ИСТОРИЯ

Научная статья

ПОМОЩЬ СССР В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТАНЗАНИИ В ПЕРИОД 1960-1980-х гг.

О 2024 A.B. Лазарев

ЛАЗАРЕВ Алексей Вячеславович, аспирант, Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-6372-854Х. E-mail: brazzavill@bk.ru

Аннотация. В статье на основе документов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) исследуется тема советской помощи Танзании в области среднего образования с конца 1960-х до середины 1980-х гг. Тема двусторонних отношений СССР и Танзании в области образования была выбрана, с одной стороны, в связи с растущей актуальностью исследований российско-африканских отношений во всех областях, а с другой -из-за недостаточной ее изученности в российской и зарубежной историографии. Анализ советской помощи Танзании предваряется обзором причин, по которым танзанийское руководство сделало такой запрос. Главными основаниями для просьбы о помощи со стороны африканского государства стали нехватка местных специалистов в области образования и левая ориентация танзанийского правительства. После длительных переговоров СССР и Танзания договорились о подписании в 1969 г. контракта о командировании советских преподавателей для работы в средних учебных заведениях этой страны. В рамках договоренностей СССР снабжал танзанийские средние школы и колледжи учебным оборудованием и материалами, оказывал финансовую и техническую помощь Танзании в постройке средних учебных заведений. Советский Союз столкнулся с рядом проблем, решение которых в основном легло на плечи командированных учителей. Как полагает автор статьи, стабильно возникавшие сложности, с которыми пришлось иметь дело советским преподавателям и ведомствам, были напрямую связаны с внутриполитической ситуацией в Танзании, а именно с приоритетом начального образования и экономической политикой в рамках политики уджамаа. И хотя советская помощь достигала намеченных целей, под влиянием тенденций во внутриполитической жизни Танзании носила весьма ограниченный характер.

Ключевые слова: СССР, Танзания, помощь в развитии системы образования, советско-танзанийские отношения, советские преподаватели, танзанийское образование, уджамаа

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168

Для цитирования: Лазарев A.B. Помощь СССР в развитии системы среднего образования в Танзании в период 1960-1980-х гг. Ученые записки Института Африки РАН. 2024. № 3. С. 155-168. https://doi.org/10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168 '

ВВЕДЕНИЕ

Организация и проведение саммитов Россия-Африка в 2019 и 2023 гг., открытие в 2023 г. Центров изучения русского языка в африканских странах и активизация военного и экономического российско-африканского сотрудничества 2010-2020-х гг. -все эти события и тенденции знаменуют собой новый виток укрепления связей России со странами Африки, что неизбежно повышает актуальность исследований истории советско-африканских отношений. Рассмотрение социальных, политических и экономических связей стран Африки с Советским Союзом может предоставить нам, помимо важных исторических фактов, еще и необходимый опыт для построения эффективных российско-африканских взаимоотношений с учетом советских успехов и неудач на данном поприще.

Ставшая особенно актуальной тема взаимоотношений СССР со странами Африки требует пристального внимания еще и в силу своей малой изученности. Наличие множества информационных пробелов было вызвано долгой закрытостью основной источниковой базы - архивов. Их открытие позволяет более широко рассмотреть проблему, провести углубленный анализ рассматриваемой темы.

Проблема советско-африканских отношений и в особенности профессиональной деятельности советских специалистов на Африканском континенте стали активно исследоваться в российской историографии с 2010-х гг. К работам, затрагивающим тематику взаимоотношений СССР с Танзанией, можно отнести публикации, посвященные установлению советско-танзанийских связей [Балезин 2018; Балезин 2019; Балезин 2020], взаимоотношению СССР и Танзании [Урнов 2014; Шубин 2022]; партийным советско-танзанийским связям [Балезин 2017]; деятельности советских учреждений и специалистов в странах Тропической Африки [Цветков 2019; Цветков 2020; Цветков 2022] и пребыванию советских преподавателей в Танзании [Лазарев 2022]. Но пока еще не было комплексных работ о советской помощи Танзании в области образования.

Такая же картина складывается и в зарубежной историографии, где преимущественно исследуются отдельно взятые темы советско-африканских связей. Так есть публикации, посвященные истории советско-африканского сотрудничества в образовательной сфере [Katsakioris 2017; Webber 1992], анализирующие опыт пребывания советских преподавателей в странах Африки и Азии [Applebaum 2022], рассматривающие общие аспекты иностранной помощи Танзании [Rugumamu 1997], затрагивающие тему советского университетского образования как способа пропагандистского влияния на мировоззрение африканских студентов [Griffiths, Charon-Cardona 2015], исследующие историю сотрудничества СССР и стран Восточной Европы со странами Африки в области высшего и профессионально-технического образования [Katsakioris 2019] и раскрывшие порожденное советско-африканскими взаимодействиями явление афро-советского модерна [Banks, d'Avignon, Siddiqi 2021]. Это, конечно, не полный список всех публикаций, но уже этого достаточно, чтобы показать активность изучения темы как в России, так и за рубежом.

Советско-танзанийские отношения в сфере развития образования условно можно разделить на три аспекта: командирование советских преподавателей в Танзанию для работы в учебных заведениях страны, снабжение танзанийских школ учебным инвентарем, оборудованием и учебными материалами, постройка образовательных заведений на территории Танзании при финансовой поддержке СССР. Рассмотрению этих трех аспектов посвящена данная работа.

Основным источником информации для статьи стали архивные документы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), а именно материалы фонда №Р-9563, охватывающие деятельность Министерства просвещения СССР в период 1966-1988 гг. Опись №1 фонда №Р-9563 содержит в себе все документы, использованные автором в данной работе.

Все архивные материалы можно условно разделить на две категории. В первую входят переписка о научном и культурном сотрудничестве в области просвещения между СССР и Танзанией. Ее основу составляют документы Министерства просвещения СССР, советской Миссии по экономическому и техническому сотрудничеству в Танзании (далее - Миссия) и Всесоюзного объединения «Техноэкспорт»1. В документах приведены переписка о культурно-экономическом сотрудничестве советских учреждений с Министерством национального образования Танзании и прочих танзанийских министерств, а также межведомственная переписка между советскими учреждениями и ведомствами.

Вторую категорию составляют отчеты советских преподавателей о работе в танзанийских учебных заведениях. В отчетах преподаватели описывают профессиональную деятельность, жилищно-бытовые условия и трудности, с которыми столкнулись в процессе работы.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1967 по 1986 гг. Первая дата привязана к началу советско-танзанийских переговоров о командировании преподавателей из СССР в Танзанию, вторая - к хронологически последним архивным материалам описи, дающим информацию о советско-танзанийских отношениях в области образования.

ПРЕДПОСЫЛКИ СОВЕТСКОЙ ПОМОЩИ ТАНЗАНИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Советский Союз начал активное сотрудничество со странами Африки со второй половины 1950-х гг., когда на Африканском континенте стал бурно проходить процесс деколонизации. СССР оказывал преимущественно экономическую и военную помощь странам Африки. Но были случаи, когда некоторые африканские страны подавали запрос на помощь в деле развития социальных сфер. Одной из таких стран была Танзания, сделавшая особый акцент на развитии системы образования [Грибанова 2022: 165].

Руководство Танзании в 1960-е гг. ощущало нехватку квалифицированных кадров в экономической и социальной сферах, в частности, недостаток специалистов с высшим образованием ощущался в учебных заведениях страны. Все это мотивировало танзанийское руководство официально приглашать в страну преподавателей из ФРГ, США, Великобритании, Канады, Швеции, Дании, Болгарии, Венгрии, ГДР и других стран2. Одним из ведущих государств, обеспечившей существенную помощь в деле развития танзанийского образования, стал СССР.

К моменту приезда советских преподавателей Танзания была молодым государством, образованным 26 апреля 1964 г. из двух бывших британских колоний -Республики Танганьика и Народной Республики Занзибара и Пембы. Первый президент Танзании Джулиус Ньерере (1922-1999 гг.), возглавлявший страну с 1964 по 1985 г., уделял особое внимание развитию народного просвещения, так как полагал, что

1 «Техноэкспорт» - Всесоюзное объединение, осуществлявшее оказание технической помощи за границей.

2 Государственный архив Российской Федерации (далее ГА РФ). Ф. Р-9563. Оп. 1. Д. 2666. Л. 45, 77; там же. Д. 5245. Л 42.

достижение всеобщего школьного образования является ключом к достижению экономической самостоятельности страны [Грибанова 2022: 165].

27 января 1967 г. на пленуме Национального исполкома танзанийской партии Национальный союз африканцев Танганьики (Tanganyika African National Union, TAN I /, ТАНУ) была принята Арушская декларация, утвержденная 4 марта того же года на специальной конференции партии в Дар-эс-Саламе3. Этот документ провозглашал курс на построение разновидности африканского социализма -уджамаа4.

После принятия Арушской декларации стала отчетливо видна необходимость осуществления политико-воспитательной и учебно-просветительской работы среди молодежи так как в декларации провозглашалось, что построение социализма зависит от народа и им же осуществляется5. В документе одной из целей ставилась борьба с невежеством, пока еще без конкретных идей в деле переустройства образования6.

В 1967 г. был принят документ «Образование для политики опоры на собственные силы» [Nyerere 1967], который подкреплял положения Арушской декларации конкретно для танзанийской системы образования. После этого школьные программы и учебники стали перестраиваться с учетом новых целей достижения социально-экономической самостоятельности [Грибанова 2022: 165].

В качестве основной задачи политики опоры на собственные силы в области образования ставилось достижение социальных целей коллективной жизни и коллективной работы ради общественного блага в соответствии с уджамаа1. Обновленная система просвещения должна была воспитать в танзанийцах коллективный дух в противовес индивидуализму, сделать доступ к образованию широко доступным в противовес элитарному обучению и сформировать у учащихся привычку к общественно значимому труду в противовес тенденции на разделение между обучением и работой.

В соответствии с новыми требованиями акцент был теперь сделан на сочетание обучения с производственной практикой [Грибанова 2022: 165]. Образование должно было готовить учащихся к производительному труду. Очень важным считалось преподавание естественнонаучных и технических дисциплин, а также математики, так как это должно было способствовать качественному улучшению знаний для практической работы. Одновременно с этим проводилось и политическое воспитание учеников, чтобы привить им ценности уджамаа.

Особую роль в достижении этих целей сыграли пятилетние планы развития. В 1964 г. в Танзании был принят план развития народного хозяйства на период до 1980 г., который предусматривал всеобщее расширение среднего образования и подготовку национальных кадров8. Последнее должно было проводится в рамках

3 The Arasha Declaration and TANU'S Policy on Socialism and Self-Reliance. Dar es Salam: Publicity Section, TANU, 1967.

4 Уджамаа (с суахили букв, «братство» или «семейство») - название концепции особой разновидности африканского социализма, сформированной на основе социально-политических идей президента Танзании Джулиуса Ньерере. В основе уджамаа лежали социалистические принципы, среди которых отвержение общественного устройства и идеологии капитализма, отказ от частной собственности на средства производства, запрет эксплуатации человека человеком, признание наличия классов и классовой борьбы в африканском обществе. Движущей силой общества выдвигалось морально-этическое совершенствование людей и принятие ими социалистических норм и взглядов поведения.

5 ГА РФ. Ф. Р-9563. On. 1. Д. 2914. Л. 20.

6 The Arusha Declaration and TANU'S Policy on Socialism and Self-Reliance. Dar es Salam: Publicity Section, TANU, 1967. P. 3.

7 Ibid., P. 3.

8 Г А РФ. Ф. P-9563. On. 1. Д. 2914. JI. 20.

первого пятилетнего плана, рассчитанного на период с июля 1964 г. по июнь 1969 г. В 1969 г. был принят второй пятилетний план с июля 1969 г. по июнь 1974 г., предусматривающий развитие всеобщего начального образования. Отдельный акцент был сделан на ликвидацию неграмотности и на образование взрослых, непосредственно участвующих в становлении народного хозяйства. В 1970-х гг., с учетом задач второго пятилетнего плана и принятием акта о всеобщем начальном образовании (1974 г.), все больший акцент делался на развитии начальных школ.

С принятием Арушской декларации и документа «Образование для политики опоры на собственные силы» стали вестись активные переговоры о командировании иностранных преподавателей из стран социалистической ориентации. Так, 15 сентября 1967 г. в Комитете по культурным связям с зарубежными странами при Совете министров СССР был принят советник посольства Танзании в СССР Элиневинга9. Он сообщил о планах правительства Танзании пригласить из социалистических стран Европы, в том числе и из СССР более пятидесяти преподавателей для работы в старших классах танзанийских средних учебных заведений. В дальнейшем советско-танзанийские переговоры в области образования приведут к заключению отдельного контракта о командировании советских учителей.

КОМАНДИРОВАНИЕ СОВЕТСКИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДЛЯ РАБОТЫ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ТАНЗАНИИ

С конца 1960-х и до 1980-х гг. СССР оказывал активную поддержку Танзании в деле развития образования, преимущественно путем отправки групп учителей для работы в учебных заведениях.

В 1968-1969 гг. СССР и Танзания оформили договор о командировании советских преподавателей по линии Министерства просвещения СССР для работы в танзанийских средних учебных заведениях10. Контракт № 50760 был утвержден и подписан двумя сторонами 27 января 1969 г.11 Учителя отбирались танзанийской стороной для преподавания математики, физики, химии и биологии12. Первая группа из двадцати советских учителей вылетела 8 февраля 1969 г. в Дар-эс-Салам13.

Контракт продолжал действовать на протяжении 1970-1980 гг. и стал основой для работы всех последующих коллективов советских преподавателей. Количество специалистов в области образования варьировалось из года в год, но общая тенденция была к их наращиванию к 1980 гг.14 Если изначально в Танзании одновременно работало не больше двадцати учителей из СССР, то к середине 1970 гг. их число выросло до тридцати, а к первой половине 1980 гг. в Танзании единовременно могли работать до сорока преподавателей (подробнее см. табл. 1).

По прибытию в Дар-эс-Салам советские специалисты распределялись Министерством национального образования Танзании по учебным заведениям в зависимости от квалификации15. Также стоит отметить географические особенности такого распределения: учителя из СССР направлялись преимущественно в деревни и

9 Там же. Д. 189. Л. 8-10.

10 Там же. Д. 619. Л. 4-9, 10-12, 59-60, 66.

11 Там же. Д. 939. Л. 9.

12 Там же. Л. 13.

13 Там же. Л. 16.

14 Там же. Д. 1544. Л. 24; там же. Д. 1817. Л. 1; там же. Д. 4000. Л. 25; там же. Д. 4199. Л. 8; там же. Д. 4802. Л. 25.

15 Там же. Д. 1817. Л. 27; там же. Д. 2665. Л. 27.

провинциальные города, в то время как в Дар-эс-Саламе и других крупных городах оставалась самая малая их часть. Большинство преподавателей работало в средних школах. Некоторые из них преподавали в технических колледжах, но таких случаев было немного16.

Таблица 1. Количество командированных советских преподавателей, одновременно работавших в Танзании в период с 1969 по 1986 гг.

Годы учебной работы Количество командированных советских преподавателей

1969-1970 Около 25

1971 Около 23

Февраль 1972 16

Июль 1972 10

Ноябрь 1972 19

1974-1976 Около 30

1976-1977 Около 25

Июль 1978 Около 26

Август 1980 28

Июль 1981 31

Май 1982 40

Начало 1983 38

Июль 1984 40

Июль 1986 25

Источник: составлено автором на основе материалов ГА РФ (Ф. Р-9563. On. 1. Д. 939, 1544, 1817, 2639,2665,2891,3166,3513,4000,4199,4375,4580,4802,5245).

В результате распределений, проводимых Министерством национального образования Танзании, и по рекомендации Миссии в этой стране вновь прибывающие из СССР учителя распределялись в районы и города, где уже работали их предшественники17. Таким образом постепенно образовывались отдельные группы советских учителей, локализованные в конкретных селениях. Среди наиболее важных групп были те, что работали в Моши, столице региона Килиманджаро на северо-востоке Танзании, и в деревне Ифунда18, расположенной вблизи города Иринга, поскольку там находились технические школы, аналоги советских производственно-технических училищ, готовившие специалистов по широкому кругу технических специальностей.

Средние школы, в которых преподавали советские специалисты, делились на две ступени - неполные {primary school) и полные {secondary school)19. В неполных средних школах обучение длилось четыре года, и в них получали неполное среднее образование. По результатам государственных экзаменов учащиеся распределялись в различные сферы общественного производства и колледжи. Ученики могли продолжить свое образование в полной средней школе еще два года для получения специальности. После ее окончания ученики проходили обязательную службу в армии и могли поступить в университет или в колледжи.

16 Там же. Д. 2665. Л. 6; там же. Д. 3513. Л. 19.

17 Там же. Д. 1817. Л. 27.

18 Там же. Д. 2665. Л. 110; там же. Д. 4802. Л. 22.

19 Там же. Д. 5017. Л. 11.

Также нужно отметить сильный разброс средних школ по стране. Учебные заведения были расположены вдали от крупных городов20. Ученики приезжали на время учебы из разных районов страны и проживали в общежитиях при школах. По этим причинам были сильно отдалены друг от друга группы советских преподавателей, что вызывало определенные коммуникативные трудности.

Для улучшения взаимодействия между разбросанными по стране группами советских учителей в 1971 г. начали проходить методические семинары21. Работа семинаров была организована благодаря совместным действиям советского посольства в Танзании, Миссии по экономическому и техническому сотрудничеству и партийной организации советских специалистов, командированных в эту страну.

Перед семинарами стояли следующие задачи: суммировать опыт учебно-методической работы в образовательных учреждениях, предоставить единый отчет о состоянии школьных программ преподавания, рассмотреть все имеющиеся проблемы, связанные с учебным процессом, и дать оценку проведенной агитационно-пропагандистской работе22.

Семинары помогали советским преподавателям взаимодействовать между собой, определить, как лучше внедрять советские методы обучения в систему среднего и технического образования Танзании, а также обобщить всю информацию о системе и методологии местного образования23.

В процессе работы в танзанийских школах советские преподаватели столкнулись с рядом трудностей. Они отмечали отсутствие межпредметной связи и логической последовательности в подаче учебного материала24, недостаток учебного времени для преподавания предметов25, отсутствие единых учебников в соответствии с учебной программой26. Одной из самых серьезных проблем, с которой приходилось считаться буквально всем советским учителям, стала устаревшая методика преподавания в танзанийских школах27. В учебном процессе отсутствовали многие привычные для советской системы образования методы обучения и контроля знаний, такие как ответ у доски, устный опрос, систематическое решение задач, контрольные и проверочные работы, дополнительные и тематические занятия. В танзанийской системе преподавания преобладал лекционный способ обучения, что плохо сказывалось на результатах обучения и приучало учащихся к зазубриванию лекционных материалов и учебников.

Для преодоления недостатков танзанийской системы обучения советские учителя

*-» 28 и

активно применяли методы советской школы преподавания . Вводились устный опрос, ответы у доски, велась индивидуальная работа с учащимися, контрольные и проверочные работы в письменном виде, систематическое решение задач, практические работы, составлялись задачи с использованием местного материала, а также

20 Там же. Л. 26.

21 Там же. Д. 1817. Л. 23.

22 Там же. Д. 4000. Л. 11-14.

23 Там же.

24 Там же. Д. 2666. Л. 25; там же. Д. 2665. Л. 93; там же. Д. 2914. Л. 3; там же. Д. 5017. Л. 2; там же. Д. 5245. Л. 9.

25 Там же. Д. 2914. Л. 34; там же. Д. 3184. Л. 4, 9.

26 Там же. Д. 2665. Л. 16, 55,61,63, 90, 92, 113; там же. Д. 2914. Л. 3, 5, 33. Там же. Д. 2666. Л. 3-4, 6, 10; там же. Д. 5017. Л. 2, 17; там же. Д. 5245. Л. 12, 15-17.

27 Там же. Д. 2665. Л. 29, 92, 46, 106, 112, 137-138; там же. Д. 2914. Л. 15, 34; там же. Д. 3184. Л. 4, 9; там же. Д. 3545. Л. 2, 13, 55.

28 Там же. Д. 2665. Л. 7, 15, 18, 46, 49, 107, 112, 138; там же. Д. 2666. Л. 4, 43; там же. Д. 2914. Л. 4, 14, 34; там же. Д. 3545. Л. 2, 13, 55; там же. Д. 5017. Л. 5, 38, 54; там же. Д. 5245. Л. 17.

использовались наглядные пособия, диафильмы и диапозитивы. Советские учителя организовывали дополнительные занятия для работы с отстающими учениками и тематические кружки для улучшения восприятия преподаваемого предмета.

Благодаря усердной и весьма успешной работе преподаватели из СССР заслужили

"29

уважение как у учеников, так и у танзанииских коллег и школьной администрации . Местные учителя часто обращались к ним с вопросами не только по предмету, но и на социально-политические и культурно-бытовые темы, внимательно изучали советские методы преподавания и сами охотно использовали их на своих уроках. Школьная администрация практически не вмешивалась в учебный процесс и не препятствовала нововведениям, в частности использованию советских методов преподавания.

СНАБЖЕНИЕ ТАНЗАНИЙСКИХ ШКОЛ УЧЕБНЫМ ИНВЕНТАРЕМ

И МАТЕРИАЛАМИ

Танзанийские средние учебные заведения на протяжении всей профессиональной деятельности советских учителей испытывали постоянную нехватку учебных материалов и оборудования. В справке пятого методического семинара, проведенного в Дар-эс-Саламе 25-27 декабря 1979 г., отмечалось очень плохое оснащение лабораторий и кабинетов химии, биологии, физики30. Приборы в лабораториях не функционировали и их невозможно было починить из-за отсутствия запасных деталей. В некоторых случаях оборудование вовсе отсутствовало. По этой причине проведение практических и лабораторных работ было чрезвычайно затруднено. Специально оборудованных кабинетов математики не было вовсе. Из математического инвентаря в распоряжении преподавателя имелись лишь линейка, циркуль, транспортир и треугольник для работы у доски.

В справке отдельно отмечался острый недостаток школьной мебели31, а до шестидесяти процентов стульев, столов и скамеек пришли в негодность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также на фоне обострения валютно-финансового и экономического кризиса в Танзании в конце 1970-х гг. ощущался недостаток писчей бумаги для организации

32

тестов и экзаменов , к 1979 г. она выдавалась в достаточном количестве только для экзаменов.

Не менее тяжелая ситуация была с учебниками33. Помимо проблем с качеством учебников и их соответствием учебной программе, школам часто не хватало их в достаточном количестве. В некоторых случаях один учебник приходился на 36 учащихся. Еще более плачевная ситуация была с наглядными пособиями.

Во многом именно усилиями советских учителей танзанийские школы снабжались учебным инвентарем и оборудованием, включающим учебники, задачники и методические пособия на английском языке, таблицы, слайды, диафильмы и прочее. Делалось это тремя путями: поставка учебного оборудования и материала в танзанийские школы с вновь прибывавшими советскими преподавателями, ремонт старого материала и оборудования, изготовление нового учебного инструментария по инициативе советских учителей на практических занятиях.

29 Там же. Д. 2665. Л. 7, 14, 17, 25, 104; там же. Д. 3545. Л. 7, 35; там же. Д. 2666. Л. 44; там же. Д. 2914. Л. 6, 39; там же. Д. 4000. Л. 15; там же. Д. 5017. Л. 19.

30 Там же. Д. 4000. Л. 14.

31 Там же

32 Там же. Л. 13.

33 Там же. Л. 12-13.

Поставка учебного инвентаря и материала в танзанийские школы с командируемыми советскими преподавателями осуществлялась при непосредственном посредничестве Министерства просвещения СССР и Миссии в Танзании34. В архивных материалах нет информации о четкой схеме таких поставок. Судя по имеющимся данным, сначала советские преподаватели, работавшие ранее или прибывавшие в танзанийские школы, делали запрос в Министерство просвещения СССР о необходимости прислать учебное оборудование или материал в ту или иную танзанийскую школу. Потом, в ходе межведомственной переписки Министерство просвещения СССР и Миссия в Танзании решали вопросы о времени и процессе поставок. Последним этапом необходимое оборудование привозилось в Дар-эс-Салам и распределялось по танзанийским школам где преподавали советские специалисты.

В некоторых случаях советские преподаватели по собственной инициативе привозили с собой учебный инвентарь и материалы35. Во многих справках прямо указывалось, чтобы вновь прибывавшие специалисты привозили с собой как можно больше учебного материала и оборудования, то есть можно предположить, что учителя заранее были осведомлены о дефиците учебного оборудования в танзанийских школах и брали его в соответствии с рекомендациями или наставлениями со стороны направлявших их ведомств.

Несмотря на поставки учебного оборудования и материала советские преподаватели часто были вынуждены сами его изготавливать или ремонтировать36. Учителям приходилось вручную создавать наглядные пособия, задачники, иллюстрации, плакаты и другое оборудование. В других случаях с этими целями специалисты организовывали практические занятия, на которых под руководством преподавателей учащиеся занимались восстановлением лабораторного оборудования, ремонтировали старые учебники, а также делали наглядные пособия, задачники и модели.

Интересен один случай, рассказывающий об организации учебного процесса

*-» и 37 ТТ

силами советских преподавателей в технической школе города Моши . После проведения четвертого методического семинара советских преподавателей в декабре 1977 г. в этой школе были введены новые учебники и программа преподавания по математике на основе рекомендаций советских специалистов. Этот пример, хоть и единственный, может дать нам представление о наличии четвертого возможного способа снабжения танзанийских школ через принятия решений советскими учителями на заседаниях методических семинаров.

СТРОИТЕЛЬСТВО ТАНЗАНИЙСКИХ УЧЕБНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СССР

СССР содействовал в строительстве учебных заведений на территории Танзании. Но стоит отметить, что в архивных материалах приведено крайне мало информации об этой статье советской помощи. Есть некоторые сведения о строительстве в первой половине 1980 гг. при советском содействии технического колледжа города Мбея.

Точной даты начала строительства колледжа в источниках не указано. Но в отчете преподавателя математики С.Б. Топоркова о работе в школьном городке Умбве в период с января 1983 г. по декабрь 1984 г. упоминается, что советские технические

34 Там же. Д. 2665. Л. 110; там же. Д. 4000. Л. 3 Л 8; там же. Д. 4580. Л. 6, 14.

35 Там же. Д. 2666. Л. 79; там же. Д. 2914. Л. 3; там же. Д. 3545. Л. 32.

36 Там же. Д. 2665. Л. 59. 139; там же. Д. 2666. Л. 66; там же. Д. 2914. Л. 13; там же. Д. 4000. Л. 14.

37 Там же. Д. 3545. Л. 31.

специалисты возводили в городе Мбея технический учебный центр38. В записи беседы эксперта Миссии в Танзании B.C. Голомысова с уполномоченным Департамента набора и распределения иностранных специалистов Министерства просвещения Танзании О. Кахиарарой, состоявшейся 16 июля 1986 г., упоминается что колледж еще строился39. Но уже в записи беседы B.C. Голомыслова с главным секретарем Министерства образования Занзибара О.Х. Буанахери от 4 декабря 1986 г. приведена информация о том, что в тот момент шесть советских преподавателей уже работали в техническом колледже города Мбея40.

Задачей танзанийского образования было воспитание национальных кадров в сфере сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности, а также политическое просвещение41. В качестве цели был переход от аграрной экономики к аграрно-индустриальной. Для решения проблемы особенную роль играли средние технические школы, которые готовили специалистов-техников и квалифицированных рабочих42. Хотя технические заведения были очень важны для Министерства национального образования Танзании, их количество было существенно меньше общеобразовательных учреждений.

К 1975 г. в Танзании существовало лишь три технические школы - в Моши, Ифунде и Мтваре43. Стремясь к организации новых техшкол и укреплению имеющихся, Министерство национального образования Танзании сформировало новый тип учебных заведений - полные средние технические с шестилетним образованием. Одно из первых подобных учреждений было открыто в 1976 г. в поселке Тосамаганга. Той же цели отвечало и строительство технических колледжей со средним образованием, одним из которых был технический колледж Мбеи.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕТСКОЙ ПОМОЩИ ТАНЗАНИИ И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Несмотря на то, что СССР активно помогал Танзании в развитии системы среднего образования, проблемы, связанные с методами преподавания и снабжением средних школ, стабильно сохранялись на протяжении всего периода сотрудничества.

Примером, доказывающим сохранение таких проблем, может послужить справка пятого методического семинара советских преподавателей44. Из общего содержания этого документа можно сделать выводы, что несмотря на старания советских преподавателей многие недостатки танзанийской системы преподавания сохранялись к 1979 г. Среди них выделялись недостаточно продуманная учебная программа по предметам, нехватка учебников и их низкое качество, плохое оснащение лабораторий и кабинетов, дефицит учебных часов для изучения предметов. В период 1980 г. все вышеперечисленные проблемы продолжают сохранятся и упоминания о них стабильно встречаются в большинстве отчетов советских преподавателей45.

Наличие всех этих проблем не объясняется в справке методического семинара или в других архивных материалах, но можно сделать предположение, что это связано напрямую с социально-политическими особенностями Танзании того времени.

38 Там же. Д. 5017. Л. 25.

39 Там же. Д. 5245. Л. 54.

40 Там же. Д. 5451. Л. 2.

41 Там же. Д. 2914. Л. 50.

42 Там же.

43 Там же. Л. 51.

44 Там же. Д. 4000. Л. 5-19.

45 Там же. Д. 5017. Л. 2, 17, 29, 39, 55, 64; там же. Д. 5245. Л. 9, 12, 15-17.

С высокой долей вероятности можно утверждать, что существенную роль в сохранении этих проблем сыграла сделанная танзанийским руководством ставка на активное развитие начальной ступени образования в ущерб средней и высшей ступеням [Грибанова 2022: 167].

Дело в том, что еще в 1969 г. была поставлена задача достижения всеобщего начального образования к 1989 г. [Грибанова 2022: 165]. В 1977 г. началось введение бесплатного обязательного начального образования. Интенсификация начальной ступени образования проводилось в ущерб среднему и высшему образованию, что способствовало обострению проблемы «бутылочного горлышка» в системе танзанийского образования. В результате при резком увеличении количества начальных школ и замедленном увеличении средних школ был создан существенный разрыв между количеством поступающих на обе ступени учеников. Так, если в 1969 г. в государственные средние школы поступало 12% выпускников начальных школ, то в начале 1980-х - лишь 3% [Грибанова 2022: 167].

Но даже если учесть указанную проблему в системе танзанийского образования, все еще требует объяснения почему средние школы плохо снабжались учебным оборудованием и материалами. Это особенно актуально в рамках оказания помощи СССР в деле развития среднего образования Танзании. Несмотря на наличие ряда способов для советской стороны снабжать танзанийские средние учебные заведения, напрашивается один конкретный вопрос: почему танзанийская сторона так и не сделала запрос на оказание централизованной помощи в снабжении средних школ, если на протяжении всего периода работы советских преподавателей почти во всех средних учебных заведениях продолжали существовать одни и те же проблемы с нехваткой и неисправностью учебного инструментария? Точного ответа в архивных материалах встретить не удается, но зато есть ряд сведений, косвенно указывающих на существенное влияние проводимого Танзанией социально-экономического курса уджамаа на обострение проблемы образования.

Еще в 1967 г. президент Джулиус Ньерере и руководство ТАНУ в рамках Арушской декларации приняли политику опоры на собственные [Каута2022: 20-21]. Суть этой политики состояла в том, что каждый трудящийся и каждый рабочий коллектив, каждая организация должны были полагаться на собственные силы в решении финансовых вопросов. В первую очередь все должны полагаться на реальные источники доходов и только потом уже на дотации, субсидии и прочую помощь от государства.

Это же касалось и школ. Учащиеся, рабочие и преподаватели совместно трудились на полях школы чтобы выращенную продукцию реализовывать для продажи46. Также активно учащиеся работали в мастерских, выполняли заказы различных организаций и ремонтировали сельскохозяйственную технику.

Такая экономическая политика способствовала ухудшению положения средних учебных заведений, лишая их возможной помощи со стороны государства. И хотя очевидно, что танзанийское руководство не пыталось умышленно развалить одну из ступней национального образования, но в условиях проведения экономической политики по принципу опоры на собственные силы вкупе с ориентацией на развитие начального образования средние учебные заведения лишались существенной доли необходимой им государственной поддержки.

Эти два фактора могут дать возможное объяснение существованию на протяжении 1960-1980 гг. множества проблем в системе среднего образования, для решения

46 Там же. Д. 2914. Л. 52.

которых приложили столько усилий советские преподаватели в рамках помощи Танзании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предоставленная СССР помощь Танзании в области среднего образования оказала положительное воздействие на работу средних учебных заведений. Ключевой статьей такой помощи стало командирование на регулярной основе советских преподавателей для работы в средних школах и колледжах Танзании. Снабжение танзанийских учебных заведений хоть и являлось отдельной статьей советской помощи, но проводилось через посредничество советских учителей, работавших на местах. Также СССР оказывал техническую и финансовую помощь в строительстве танзанийских учебных объектов, одним из которых являлся технический колледж Мбеи.

Однако советская помощь не могла покрыть потребности Танзании в области образования и перекрыть перегибы внутренней политики, усугубившие проблемы в этой сфере. Акцент на развитии начального образования и проводимый в рамках принципа опоры на собственные силы курс на самообеспечение государственных школ привели к стагнации средней ступени образования.

На основе рассмотренных архивных материалов ГА РФ можно сделать выводы о том, что помощь СССР в целом достигала намеченных целей, но носила ограниченный характер по причине определенных тенденций во внутриполитической жизни Танзании.

БИБЛИОГРАФИЯ

Балезин A.C. К истории установления дипломатических отношений СССР со странами Восточной Африки - Кенией, Угандой и Танзанией. По материалам архива МИД РФ. Давидсон А.Б. (ред.). Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки. М.: РОССПЭН, 2019. С. 290-317. Балезин A.C. Как были установлены дипломатические отношения нашей страны с Танзанией. Балезин A.C. (ред.). Под небом Африки моей. История, языки, культура народов Африки. № 8. M.: Ключ-С, 2018. С. 17-29. Балезин A.C. СССР и Занзибар в годы его борьбы за независимость и объединения с Танганьикой. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 1. С. 54-66. https://doi.org/10.22363/2313-0660-2020-20-54-66 Балезин A.C. Партийные связи СССР - Танзания: свидетельство очевидца. Новая и Новейшая история. 2017. №3. С. 218-231.

Грибанова В.В. Образование в Танзании: история и современность. Бондаренко ДМ., Денисова Т.С., Костелянец C.B. (ред). «Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации». К 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 161-173. Лазарев A.B. Советские учителя в Танзании в 1960-1970-е годы. Балезин A.C. (ред.). Под небом Африки

моей. История, культура, языки народов Африки. № 10. М.: Ключ-С, 2022. С. 117-128. Урнов А.Ю. Внешняя политика СССР в годы «холодной войны» и «нового мышления». М.: РФК-Имидж Лаб, 2014.

Цветков Е.Г. Советские специалисты по Тропической Африке. 1960-1970-е годы: Проблемы повседневной жизни. Давидсон А.Б. (ред.). Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки. Москва: РОССПЭН, 2019. С. 394-430. Цветков Э.Г. Советские врачи в Тропической Африке в 1960-е - начало 1970-х гг. (по материалам АВП РФ, РГАЭ и РГАСПИ). История. 2022. Т. 13. № 3 (113). https://doi.org/10.18254/S207987840020260-5 Цветков Э.Г. Помощники по хозяйству (о бытовых условиях советских специалистов в Африке в 19601970 гг.). Азия и Африка сегодня. 2020. № 10. С. 69-73. https://doi.org/10.31857/S032150750011118-l Шубин В.Г. От Каира до Кейптауна. Африка глазами русского человека. М.: Институт Африки РАН, 2022.

Шленская С.М. Дж. Ньерере - теоретик и практик «африканского социализма». Бондаренко Д.М., Денисова Т.С., Костелянец C.B. (ред). «Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации». К 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере. M.: Институт Африки РАН, 2022. С. 32-42. Applebaum R. Educators for export: Soviet teachers in Africa and Asia during the Cold War. Cahiers d'histoire russe, est-européenne, caucasienne et centrasiatique. 2022. Vol. 63. № 3-4. Pp. 577-598. https://doi.org/ 10.4000/monderasse. 13262

Banks E., d'Avignon R„ Siddiqi A. Introduction: the African-Soviet modem. Comparative studies of South Asia,

Africa and the Middle East. 2021. Vol. 41. № 1. Pp. 2-10. https://doi.org/10.1215/1089201X-8916911 Griffiths T. G., Charon-Cardona E. Education for Social Transformation: Soviet University Education Aid in the Cold War Capitalist World-System. European Education. 2015. Vol. 47. № 3. Pp. 226-241. https://doi.org/ 10.1080/10564934.2015.1065390 Katsakioris C. Creating a Socialist Intelligentsia. Soviet Educational Aid and its Impact on Africa (1960-1991).

Cahiers d'études africaines. 2017. № 2 (226) Pp. 259-288. https://doi.org/10.4000/etudesafricaines.20664 Katsakioris С. The Soviet Union, Eastern Europe, and Africa in the Cold War: The Educational Ties.

Collaborative Research Center (SFB) 1199. Leipzig: Leipziger Universitatsverlag, 2019. Kavina A. 60 years after: an analysis of the neglected ideas of J. Nyerere in the age of globalized Tanzania. Бондаренко Д.М., Денисова Т.С., Костелянец C.B. (ред). «Каждый гражданин - неотъемлемая часть нации». К 100-летию со дня рождения основоположника независимой Танзании Джулиуса Камбараге Ньерере. М.: Институт Африки РАН, 2022. С. 16-31. Nyerere J.K. Education for self-reliance. Dar-es-Salaam: Government Printer, 1967.

Rugumamu S. M. Lethal Aid: the illusion of socialism and self-reliance in Tanzania. Trenton: Africa World Press, 1997.

Webber M. Soviet Policy in Sub-Saharan Africa: the Final Phase. The Journal of Modern African Studies. 1992. Vol. 30. № 1. Pp. 1-30. https://doi.org/10.1017/S0022278X00007709

SOVIET AID IN THE DEVELOPMENT OF SECONDARY EDUCATION

IN TANZANIA IN 1960s-1980s

© 2024 A.V. Lazarev

LAZAREV Alexey Vyacheslavovich, PhD Candidate, State Academic University for the Humanities (GAUGNX Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-6372-854X. E-mail: Brazzavill@bk.ru

Abstract. Based on the documents of the State Archive of the Russian Federation, the article researches the issue of Soviet assistance to Tanzania in the field of secondary education from the late 1960s to the mid-1980s. The bilateral relations between the USSR and Tanzania in the field of education were chosen as the research topic due to their insufficient study both in Russian and global historiography. The analysis of Soviet aid to Tanzania is preceded by a review of the reasons why the Tanzanian leadership made such a request. The main reasons for the request for assistance were the lack of local specialists in the field of education and the leftist orientation of the Tanzanian government. After lengthy negotiations, the USSR and Tanzania agreed to sign a contract in 1969 to send Soviet teachers to work in Tanzanian secondary schools. As part of the Soviet teachers" work, the USSR supplied Tanzanian secondary schools and colleges with teaching equipment and material.

The USSR also provided financial and technical assistance to Tanzania in building secondary schools. While providing assistance, the USSR encountered a number of problems, the solving of which primarily fell on the shoulders of the Soviet teachers on assignment. According to the author of the article, the persistent problems that Soviet teachers and organizations had to deal with were directly related to the internal political situation in Tanzania, namely the prioritization of primary education and economic policy under the ujamaa concept. Although Soviet aid achieved its intended goals, it was very limited in nature due to the influence of contemporary trends in Tanzania's domestic political life.

Keywords: USSR, Tanzania, education development aid, Soviet-Tanzanian relations, Soviet teachers, Tanzanian education, Ujamaa

DOI: 10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168

For citation: Lazarev A.V. Soviet Aid in the Development of Secondary Education in Tanzania in 1960s-1980s. Journal of the Institute for African Studies. 2024. № 3. Pp. 155-168. https://doi.org/ 10.31132/2412-5717-2024-68-3-155-168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.