Научная статья на тему 'ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ'

ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
41
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ / КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Маришина Елена Александровна

Автор обобщает опыт работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Приведены методические рекомендации по профилактике и преодолению возсможных рисков нарушения речевого развития детей. Актуальность Рост ранней патологии речи; Желание родителей узнать уровень развития речи собственного ребенка; Ранняя коррекция - предупреждение выраженных нарушений речи; Обеспечение потребности общества в доступности образования, формирование у детей равных стартовых возможностей. Цель: Профилактика и преодоление возможных рисков возникновения тяжёлых нарушений речевого развития. Задачи: Выявлять уровень актуального развития ребенка; Формировать у родителей адекватное восприятие проблем собственного ребенка; Моделировать совместно с родителями систему работы, направленную на преодоление задержки речевого развития; Обучать родителей коррекционным приёмам работы с ребёнком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Маришина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSISTANCE TO A CHILD OF THE THIRD YEAR OF LIFE WITH SPEECH DEVELOPMENT DELAY

The author summarizes the experience of working with children with delayed speech development. Methodological recommendations for the prevention and overcoming of possible risks of speech development disorders in children are given. Relevance Growth of early speech pathology; The desire of parents to know the level of development of their own child's speech; Early correction prevention of severe speech disorders; Ensuring the needs of society in the availability of education, the formation of equal starting opportunities for children. Goal Prevention and overcoming of possible risks of severe speech development disorders. Tasks Identify the level of actual development of the child; To form parents ' adequate perception of their own child's problems; To model together with parents a system of work aimed at overcoming the delay in speech development; Teach parents correctional techniques for working with a child.

Текст научной работы на тему «ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Шз (шшпыпш раийны

УДК: 37.015.31

ПОМОЩЬ РЕБЁНКУ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Маришина Е.А

ГБУ Психолого-педагогический центр, Самарская область, г.о. Тольятти, marisinaelena@yandex. т

Автор обобщает опыт работы с детьми, имеющими задержку речевого развития. Приведены методические рекомендации по профилактике и преодолению возсможных рисков нарушения речевого развития детей. Актуальность Рост ранней патологии речи;

Желание родителей узнать уровень развития речи собственного ребенка; Ранняя коррекция - предупреждение выраженных нарушений речи;

Обеспечение потребности общества в доступности образования, формирование у детей равных стартовых возможностей. Цель:

Профилактика и преодоление возможных рисков возникновения тяжёлых нарушений речевого развития. Задачи:

Выявлять уровень актуального развития ребенка;

Формировать у родителей адекватное восприятие проблем собственного ребенка; Моделировать совместно с родителями систему работы, направленную на преодоление задержки речевого развития;

Обучать родителей коррекционным приёмам работы с ребёнком. Ключевые слова: речь, развитие, коррекция задержка речевого развития.

В период от двух до трёх лет основной формой мышления является наглядно-действенная форма, поэтому занятия с ребёнком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Кроме того, развитие в этом возрасте изобразительной деятельности позволяет в ходе занятий применять и такой приём, как совместное рисование - взрослый вместе с ребёнком продумывает сюжет картины, затем рисует наиболее сложные детали, предлагая ребёнку дополнить рисунок (лучики солнышка, глазки зайчика и т. д.).

Для малышей третьего года жизни также важен положительный эмоциональный настрой. Помните: от вашего состояния во многом зависит успешность работы с ре-

бёнком. Кроме того, в этом возрасте появляются элементы произвольного поведения, самосознания, чувства гордости и стыда, а значит, вы можете воздействовать на продуктивность работы ребёнка, поощряя его словесно или призами за хорошую работу. Не следует ругать ребёнка за нежелание работать заниматься или неправильное выполнение того или иного задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям в целом.

Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовывать два-три занятия, одно из которых целесообразно посвятить развитию моторики.

Развитие общей моторики

Ходьба: с переходом на бег, обходя препятствия, приставным шагом вперёд, в стороны. Бег между двумя линиями.

Кружение на месте в медленном темпе, не балансируя руками (с предметом в руках).

Прыжки на двух ногах на месте с продвижением вперёд, перепрыгивание через одну, две линии, прыжки вверх.

Игры с мячом: катание мяча друг другу, бросание мяча друг другу, ловля мяча с расстояния до 1 м.

Развитие мелкой моторики

«Нанизывание бусинок». Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскальзывали. Научите ребёнка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.

«Нанизывание бус разной величины». Используется набор из 10 бусинок: 5 штук диаметром 2 см и 5 штук диаметром 1 см, шнуры или леска. Предложите ребёнку поочерёдно нанизывать бусинки на леску: большую, маленькую и т. д. Оказывайте помощь ребёнку в нанизывании бусинок, их закреплении, правильном чередовании. Повторяйте словесно порядок чередования: «Сначала большая, потом маленбькая, снова большая и маленькая».

«Нанизывание бус разной формы». Бусы разной формы (круглые, овальные, кубические и т.д.), но одинаковые по цвету и размеру нанизываются на леску в разной последовательности с чередованием по форме. Фиксируйте внимание ребёнка на том, что бусинки чередуются: шарик, кубик, шарик, кубик.

«Нанизывание бус разного цвета». Сначала предложите ребёнку бусы одинаковой формы, размера и двух цветов. Предложите ребёнку поочерёдно нанизывать бусинки (красный, зелёный, кранный, зелёный и т. д.). Далее предложите бусы других цветовых сочетаний.

Развитие дыхания

Как проверить. Правильно ли дышит ваш ребёнок?

Положите одну руку на грудную клетку малыша, а другую на область солнечного

сплетения и поговорите с ним. Внимательно наблюдайте за плечами и ключицами ребёнка, отметьте, двигаются ли плечи, западают ли ключицы при вдохе, если да -то, скорее всего, тип дыхания у него ключичный или верхнегрудной. При правильном вдохе сначала надувается живот, затем слегка расширяется грудная клетка; при выдохе - живот медленно втягивается, грудь опускается.

Отработка правильного дыхания проводится лежа на спине на ровной поверхности, в состоянии покоя. Предложите ребёнку поиграть в игру «Шарик в животике». Положите его руку сначала себе на диафрагму и продемонстрируйте, как она движется при дыхании. Затем одна рука ребёнка укладывается на его грудь, другая - на верхнюю часть живота, а ваши руки -сверху. Дыхание выполняем на счёт (начиная с 3 сек) под команды: шарик надулся: вдох носом, живот надувается, грудь расширяется; задержка дыхания; шарик сдулся: выдох ртом, живот втягивается, грудь опускается; задержка дыхания. Ваши руки нужны для контроля и чтобы помочь ребёнку при выдохе слегка прижать живот, затем грудную клетку; при вдохе поочерёдно ослабить нажим.

После того, как ребёнок освоит навык правильного дыхания, необходимо совместить его с движением. Для этого можно использовать общеразвивающие упражнения: вдох - подняли руки вверх, задержали дыхание, выдох - подняли руки вверх, задержали дыхание.

Развитие речи

Развитие громкости и высоты голоса, интонированности речи

Попросите ребёнка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо -громко, высоко - низко (как говорят, например, маленькая собачка и большой пёс), ласково - сердито. Если вы обнаружили, что малыш не справляется с поставленной задачей, сначала начните работу с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков, проговариваемых вами. Только когда вы убедитесь, что ребёнок хорошо различает их,

можно приступить к развитию этих навыков в его речи.

Громкость голоса. Объясните ребёнку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова. Совмести громкость голоса с движениями руки: тихо - рука внизу, громко - вверху. Потренируйте ребёнка произносить гласные (а, о, у и т. д.) под движение вашей руки, постепенно повышая и понижая громкость голоса по мере её поднятия или опускания.

Высота голоса. Подражание голосам животных (взрослых и детёнышей). Повышение и понижение голоса в соответствии с движением руки. «Лесенка». Покажите ребёнку картинку, на которой нарисована лесенка. Объясните: чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которые будете поочерёдно произносить с ребёнком (можно взять картинку с изображением животного или человека), и начинайте подъём.

Интонированность голоса. «Злюка». Подберите разнообразные картинки (мебель, посуда, одежда и т. д.), объясните малышу, что по речи можно определить настроение человека. Продемонстрируйте, как сердито называть предметы на картинках, попросите его повторить.

Проведите аналогичную работу, произнося слова то ласково, то удивлённо, то радостно.

Развитие слухового внимания.

«Узнай шум» выложите перед ребёнком три-пять бытовых предметов (например, бумага, стаканы, чайные ложки, деревянные ложки, кубики Лего и т. д.). Продемонстрируйте, как они звучат, вначале постукивая друг о друга предметами из однородного материала, затем из разных материалов. Предложите малышу закрыть глаза и угадать, что звучало. «Звуки природы». Приобретите записи звуков природы, в том числе голосов животных. Вначале лучше, чтобы они сопровождались ви-

деорядом. Прослушайте вместе с ребёнком, проговорите с ним, что как звучит. Затем попросите его угадать звуки. Определение на слух направления звука: игры «Жмурки с погремушкой», «Прятки со звучащей игрушкой» и т. д.

Чувство ритма. «Один - много». Вначале объясните и покажите малышу, что можно ударить по столу один раз, а можно много (два или три). Затем предложите на слух определить, сколько раз вы ударили (руки закрыты экраном) - один или много раз. Предложите ребёнку самому, реагируя на ваши команды, постучать. «Движения под музыку»: выполнять движения в зависимости от музыки (музыка есть - танцуем, нет - стоим; медленная - кружимся, быстрая - прыгаем).

Работа над слоговой структурой слов.

Проводя занятия по этому разделу помните: речевой материал должен быть знаком и понятен ребёнку, а также сопровождаться наглядными пособиями. Неважно, как малыш произносит звуки. Важно, соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударения. Обязательно соблюдайте этапы работы:

- слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя, няня, Тата, ляля и т. д.;

- имена, состоящие из двух слогов, с ударением на первом: Ната, Нина, Катя, Тёма, Коля, Толя, Митя, Витя, Галя, Валя, Оля и т. д.;

- односложные слова: дом, сок, мяч, нос, лоб, суп, кот, пол и т. д. (необходимо следить за тем, чтобы малыш не «проглатывал» последний звук в слове);

- двусложные слова с ударением на первом слоге: утя, уши, осы, киса, каша, ноги и т.д.;

- двусложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, вода, коза, лиса и т. д.;

- трёхсложные слова с ударением на втором, первом, третьем слогах: собака, машина, корова, лопата; кубики, волосы, улица, лошади; самолёт, молоко, голова, магазин.

Рекомендуется использовать следующие приём: повторение слов, называние

слов по картинке, проговаривание слов с отбыванием ритма.

Очень эффективен в начале работы приём «наращивания» слов. Объясните ребёнку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить всё слово целиком (хорошо, если во время игры на столе будут лежать картинки или предметы, - они послужат ребёнку опорой). Кроме того, он сможет правильно соотнести проговариваемое слово с соответствующим ему зрительным образом:

- договариваем слог ля: ля-ля, Ва-ля, Га-ля, Ко-ля, То-ля;

- договариваем слог сы: ли-сы, но-сы, ко-сы, о-сы, у-сы;

- договариваем слог ка: ру-ка, зай-ка, ут-ка, лож-ка.

Обогащение лексики и развитие грамматической стороны речи.

Важно учитывать, что слово закрепляется вначале в пассивном словаре ребёнка (понимание) и лишь затем - в активном. Поэтому вам потребуется терпение и многократное проговаривание слов.

Развитие предметной лексики ребёнка в возрасте от двух до трёх лет происходит в основном за счёт знакомства с предметами ближайшего окружения. Это всё, чем пользуется ребёнок во время игр и еды, его одежда, обувь, посуда, мебель, природное окружение (растения, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, рыбы), явления общественной жизни: транспорт, сооружения в доме и во дворе (лестница, горка, песочница, скамейка).

Для занятий необходимо подобрать наглядный материал: каждое новое слово должно сопровождаться показом картинки или предмета, а лучше и того и другого. При знакомстве с новым предметом нужно при возможности дать его потрогать, понюхать, попробовать на вкус, объяснить его назначение, отнести его к той или иной группе («Вот мяч, ты им играешь, мяч -игрушка. Давай его потрогаем! Видишь, он круглый, мягкий, большой, резиновый. Лови мяч, а теперь кати его мне. Давай скажем: «Мяч». Где мяч? Тут мяч. Что это? Это мяч. Попроси у меня мяч. Скажи: «Дай мяч». А вот маленький мяч. Покажи:

где большой мяч? Где маленький мяч? Посмотри, он тоже круглый, мягкий. Смотри, тут лежит один мяч, а там их много. Давай скажем: «Там мячи»»). Итак, взрослый даёт описание предмета, показывает различные способы обращения с ним, относит его к определённой группе (игрушки), показывает образец изменения слова во множественном числе и, наконец, стимулирует ребёнка к произнесению не только слова, но и элементарных двухсловных фраз.

Необходимо учить ребёнка произносить название предмета, относить его к опреде-лён-ной группе предметов, называть цвет, форму, величину, материал, из которого он изготов-лен, подбирать предметы по тождеству (найди такой же), сравнивать, изменять сущ. по числам. Понятно, что всё вышеперечисленное вначале проговаривается взрослым и лишь потом закрепляется в речи ребенка путём многократных повторений, ответов на вопросы.

Глагольный словарь на этом этапе развития ребёнка должен пополняться словами, обозначающими бытовые и трудовые действия ребёнка: стирать, гладить, одевать (надевать) - снимать, открывать - закрывать, лечить и т. д.

На начальном этапе надо научить ребёнка произносить глаголы в повелительном наклонении, а также объединять слова во фразы: обращение + глагол. Лучше всего такая фраза усваивается при употреблении имён близких малышу людей («Мама, спи», «Папа, пей», «Баба, лежи», «Деда, сиди», «Дядя, мой», «Витя, неси», «Тата, беги»).

Эффективными приёмами в работе над глагольным словарём и формированием элементарной фразы могут быть игры с игрушками («Где зайка? Тут зайка (там, вон). Кто это? Это зайка. Давай покормим зайку - ешь, зайка»).

Нужно обязательно научить ребёнка различать названия действий, противоположных по значению: открой - закрой, отнеси - принеси, застегни - расстегни, выйди - войди. Вначале этот материал отрабатывается на реальных действиях в игре, затем по картинкам.

После закрепления умения выстраивать элементарные фразы с глаголом в повели-

тельном наклонении можно переходить к работе над фразой с глаголом в прошедшем времени. Вначале ребёнок может не говорить: «Я ел», а называть себя по имени: «Вова ел (Валя ела)». Ребёнок может путать род глагола. Не огорчайтесь: это вполне закономерный этап в речевом развитии ребёнка. Со временем такие явления исчезнут. Однако необходимо поправлять ребёнка, давать ему правильные образцы речи. После того как он освоит и такую фразу, проработайте с ним фразы типа «Мама пила», «Папа спал», «Миша бегал», «Зайка ел». Занятия обязательно должны строиться на наглядном материале (фотографиях, картинках, показе действий).

На следующем этапе ребёнка необходимо научить правильно строить предложения, согласуя Им. п. сущ. и глагол 3-го лица настоящего времени («Деда сидит», «Папа читает», « Мама варит»). Рекомендуем сначала повторить глаголы в повелительном наклонении (сядь, читай), затем, с опорой на вопрос «Что делает?», учить ребёнка как бы «наращивать» звук т (сиди -сидит, лежи - лежит).

Для закрепления материала можно использовать игру «Путаница»: взрослый показывает ребёнку картинку (например, «Собака пьёт»), намеренно неправильно говорит: «Собака летит» - и просит исправить ошибку.

Следующая часть работы заключается в том, чтобы научить ребёнка пользоваться глаголами 3-го лица мн. ч. настоящего времени (идут, бегут), а также отличать их от глаголов 3-го лица ед. ч. настоящего времени (идёт - идут, пьёт - пьют). Делать это лучше всего с помощью картинок.

И, наконец, необходимо научить малыша употреблять возвратную форму глагола 3-го лица ед. ч. («Мама одевается», «Папа моется», «Вова катается»).

Основная цель работы - научить ребёнка правильно строить простое двусоставное предложение и расширить затем его объём до 3-5 слов.

Словарь прилагательных и наречий.

Параллельно с обогащением предметного, глагольного словаря и формированием простого двусоставного предложения необходимо расширять словарь прилагательных и наречий. Вначале, как и всегда, мы закрепляем их в пассивном словаре ребёнка, показывая и называя основные свойства предметов: цвет, величину (большой, маленький), форму, качество (холодный, горячий). Для лучшего усвоения основных цветов рекомендуем использовать ассоциации: жёлтый, как солнышко; зелёный, как травка.

Наречия лучше всего отрабатывать парами: близко - далеко, тихо - громко, холодно - жарко, темно - светло. Необходимо объяснит значение каждого слова на реальных предметах (дать потрогать, попробовать на вкус: кислый - сладкий), сравнить. Только после этого можно переходить к работе с картинками.

Подведём итоги.

Таким образом, к концу третьего года жизни ваш труд, упорство и терпение должны научить ребёнка правильно отвечать на вопросы, делиться впечатлениями, сопровождать речью игру и другие действия. Не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться или если вы не будете укладываться в намеченные сроки. Каждый ребёнок - индивидуальность. Не всегда можно и нужно, загонять его в определённые временные рамки. В любом случае ваши занятия с малышом непременно принесут свои плоды - раньше или позже, но принесут. Главное не опускать руки и с огромной любовью. Заботой и уважением относиться к маленькому человеку.

Литература

1. Киселёва В., Громова О. Помощь ребёнку третьего года жизни с задержкой речевого развития / В. Киселёва, О. Громова // Дошкольное воспитание. 2007. № 11. С. 103-112.

2. Кислова Т.Р. По дороге к азбуке: методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста. Москва :Баласс, 2002. 476 с.

Для цитирования: Маришина Е.А. Помощь ребёнку третьего года жизни с задержкой речевого развития / Е.А. Маришина // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 2. С. 9-12.

Сведения об авторе Маришина Елена Александровна

Учитель дефектолог, ГБУ Психолого-педагогический центр, Самарская область, г.о. Тольятти, marisinaelena@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 2, pp. 9-12.

ASSISTANCE TO A CHILD OF THE THIRD YEAR OF LIFE WITH SPEECH DEVELOPMENT DELAY

Marishina E. A.

Psychological and Pedagogical Center, Samara region, Tolyatti, marisinaelena@yandex.ru

The author summarizes the experience of working with children with delayed speech development. Methodological recommendations for the prevention and overcoming of possible risks of speech development disorders in children are given. Relevance

Growth of early speech pathology;

The desire of parents to know the level of development of their own child's speech; Early correction-prevention of severe speech disorders;

Ensuring the needs of society in the availability of education, the formation of equal starting opportunities for children. Goal

Prevention and overcoming of possible risks of severe speech development disorders. Tasks

Identify the level of actual development of the child;

To form parents ' adequate perception of their own child's problems;

To model together with parents a system of work aimed at overcoming the delay in speech development;

Teach parents correctional techniques for working with a child. Keywords: speech, development, correction of speech development delay.

References

1. Kiselyova V., Gromova O. Pomosch rebYonku tretego goda zhizni s zaderzhkoy rechevogo razvitiya [Help to a child of the third year of life with delayed speech development]. Doshkolnoe vospitanie [], 2007, no. 11, pp. 103-112. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Kislova T.R. Po doroge k azbuke: metodicheskie rekomendatsii k obrazovatelnoy programme rechevogo razvitiya detey doshkolnogo vozrasta. Moskva :Balass, 2002. 476 p. (In Russ.).

Information about the authors Marikina Elena Alexandrovna

Teacher defectologist, Psychological and Pedagogical Center, Samara region, Tolyatti, marisinaele-na@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.10.2020. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.